Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
статья на тему

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Год экологии в России.

«Сегодня разговор об экологических проблемах надо вести в наступательном и практическом ключе и выводить природоохранную работу на уровень системной, ежедневной обязанности государственной власти всех уровней».

В.В. Путин, Президент РФ

2017 год объявлен в Российской Федерации Годом экологии.

5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал Указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен Годом экологии. Цель этого решения — привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.

Цели и задачи экологического воспитания детей

дошкольного возраста

«Заставить полюбить природу нельзя,

но помочь полюбить можно».

Н.И. Сладков

        Экологическое воспитание – это сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, пришедшее на смену разделу программы «ознакомление детей с природой»,  в рамках которого предусматривалось знакомство детей с особенностями внешнего строения, образа жизни,  отличительными признаками определенного количества растений и животных в соответствии с возрастом детей.

            Экологическое воспитание помимо всего этого включает в себя формирование у детей представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях, которые существуют в природе: животных друг с другом, растений с животными, животных и растений с неживой природой,   человека и природы.

                    

            Необходимость экологического воспитания дошкольников была продиктована самой жизнью. Долгие годы человечество использовало природные ресурсы без учета экологических законов. Это привело к  значительному истощению некоторых  из них  и обширному загрязнению всей окружающей среды.       Над нашей планетой нависла реальная угроза экологической катастрофы, и чтобы предотвратить её, необходимо было срочно переходить на новый, научно-обоснованный и гуманистический тип отношений человека к природе. Возникла необходимость изменить сознание человека, привить ему экологическую культуру, а это очень сложный и длительный процесс. Поэтому начинать эту работу лучше с самого детства, когда закладываются основы нравственности и общей культуры личности человека.

            Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры.

           Формирование экологического сознания осуществляется путем решения ряда задач, которые позволят ребенку выработать экологически правильное поведение:

  • формировать осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе;
  • обогащать  знания детей о природе, её многообразии, целостности  живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, приспособлении к окружающей среде, образе жизни,
  • формировать умения и навыки по уходу за растениями и животными,
  • формировать систему знаний об экологических проблемах современности и путях их разрешения;
  • воспитывать заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой,
  • воспитывать  патриотические чувства,
  • развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы,
  • развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь, умение доказать, аргументировать свою точку зрения, обучать составлению рассказов.

Для  успешного решения поставленных задач мы используем разнообразные пособия: экологические модели, дидактические игры и упражнения, иллюстрации, схемы, алгоритмы,  аудио и видеозаписи, видеофильмы, презентации и многое другое.

Методы и приемы, которые мы используем в разных видах деятельности:

  • наблюдения,
  • опытно-экспериментальная деятельность,
  •  практическая деятельность по уходу за животными и растениями уголка живой природы,
  • чтение художественной литературы, статей экологической направленности с последующим обсуждением содержания,
  • уроки доброты,
  • экологическое моделирование,
  • проведение конкурсов, выставок поделок из природного материала,

праздников,

  • посещение краеведческого музея, станции юных натуралистов.

В последнее время в дошкольной педагогике все шире используются  компьютерные информационные технологии, которые дают большие возможности наглядно показать детям красоту и многообразие родной природы, динамику природных явлений и их смену, «побывать» в разных, самых удивительных уголках нашей планеты.

         Формируя понятия и представления об объектах природы, о разнообразных природных явлениях, мы  показываем, что в природе всё связано, все зависят друг от друга. Если под воздействием каких-то факторов происходят изменения в одном звене, то, как по цепочке, происходят изменения и во многих других её звеньях, приводя к нежелательным, а зачастую вредным последствиям как для природы, так и для самого человека.

          Знакомя детей с отрицательными воздействиями человека на природу, раскрывая целостность природы, необходимо прививать им устойчивую потребность заботливого и бережного отношения ко всему окружающему миру, желание сохранять и преумножать его богатства. Если у детей прочно закрепятся такие потребности, то это и станет началом формирования у них основ экологической культуры, что является частью общей культуры личности человека.

           Экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьями.

Целью взаимодействия с родителями по экологическому воспитанию является

  • повышение экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей,
  • развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых,
  •  формирование ответственного отношения к окружающей среде.

В своей работе с родителями дошкольников мы используем  различные формы общения:

  •  привлечение родителей к участию в конкурсах, выставках, акциях, к пополнению развивающей предметно – пространственной среды
  •  консультации для родителей
  •  анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности
  • привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы
  • выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.

Консультация для родителей

« Как утилизировать батарейки»

Прочитайте и расскажите об этом знакомым и близким людям.

Батарейки содержат в себе тяжелые металлы, такие как свинец, литий, кадмий и ртуть. Именно они загрязняют окружающую среду и наносят непоправимый вред здоровью всего человечества. Всего одна выброшенная батарейка загрязняет как минимум 20 квадратных метров земли ( срок разложения одной батарейки более 100 лет). Поэтому такие элементы питания нуждаются в специальной утилизации, но, к большому сожалению, не в каждом городе существуют пункты их приема.

В каждой среднестатистической семье скапливается до килограмма батареек в год. Каждый при этом, не задумываясь, выбрасывает их в ведро, после чего они оказываются на свалках и полигонах, где оболочка батарейки быстро разрушается и все ядовитые вещества оказываются в почве, попадают в подземные воды, атмосферу и действуют разрушительным способом на все живое, существующее на земле.

 Эти ядовитые элементы вместе с едой и питьем проникают в организм человека.

Как правильно утилизировать батарейки

Можно провести специальную акцию, по которой активисты вашего города будут собирать использованные батарейки у всего населения, после чего сдадут их в пункт приема. Сделайте в вашем подъезде специальный контейнер (например, 5-литровую пластиковую бутылку), куда все соседи будут выбрасывать батарейки, после того, как их накопится большое количество – сдайте в специальный пункт. Не засоряйте окружающую среду, позаботьтесь о чистоте экологии и здоровье всего живого.

Куда сдать на утилизацию?

В крупных городах существует немало вариантов, куда можно сдать использованные батарейки. Совсем не сложно собрать отслужившие свой срок элементы питания у себя дома или у родных, а потом отвезти в специальные пункты сбора.

 Специализированные пункты сбора

В крупных мегаполисах стали появляться такие пункты сбора батареек и аккумуляторов. Все эти элементы питания организации сдают на специализированные предприятия для правильной утилизации, добросовестно оплачивая их транспортировку и переработку.

Магазины торговых сетей

Многие крупные торговые сети устанавливают специальные резервуары для сбора использованных батареек. Вот список магазинов, где осуществляется их прием:

«Эльдорадо».

С сентября 2014 года в гипермаркетах сети, которые расположены в 173 городах России, были установлены контейнеры для сбора элементов питания. Всю информации о сборе батареек можно узнать по телефону 8(800) 555-1111 (звонок бесплатный). Компания также может указать содействие в утилизации некоторой бытовой техники, например газовой плиты или старого телевизора.

IKEA. 

С января 2014 года в этих магазинах появились специализированные компактные контейнеры желтого цвета для приема использованных ламп, аккумуляторов и батареек. Не принимают только свинцово-кислотные аккумуляторы.

 Магазины Media Markеt.

 С 2013 года 63 магазина этой сети установили контейнеры для сбора батареек в 28 городах России. На данный момент акция временно приостановлена, но представители сети объявили о возможном возобновлении проекта.

Сеть гипермаркетов Globus.

Имеет свои магазины в 11 городах России. В торговых залах этих магазинов размещены контейнеры для сбора батареек. Все собранные предметы поступают на переработку в специальные предприятия, с которыми компания Globus заключила договора об утилизации.

Акция «Сдай батарейку — спаси ежика» 

По исследованиям экологов одна батарейка загрязняет территорию, пригодную для обитания: двух кротов, нескольких тысяч дождевых червяков, одного ежа. Активисты - экологи устанавливают специализированные контейнеры в разных точках городах в надежде на сознательность граждан. Как только контейнеры наполнятся, их отправят на специальное предприятие для правильной утилизации и переработки.

Все больше людей подключается к этой акции, желая сохранить окружающую среду и собственное здоровье. Акция стартовала в России в 2013 году. Обычного лесного ежика выбирали символом правильной утилизации батареек. Участниками становятся люди, которым небезразлична судьба человечества: компании, образовательные учреждения, активисты-добровольцы. 

Как правильно хранить дома до сдачи на переработку?

Конечно, хранение батареек дома – это неправильно (происходит выделение опасных элементов в воздух), но не всегда есть возможность отвезти в пункт приема одну или две батарейки. Гораздо выгоднее накопить несколько единиц этих элементов и сдать сразу партию. Хранить использованные батарейки в доме тоже надо правильно. Нельзя складывать их для хранения в металлическую коробку – при протекании батарейки щелочной или кислый раствор может вызвать коррозию металла, а затем все равно проникнет в почву. Использованные батарейки надо хранить в полиэтиленовых контейнерах или коробках.

 В нашей стране каждый год на свалки поступает более 15 000 тонн использованных батареек. Они лежат там десятилетиями, отравляя воду и почву ядовитыми и токсическими веществами.

Проблема загрязнения окружающей среды не решится сама собой, пока человечество не поймет, что выбрасывать в мусорное ведро батарейки нельзя. При правильной утилизации любая батарейка или аккумулятор приносят пользу, а не вред. И именно правильные действия сделают наше будущее светлее и чище! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Дети и их экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое?...

Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании

Сборник посвящен вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста и представляет собой антологию тематических статей и разработок экологических игр. Представленные материалы могут оказать...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

В данной статье раскрыта актуальность проблемы настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофи...

Мастер – класс для педагогов ДОУ на тему: «Использование экологических игр в формировании экологического воспитания детей дошкольного возраста». «Путешествие по временам года»

Познакомить педагогов с экологическими играми, которые способствуют в развитие экологического  воспитания дошкольников....