Проект парциальной программы "Веселые нотки"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Селезнева Татьяна Ивановна

формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_partsialnoy_programma.doc296 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

на ____1____ квалификационную категорию

ПРОЕКТ

ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Выполнила:

Селезнева

Татьяна Ивановна,

Музыкальный руководитель МБОУ Краснокоммунарский д\сад «Стрела»

Руководитель:

Масловская С.В.,

к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ИПКиППРО ОГПУ

Оренбург

2015


«ПРИНЯТО»

«УТВЕРЖДЕНО»

на Педагогическом совете

МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад Стрела»

Зав. МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад Стрела»

Протокол № _______________________

____________________Л.Ф. Переплетчикова

«_____» ______________________2014 г.

«_____» ______________________2014г.

ПРОЕКТ

ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ» 

МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «КРАСНОКОММУНАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД  «СТРЕЛА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА »

Автор:

Селезнева

Татьяна Ивановна,

Музыкальный руководитель МБДОУ

«Краснокоммунарский детский сад Стрела»

Оренбург

2015


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Целевой раздел………………………………………………………

Пояснительная запика……………………………………………….

4

1.1

Актуальность парциальной образовательной программы…………

4

1.2

Цель и задачи парциальной образовательной программы…………

5

1.3

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы…………………………………………………………….

5

1.4

Возрастные характеристики развития детей……………………….

6

1.5

Планируемые результаты освоения детьми парциальной образовательной программы…………………………………………

7

1.6

Обоснование выбора содержания парциальной программы………

7

1.7

Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы…………………………………………

8

II.

Содержательный раздел

2.1

Тематическое планирование образовательной деятельнсти……...

9

2.2

Содержание парциальной образовательной програмы…………...

13

III.

Организационный раздел

3.1

Кадровое обеспечение программы…………………………………..

15

3.2

Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы…………………………………………

15

3.3

Методическое обеспечение материалами и средствами развития, обучения и воспитания……………………………………………….

15

3.4

Время и сроки реализации парциальной образовательной программы…………………………………………………………….

15

3.5

Организация развивающей предметно-пространственной среды

16

IV.

Литература…………………………………………………………...

17

Приложение

18


I. Целевой раздел

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Актуальность парциальной образовательной программы

Согласно ФГОС к основным задачам современного дошкольного образования относится формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Важнейшим средством для достижения данной задачи является художественно-эстетическое развитие ребенка, которое обеспечивает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной,  и др.).

Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которого успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к  музыке, обогащаются переживания ребенка, формируются слуховые представлении, звуковысотных отношений – Н.А. Ветлугина. Очевидное воздействие пения на физическое развитие ребенка, оно влияет на общее состояние организма, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания

Правильное поставленное пение формирует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса, улучшает детскую речь, координацию голоса и слуха. Пение воспитывает эстетическое восприятие эстетические чувства, художественно-музыкальный вкус, оценочное отношение к песне. У детей появляются любимые песни, любовь к пению.

Пение одно из основных средств музыкального воспитания детей, оно наиболее доступно детям. Дети любят петь, через пение они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои мысли и чувства, текст песни позволяет  глубже понять содержание музыки, облегчает усвоение мелодии. Когда слова пропеваются протяжно нараспев это помогает четкому произношению отдельных звуков, слогов. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики для ребенка, ребенок учится правильно дышать, а имитирование способствует выполнение танцевальных  движений при пении, способствует укреплению организма ребенка.

1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы

     Цель:  формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности.

     Задачи: 

  1. Формирование основных культурных способов деятельности в процессе музыкально-творческой деятельности детей.
  2. Развитие воображения детей в процессе игровой деятельности.
  3.  Воспитание любознательности детей во взаимодействии детей и взрослых, со сверстниками.

1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

  • индивидуализации музыкального образования;
  • содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе музыкально-творческой деятельности, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержки инициативы детей в различных видах музыкально-творческой деятельности;
  • приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в музыкальной, певческой деятельности; 
  • возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту  и особенностям развития);
  • учёта этнокультурной ситуации развития детей;
  • занятия требованиями к условиям реализации Программы, обеспечивающими социальную ситуацию развития личности ребёнка, ключевого места в структуре Стандарта.

Системно-деятельностный подход обеспечивает:

  • воспитание и развитие качеств личности ребенка, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  • ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий,  познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации  образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения воспитанниками ДОУ новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Культурологический подход способствует учету национальных, религиозных, исторических особенностей учащихся, сближению образования с жизнью обучающихся. Поскольку каждая конкретная культура имеет свой путь развития и свой уровень, то именно в ней и следует воспитывать детей в диалоге с другими культурами. Культурологический подход к образованию – это создание единого уклада жизни школы и семьи, гармонизация интересов общества, школы и личности учащегося. Он основан на использовании в процессе обучения и воспитания опыта ребенка и его семьи, на обеспечении ведущей роли социокультурного контекста развития, активизации деятельности ребенка, освоении знаково-символической структуры деятельности своего народа, творческом характере развития.

Семья влияет на формирование начал музыкально-эстетической культуры ребенка, музыкальный педагог и родители помогают музыкальному развитию ребенка, содействуют обоюдно, развивая его певческие способности.

1.4. Возрастные особенности художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольный возраст (5—6 лет) происходят быстрые, качественные изменения в психологии и поведения детей, которые в дошкольном детстве происходят каждые один-два года.

В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок научается пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления.

Среди разнообразных видов творческой деятельности, которой любят заниматься дети дошкольного возраста, большое место занимает изобразительное искусство, в частности детское рисование. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения и мышления. В рисунках дети стремятся передавать свои впечатления и знания, получаемые из внешнего мира. Рисунки могут существенно меняться в зависимости от физического или психологического состояния ребенка (болезнь, настроение и т.п.).

 Важное место в художественно-творческой деятельности дошкольников занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В этом возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности танцевальные. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности.

 Ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия форм межличностного сотрудничества, как дошкольный, так как он связан с необходимостью развития самых различных сторон личности ребенка. Это — сотрудничество со сверстниками, со взрослыми, игры, общение и совместный труд. На протяжении дошкольного детства последовательно совершенствуются следующие основные виды деятельности детей: игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры-общение, домашний труд. Примерно за год или два до поступления в школу к названным видам деятельности добавляется еще один — учебная деятельность, и ребенок 5—6 лет практически оказывается вовлеченным, по меньшей мере, в семь-восемь различных видов деятельности, каждый из которых специфически интеллектуально и морально развивает его.

Наряду с развитием восприятия в дошкольном возрасте идет процесс совершенствования внимания. Внимание в этом возрасте, как правило, редко возникает под влиянием внутренне поставленной задачи или размышлений, т. е. фактически не является произвольным. Можно предположить, что с началом формирования произвольного внимания связаны внутренне регулируемое восприятие и активное владение речью.

Развитие памяти в дошкольном возрасте также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию.

В старшем дошкольном возрасте при тех же условиях происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. При этом в соответствующих процессах выделяются и начинают относительно самостоятельно развиваться специальные перцептивные действия, опосредствующие мнемические процессы и направленные на то, чтобы лучше запомнить, полнее и точнее воспроизвести удержанный в памяти материал.

Продуктивность запоминания в игре у детей намного выше, чем вне ее.

С возрастом развивается способность ребенка оценивать возможности собственной памяти, причем чем старше дети, тем лучше они могут это делать. Со временем становятся более разнообразными и гибкими стратегии запоминания и воспроизведения материала, которые применяет ребенок. Из 12 предъявленных картинок ребенок в возрасте 4 лет, например, узнает все 12, но способен воспроизвести только две или три, в то время как 10-летний ребенок, узнав все картинки, в состоянии воспроизвести 8 из них.

Первые припоминания впечатлений, полученных в раннем детстве, относятся обычно к возрасту около трех лет (имеются в виду воспоминания взрослых людей, связанные с детством). Было установлено, что почти 75% первых детских припоминаний приходится на возраст от трех до четырех лет. Это значит, что к данному возражу, т. е. к началу раннего дошкольного детства, у ребенка складывается долговременная память и ее основные механизмы. Одним из них является ассоциативная связь запоминаемого материала с эмоциональными переживаниями. Запечатляющая роль эмоций в долговременной памяти начинает проявлять себя, по-видимому, уже в начале дошкольного возраста.

При помощи механических повторений информации дети в старшем дошкольном возрасте могут неплохо ее запоминать. У них появляются первые признаки смыслового запоминания. При активной умственной работе дети запоминают материал лучше, чем без такой работы. Хорошо развита у детей данного возраста эйдетическая память.

Эстетическое воспитание используя художественное воспитание развивает человек в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.

В дошкольном возрасте идет приобщение ребенка к познанию окружающего мира, активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

Существует три основных направления психологического развития детей дошкольного возраста:

  1. Формирование личности
  • ребенок осознает свое «Я», свою активность, деятельность, объективно оценивает себя
  • усложняется эмоциональная жизнь ребенка, обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства
  1. Расширение сферы деятельности ребенка
  • ребенок осваивает цели, мотивы различных видов деятельности
  • формируются определенные навыки, умения, способности ( настойчивость, организованность, общительность, инициативность, трудолюбие
  1. Интенсивные познавательные развития
  • совершенствование сенсорной культуры языка
  • активное развитие видов и свойств памяти, воображения
  • в возрасте 5 – 7 лет у детей развиваются изобразительные музыкальные способности, воображение, мышление.
  • Изменение, происходящее в сфере познавательных процессов.

К концу преддошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния, например: радуется красивому банту, любуется игрушкой.

1.5. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы

У детей

  • сформированы основные культурные способы деятельности в процессе музыкально-творческой деятельности детей;
  • развито воображение детей в процессе игровой деятельности;
  • воспитана любознательность детей во взаимодействии детей и взрослых, со сверстниками.

1.6. Обоснование выбора содержания парциальной программы

Основная образовательная программа, используемая в детском саду – «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы. Парциальная программа дополняет основную образовательную программу за счет нового песенного репертуара,  использования песен-караоке для детей, особенности песенного репертуара Оренбургской области с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

1.7. Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы 

  • Промежуточное развлечение «Посиделки»
  • Промежуточное развлечение «Родина моя»
  • Праздник «Радостное детство»
  • Концерт «Веселые нотки»

 (В приложении 1 карта наблюдения развития ребенка)

Наиболее яркие, удачные выступления детей заносятся на сайт, записываются на диск, вывешиваются фотографии детей (их исполнение) в музыкальный уголок, делается презентация какого-то праздника для обозрения родителям, детям, гостям.

 


II.  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Модуль/Тема

Объём ОД (в мин.)

Способы реализации

Виды детской деятельности и/или активности и/или культурные практики активности

Модуль 1. Русские народные песни

1.1

Хороводные песни

25–30 минут

Групповые (беседа, объяснение, наблюдение, разучивание, пение, восприятие, показ, выполнение)

Индивидуальные (объяснение, восприятие, разучивание, рассматривание, пение, показ, выполнение)

Взаимодействие с родителями (изготовление атрибутов, пошив костюмов)

Игровая (народные, игра-инсценировка), «завяжися узелок», «медведюшка – батюшка»

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), в игре, в пении

Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), наблюдение на прогулке

Восприятие художественной литературы и фольклора, потешки, частушки

Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах), хоровод «собирайся народ», «рябинушка», песни-инсценировки «ты куда серый зайчик»

Двигательная (овладение основными движениями) подвижная игра «ручеек»

1.2

Плясовые песни

25–30 минут

Групповые ( беседа, объяснение, рассматривание, восприятие, разучивание, пение, музицирование, показ)

Индивидуальные (восприятие, объяснение, разучивание, пение, музицирование, показ, выполнение)

Игровая (творческая, народная), «перепляс», «выходи подружка»

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), беседа, объяснение, рассматривание

Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), бусы из калины, рябины, венок из цветов.

Восприятие художественной литературы и фольклора, стихи, загадки, шутки (сочинительство)

Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах), песни- инсценировки, «самовар», «мой веночек

Двигательная (овладение основными движениями) игра с правилами «догони свой бубен»

1.3

Трудовые песни

25–30 минут

Групповые (рассматривание, беседа, объяснение, рассуждение, разучивание, пение, выполнение)

Индивидуальные (беседа, объяснение, рассматривание, разучивание, пение, показ, рассуждение)

Игровая (народная), «наколи и напили», сюжетно-ролевая «выходи подружка»

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), беседа, рассматривание, объяснение

Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), орудие труда; топор, пила, молоток (муляж), поленья

Восприятие художественной литературы и фольклора, стихи о труде, загадки (сочинительство)

Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах), песни- инсценировки, «вот я колышки тешу», «трудовая»

Двигательная (овладение основными движениями) «помоги хозяйке», подвижная игра.

1.4

Песни – частушки

Песни – потешки

25–30 минут

Групповые (рассматривание, объяснение, беседа, разучивание, восприятие, пение, музицирование, показ, выполнение)

Индивидуальные (восприятие, объяснение, рассматривание, разучивание, пение, музицирование, показ, выполнение)

Взаимодействие с родителями (изготовление муляжей, атрибутов

Игровая (игра с правилами, народная), «путаница»

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), беседа, рассматривание, восприятие

Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), атрибуты, муляжи

Восприятие художественной литературы и фольклора, частушки, потешки, шутки (сочинительство) костюмы, атрибуты

Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах), песни- частушка, песни- потешки

Двигательная (овладение основными движениями) игра подвижная «кто вперед нарядиться»

Модуль 2. Патриотические песни

2.1

Песни о Родине (большой и малой)

25–30 минут

Групповые (наблюдение, рассматривание, беседа, объяснение, обсуждение, разучивание, пение, показ, выполнение, отрабатывание)

Индивидуальные (рассматривание, восприятие, разучивание, пение, показ, выполнение)

Взаимодействие с родителями (рисование, аппликации «мой родной

Игровая (творческая), «ты моя березонька» р.н.м.

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), беседа, обсуждение, наблюдение

Познавательно-исследовательская ( символы родины, гимн России, иллюстрации)

Восприятие художественной литературы и фольклора, стихи о родине

Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах), песня «электричка» Вахрушевой, «песня о родине» Дунаевского, «самая счастливая» Чичкова, «родные места» Вахрушевой.

Двигательная (овладение основными движениями) «поезд», «вагончики»

2.2

Песни об армии

25–30 минут

Групповые (рассматривание, показ, исполнение, восприятие, беседа, обсуждение, разучивание, пение)

Индивидуальные (беседа, разучивание, восприятие, пение, показ, исполнение)

Взаимодействие с родителями (изготовление атрибутики)

Игровая (сюжетно-ролевая), «я солдат»,

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), беседа, рассматривание, восприятие

Познавательно-исследовательская (военная форма, оружие, знаки различия)

Восприятие художественной литературы и фольклора, стихи о защитниках нашей родины

Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах), песни «военная игра» Ветлиной, «армия родная» Тиличеевой, «буду моряком» Девочкиной, «пограничник» Вветлиной

Двигательная (овладение основными движениями) подвижная, «кто самый ловкий»

2.3

Песни военных лет

25–30 минут

Групповая (восприятие, беседа, обсуждение, рассматривание, исполнение, разучивание)

Индивидуальная (беседа, объяснение, разучивание, пение)

Игровая (музыкальн-дидактическая игра), «чей марш»

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), беседа, рассматривание, объяснение

Познавательно-исследовательская (военная форма, оружие, знаки различия)

Восприятие художественной литературы и фольклора, стихи о защитниках нашей родины

Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах), слушание «дороги», «землянка», «хотят ли русские войны», песня о победе, песня «ветераны идут» Роот, песня «вот какая бабушка» Шестаковой

Двигательная (овладение основными движениями) упражнения с цветами и флажками

2.4

Песни о природе (времена года)

25–30 минут

Групповая (наблюдение, объяснение, рассматривание, восприятие, разучивание, исполнение, пение, показ)

Индивидуальная (рассматривание, беседа, объяснение, разучивание, пение)

Игровая (творческая), «зимний пейзаж», «цветное солнышко»

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), беседа, рассматрива

сматривание, объяснение

Познавательно-исследовательская (природные паделки, иллюстрации)

Восприятие художественной литературы и фольклора, стихи и загадки о временах года

Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах), «чудесный зимний день» Головлевой, «что нам нравиться зимой»

Двигательная (овладение основными движениями) подвижная игра «снежный ком»

Модуль 3. Пение для друзей

3.1

Праздничные песни

25–30 минут

Групповые (рассматривание, беседа, объяснение, восприятие, показ, пение, разучивание, выполнение)

Индивидуальные (восприятие, объяснение, разучивание, показ, исполнение)

Взаимосвязь с родителями (пошив элементов костюмов)

Игровая (творческая), «весеннее солнышко»

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), беседа, рассматривание, объяснение

Познавательно-исследовательская (подснежник, листочки, снежинки)

Восприятие художественной литературы и фольклора, праздничные стихи, стихи о маме

Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах), «песни о маме», «бабушки родные» (песни-караоке

Двигательная (овладение основными движениями) подвижная игра «мамины помощники»

3.2

Песни детства

25–30 минут

Групповые (беседа, рассматривание, восприятие, разучивание, показ, выполнение)

Индивидуальные (восприятие, беседа, разучивание, показ, пение, музицирование)

Игровая (музыкально-дидактическая), «кто на чем играет»

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), беседа, рассматривание, объяснение

Познавательно-исследовательская (шум ветра, звон ручья, тиканье часов, музыкальная шкатулка)

Восприятие художественной литературы и фольклора, стихи, загадки «мои игрушки»

Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах), «наш автобус голубой» Филиппенко, «веселая капель» Морозовой, «тик так» Островского

Двигательная (овладение основными движениями) подвижная игра «собери игрушки»

3.3

Песни из мультфильма

25–30 минут

Групповые (просмотр, обсуждение, беседа, разучивание, показ, восприятие, выполнение)

Индивидуальные ( беседа, рассматривание, разучивание, пение, музицирование)

Игровая (сюжетно-ролевая), «маша и медведь»

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), беседа, рассматривание, объяснение

Познавательно-исследовательская (герои из мультфильмов, игрушки, иллюстрации)

Восприятие художественной литературы и фольклора, загадки, фрагменты мультфильмов

Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах), «неприятность эту мы переживем» Савельев, «колыбельная для дракоши» Моцарт, «рыжий рыжий конопатый» Ботлярова

Двигательная (овладение основными движениями) подвижная игра «угощение для чебурашки»»

3.4

Песни о дружбе

25–30 минут

Групповые (рассматривание, беседа, восприятие, разучивание, пение, показ, выполнение)

Индивидуальные (беседа, разучивание, показ, пение, музицирование)

Игровая (сюжетно-ролевая), «дружные ребята»

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), беседа, рассматривание, объяснение

Познавательно-исследовательская (атрибуты, игрушки, муляжи)

Восприятие художественной литературы и фольклора, стихи о дружбе

Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) «все мы делим пополам» Шаинский, «дорога добра» Энтин, «давай дружить»  Файнберг

Двигательная (овладение основными движениями) подвижная игра «помоги своему другу»


2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Модуль 1. Русские народные песни

Тема 1.1 Хороводные песни

История хороводных песен. Народные гуляния.  Особенности хороводных песен.  Танцевальные движения в хороводе. Сопровождение хоровода игрой на музыкальных инструментах.  Инсценировка хоровода. Русские народные костюмы.

Формы, способы, методы:

Форы работы: групповые , фронтальные, и индивидуальная деятельность.

Методы и способы работы:

  • наглядно-слуховой ( восприятие музыки, видеозапись, аудиозапись)
  • наглядно-зрительный ( рассматривание картин, иллюстраций, )
  • словесный (пение, стихи, загадки, шутки)
  • практический (танцевальные движения, имитирование, импровизирование, инсценирование, игра на музыкальных инструментах)

Средства образования и развития:

     Музыкальный ряд: русская народная музыка (аудиозапись), русские народные инструменты.

     Зрительный ряд: костюмы, элементы костюмов, атрибуты, иллюстрации, фото с праздников в д/саду, кукла в русском народном костюме.

    Литературный ряд: русские народные потешки, частушки, забавы, стихи, объяснение непонятных слов, из текста и их осмысление с детьми.

Материалы и оборудование: декорации - домик, заборчик, пенечек, дерево, магнитофон, музыкальный центр, музыкальная литература, пианино, муляжи (топор, пила, молоток).

Взаимодействие участников образовательных отношений: беседа педагога с детьми, разучивание и совместное исполнение песни, показ танцевальных движений, разучивание движений, пение детей вместе, общение – потешки, стихи, частушки, пение с обращением к друг другу, совместные игровые моменты с правилами, традициями.

Тема 1.2 Плясовые песни

Беседа – откуда берутся плясовые песни. Характер плясовых песен. особенности песен-плясок. Танцевальные движения в песнях-плясках. музицирование в песнях плясках. Инсценирование в песнях-плясках

Формы, способы, методы: групповые, фронтальные, индивидуальная деятельность.

Методы и способы работы:

  • словесный (пение, объяснение, шутки)
  • наглядно-слуховой (аудиовидеозапись, восприятие музыки)
  • наглядно-зрительный (иллюстрации, картины, атрибуты, костюмы, фото с презентацией, муляжи)
  • практический ( игра на музыкальных инструментах, танцевальные движения, имитирования, игры разных видов, импровизирования)

Средства образования и развития

Музыкальный ряд: музыкальные инструменты, их звучание, аудиозапись народных плясовых песен, видео- исполнение плясовых народных песен, сборники народных песен (музыкальная литература)

Зрительный ряд: презентация русского народного праздника (фото детей), иллюстрации, элементы костюмов, костюмы, муляжи народных инструментов, бусы из рябины, веночки, платочки.

Литературный ряд: художественное слово; стихи из песен, хороводов

Материалы и оборудование: пианино, музыкальный центр, муляжи, домик, иллюстрации, костюмы.

Взаимодействие участников образовательных отношений:

Совместно с педагогом беседа, чтение стихов, обсуждение, осмысление текста, разучивание песен и танцевальных движений, обучение инсценированию, игре на музыкальных инструментах, общение детей друг с другом посредством высказывания своих мыслей, пения, инсценирование, пляски, перепляса.

Тема 1.3 Трудовые песни

Беседа с детьми – как рождаются трудовые песни. Знакомство с трудом сельских тружеников. Характер трудовых песен. Особенности трудовых песен. Предметы труда. Исполнение трудовых песен с инсценированием и музицированием.

Формы, способы, методы: групповая, фронтальная,  индивидуальная деятельность.

Методы и способы:

  • наглядно-зрительный ( рассматривание иллюстраций, предметов труда, атрибутов, декораций)
  • наглядно-слуховой  (аудиозапись, видеозапись, шумы)
  • словесный (беседа, объяснение, обсуждение)
  • практический  (имитирование, игры разных видов, музицирование, выполнение танцевальных движений, инсценирование песен)

Средства образования и развития

Музыкальный ряд: русские трудовые песни (аудиозапись в исполнении детей и взрослых), звучание русских народных инструментов.

Зрительный ряд: иллюстрации, атрибуты, костюмы, элементы костюмов, муляжи, демонстрационный материал, предметы (игрушки в народном стиле, самовар, прялка, дровишки, подкова, домик, лавочка).

Литературный ряд: прибаутки, шутки, стихи о работе в поле, дома (народные).

Материалы и оборудование:  пианино, музыкальный центр, магнитофон, видеозапись, иллюстрации, костюмы, инструменты, муляжи, декорации.

Взаимодействие участников образовательных отношений: беседа, обсуждение, высказывание своих мыслей, разучивание и исполнение песни, танцевальных движений совместно с педагогом, показ инсценирования, имитирования движений ( на прялке, в кузнице, дома, в поле), общение детей друг с другом посредством пения, пляски, инсценирования, игровых моментов ( колоть, пилить дрова, прясть пряжу с пением, ухаживать за самоваром, собирать ягоды, грибы).

Тема 1.4 Песни-частушки, песни-потешки

Откуда берутся песни-частушки, потешки. Особенности песен- частушек, потешек. Их характер. Восприятие, разучивание песен- частушек, потешек, с танцевальными движениями, с музицированием, с инсценированием.

Формы, способы, методы: групповая, фронтальная, индивидуальная деятельность.

Методы и способы:

  • наглядно-слуховой ( восприятие музыки, аудиозапись, песни-караоке для детей)
  • наглядно-зрительный ( рассматривание иллюстраций, муляжей, атрибутов, ряженье в костюмы)
  • словесный ( стихи, шутки-прибаутки)
  • практический (пение, музицирование, игры разных видов, имитирование, танцевальные движения, импровизирование)

Средства образования и развития:

Музыкальный ряд: аудиозапись частушек, шуточных песен, песни-караоке для детей, звучание народных инструментов.

Зрительный ряд: иллюстрации, муляжи, демонстрационный материал, атрибуты, костюмы, декорации, игрушки (народные).

Литературный ряд: стихи, шутки, забавы, прибаутки.

 Материалы и оборудование: музыкальный центр, пианино, магнитофон, фото с презентации народного праздника (дети), декорации (домик, лавочки, пеньки, игрушки), муляжи народных инструментов, предметы (столик, стульчик, банты, коробочка музыкальная).

Взаимодействие участников образовательных отношений:

Восприятие музыки, беседа, общение, осмысление текста, понятие шутки, забавы, разучивание и исполнение песни, танцевальных движений, игра на музыкальных инструментах, общение детей в пении, беседе, в игровых моментах, умении взаимодействовать друг с другом, шутить, веселиться,  например в игре «путаница».

Модуль 2. Патриотические песни

Тема  2.1 Песни о родине (большая и малая)

Беседа – что такое Родине. Беседа о малой Родине. Символы России. Президент России. Красота и необъятность природы нашей родины. Восприятие музыки. Исполнение гимна России. Пение песен о Родине с имитированием, с музицированием, с танцевальными движениями

Формы, способы, методы: групповая, фронтальная, индивидуальная деятельность.

Методы и способы:

  • наглядно-слуховой (восприятие музыки, шумы, аудиозапись)
  • наглядно-зрительный ( иллюстрации, фото с презентации, символы, муляжи, паделки из природного материала, наблюдение)
  • словесный ( стихи о природе, о Родине, беседа, обсуждение)
  • практический ( пение песен о Родине, с танцевальными движениями, с импровизированием, с имитированием, игры разных видов)

Средства образования и развития

Музыкальный ряд: аудиозапись (гимн, песни о Родине, шумы, звуки) звучание музыкальных инструментов.

Зрительный ряд: иллюстрации, фото с презентации, флаг, герб родины, муляжи (ягоды, грибы, овощи, фрукты), поделки из природного материала.

Литературный ряд: дискуссия во время прогулки, наблюдение с использованием художественного слова, стихов о природе, насекомых, птицах.

Материалы и оборудование: пианино, ноутбук (видео), музыкальный центр, магнитофон (аудиозапись), музыкальная литература (репертуар песенный), атрибуты, игрушки, демонстрационный материал, иллюстрации, портреты композиторов, портрет президента Р.Ф.

Взаимодействие участников образовательных отношений:

Рассматривание иллюстрации, восприятие зрительное, слуховое (музыка, шумы) осмысление, понятие текста, разучивание текста с пением и танцевальными движениями, имитированием, игровыми моментами (вагончики), беседа с детьми, обсуждение совместно с педагогом, общение друг с другом посредством устной речи, пения, выполнения движений, игровых моментов.

Тема 2.2. песни об армии

Беседа на тему «защитники нашей родины». Рода войск. Военная форма. знаки различия. Восприятие, разучивание песен об армии. С фигурной ходьбой, с упражнениями, с танцевальными движениями.

Формы, способы, методы: групповые, фронтальные, индивидуальная

Методы и способы:

  • наглядно-слуховой ( шумы моря, птиц, самолета, аудиозапись)
  • наглядно-зрительный ( фото с презентации, иллюстрации, военные игрушки, цветы, флажки, знаки различия)
  • словесный (стихи к дню защитника отечества, беседа)
  • практический ( пение песен, упражнения, танцевальные движения, имитирования, подвижные игры)

Средства образования и развития:

Музыкальный ряд: шумы( пение птиц, шум моря, шум взлетающего самолета). Фрагменты песни об армии (аудиозапись)

Зрительный ряд: иллюстрации, военная форма, знаки различия, цветы, фото с презентации, флажки, атрибуты, игрушки.

Литературный ряд: стихи к дню «защитника отечества» совместно с детьми.

Материалы и оборудование: пианино, музыкальный центр, магнитофон, костюмы, атрибуты, иллюстрации, музыкальная литература, портреты композиторов.

Взаимодействие участников образовательных отношений:

Общение, беседа, осмысление понятий текста, чтение стихов,  разучивание песен совместно с педагогом с имитированием, движениями, танцевальными движениями, ритмической ходьбой, импровизированием, общение друг с другом в игровой, певческой, танцевальной деятельности, восприятии, беседе, активизирует игра «кто быстрее», «я солдат» содействует развитию умения дружить, помогать друг другу, переживать друг за друга.

Тема 2.3 Песни военных лет

Беседа о Великой Отечественной войне. Памятники героям. Ордена, медали ветеранов войны. Восприятие музыки «огненных» лет. Разучивание, пение песен о победе. Характер военных песен. Их особенности. Пение песен с имитированием.

Формы, способы, методы: коллективная, индивидуальная деятельность.

Методы и способы:

  • наглядно-слуховой (восприятие музыки, аудиозапись песен о войне)
  • наглядно-зрительный (иллюстрации, ордена, медали, атрибуты, военная форма)
  • словесный (беседа, обсуждение, стихи о войне, о победе)
  • практический (пение песен, с имитированием, с танцевальными движениями)

Средства образования и развития:

Музыкальный ряд: аудиозапись песни военных лет, пение о победе, шумы (голуби)

Зрительный ряд: иллюстрации, элементы костюмов, игрушки военные, костюмы, атрибуты, фото с презентации «9 мая – день победы».

Литературный ряд: стихи о войне, о победе, отрывки из песен.

Материалы и оборудование: пианино, музыкальный центр, магнитофон, музыкальная литература, костюмы, атрибуты, аудиозапись музыки, шумы, военные игрушки (ружье, пистолет, танк..).

Взаимодействие участников образовательных отношений:

Беседа, обсуждение, осмысление, высказывание мыслей, общение друг с другом устной речью, через пение, танцевальные движения, через восприятие зрительное и слуховое, общение, через понимание, что означает «минута молчания», что значить «чтить память героям», возложение цветов памятникам героев великой отечественной войны.

Тема 2.4 Песни о природе (времена года)

Времена года. Их признаки, особенности. Красота природы. Природные паделки. Бусы из рябины, венок из листьев, венок из цветов. Восприятие музыки природы. Шумы (птицы, ветер, дождь, вьюга). Разучивание, пение песен о природе с танцевальными движениями, с имитированием, с импровизированием.

Формы, способы, методы: групповая, фронтальная, индивидуальная деятельность

Методы и способы:

  • наглядно-слуховой ( шумы птиц, ветра, ручейка, вьюги, аудиозапись песен о зиме, весне, осени, лете (фрагменты), песни-караоке для детей)
  • наглядно-зрительный (иллюстрации, атрибуты, муляжи, фото)
  • словесный (беседа, объяснение, рассуждение, загадки о временах года)
  • практический (импровизирование, имитирование, танцевальные движения, пение песен, игры разных видов, музицирование)

Средства образования и развития:

Музыкальный ряд: шумы (насекомые, птицы, ветер, ручей, вьюга). аудиозапись песен о зиме, осени, весне, лете (фрагменты).

Музыкальные инструменты, песни-караоке для детей.

Зрительный ряд: иллюстрации, фото, атрибуты (листья, цветы, снежки, подснежник), муляжи (ягоды, грибы, шишки), игрушки (ежик, зайчик, лисичка).

Литературный ряд: загадки о временах года.

Материалы и оборудование: пианино, музыкальный центр, магнитофон, диск, ноутбук, флеш-карта; иллюстрации, портреты композиторов, игрушки, атрибуты, музыкальная литература.

Взаимодействие участников образовательных отношений:

Совместно с педагогом беседа, обсуждение темы, смысла песни, объяснение словосочетаний, сложных слов, разучивание песен, танцевальных движений, имитирование, музицирование, разгадывание загадок, игры – «осеннее солнышко», «зимний пейзаж», совместные двигательные функции, переживание друг за друга, умение помочь друг другу.

Модуль 3. Песни для друзей

Тема 3.1 праздничные песни

Беседа о детских праздниках. Характер праздничных песен. Особенности праздничных песен. Какие праздники любят дети. Разучивание и пение праздничных песен с использованием атрибутики, музыкальных инструментов (шумовых), пение с танцевальными движениями, с имитированием, с инсценированием, с импровизированием.

Формы, способы, методы: групповая, фронтальная,  индивидуальная деятельность.

Методы и способы:

  • наглядно-слуховой ( песни-караоке для детей, аудиозапись детских песен)
  • наглядно-зрительный (атрибуты, костюмы, иллюстрации, фото с праздников)
  • словесный (стихи о весне, о маме, о бабушке)
  • практический ( пение песен, музицирование, танцевальные движения, импровизирование, имитирование под собственное пение, игры разных видов)

Средства образования и развития:

Музыкальный ряд: аудиозапись песни о маме, песни-караоке для детей о весне, музыкальные инструменты.

Зрительный ряд: иллюстрации, фото с праздников, атрибуты (цветы, весенний наряд, костюм, игрушки, сосульки).

Литературный ряд: стихи о весне, о маме, о бабушке.

Материалы и оборудование: аудиозапись детской эстрадной музыки, пианино, музыкальный центр, магнитофон, муляжи, атрибуты, игрушки, иллюстрации, костюм весны (детский).

Взаимодействие участников образовательных отношений:

Беседа, осмысление текста, восприятие музыки, рассматривание иллюстраций, обсуждение, высказывание своих мыслей совместно с педагогом, общение детей устное, взаимодействие детей в певческой, танцевальной деятельности, игровой, движения в разном направлении, движения в парах, по одному, импровизация, имитирование.

Модуль 3. Песни для друзей

Тема 3.2 Песни детства

 Беседа о том «как мы весело живем». Наш детский сад, наши друзья. восприятие музыки, детских песен. Звуки и шумы, голоса и нотки. Разучивание, пение песен с использованием игрушек, музыкальных инструментов, пение песен с танцевальными движениями, с имитированием.

Формы способы, методы:

Групповая, фронтальная,  индивидуальная деятельность.

Методы и способы:

  • наглядно-слуховой (шумы ручейка, часов, капели)
  • наглядно-зрительный (игрушки, атрибуты, иллюстрации)
  • словесный ( загадки, стихи, беседа, обсуждение)
  • практический (пение песен, имитирование, инсценирование, игровые моменты, музицирование, танцевальные движения)

Средства образования и развития:

Музыкальный ряд: шумы ( автобус, ручеек, капель, часы) музыкальные инструменты( шумовые).

Зрительный ряд: иллюстрации, игрушки, часы, атрибуты.

Литературный ряд: загадки (  про ручек, часы, весну).

Материалы и оборудование: пианино, музыкальный центр, магнитофон, музыкальная литература, атрибуты, игрушки.

Взаимодействие участников образовательных отношений

Совместная беседа, восприятие музыки, общение детей и педагога, разучивание песенного репертуара, танцевальных движений, общение детей друг с друном в певческой деятельности, танцевальной, игровой ( имитирование ручейка, движение автобса, ход часов, звон капели), музицирование, импровизирование.

Модуль 3. Песни для друзей

Тема 3.3 Песни из мультфильмов

Кто придумывает мультики. Знакомство с профессией мультипликаторов. беседа – любимые мультфильмы, любимые сказочные герои. Пение песен с использованием атрибутов, сценических костюмов. Пение песен с импровизированием, с инсценированием, танцевальными движениями.

Формы, способы, методы:

Групповая, индивидуальная деятельность.

Методы :

  • наглядно-зрительный (иллюстрации, портреты композиторов, атрибуты, костюмы, элементы костюмов)
  • наглядно-слуховой ( аудиозапись песен, видеозапись из мультфильмов (фрагменты))
  • словесный ( беседа, рассуждение, объяснение, стихи, загадки)
  • практический (пение песен, танцевальные движения, импровизирование, имитирование, игры)

Средства образования и развития

Музыкальный ряд: аудиозапись песен  из мультфильмов, видео фрагментов мультфильмов.

Зрительный ряд: иллюстрации, игрушки, портреты композиторов, элементы костюмов (ушки, хвосты, шапочки).

Литературный ряд: загадки, стихи про героев мультфильмов.

Материалы и оборудование: аудиозапись детских эстрадных песен из мультфильмов. Пианино, музыкальный центр, магнитофон, атрибуты, игрушки.

Взаимодействие участников образовательного процесса:

Дети совместно с педагогом – беседа, обсуждение, слуховое и зрительное восприятие, высказывание мыслей, певческая и танцевальная деятельность.

Совместная деятельность детей друг с другом в пении, игре, имитировании, импровизировании. Игры «кот и мыши», «веселая полянка» активизирует детей, развивают воображение, внимание, ориентацию, быстроту и ловкость.

Ттема 3.4 Песни о дружбе

беседа – что такое дружба? Твой лучший друг. Восприятие музыки. разучивание песен о дружбе с танцевальными движениями, с имитированием, с игрой на музыкальных инструментах, с использованием атрибутики.

Формы, способы, методы:

Формы: групповая, фронтальная,  индивидуальная деятельность.

Методы и способы:

  • наглядно-слуховой (аудиозапись детских песен, песни-караоке для детей)
  • наглядно-зрительный ( иллюстрации, муляжи, игрушки, портреты композиторов, атрибуты)
  • словесный ( стихи о дружбе, беседа, рассуждения)
  • практический ( пение песен, импровизирование, имитирование, танцевальные движения, игровые моменты)

Средства образования и развития:

Музыкальный ряд: песни-караоке для детей, аудиозапись детских эстрадных песен, музыкальные инструменты.

Зрительный ряд: атрибуты, муляжи (посуда, бантики, фуражка), игрушки, иллюстрации.

Литературный ряд: стихи о дружбе, или маленький рассказ.

Материалы и оборудование: пианино, музыкальный центр, магнитофон, атрибуты, муляжи, аудиозапись эстрадных детских песен, музыкальная литература.

Взаимодействие участников образовательных отношений.

Педагог с детьми беседует, рассматривают иллюстрации, слушают музыку, обсуждают содержание, осмысливают текст, педагог объясняет сложные слова (если они есть), дети взаимодействуют друг с другом и в общении, беседуя, обсуждая, и в певческой деятельности, танцевальной, игровой, помогая друг другу, переживая друг за друга.

Виды деятельности детей (согласовано с отраженным во ФГОС ДО)

Согласно фгос до содержание образовательных областей зависит от возрастных, индивидуальных особенностей, определяется целями и задачами программы, и может реализоваться в различных видах деятельности, дети дошкольного возраста от 3 до 8 лет:

  • игровая (игры сюжетно-ролевые, игры с правилами и другие)
  • коммуникативная (общение, взаимодействие со взрослыми и сверстниками)
  • познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира, эксперементирование)
  • восприятие художественной литературы и фольклора
  • музыкальная (восприятие музыки, понимание смысла текста, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах)
  • двигательная (овладение основными движениями

Продукт

  • самодельные музыкальные игрушки
  • альбом фотографий на тему «мой родной край»


III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Кадровое обеспечение 

3.1 Кадровое обеспечение

Согласно ФГОС ДО квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утверждённом приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638), с изменениями внесёнными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный № 21240).

Воспитатель

Должностные обязанности:

  • осуществляет деятельность по воспитанию детей в образовательных учреждениях и их структурных подразделениях;
  • содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания;
  • осуществляет изучение личности воспитанников, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их самостоятельности;
  • создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого воспитанника;
  • способствует развитию общения воспитанников;
  • помогает воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, взрослыми, родителями (лицами, их заменяющими);
  • осуществляет помощь воспитанникам в образовательной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки соответствующего требованиям ФГОС;
  • содействует получению дополнительного образования воспитанниками через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в образовательных учреждениях;
  • в соответствии с индивидуальными и возрастными интересами воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива воспитанников;
  • соблюдает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса;
  • проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием воспитанников, в том числе с помощью электронных форм;
  • разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой воспитанников;
  • совместно с органами самоуправления воспитанников ведет активную пропаганду здорового образа жизни;
  • работает в тесном контакте с педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) воспитанников;
  • на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально);
  • координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя;
  • участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим);
  • вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса;
  • обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса;
  • выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности;
  • при выполнении обязанностей старшего воспитателя наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности воспитателя, осуществляет координацию деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения;
  • оказывает методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческих инициатив.

Должен знать: 

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
  • Конвенцию о правах ребенка; педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей, возрастную физиологию;
  • методы и формы мониторинга деятельности воспитанников; педагогическую этику;
  • теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени воспитанников;
  • методы управления образовательными системами;
  • современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
  • методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство;
  • основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

Музыкальный руководитель:

Должностные обязанности: 

  • осуществляет развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников;
  • формирует их эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности;
  • участвует в разработке образовательной программы образовательного учреждения;
  • координирует работу педагогического персонала и родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам музыкального воспитания детей, определяет направления их участия в развитии музыкальных способностей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих способностей;
  • определяет содержание музыкальных занятий с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей воспитанников, используя современные формы, способы обучения, образовательные, музыкальные технологии, достижения мировой и отечественной музыкальной культуры, современные методы оценивания достижений воспитанников;
  • участвует в организации и проведении массовых мероприятий с воспитанниками в рамках образовательной программы образовательного учреждения (музыкальные вечера, развлечения, пение, хороводы, танцы, показ кукольного и теневого театра и иные мероприятия), спортивных мероприятиях с воспитанниками, обеспечивает их музыкальное сопровождение;
  • консультирует родителей (лиц, их заменяющих) и воспитателей по вопросам подготовки воспитанников к их участию в массовых, праздничных мероприятиях;
  • обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса;
  • участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
  • выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
  • Конвенцию о правах ребенка; педагогику и психологию; возрастную физиологию, анатомию; санитарию и гигиену;
  • индивидуальные особенности развития детей, музыкального восприятия, эмоций, моторики и музыкальных возможностей детей разного возраста;
  • методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими работниками, музыкальные произведения детского репертуара;
  • при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, - основы дефектологии и соответствующие методики их обучения;
  • современные образовательные музыкальные технологии, достижения мировой и отечественной музыкальной культуры;
  • основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами;
  • правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика", профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте без предъявления требований к стажу работы.

Помощник воспитателя

Должностные обязанности:

  • участвует в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников;
  • осуществляет под руководством воспитателя повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации;
  • совместно с медицинскими работниками и под руководством воспитателя обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня;
  • организует с учетом возраста воспитанников работу по самообслуживанию, соблюдение ими требований охраны труда, оказывает им необходимую помощь;
  • участвует в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников;
  • обеспечивает санитарное состояние помещений и оборудования;
  • обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса;
  • взаимодействует с родителями воспитанников (лицами, их заменяющими);
  • выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: 

  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • основы педагогики, психологии, возрастной физиологии, гигиены, доврачебной медицинской помощи, прав ребенка, теории и методики воспитательной работы;
  • правила по охране жизни и здоровья воспитанников, ухода за детьми;
  • санитарно-гигиенические нормы содержания помещений, оборудования, инвентаря;
  • правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Среднее (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.

Младший воспитатель

Должностные обязанности:

  • участвует в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников, в проведении занятий, организуемых воспитателем;
  • осуществляет под руководством воспитателя повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации воспитанников;
  • совместно с медицинскими работниками и под руководством воспитателя обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня;
  • организует с учетом возраста воспитанников их работу по самообслуживанию, соблюдение ими требований охраны труда, оказывает им необходимую помощь;
  • участвует в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников;
  • обеспечивает состояние помещений и оборудования, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам их содержания;
  • взаимодействует с родителями воспитанников (лицами, их заменяющими);
  • обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса;
  • выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: 

  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • основы педагогики, психологии, возрастной физиологии, гигиены, доврачебной медицинской помощи, теории и методики воспитательной работы;
  • методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими);
  • правила охраны жизни и здоровья воспитанников, ухода за детьми;
  • санитарно-гигиенические нормы содержания помещений, оборудования, инвентаря, правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.

Материально-техническое обеспечение Программы

Проектор, музыкальный центр, магнитофон, аудиозапись детской классической музыки, аудиозапись детской эстрадной музыки, шумовые эффекты, музыкально-дидактические игры, пособия (мелкие игрушки, домик, чудесный мешочек, музыкальная шкатулка, музыкальные игрушки, музыкальные инструменты, атрибуты, иллюстрации, портреты композиторов, картины природы, природные паделки, паделки из бумаги, мягкие игрушки, деревянные игрушки, сценические костюмы, элементы костюмов.

Научно-методическое обеспечение Программы 

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «от рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, на основе которой разработана основная общеобразовательная программа МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад стрела» 2014г.

Методические пособия:

  • «Ступеньки музыкального развития» Е.А. Дубровская 2004г.
  • Сборник песен для детей «розовый слон» В. Такун 2008г.
  • Сборник песен для детей «радуга» А. Шаршунова 2008г.
  • Сборник песен для детей «русский хоровод» 2009г.
  • Музыка для слушания в детском саду Н.А. Ветлугина 1989г.
  • Сборник песен для детей «что нам нравиться зимой» 2010г.
  • Сборник песен для детей В. Герчик 2005г.
  • Журнал «музыкальный руководитель» 2014г.
  • Аудиозапись песен-караоке для детей 5-7 лет «веселая капель» 2011г
  • Аудиозапись песен-караоке для детей 5-7 лет «осень золотая» 2009г.
  • Аудиозапись «песен огненных лет» 2010г.
  • Шумовые эффекты «мир вокруг нас» 2008г.
  • Шумовые эффекты «театр, музыка, кино» 2009г.
  • Праздники и развлечения в детском саду
  • «Детские забавы» Макшанцева 2000г.

Книги, на основе которых строится региональное содержание:

  • «край родной – Оренбуржье» 2000г.
  • «с чего начинается родина» Л.А. Кондрыкинская 2003г.

Время и сроки реализации Программы

В течении года, в первой и во второй половине дня, 2 раза в неделю

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;

  • в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
  • учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • учёт возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть
содержательно-насыщенной,        трансформируемой,        полифункциональной,
вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды предполагает:

  • наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает
соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности
и безопасности их использования.

При организации предметно-развивающей среды рекомендуется продумать.

  • Целесообразность размещения зоны, оборудования для детей
  • Разнообразие оборудования
  • Учет возрастных особенностей детей
  • Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособия
  • Возможность переноса оборудования в другие места

Музыкальное оборудование и пособие:

  • Электрическое пианино
  • Музыкальный центр
  • Магнитофон
  • Ноутбук
  • Цветные платочки по количеству детей
  • Цветные флажки по количеству детей
  • Музыкальные инструменты по количеству детей
  • Деревянные палочки по количеству детей
  • Сценические костюмы по количеству детей
  • Разноцветные листья по количеству детей
  • Цветные ленты по количеству детей
  • Мячи по количеству детей

IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

        Презентация прилагается.


6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. музыкальное воспитание дошкольников О.П. Радынова 2000г.
  2. Эстетическое воспитание в детском саду Н.А. Ветлугина 1995г.
  3. танцевально-игровая гимнастика для детей СПб, 2000г.
  4. музыкально-дидактические игры для дошкольников Н.Г. Кононова 1992г.
  5. Знакомство дошкольников с родным городом, страной Н,В. Алекшиной 2011г.
  6. Мы живем в россии Л.Е. Осиповой 2010г.
  7. С чего начинаеться родина Л.А. Кондрыкинская 2003г
  8. Ступеньки музыкального развития Е.А. Дубровская 2004г.
  9. Воображение и творчество в детском возрасте Л.С. Выгодский 1995г.
  10.  Музыкальная психология Е.Л. Готсдинер 1995г.
  11.  О психологии восприятия музыки Е.В. Назайкинский 1992г.
  12.  Музыкальные занятия для детей старшего возраста В.А. Петрова 2003г.
  13.  Музыкальные шедевры О.П. Радынова
  14.  Наследие оренбургской области А.А. Чибелев 1998г.
  15.  География оренбургской области А.С. Ветров 1998г.

Интернет-ресурсы:

  1. http://orensad20/ru виды детской деятельности
  2. http://festival.1september /ru пение в дошкольном возрасте
  3. http://методкабинет.рф актуальность музыкального развития
  4. http://kolosok/ru предметно развивающая среда
  5. http://bibliofond.ru классификация детских игр


Приложение 1

Карта наблюдения за эффективностью реализации программы

№ пп

Целевые

ориентиры

Критерии оценки

Качество проявляется

часто

редко

Не проявляется

1

Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности

  • сформированы основные культурные способы деятельности в процессе музыкально-творческой деятельности детей;

2

Ребёнок обладает развитым воображением

  • развито воображение детей в процессе игровой деятельности;

3

Ребёнок проявляет любознательность

  • воспитана любознательность детей во взаимодействии детей и взрослых, со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект парциальной программы "Любимый край - моя малая родина!"

Программа «Любимый край – моя малая родина!» рассчитана на 2 года и ориентирована на детей от 5 до 7 лет. Программа реализуется в образовательной деятельности и различных режимных моментах.Целью прогр...

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»

Основной целью современного дошкольного образования является воспитание и развитие личности. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы ...

Проект парциальной образовательной программы по речевому развитию "Давайте говорить правильно"

В программе указано обоснование выбора парциальной программы, цели, задачи, принципы реализации программы, планируемые результаты освоения программы.Тематическое планирование раскрывает содержание ...

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «МОЯ ТРОПИНКА В МИР ТРУДА»

В современных условиях центральным звеном представлений ребенка дошкольного возраста о социальной действительности являются представления о трудовой деятельности людей. Первый трудовой опыт дети ...

Проект парциальной программы "Моя малая Родина"

Проект программы "Моя малая Родина" подготовлен для детей старшего возраста детского сада....

«Проект инновационной деятельности образовательного учреждения» Название проекта: Парциальная программа «Мы – кубанцы!»

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Большое внимание патриотическому воспитанию в нашей стране уделялось до перестройки, а...

«Проект инновационной деятельности образовательного учреждения» Название проекта: Парциальная программа «На Кубани мы живём!»

laquo;Проект инновационной деятельности образовательного учреждения»Название проекта: Парциальная программа  «На Кубани мы живём!»Автор:   воспитатель –Первой квалиф...