Мероприятие: «Эколята – дошколята» в гостях у Почемучек (в научной лаборатории «Почемучка» МАДОУ «Катюша») Тема: "Почему северный олень попал в Красную книгу?"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Манзюк Светлана Борисовна

В рамках социального образовательного проекта «Эколята – дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.

5 июня 2019  в День всемирной защиты природы,   в  МАДОУ «Катюша» города Лабытнанги, ЯНАО,  прошло  мероприятие  на тему: «Эколята» в гостях у Почемучек.  Научной лаборатории  «Почемучка» гостеприимно открыла двери для «Эколят – защитников природы».  Вместе с ребятами они провели   научное исследование:  «Почему северный олень  попал  в Красную  книгу».

В результате  исследовательской деятельности, ребята  пришли к выводу, что  северный олень может жить только на севере. А одной из причин,  исчезновения  диких северных оленей  - это свалки мусора, который  засоряет окружающую среду. Свалки разрастаются по всей тундре. Какую посильную помощь дети – дошкольники  могут  оказать северным оленям? Это только борьба с мусором. По мнению  ребят: «Его нужно собирать в специально отведённые места (мусорные баки и т.п.) или использовать в качестве вторсырья для изготовления поделок из бросового материала»

«Эколенок - Ёлочка» –  сказочный герой  - охотно провела мастер – класс на тему: «Как сделать поделку из конфетных фантиков».

А  другой герой – «Эколенок - Шустрик» -  предложил  ребятам нарисовать природоохранные знаки.

 

В заключении сказочные герои – Эколята, за отличные знания о своем родном крае, всех ребят,  предложили принять в ряды юных эколят - защитников природы.

 Итогом праздника стало произнесение клятвы и исполнение «Гимна Эколят-дошколят».

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_mini_-_sayta.docx257.18 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Катюша», ЯНАО г.Лабытнанги,

Мероприятие: «Эколята – дошколята » в гостях у Почемучек (в научной лаборатории «Почемучка» МАДОУ «Катюша»)

Тема: «Почему северный олень попал в Красную книгу?

Автор: Манзюк С.Б.,

воспитатель МАДОУ «Катюша»

1.Введение

«Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».

В.А. Сухомлинский

Настоящее мероприятие посвящено актуальному для современной экологической науки вопросу, связанному с загрязнением тундры – ореолом проживания северного оленя и в причинах его помещения в «Красную книгу». Структура мероприятия направлена на воспитание у подрастающего поколения чувства уважения к родной природе, развитию творческих, исследовательских способностей и осознанию важности защита окружающей среды для человека. Проведенное исследование помогает ребенку осознавать, что любовь к природе – это великое чувство, которое поможет  человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее, ведь любить и беречь природу может лишь тот, кто знает её, изучает и понимает. Кроме того, мероприятие способствует становлению будущих гражданин своего края, своей страны и планеты, защитников родной природы.

Актуальность темы заключается в том, что на сегодняшний день вопросу о росте количества свалок в тундре и вреде, который наносит человек родному краю,  уделяется не так много внимания. В связи с этим, настоящее мероприятие способствует привлечению внимания взрослых и детей к экологическим проблемам северных широт – среде  обитания северного оленя. Кроме того, мероприятие помогает детям внести свой собственный вклад в решение задач по охране окружающей среды.

Исходя из актуальности мероприятия, нами была поставлена следующая цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к соблюдению правил экологической культуры.

Задачи:

  1. рассказать детям о северном олене, о значимости северной природы, о воздействии человека на окружающую среду региона;
  2. при помощи различных технологий, способствовать развитию исследовательских способностей детей;
  3. продолжить воспитывать бережное отношение к природе.

        Применяемые в мероприятии технологии: интерактивного обучения; здоровье-сберегающая технология; развивающего обучения; проблемного обучения; педагогическая; шоу-технология; технология эколого-педагогической работы.

Используемые методы и приемы: дидактические игры и задания: «По страницам Красной книги», «Меню северного оленя»; «Узнай по описанию»; экспериментальная деятельность на тему: «Почему олень не проваливается в болоте и снегу»; ручной труд; изготовление природоохранных знаков; встреча с ученым-экологом.

Новизна мероприятия заключается в раскрытии поставленного нами вопроса при помощи интеграции современных педагогических форм и исследовательских технологий.

Настоящее мероприятие значимо для современной экологической науки. Наряду с проблемой увеличения месторождений добычи нефти и газа, одной из самых важных экологических проблем ЯНАО является рост количества мусорных свалок на территории тундры – местом обитания дикого северного оленя. В результате эрозийных и криогенных процессов, механического повреждения растительного покрова, загрязнения атмосферы и почв происходит сокращение пастбищных площадей, что приводит к сокращению численности лесного северного оленя.

В связи с этим, важно помочь детям осознать важности заботы об окружающей среде, способствовать формированию экологической культуры дошкольников через исследовательскую, проектную деятельность и вовлечение в практическую природоохранную деятельность.

Настоящее мероприятие помогает решить поставленные задачи, а полученный нами опыт, в виде настоящего мероприятия, можно применять в работе других образовательных организаций во всех субъектах Российской Федерации.

        По итогам проведения мероприятия, нами были сделаны выводы и достигнуты следующие результаты: разумное сочетание современных технологий, познавательного и исследовательского интереса детей, их стремление к наблюдениям и опытам, позволили нам сформировать конкретные знания о северном олене, о  значимости северной   природы и воздействии человека на окружающую среду. Всё это, безусловно, создает благоприятные условия для формирования экологической культуры старших дошкольников.

2.  Описание мероприятия  «Эколята – дошкольники» в гостях у Почемучек (в научной лаборатории «Почемучка» МАДОУ «Катюша»)

Тема:  почему северный олень попал в Красную книгу?

        Ведущий: сегодня к нам в научную лабораторию «Почемучка» во Всероссийский день защиты природы - пришли «Эколята – дошколята» - защитники природы (рис.1)

C:\Users\user\Desktop\эколята папка\IMG_6895.JPG

Рис.1

«Эколята-дошколята» приветствуют всех присутствующих.

        «Эколята-дошколята» рассказывают, что никогда не были на Ямале. И хотят узнать, как дети заботятся о природе.              

        Взрослый: наши дети заботятся о природе. У нас есть своя «говорящая Красная книга». Вот послушайте  (рис.2) (приложение 1)

C:\Users\user\Desktop\эколята папка\IMG_6877.JPG

Рис.2

Листы «говорящей Красной книги»

        «Эколята-дошколята» обращают внимание, что в Красной книге они увидели дикого северного оленя.

        -  Почему северный олень занесен в Красную книгу? (ответы детей: мы не знали о том, что северные олени помещены в Красную книгу; оленей становятся мало, потому что они гибнут из-за голода и т.д.)

        Ведущий: я предлагаю пройти в нашу научную лабораторию «Почемучка», в которой дети занимаются познавательно - исследовательской деятельностью. И там провести исследования, как настоящие ученые и найти ответ: «Почему северный олень оказался в Красной книге?» А наши ребята расскажут Эколятам о нашей научной лаборатории «Почемучка» (рис.3 – 6).

C:\Users\user\Desktop\эколята папка\IMG_6906.JPG

рис. 3

Эмблема научной лаборатории «Почемучка»

C:\Users\user\Desktop\эколята папка\IMG_6908.JPG

рис.4

Ребята проводят исследования, опыты, эксперименты

C:\Users\user\Desktop\эколята папка\IMG_6913.JPG

рис.5

C:\Users\user\Desktop\эколята папка\IMG_6917.JPG

рис. 6

        Они любят наблюдать, проводят эксперименты, решают важные проблемы, беседуют с людьми разных профессий, защищают свои проекты.

        Ведущий: для того, чтобы провести наше исследование нам поможет игра. Она называется «Своя игра» (рис.7)

%D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BF_%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B8_%22%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D1%8F_%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%22

рис.7

        Ведущий: детское жюри будет следить за счетом игры». Я предлагаю, включит в нашу команду – «Эколят».

        Ведущий уточняет правила игры «Своя игра».

        На разноцветном круге, разделенного на 6 частей, внутри числа - от 1 до 6.

        Игрокам предлагаются   вопросы. Вопросы оценены баллами от 1 до 6, в зависимости от сложности.

        Игроки выбирают вопрос. Например, цвет – желтый, а число - 6. (рис.8)

C:\Users\user\Desktop\эколята папка\IMG_6880.JPG

рис. 8

Игрок выбирает вопрос

        После этого ведущий задает вопрос, игроки отвечают на него. Если ответ правильный, то игрок получает очки соответственно номиналу вопроса.

        Если ответ неправильный, то игроки имеют право воспользоваться подсказками (рис.9)

C:\Users\user\Desktop\эколята папка\IMG_6927.JPG

Рис.9

«Подумать самостоятельно»

«Посмотреть в книгах»

«Спросить у другого человека»

«Провести эксперимент»

«Узнать в интернете»»

«Понаблюдать»

        Взрослый объявляет начало игры (конспект игры «Своя игра» см. приложение 2)

        

Вопросы детям задают «Телезрители» (рис.10 – 13)

C:\Users\user\Desktop\эколята папка\IMG_6934.JPG

рис.10

Вопрос от Мамонтенка: «Как зовут маму – олененка?»

          рис.11C:\Users\user\Desktop\эколята папка\IMG_6944.JPG

Вопрос от дедов Морозов: «Для чего оленю рога?»

C:\Users\user\Desktop\эколята папка\IMG_6964.JPG

рис. 12

Вопрос от медвежонка Умки:

«Олени умеют плавать?»

рис.13C:\Users\user\Desktop\эколята папка\IMG_6965.JPG

Вопрос от охотника: «Почему олени не проваливаются  в снег?»

C:\Users\user\Desktop\эколята папка\IMG_6950.JPG

рис. 14

Вопрос от кота: «Есть ли враги у оленей?»

рис.15C:\Users\user\Desktop\эколята папка\IMG_6883.JPG

Вопрос от Эдейки: «Чем питается олень?»

Ребята – участники в процессе игры  участвовали в диалоге, активно рассуждали, доказывали, выдвигали гипотезы, давали определение понятиям, классифицировали, проводили эксперименты, сравнивали, обобщали и делали выводы (рис.16 – 19)

C:\Users\user\Desktop\эколята папка\IMG_6868.JPG

рис. 16

«Галерея – экологические знаки»

C:\Users\user\Desktop\эколята папка\IMG_6864.JPG

рис.17

Игра «Меню для северных оленей»

C:\Users\user\Desktop\эколята папка\IMG_6882.JPG

рис.18

Опыт «Почему олень не вязнет в болоте и снегу»

C:\Users\user\Desktop\конспект экоголята\у бабушки.JPG

рис. 19

Физминутка

C:\Users\user\Desktop\IMG_6128.JPG

рис. 20

Встреча с Штро Виктором  Георгиевичем, директором    государственного учреждения Экологический научно-исследовательский стационар института экологии растений и животных Уральского отделения РАН, кандидатом биологических наук.

C:\Users\user\Desktop\эколята папка\IMG_6969.JPG

рис.21

Игра: «Узнай по описанию»

Воспитатель приглашает участников мероприятия в другую аудиторию «Зимний сад»,  где их  встречает В.Г. Штро.    

Воспитатель:

- Я хочу представить  вам   Штро Виктора Георгиевича - директора   государственного учреждения Экологический научно-исследовательский стационар института экологии растений и животных Уральского отделения РАН. Виктор Георгиевич   кандидат  биологических наук. Он у нас сегодня в гостях.  И мы ему зададим  вопрос: ««Почему северный олень оказался в Красной книге?»  (рис. 20)

Штро В.Г.

-  Как утверждают ученые – экологи, что главной причиной сокращения численности северных оленей является браконьерство.   Человек истребляет  животных ради пищи, шкуры  и рогов – это первая причина.  Сокращение численности оленей связано с недостатком пищи  и виноваты в этом снова люди. Увеличиваются свалки в тундре.  Из – за этого гибнут деревья, животные и, конечно, корм для оленей. Поэтому Красная книга предупреждает нас о том, что  дикий северный олень  находятся под защитой государства»

Эколята:

- Какую посильную помощь дети – дошкольники  могут  оказать северным оленям?

(ответы детей: его нужно собирать в специально отведённые места (мусорные баки и т.п.) или использовать в качестве вторсырья для изготовления поделок из бросового материала)

«Эколенок - Ёлочка» –  сказочный герой  - охотно провела мастер – класс на тему: «Как сделать поделку из конфетных фантиков» (рис.20 – 21)

C:\Users\user\Desktop\эколята папка\IMG_6887.JPG

рис.20

Мастер – класс от «Эколёнка – Ёлочки

на тему: «Как сделать поделку

из конфетных фантиков».

C:\Users\user\Desktop\эколята папка\IMG_6890.JPG

рис. 21

Поделка готова. Получились прекрасные «Весенние

подснежники»

Затем дети вместе с «Эколятами – дошколятами» рисовали природоохранные знаки (рис.22)

C:\Users\user\Desktop\эколята папка\IMG_6893.JPG

рис.22

Природоохранные знаки

В заключении сказочные герои – Эколята, за отличные знания о своем родном крае, всех ребят, которые сегодня присутствовали на нашем экологическом мероприятии,   предложили принять в ряды юных эколят - защитников природы.

 Итогом праздника стало произнесение клятвы и исполнение «Гимна Эколят-дошколят».

C:\Users\user\Desktop\эколята папка\IMG_6985.JPG

рис. 23

Итогом праздника стало произнесение клятвы и исполнение «Гимна Эколят-дошколят».

КЛЯТВА  ЭКОЛЯТ  - МОЛОДЫХ  ЗАЩИТНИКОВ  ПРИРОДЫC:\Users\user\Desktop\эколята папка\IMG_6899.JPG

Клянусь всегда защищать братьев наших меньших.

Клянусь беречь растения, высаживать деревья и ухаживать за ними.

Клянусь беречь водоёмы от загрязнения.

Клянусь убирать за собой мусор всегда и везде.

Награждение участников игры.

Ребята из МАДОУ «Катюша» дарят Эколятам  диск с мультфильмом «Два оленя», созданный детьми в мультстудии «Первые шаги в анимации» (см. видеоприложение)

3.Заключение

По итогам проведения мероприятия, нами были сделаны выводы и достигнуты следующие результаты: разумное сочетание современных технологий, познавательного и исследовательского интереса детей, их стремление к наблюдениям и опытам, позволили нам сформировать конкретные знания о северном олене, о  значимости северной   природы и воздействии человека на окружающую среду. Всё это, безусловно, создает благоприятные условия для формирования экологической культуры старших дошкольников.

  1. Литература.
  1. «Здравствуй мир» - методические рекомендации А.А. Вакрушев; Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова, И.К. Белова.- Москва Балласс-2003
  2. «Под сиянием севера» - 2ой сборник стихов Лабытнанги – 2000г.
  3. А.И. Савенков,  «Как научить дошкольника приобретать знания».
  4. Диана Непомнящая,  «Мама для мамонтёнка»,2013.
  5. Л. Лапцуй, «Эдейка», 1978
  6. Юрий Яковлев,  «Умка» , 2013
  7. Нечаев М. П., Романова Г. А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преобразование РППС познавательно-исследовательского центра "Лаборатория почемучек". КВН "Мы - эксперементаторы". Итоговое мероприятие по теме "Водичка - водичка"

цель: создание условий для опытно – исследовательской деятельности в работе со старшими и младшими дошкольниками и их семьями в условиях ДОУ, внедрение в практическую деятельность технологий исс...

Физкультурный праздник «Эколята – дошколята в гостях у лесных жителей». (для детей 6—7 лет)

Задачи. Закрепить знания детей о том, что здоровье зависит от нас самих. Познакомить детей с правилами поведения в лесу, с народными приметами. Совершенствовать умения и навыки при выполнении игровых ...

Сценарий развлечения «Эколята-дошколята в гостях у трех медведей»

Сценарий развлечения «Эколята-дошколята в гостях у трех медведей»...

Фото и видео отчет "Утренняя зарядка «Эколята – дошколята в гостях в старшей группе»

Это неделя была у нас «Неделя Эколят», предлагаю фото и видео отчет ,как наши Эколята проводили зарядку.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21146086","attributes":{"alt":"",...

Проект "Научная лаборатория "Почемучка" по формированию интереса к опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста от 6 лет до ооо

Данная работа направлена на формирование и развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста от 6 лет до ооо (окончания образовательных отношений) посредством опытно-эксперименталь...

Отчет по проведению мероприятий «Эколята-дошколята- юные защитники природы»

Отчет по проведению мероприятий«Эколята-дошколята- юные защитники природы»...

Конспект ООД на тему: «Здравствуй, Северный олень!» для детей средней группы

Цель: развитие у детей познавательного интереса к жизни животных - северным оленям и их роли в жизни северного народа....