"Основные средства духовно - нравственного воспитания дошкольников"
консультация на тему

Мохова Елена Николаевна

"Сказка -как средство духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете:

«Основные средства духовно – нравственного воспитания дошкольников»

Тема: «Сказка - как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Средства духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста взаимосвязаны между собой. Это художественные средства – художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино. Собственная деятельность- игровая, познавательная, трудовая, творческая, коммуникативная. Окружающая обстановка – эмоциональное благополучие, любовь окружающих взрослых и сверстников. Природа – живая природа и неживая природа.

Духовно-нравственное воспитание в образовательной деятельности – это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателей и детей, направленный на формирование гармоничной личности.

Духовность -это то, чем и ради чего человек живет и действует.

Нравственность -  это то, как он живет и действует.

Ведущим компонентом, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор - устное народное творчество, существующее в виде пословиц и поговорок, загадок, народного героического эпоса, песенного искусства, сказок. Легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия духовности и нравственности через сказку. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом.

Через сказку дети познают свое место в этом мире, получают первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют детям, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности.

Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих.

Недаром такие ценители русского слова, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, говорили о преображающей силе сказок, а русские мыслители И.А. Ильин и Е.Н. Трубецкой видели в сказке отражение души русского народа.

В.А. Сухомлинский считал, что «…Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка.», «…Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.»

У детей с помощью сказки можно воспитать: волю, веру в себя, смелость, трудолюбие, настойчивость, обязательность, оптимизм целеустремленность, доброту и честность.

А также с помощью сказки у детей можно развить: умение слушать, умение познавать, умение сравнивать, сопоставлять, мыслить словами, связную речь, логическое мышление, внимание, память, воображение, мимику лица и жесты, эстетическое чувство, чувство юмора. Но этого всего возможно достичь лишь в случае, когда ребенок заинтересован и увлечен, поэтому необходимо выбирать сказки, подходящие для определенного возраста. Для этого более подробно остановимся на том, какие сказки и в каком возрасте необходимо читать.

Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, воспитателей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят

Первые годы жизни ребенка -это период колыбельных песен, потешек, прибауток, стихотворений. Они формируют отношения к окружающему миру, обогащают чувства ребёнка, его речь, пробуждают познавательную активность, самостоятельность.

Через них ребенок приходит к первым сказкам. Это сказки о животных с простым повторяющимся сюжетом, где главная задача высмеять плохие черты характера, поступки, вызвать сострадание к слабому, обиженному и научить доброжелательности, помощи друг другу. Это «Курочка Ряба», «Репка, «Колобок», «Теремок».

После 3-х лет происходит осознание ребенком собственного «Я», поэтому он начинает ассоциировать себя с главными героями сказки, подражать им, развивается способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Для этого мы подбираем сказки, в которых ясно, кто хороший, кто плохой, где добро, а где зло, чтобы развить восхищение добрыми героями и осуждение злых.

Эти сказки помогут детям понять: - как дружба помогает победить зло («Зимовье зверей»); - как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); - что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»); - что никуда без разрешения одним ходить нельзя («Маша и медведь»); - что надо слушаться родителей, старших (сказки «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

После 5-ти лет детям мы начинаем читать сказки, в которых положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами. Такие сказки развивают все стороны личности детей: мышление, воображение, эмоции, поведение. Именно, с помощью сказки ребенок получает возможность познавать окружающую жизнь не только умом, но и сердцем.

В таких сказках главные герои не только животные, но и люди, волшебники и колдуны. В таком возрасте детям хорошо подойдут русские народные сказки, сказки Бажова, сказки зарубежных сказочников: Андерсена, Шарля Перро, Братьев Гримм и другие.

Между 6-ю и 7-ю годами мы читаем детям любые сказки, сюжет которых захватывает ребёнка, возбуждает его любопытство, развивает умственные способности и чувства. Дети начинают понимать внутренний смысл сказки, ее эмоциональный подтекст. Понятие о добре и зле заложено в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, царевичей, в виде добрых волшебниц.

Это сказки и былины «Илья Муромец и Добрыня Никитич», «Спящая красавица», «Мальчик-с-пальчик», «Кот в сапогах» и другие произведения Ш. Перро; «Аленький цветочек» А. Аксакова; «Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Снежная королева» Г.Х. Андерсена.

С возраста 6-7 лет читаем сказки-притчи. Это очень эффективное средство развития, воспитания и обучения. Мудрость, которая подаётся в простой и ясной форме, учит детей думать, развивает интуицию и воображение. Притчи заставляют детей задумываться о своём поведении и, иногда, посмеяться над своими же ошибками.

Работа над сказками делится на этапы:

 1. Чтение. Работу над сказками начинаем с чтения народных и литературных сказок. Лучшим путем для восприятия сказок является выразительное чтение. Чем ярче, эмоциональнее мы будем рассказывать и читать сказки, тем большее впечатление они произведут на ребёнка, тем лучше он ее запомнит.

2. Разбор и обсуждение. Отправной точкой для разбора сказки является обсуждение сюжета или ее наиболее ярких эпизодов. В процессе обсуждения мы учим детей анализировать характеры и поступки персонажей, делать выводы, в том числе, об их духовно-нравственных качествах. Учим детей соотносить поведение персонажей сказки с поведением людей.

3. Творческая деятельность. Работа над прочитанными сказками имеет свое логическое продолжение в творческой деятельности детей: рисунках, лепке, аппликациях, которая помогает закреплять образы сказочных героев. Дети сами выбирают понравившиеся сюжеты из сказок, фантазируют. Такая работа развивает наблюдательность, воображение, изобразительные способности, чувства прекрасного и любовь к искусству.

Инсценировка небольших сказок и разыгрывание их по ролям помогает выражать характеры сказочных героев, развивает речь детей и творческие способности. Такая работа сплачивает коллектив, дает возможность каждому ребенку внести свой вклад в «общее дело». Дети становятся добрее, отзывчивее, заботливее и, главное, человечнее, верят в силу любви и добра.

Дети должны сами придумывать сказки абсолютно на любые темы. Сначала мы сочиняем сказки вместе, потом дети делают это самостоятельно. Сочиняем сказки по предложенной серии картинок или просто по интересным детям персонажам. Это помогает ребенку развить логическое мышление, наблюдательность и учит связывать героев или ситуации в некую последовательность событий. Сказки наглядно показывают пути решения сложных задач. Ещё они дают ребенку особое чувство власти над ситуацией и осознание самоконтроля даже в тех случаях, когда он ощущает себя абсолютно беспомощным.

Работа над сказкой должна проводиться не только в детском саду, но обязательно и дома, в семье ребенка. Для этого мы проводим беседы и консультации для родителей. Мы объясняем им: - почему нужно читать и рассказывать сказки; как правильно это делать; - что такое сказка и как правильно её подобрать для ребенка; - после прочтения сказки необходимо обсуждать её содержание вместе с ребенком; - роль сказки в развитии ребенка. Только работая совместно с родителями можно добиться желаемых результатов в использовании сказки как средства духовно-нравственного воспитания детей.

Подводя итог можно сделать следующие выводы:

 1. Сказка является одним из самых доступных и действенных средств для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста.

 2. У детей с помощью сказки можно воспитать: волю, веру в себя, смелость, трудолюбие, настойчивость, обязательность, оптимизм целеустремленность, доброту и честность.

3. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязыч...

МУЗЫКА-КАК ИОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Воспитание нравственных качеств детей, используя программу О.П.Радыновой " Музыкальные шедевры", включая  произведения народного музыкального творчества. Воспитание патриотических чувств и любви ...

Культура как одно из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников

Культура, это неотемлемая часть нашей жизни, она является средством воспитания духовности у детей дошкольного возраста....

"Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Воспитание граждан на традиционных духовно-нравственных ценностях российской культуры для обеспечения духовно-нравственного единства общества, возрождение истинных духовных ценностей российского народ...

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Испокон веков именно сказка  вводила детей в мир идеалов и ценностей традиционной культуры. Сказка нужна и малышу, и шестилетке, и даже подростку. Только задачи сказки по отношению к каждому возр...

«Мини – музей «Русская изба» – средство духовно – нравственного воспитания дошкольников»

Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он тесно связан с системой образовательной деятельности, экскурсий, досугов, фольклорных праздников и развлечений....

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...