«Мини – музей «Русская изба» – средство духовно – нравственного воспитания дошкольников»
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Боровкова Мария Васильевна

Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он тесно связан с системой образовательной деятельности, экскурсий, досугов, фольклорных праздников и развлечений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini_-_muzey_russkaya_izba.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд №1. 

«Мини – музей «Русская изба» – средство духовно – нравственного воспитания дошкольников»

Слайд №2

Формирование у детей патриотических чувств и развития духовности является одним из направлений работы детского сада. Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность. Поэтому мы считаем, что приобщать детей к истокам русской народной культуры необходимо с детства. С этой целью в детском саду создана система работы с детьми по данному направлению

Не  секрет,  что  часто  мы  забываем  о  своих  корнях,  не  знаем  обычаев  и  народных  праздников, и тем  ценнее  тот  факт,  что  наши  дети  знакомятся со  всем  этим  ещё  в  детстве.  Руками педагогов  и родителей в детском саду создан музей «Русская изба». Родители и сотрудники принесли старинные русские вещи, утварь, орудия труда. Так по крупицам появлялись экспонаты музея.

Слад №3 -4

На данный момент наш музей представлен двумя экспозициями: «Русская горница»  и  «Этнографический музей».

 Мини – музей  - одно из средств развития эмоционально – чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Ребенок осознает понятия «прошлое», «настоящее» время, он ощущает себя в потоке времени продолжателем дела предков, приобщается к таланту и мастерству многих поколений и бережно относится ко всему тому, что они создали и оставили. Это способствует расширению жизненного опыта детей, развивает любознательность, интерес к окружающей действительности. Кроме того детство ребенка окружено сказочными историями о стародавних временах, когда бабушка из печки колобка достает или девица-красавица пряжу прядет. Рассмотреть эти вещи на картинке в книжке или увидеть их воочию, потрогать руками – это огромная разница.

Слайд №5

 Создавая музей «Русская изба», мы преследовали цель: Приобщение дошкольников к истории и культуре русского народа.

Для решения данной цели пред педагогическим коллективом  поставлены задачи:

  1. Вызвать у детей познавательный интерес к истории своего народа, желание узнавать новое о его прошлом. Воспитывать чувство гордости и уважения к своему народу (своим предкам и современникам), развивать патриотические чувства.

  1. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций.
  2. Познакомить детей с бытом людей в старину. А также расширить и закрепить уже имеющиеся у детей знания о быте русского народа, о предметах, которые окружали людей в старину.
  3. Приобщать детей к миру искусства через этнокультурную среду музея, развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту окружающего мира.
  4. Ориентировать семьи воспитанников на духовно – нравственное воспитание детей. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада.
  5. Находить и развивать новые формы сотрудничества с родителями, способствовать формированию устойчивых детско-родительских интересов. Развивать интерес к музеям, выставкам, экскурсиям.

Слайд № 6 

Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он тесно связан с системой образовательной деятельности, экскурсий, досугов, фольклорных праздников и развлечений. Образовательная деятельность в мини - музее организовываются в форме

деятельности, предполагающей исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для дошкольников, где дети получают возможность проявить собственную познавательную активность. 

Слайд №7

Содержание нашего мини - музея позволяет воспитателям познакомить детей с нашей историей, фольклором, бытом и подлинными предметами старины. Музей содержит древние реликвии русского народа: русская печь, люлька, прялка, веретено, сундук, предметы кухонной утвари,  музыкальные инструменты и многое другое.

Слайд №8

Функции мини – музея «Русская изба»

  • Знакомство детей с историческим бытовым укладом жизни на Руси.
  • Приобщение к народным праздникам, традициям, культуре.
  • Формирование личностной позиции ребенка при восприятии материала и в процессе творчества.

Работа в музее строится на общепринятых принципах работы:

Слайд № 9

Наглядность.

Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал:

  - русская печка,  деревянные лавки, посуда, утварь,  

  - прялка, кружева, вышивки, старинные платки, полотенца;

  - лоскутные одеяла; подузорники, наволочки (вязанные и вышитые гладью),

  - русские народные инструменты: шумелки, гармошка, балалайка;

Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.

Слайд №10

Интерактивность музейного пространства. В музее русского быта воссоздана уютная обстановка русской избы, а не  «музейная» атмосфера.  Мини – музей дает  возможность ввести  ребенка в особый мир путем действенного познания. Так как существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию. Неописуемый восторг вызывает у них настоящий чугунок, вынутый из русской печи на ухвате.

Невозможно на вербальном уровне объяснить ребятам значение давно вышедших из употребления слов, таких как прялка, ухват, кочерга, ступа, коромысло, половик  и т.д. Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе игры, эти вещи становятся знакомыми, узнаваемыми. И никогда бутафорские предметы не донесут этого смысла, не доставят такого восторга детям, не постигнут они значения старины, которое так важно понять.

Слайд №10 -16

Формы деятельности музея русского быта:

- проведение тематической ООД для дошкольников;  (знакомство с орудиями труда и т.п.

- работа в  комнате русского быта как часть ООД  (создание образов, погружение в атмосферу старины);

- небольшие беседы-пятиминутки с детьми младшего дошкольного возраста, так как  ребенок данного возраста не способен длительное время, сосредоточив внимание, усидеть или устоять на одном месте.

- тематические досуги в комнате русского быта («Русские народные посиделки», «Рождественские колядки», «Масленица», «Верба, вербочка», «Пасха», «В гости пришла Марья Искусница» и др.).

- организация экскурсий для воспитанников и их родителей.

- организация фольклорных досугов и развлечений для дошкольников.

- организация русских народных игр.

- выставки работ детей по изобразительной деятельности, ручному труду;

Слайд №17

Родители являются активными участниками пополнения экспонатов в мини-музей, принимают непосредственное участие в мероприятиях, организованных в ДОУ (развлечения, фольклорные праздники, выставки, акция «Лоскутное одеяло для Домовенка Кузи»).

Слайд №18

На сегодня можно с уверенностью сказать, что благодаря системе работы нашего мини-музея к нам и нашим детям возвращается национальная память, мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, обрядам, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом. Музей является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности, он приобщает их к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус.

Слайд №19

Ах,  как же интересно детям  заниматься в этой избе! Посидеть за прялкой, «испечь» в русской печке пироги, укачать в люльке куклу, попить чай из русского самовара, потом поводить хороводы, поиграть в русские народные игры, заняться рукоделием, расписать пасхальной яйцо. Всему этому учатся дети в нашем саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника".

Опыт работы по организации и создании мини-музея в ДОУ....

Проект " Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Мини-музей - одно из средств развития эмоционально – чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Ребенок осознает понятия «прошлое», &laqu...

Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Проблема духовного развития одна из важнейших проблем человечества. Сегодня современная цивилизация переживает ряд кризисов, которые выражаются в экологических, духовных,  нравственных переменах....

Консультация для родителей "Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

В данном материале представлена консультация для родителей на тему: "Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников". Статья раскрывает особенности и значимость мини-м...

Музей -средство духовно - нравственного воспитания дошкольников

  Как показывает опыт преемственности (при переходе на уровень обучения начального общего образования) обучающиеся с широким кругозором, развитой системой наглядных образов более адаптиров...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...

Мини-музей, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

laquo;Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и педагог долж...