конспект НОД "Лаборатория почемучек"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Конспект по опытно - зкспериментальной деятельности предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_laboratoriya_pochemuchek.docx32.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Лаборатория  почемучек»

Цель:

Расширять и закреплять представления детей о свойствах воды воздуха, формировать представления о том, что вода и воздух важны не только для жизни человека, но и для всех живых существ.

Задачи: 

Образовательные:

  1. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
  2. Продолжать знакомить детей с явлениями природы.
  3. Совершенствовать характер действий экспериментального характера, направленных на выявление скрытых свойств объектов.
  4. Закреплять знание детей о свойствах воды.
  5. Активизация словаря: лаборатория, опыты, оборудование, эксперимент. Употреблять в своей речи глаголы, характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, впитывается, растворяет.

 Развивающие:                                    

  1. Продолжать развивать связную речь детей.
  2. Развивать внимание детей.
  3. Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
  4. Продолжать развивать умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него, слушать пояснения педагога.

Воспитательные:

  1. Продолжать воспитывать культуру поведения.
  2. Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде
  3. Формировать понимание важности  воды для всех объектов на планете.

Интеграция образовательных областей

  1. Познавательное развитие.
  2. Социально-коммуникативное развитие.
  3. Речевое развитие.
  4. Художественно – эстетическое развитие.
  5. Физическое развитие.

Предварительная работа: 

Занятия по блоку «Вода», Беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой. Чтение сказки  «О рыбаке и золотой рыбке». Просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена чистят речку»

Методические приемы:

 Беседа;

 Вопросы;

 Совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность);

 Загадки;

Сюрпризный момент.

Оборудование и материалы:

 - иллюстрации по теме «Вода».  Раздаточный материал на каждого ребёнка: лоток для раздаточного материала, одноразовые, прозрачные стаканчики с водой,  салфетки,  апельсиновый сок, молоко.

 Ход. Нод.

Доброе утро! Я вам говорю

Доброе утро! Я вас всех люблю!

Желаю Вам хорошо заниматься!

Слушать внимательно, ума набираться.

(под звуки воды) Предлагаю собраться на ковре, образуя круг, взявшись за руки. В центре круга глобус, накрыт большой коробкой.

Загадка:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (глобус)

- А что такое глобус?

(Глобус – это модель Земли).

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый) .

- А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?

(Значит, что воды больше)

Звучит громко музыка (журчание ручья)

-   Слышите дети, рука шумит?

-Да вот же она!

(в реке лежат камни загадки)

-Ребята это не просто река, а река загадок. Обратите внимание, сколько камней в ней лежит, Даша возьми один камушек, и рассмотри его повнимательней и  т.д.

Загадки. (отгадки сопровождаются слайдами)

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь это-… (дождь)

Сверху одеяло

На землю упало,

Самой лучшей ваты

Мягче и белей.

Травкам и козявкам,

Всем зверушкам малым

Спать под одеялом

До весенних дней. (снег)

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет-

Гвоздь упадет. (сосулька)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошел искать их днем

Ищем, ищем – не найдем. (роса)

По небесам оравою,

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше,

От дырявой… (тучи)

Прозрачен, как стекло

А не вставишь в окно. (лед)

-Ребята, а что объединяет все наши отгадки, вы узнаете, если отгадаете кроссворд.

В первой клеточки живёт буква, которая спряталась в слове «совок» и стоит в нём на третьем месте.

Во второй клеточки живёт буква, которая спряталась в слове «гром» и стоит в нём также на третьем месте. В третьей клеточки живёт буква с которой начинается слово «дорога». И в четвёртой клеточки живёт буква, которая стоит на втором месте в слове «рама».Какое слово у нас получилось?  -Правильно, вода.

-Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? (ответы)

- Правильно, она может быть жидкой, твердой и газообразной.

Давайте уточним. В жидком (дождь, роса); в твёрдом (снег, лёд);

в газообразном (облака и тучи).

- Сейчас мы продолжим с вами разговор о воде.

Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды.

Без пищи мы можем прожить 3-4недели.

Без воды человек может прожить не больше 3-4 суток.

-Ребята, а как человек использует воду? (ответы)

-А у реки ещё можно отдохнуть и искупаться.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

-Молодцы ребята, отдохнули?

-Ребята, а хотите узнать о волшебных свойствах воды?

(ответы детей).

-Для этого мы с вами на время превратимся в настоящих учёных.

 ( играет громко волшебная музыка).

–Превращаемся и перемещаемся в нашу лабораторию). Открывается занавес и появляется лаборант и лаборатория.

- Ребята, сейчас мы с вами   ученые - исследователи.

Хочу напомнить вам, что учёные не только умные, но и грамотные люди,  поэтому вы должны отвечать полным ответом, прежде чем ответить, хорошо подумать, не перебивать друг друга и не выкрикивать с места

- Скажите, кто такие учёные и чем они занимаются? (ответы детей сопровождаются слайдами)

-Ученые это люди, которые занимаются наукой. Ученые проводят различные  опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.

-Ребята, а что такое наука?

-Правильно, наука это познание

- Где работают ученые? (в научной лаборатории)

- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая  в лаборатории?

(быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)

И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо надеть халаты и шапочки и занять свои рабочие места.

Приступим к нашему исследованию.

Опыт№ 1. «Вода бесцветная»

- А сейчас возьмите стаканчики с водой с молоком.

- Какого цвета молоко? (белого). А можно ли сказать про воду, что она белого цвета? (ответы детей)

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.

Ребята, поставьте стакан с водой на картинку, видно её? Теперь поставьте стакан с молоком. Что вы обнаружили?

Вывод: вода – прозрачная жидкость.

Опыт №2 . «Вода не имеет запаха».

- Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет.

(У воды нет запаха).

- Понюхайте стакан с соком (апельсиновый).

Ребята, вода не имеет запаха, если она чистая. А вода из водопроводного крана может иметь запах, т.к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт № 3. «Вода не имеет вкуса».

- Ребята, попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? (Нет).

- А теперь попробуйте сок. Есть ли у него, вкус? (Да).

Вывод: Вода не имеет вкуса.

Гимнастика для глаз и д/и «Звуки воды».

Ребята учёные занимаются не только исследованием воды, но и другими различными исследованиями и сейчас мы с вами в этом убедимся.

-Ребята, а сейчас я вам покажу один удивительный опыт.

Опыт № 4

Налить в воздушный шарик холодную воду, так чтобы его размер был больше горлышко трёхлитровой банки. Теперь в банку налью горячей воды, накрою её тарелкой, чтобы она прогрелась. После этого вылью воду и на её горлышко положу шарик с водой. Шарик будет постепенно проникать в банку, будто какая – то сила втягивает его. Скоро шарик окажется на дне.

Вывод: Воздух при охлаждении сжимается.  

- А теперь юные учёные вы сами продолжите экспериментировать, а потом посмотрим, где оказался шарик.

Опыт №6.

В центр тарелки поместим небольшую свечку. Наберём в стакан немного воды на высоту примерно 1 см., чтобы только закрыть донышко, закрась воду красителями. Теперь вылей эту воду в тарелку вокруг свечки. Зажги свечу. Дождись, пока свеча хорошо разгорится, и накрой её сверху стаканом. Вода, которая окружала свечу, сама соберётся в стакане.

Вывод: Воздух в стакане при нагревании расширяется.

Опыт №7.

Налить в два стакана воды чуть больше половины. Насыпать в один из них соль и хорошо перемешать. Теперь возьми кубики льда и брось по две штуки в каждый стакан. Лёд в солёной воде будет таять намного быстрее, чем в обычной.

Вывод: У разных физических тел и сред разные свойства.

А теперь вы опять отдохните, а я вам ещё один опыт покажу.

Опыт № 8. . «Лава-лампа своими руками»

Налить каждую из жидкостей в отдельный стаканчик. В воду добавить чайную ложку соли и перемешать. После этого добавить в стаканчик с водой краситель одного цвета, а в стаканчик со спиртом –другого. Перемешать до однородного цвета. Взять высокий бокал или вазу и вылить на дно воду из стаканчика. Поверх воды с помощью воронки аккуратно налить масло. Поверх масла налить подкрашенный спирт. Полюбуйся, как красиво лежат жидкости слоями, и брось на дно бокала таблетку аспирина. Покой нарушат пузырьки газа, которые образуются от брошенной в бокал таблетки аспирина.

Вывод: Газ легче всех трёх жидкостей и стремится вверх.

Итог Нод:

Ребята что вы узнали сегодня? А что для вас было нового? А интересного? Я думаю, обо всём интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории вы расскажете своим друзьям и родителям. Спасибо вам все были молодцы!

.

- Но, чтобы попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему наших исследований. И первая подсказка стоит перед вами, отгадайте что это?

Загадка:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (глобус)

- А что такое глобус?

(Глобус – это модель Земли).

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый) .

- А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? (леса, горы, пустыни, моря и реки)

- А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?

(Значит, что воды больше)

- Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились.

- В каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки.

В:  

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые… (снежинки)

Не колючий, светло-синий,

По кустам развешан… (иней)

- Что объединяет все наши отгадки? (Это вода.)

Физкультминутка

надеть халаты и пройти в лабораторию и

        - Приступим к нашему исследованию.

- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Физ. минутка.   Пластический этюд “Ходят капельки по кругу”

В: Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь.

( звучит «Солнечная капель» муз. С. Соснина).

 Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.

        - Отдохнули, ребята?

        Опыт 5. Способность воды отражать предметы.

        - Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)

        - Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

        - А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)

        - Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

        Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Итог занятия

В: Что вы узнали о воде? Какими свойствами обладает вода.  Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с водой. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на наших следующих занятиях

Спасибо вам ребята.

 

Самоанализ познавательной исследовательской деятельности.

1.Задачи и цели выполнены.

2. Чувствовался эмоциональный положительный настрой детей.

3. Дети с повышенным интересом участвовали в эксперименте с водой.

4. Активно отвечали на вопросы.

Рекомендации.

1.Больше обращать внимание на детей (Ваню С., Дашу, Софию .С ), которые менее активны на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект спортивного досуга по ПДД в подготовительной к школе группе №6 «Почемучка в гостях у ребят» Конкурс «Дорожная Азбука 2011»

Конспект спортивного досуга по ПДД в подготовительной к школе группе №6 «Почемучка в гостях у ребят» Конкурс «Дорожная Азбука 2011»...

Конспекты непосредственно образовательной деятельности в кружке по экспериментированию "Почемучки"

Дата проведения ДРУЖБА КРАСОКТема. «Раскрасим радугу».   Цель - Познакомить с цветами радуги. Получить оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой смешением двух цветов....

Конспект открытого занятия по ПДД "Веселый светофорик" во второй младшей группе "Почемучки"

Данный материал помогает сформировать знания детей о безопасном поведении на улицах и дорогах, правилах дорожного движения....

Конспект познавательной непосредственно-образовательной деятельности с элементами экспериментирования "В гостях у Почемучки".

Материал представляет собой непосредственно-образовательную деятельность с элементами экспериментирования . Цель работы: расширить представления детей о свойствах воды, способствовать формированию у д...

Конспект - викторина "Почемучки - знатоки"

Цель:  воспитывать экологическую культуру детей, развивать речь, умение анализировать содержание вопросов и загадок, развивать творческое воображение,  внимание, обобщить и уточнить знания д...

Мероприятие: «Эколята – дошколята» в гостях у Почемучек (в научной лаборатории «Почемучка» МАДОУ «Катюша») Тема: "Почему северный олень попал в Красную книгу?"

В рамках социального образовательного проекта «Эколята – дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.5 июня 2019  в Де...

Конспект нод "Почемучки" для детей старшей группы.Познавательное развитие.

Дети задают множество своих "почему". Мы взрослые не всегда задумываемся зачем им много знать, что за любопытство. Но дети развиваются познавая мир через "почему".И задача взрослых...