Консультация педагога-психолога "Педагогические задачи духовно-нравственного воспитания детей"
консультация

Консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №123 «Гармония» комбинированного вида г. Орска

Консультация

педагога-психолога по теме:

Педагогические задачи
духовно-нравственного
воспитания детей

Подготовила

педагог-психолог ВКК: Гааг Е.А.

г.Орск,2024г.

Очевидно, что в разных форматах образования решаются разные педагогические задачи становления и развития
личности ребенка.
Мы должны хорошо понимать, что должно произойти
с ребенком в результате нашего педагогического воздействия на базе данного содержания? И что произойдет с ребенком,
если мы оставляем только культурологическое содержание
духовно-нравственного образования?

Духовно-нравственное образование – это и есть проблема становления ребенка как личности.
Можно ли педагогическую задачу становления личности ребенка решить только на культурологическом содержании? Нет!!! Духовно-нравственное развитие личности невозможно без нравственной составляющей! Основой нравственности является в первую очередь духовность, которая определяет нормы, правила взаимоотношений в обществе.
Знакомство только с культурологической стороной аспекта, без знакомства с духовной составляющей, не приведет к развитию нравственного потенциала ребенка. Я считаю, что это невозможно, так как просветительское содержание с опорой на знание не дает опыта приобщения.

В качестве примера возьмем понятное всем событие –
праздник Пасхи. Вне приобщения к смыслам этого события
воспитатели, преподаватели остаются на уровне ознакомления с культурой празднования. Дети рисуют, раскрашивают яйца, делают пасхальные поделки и открытки, и истинный смысл
праздника не только не затрагивается, но и распадается лишь на многочисленные технологии, на
умение детьми своего рисовать, клеить, раскрашивать. То есть в таком аспекте нравственное и тем более духовное содержание не наращивается.

 Процесс становления личности подменяется процессом ознакомления с культурой. Думаю, что мы с вами прекрасно понимаем, что
только знание не имеет преображающего значения. Ребенок, который узнал, что есть праздник Пасхи и все готовят куличи
и красят яйца, не стал от этого знания ни нравственным, ни
тем более духовно-нравственно более развитым.

Культурологическое образование, дающее знание
о культуре, номинирующее главные ценности данной культуры, даже примеры следования этим ценностям, но не дающее опыта живого приобщения к культуре, присвоения этих ценностей, не может решать задач даже нравственного развития
личности ребенка.


Таблица 2
Педагогические задачи в разных форматах

Задачи педагога
в культурологическом
формате воспитания

Задачи педагога
в духовном
формате воспитания

Привести ребенка к тому,
что мы считаем правильным

Знакомить не только с традициями, а с истинным смыслом,
дать образец как должно
быть в практике жизни

Снабдить его навыками
выбора ценностей, традиций
и пр.

Дать опыт проживания

Обеспечить упражнение
в поведении в соответствии
с ценностями

Предъявить свою картину мира
и уклад жизни для того, чтобы
ребенку впоследствии было
с чем сравнивать

Очевидно, что во втором варианте задача педагога не
столько знакомить с традицией, сколько донести до него истинный смысл и дать ребенку опыт самостоятельного проживания и приобщения к ценностям в соответствии с традицией.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ"

Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.

Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...

Консультация для родителей. «Формирование духовных, нравственных чувств у детей дошкольного возраста через воспитание у них любви к матери». Средняя группа.

В рамках работы по самообразованию и проектной деятельности по теме: «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством любви к маме»  была подготовлена ...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

Консультация на тему: «Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру»

Консультация на тему: «Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру»«Без игры нет, и не может быть полноценного развития. Игра – ...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Любовь к Отечеству - это и естьто главное основание душилюбого истинного гражданина России.Это и есть тот стержень,  который объединяет нашу страну,который делает её великой, который делает её на...