Главные вкладки

    Материал (старшая группа) на тему:
    Доклад по сказкотерапии "Путешествие по сказкам"

    Бодунова Людмила Константиновна

    В данном докладе рассматриваются   задачи, методы работы по сказкотерапии, даны рекомендации для плодотворной работы с детьми.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_po_skazke.doc44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад по сказкотерапии.

    Метод сказкотерапии имеет многовековую историю, но свое название получила  совсем недавно. Наверное ,нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки. Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем:        интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.  Людям свойственно обмениваться историями. Для того чтобы их рассказать и послушать, мы собираемся вместе. Обмен историями, как и обмен жизненным опытом,- естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта.

    Научившись рассказывать , пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет  способствовать развитию личности.

    Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей.

    Актуальность использования сказкотерапии в том ,что сказки- естественная составляющая повседневной жизни детей.

                 Задачи сказкотерапии.

    1.Развивать речь детей с помощью:

    Пересказывания сказок;

    Рассказывания сказок от третьего пицца;

    Группового рассказывания сказок;

    Рассказывания сказок по кругу;

    Сочинения сказок.

    2.Выявить  и поддержать творческие способности.

    3.Снизить уровень тревожности и агрессивности.

    4.Развить способности к эмоциональной регуляции  и естественной коммуникации.

    5.Развить умение преодолевать трудности и страхи.

    6.Формировать навыки конструктивного выражения эмоций.

    7.Укрепить союз «Ребенок-Родитель-Педагог».

    Что такое сказкотерапия?.

    Первое,  что приходит в голову –лечение сказками. Имея в виду совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими. Сказка ,наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает  ее  привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того работа со сказкой развивает личность педагога, создает невидимый мост между ребенком и взрослым , сближает родителей и детей. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное решение в жизни.

    Сказкотерапия – это процесс  образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Ребенок ,находясь в сказке .взаимодействует со многими  сказочными героями и, как в жизни ,ищет пути решения проблем ,которые встают перед ним. Конечно , сказкотерапия -это еще и терапия средой , особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности,  нечто неарелизованное.

    Задачи ,решаемые с помощью сказкотерапии, важны для творческой активности, продуктивного обучения детей ,накопления их познавательного .эмоционального , жизненного опыта, для повышения самооценки   детей ,снижения уровня тревожности ,что способствует и стимулирует речевую активность детей , развивает их индивидуальные способности.

    Наблюдая за детьми в процессе игры ,на занятиях . на экскурсиях ,в свободной деятельности, можно заметить, что там ,где не надо мобилизовать свое внимание, память т.е.на непроизвольном уровне .дети раскрепощаются , легко перевоплощаются в любимых и близких по духу героев сказок , любят фантазировать ,живо и образно стремятся выразить свою мысль. Перевоплощаясь, дети легко и непринужденно решают сказочные задачи, проявляя индивидуальное творчество.

    Доклад по сказкотерапии.

    Я Бодунова Л.К. воспитатель подготовительной гр. Представляю свою работу на тему (название слайда).

    Сейчас на наших детей из многочисленных средств массовой информации окружающей жизни хлынул поток негативной и разрушительной информации . Наши дети всё реже смотрят русские народные сказки. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют необходимость выбирать более эффективные  методы обучения и воспитания. Я выбрала для себя  метод сказкотерапии.

    Здесь уместны слова великого сказочника К.И. Чуковского…. ( читаешь слова)

     Сказка –один из наиболее эффективных методов интеграции личности , ее самосозидания  , которая  расширяет сознание ребенка ,совершенствует его взаимодействие  с окружающим миром . Сказка и внутренний мир ребенка не отделимы друг от друга.

    Через сказотерапию у детей пополняется активный словарь, развивается речь, нравственно трудовые качества, эмоционально – волевая сфера, психические процессы и интеллект. Сказкотерапия помогает развиваться и творческим способностям  детей.

    Целью моей работы  явилось интеграция личности, развитие  творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром.

    Задачи решаемые с помощью сказкотерапии , важны для  снижения уровня тревожности , что способствует и стимулирует речевую активность детей , развивает их индивидуальные способности.

    Методы исследования. Прежде чем  начать работу над этой темой я изучила, проанализировала и выбрала для себя необходимую методическую литературу.

     (Третьим моим этапом было наблюдение за изменениями , происходящими в детях  в течение, проводимых мероприятий.

    Работа проходила в 3 этапа.(читаю по слайду)

     Был проведен начальный  мониторинг , который дал следующие результаты.

    В работе с детьми выделяю следующие приемы: пальчиковые игры, где большое внимание уделялось мелкой моторике пальцев рук. Дети, находясь в сказке, изображали животных, в повседневной жизни играли в различные пальчиковые игры.

    Сказкотерапевтическое  рисование. Под спонтанным сказкотерапевтическим рисованием подразумевается изготовление и рисование «волшебными красками». Дети сами изготовляли краски и подбирали  цвета  по своему желанию и внутреннему состоянию. Все работы получались совершенно разные и по цвету и по содержанию.

    Решение сказочных задач - это сбор психодиагностического материала, развитие творческого мышления и воображения.

    Работа со страхами детей На  этом этапе давались такие задания, как придумывание новых эпизодов к сказкам, рассказы о любимых игрушках, дополнение неоконченных историй и сказок.

    Самостоятельное сочинение сказок и историй. Составляя творческий рассказ или сказку, ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование.

    Рассказывание новой или известной сказки от 3-го лица. В последующем дети не только рассказывали придуманные ими сказки , но и старались описать те чувства, которые возникали в той или иной сказочной ситуации.

    Групповое рассказывание сказок. Каждый участник группы по очереди рассказывает небольшой кусочек знакомой сказки.

    Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. Здесь последний ребенок, сидящий в кругу, должен закончить сказку, иначе она может продолжаться бесконечно.

     

    Не остались равнодушными к этому проекту родители, они откликнулись и приняли в нем  самое активное участие : помощь в изготовлении театров и атрибутов  для построения предметно - развивающей среды ,участие в выставках и конкурсах , посещение спектаклей , а также совместные праздники. В результате проекта был выпущен сборник сказок, написанных родителями.

    Инновационная деятельность. В своей работе я использовала инновационные технологии

    Дети слушали сказки  в разных положениях (как им было удобно в тот момент ) лежа или сидя  с закрытыми глазами. Рассказывали дети сказки  под спокойную музыку. После прочитанных сказок ребятам хочется сделать свой волшебный цветок или свою золотую рыбку. Для развития самостоятельного художественного творчества детей большое значение имеет организация среды. Например ,чтобы перевоплотиться  в героя сказки и войти в сказочную среду,  был заказан «волшебный цветок» ,изготовлен «ковер-самолет».

    В конце работы над проектом был проведен заключительный мониторинг . который показал ,что детей на первом и втором уровне не осталось. Значительно повысился пятый уровень. А в сравнительном  анализе видно ,что в начале года на пятом уровне было 8 % детей , а в конце  50% .А это значит , что работа проведенная во время проекта была эффективной и дала положительные результаты: можно увидеть как обогатилась речь детей смысловым содержанием (речь стала образной  . выразительной. Расширился круг общения , а это позитивно сказалось на активизацию словаря ….Развились коммуникативные навыки  детей (дети научились думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему .научились вставать на место другого и видеть мир с разных сторон. Дети стали более раскованны. Они свободнее вступают в контакт со взрослыми со сверстниками. Снизился уровень тревожности и агрессивности. Развились творческие способности детей (научились фантазировать, сами организовывать игры по сказкам . Это хорошо так же видно в детских работах детей , в танцах ,жестах, мимике. Для себя я сделала вывод, что работу в этом направлении буду продолжать.

    Своим опытом , полученным во время работы по сказкотерапии я поделилась на районном метод объединении. А моя статья была  опубликована на странице журнала «Современное дошкольное образование»,и отмечена дипломом ,подписанным  Веракса Е.Н.

    Для работы над проектом была использована следующая литература.

    Благодаря воспитанию через сказку у детей раздвигаются границы их внутреннего мира. Способность к сопереживанию и воображению рождает самостоятельную  творческую деятельность детей , будит их фантазию. Сказка учит детей добру ,мудрости  умению делать выбор, принимать самостоятельное решение в жизни, находя самые непредсказуемые решения  в нестандартных  ситуациях.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект инегрированного занятия по лепке по сказке "Колобок".

    -         Учить задумывать содержание своей работы, доводить замысел до конца;-         закреплять умение передава...

    Развлечение "Путешествие по Африке" по сказкам К.И. Чуковского

    В данном развлечении лексические темы подбираются и сочетаются таким образом, чтобы материал, усвоенный при изучении одних тем , обобщался и закреплялся при изучении других тем.   Например:...

    Конспект по ФЭМП по сказке "Гуси - лебеди"

    Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10; закрепить знания о составе числа 7 из  двух меньших чисел; закрепить уменя решать задачи, составлять по ним примеры; умение ориентироваться в пр...

    КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ ПО СКАЗКЕ «Колобок»

    Вид занятия: по литературному произведениюЦель занятия: вызвать интерес и желание заниматься физкультуройПрограммное содержание:Образовательные  задачи: закрепление навыка катания мяча, продолжат...

    Занятие по ФЭМП по сказке Гуси-лебеди

    Закреплять знания детей полученные за год....

    Доклад по теме по самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

    Доклад отражает этапы работы по теме самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»...

    Конспект занятия в средней группе по программе дополнительного образования театрализованной деятельности «Ходит осень по дорожкам» (по сказке «Теремок»)

    Конспект занятия в средней группе по театрализованной деятельности «Ходит осень по дорожкам» (по сказке «Теремок»)Цель: Учить основам театрализованной деятельности по средством знакомства детей со ска...