" Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника".
опыты и эксперименты на тему

Опыт работы по организации и создании мини-музея в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника».

Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность. Поэтому ,я считаю, что приобщить детей к истокам народной культуры необходимо с детства. С этой целью я начала работу по созданию мини-музея русского костюма и быта.

Наш мини-музей начался с обращения к родителям воспитанников ,в котором была кратко определена цель данного мероприятия и сформирована просьба помочь собрать необходимый для этого материал.

Так появилась прялка ,посуда тех времен, предметы быта и многое другое.

Так по крупицам появились экспонаты музея. На данный момент наш мини-музей представлен экспозицией «Русская изба».

 Мини-музей - одно из средств развития эмоционально – чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Ребенок осознает понятия «прошлое», «настоящее» время, он ощущает себя в потоке времени продолжателем дела предков, приобщается к таланту и мастерству многих поколений и бережно относится ко всему тому, что они создали и оставили. Это способствует расширению жизненного опыта детей, развивает любознательность, интерес к окружающей действительности. 
Создавая музей «Русская изба», я преследовала  цель - приобщить дошкольников к истории и культуре русского народа. Для решения данной цели  были поставлены задачи:

· Вызвать у детей познавательный интерес к истории своего народа, желание узнавать новое о его прошлом. Воспитывать чувство гордости и уважения к своему народу (своим предкам и современникам), развивать патриотические чувства.

· Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций. 

· Познакомить детей с бытом людей в старину. А также расширить и закрепить уже имеющиеся у детей знания о быте русского народа, о предметах, которые окружали людей в старину.

· Приобщать детей к миру искусства через этнокультурную среду музея, развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту окружающего мира. 

· Ориентировать семьи воспитанников на духовно – нравственное воспитание детей. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада. 

· Находить и развивать новые формы сотрудничества с родителями, способствовать формированию устойчивых детско-родительских интересов. Развивать интерес к музеям, выставкам, экскурсиям. 
Содержание нашего мини-музея позволяет  познакомить детей с нашей историей, фольклором, бытом и подлинными предметами старины. Музей содержит древние реликвии русского народа:, чугуны, прялка, веретено, , предметы кухонной утвари, музыкальные инструменты и многое другое. В музее русского быта воссоздана уютная обстановка русской избы, «интерактивная музейная» атмосфера, где многие предметы можно взять в руки, так как существенной особенностью детского восприятия является лучшее усвоение материала через осязание. Неописуемый восторг вызывает у них настоящий чугунок, вынутый из русской печи на ухвате. 
Формами деятельности музея русского быта являются:

· Проведение тематических  бесед для дошкольников; знакомство с орудиями труда и т.п.

·  Театрализованные экскурсии (дети примеряют на себя различные историко-культурные и психологические роли, проигрывают их).

· Ребенок-экскурсовод (ребенок-рассказчик на качественно лучшем уровне усваивает информацию, а дети-слушатели воспринимают слова своего товарища с большим вниманием и отдачей).

· Небольшие беседы-пятиминутки с детьми младшего дошкольного возраста, так как ребенок данного возраста не способен длительное время, сосредоточив внимание, усидеть или устоять на одном месте. 

· Тематические досуги («Русские народные посиделки», «Рождественские колядки», «Масленица»,  «Пасха»)

· организация экскурсий для воспитанников и их родителей. 

· организация фольклорных досугов и развлечений для дошкольников. 

· организация русских народных игр.

· выставки работ детей по изобразительной деятельности, ручному труду.
Родители являются активными участниками пополнения экспонатов в мини-музей, принимают непосредственное участие в мероприятиях, организованных в ДОУ (развлечения, фольклорные праздники, выставки). На сегодня можно с уверенностью сказать, что благодаря системе работы нашего мини-музея к нам и нашим детям возвращается национальная память, мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, обрядам, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом. Мини-музей является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности, он приобщает их к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус. Ах, как же интересно детям заниматься в этой « избе». Посидеть за прялкой, «испечь» в русской печке пироги, попить чай из русского самовара, потом поводить хороводы, поиграть в русские народные игры, заняться рукоделием, расписать пасхальное яйцо. Всему этому учатся дети в нашем саду.
Такая совместная деятельность детей, педагогов, родителей расширяет круг общения, помогает создать полноценную среду развития, способствует самореализации каждого и взаимообогащению всех.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мини – музей «Русская изба» – средство духовно – нравственного воспитания дошкольников»

Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он тесно связан с системой образовательной деятельности, экскурсий, досугов, фольклорных праздников и развлечений....

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Проект " Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Мини-музей - одно из средств развития эмоционально – чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Ребенок осознает понятия «прошлое», &laqu...

Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Проблема духовного развития одна из важнейших проблем человечества. Сегодня современная цивилизация переживает ряд кризисов, которые выражаются в экологических, духовных,  нравственных переменах....

Консультация для родителей "Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

В данном материале представлена консультация для родителей на тему: "Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников". Статья раскрывает особенности и значимость мини-м...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...