Наблюдение за игровой деятельностью старших дошкольников и анализ игровых умений детей.
статья (старшая группа) на тему

Астанина Виталина  Валерьевна

   Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра - это своеобразные, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Д.В.Менджерицкая.

 

    Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот) игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых, взрослые часто используют игры, для того, чтобы ещё лучше познать мир (деловые игры), повысить уровень «внутреннего Я» (спортивные игры) развить уровень интеллекта (сюжетно-ролевые игры) и др.

 

  Главное внимание в работах ведущих педагогов - дидактов обращается на сюжетно- ролевую творческую игру и те педагогические условия, в которых наиболее эффектно формируются содержательная игровая деятельность детей и их взаимоотношения. Игры, придуманные детьми обозначаются в дошкольной педагогике как творческие, сюжетно-ролевые, сюжетно-ролевые творческие.

     Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным

стремление к игре, стремление ориентировать свою деятельность на игру.

  Можно выделить следующие педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры:

· знакомство ребенка с реальным миром;

· овладение игровыми умениями в раннем возрасте;

· примерное планирование занятий по конструированию.

  Психологические и педагогические исследования, а также практика наших детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством.

  В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя – развивать творческие способности ребенка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.

  Я предприняла попытку отобрать и систематизировать из методической литературы, технологий разных авторов основные методы и приемы проведения сюжетно-ролевой игры.

 

Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой

 

Методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры.

 Исполнение воспитателем главной роли

 Индивидуальная игра воспитателя с ребенком,

Внесение образных игрушек

Прием параллельной игры

 Прием ролевой игры с продолжением

 Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение

детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни

 Игра в телефон

 Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду;

 Разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.

Методы и приемы, способствующие регулированию игровых взаимоотношений.

 Игры. Облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости»);

 Участие воспитателя в игре (главная роль);

 Использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера»;

 Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;

 Создание разновозрастных игровых триад.

Косвеные приёмы руководства

 Обновление игровых уголков (внесение предметов-заместителей, съемных панелей);

 Изменение игровой среды;

 Наблюдение, экскурсия;

 Создание воображаемой ситуации;

 Объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов».

Результаты наблюдения удобно представлять в сводную таблицу. Против фамилии каждого ребенка отмечается его возраст и уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности. При этом если уровень игровых навыков по тому или иному критерию соответствует возрастной норме, следует закрасить клеточку, например, в з­елёный цвет, если опережает возрастную норму —  в красный, если отстает — в синий. Цветовое обозначение существенно облегчает анализ результатов наблюдения, так как в одной группе чаще всего находятся дети разного возраста, соответственно имеющие различные нормы сформированности игровых навыков. В итоге можно получить таблицу, на которой наглядно представлена как общая картина сформированности игровых навыков в той или иной возрастной группе, так и результаты каждого ребенка. Это позволяет, с одной стороны, оценить ра­боту воспитателей по формированию игровых навыков, а с другой — воспитателю спланировать индивидуально направленную работу с детьми по их формированию.

         
         

Конец формы

 Педагогические рекомендации

1. Педагогам необходимо стараться не занимать время ,отведенное для игры другими видами деятельности.

2. Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко доступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно.

3. В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.

4. Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.

 

Список литературы

 1. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре.// Дошкольное воспитание. – 2003. - №4. - С.18-23

2.  Поздняков Н. А. Менджерицкая Д. В. – Исследователь игры детей дошкольного возраста.//Дошкольное воспитание. - 2004. - №12

3. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в воспитании дошкольников.-М 2008

4. Игра дошкольника под ред. Т.И. Бабаевой, С-Пб., 2002.

5. Скоролупова О.А., Логинова Л.В. Играем?.. Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста.- М.2005.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Наблюдение за игровой деятельностью старших дошкольников и анализ игровых умений детей.

Автор: Астанина Виталина Валерьевна

 ГБДОУ д/с №8 Кировского района С-Пб

   Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра - это своеобразные, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Д.В.Менджерицкая.

    Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот) игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых, взрослые часто используют игры, для того, чтобы ещё лучше познать мир (деловые игры), повысить уровень «внутреннего Я» (спортивные игры) развить уровень интеллекта (сюжетно-ролевые игры) и др.

  Главное внимание в работах ведущих педагогов - дидактов обращается на сюжетно- ролевую творческую игру и те педагогические условия, в которых наиболее эффектно формируются содержательная игровая деятельность детей и их взаимоотношения. Игры, придуманные детьми обозначаются в дошкольной педагогике как творческие, сюжетно-ролевые, сюжетно-ролевые творческие.

     Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным

стремление к игре, стремление ориентировать свою деятельность на игру.

  Можно выделить следующие педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры:

· знакомство ребенка с реальным миром;

· овладение игровыми умениями в раннем возрасте;

· примерное планирование занятий по конструированию.

  Психологические и педагогические исследования, а также практика наших детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством.

  В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя – развивать творческие способности ребенка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.

  Я предприняла попытку отобрать и систематизировать из методической литературы, технологий разных авторов основные методы и приемы проведения сюжетно-ролевой игры.

Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой

Методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры.

 Исполнение воспитателем главной роли

 Индивидуальная игра воспитателя с ребенком,

Внесение образных игрушек

Прием параллельной игры

 Прием ролевой игры с продолжением

 Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение

детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни

 Игра в телефон

 Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду;

 Разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.

Методы и приемы, способствующие регулированию игровых взаимоотношений.

 Игры. Облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости»);

 Участие воспитателя в игре (главная роль);

 Использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера»;

 Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;

 Создание разновозрастных игровых триад.

Косвеные приёмы руководства

 Обновление игровых уголков (внесение предметов-заместителей, съемных панелей);

 Изменение игровой среды;

 Наблюдение, экскурсия;

 Создание воображаемой ситуации;

 Объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов».

Результаты наблюдения удобно представлять в сводную таблицу. Против фамилии каждого ребенка отмечается его возраст и уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности. При этом если уровень игровых навыков по тому или иному критерию соответствует возрастной норме, следует закрасить клеточку, например, в зелёный цвет, если опережает возрастную норму —  в красный, если отстает — в синий. Цветовое обозначение существенно облегчает анализ результатов наблюдения, так как в одной группе чаще всего находятся дети разного возраста, соответственно имеющие различные нормы сформированности игровых навыков. В итоге можно получить таблицу, на которой наглядно представлена как общая картина сформированности игровых навыков в той или иной возрастной группе, так и результаты каждого ребенка. Это позволяет, с одной стороны, оценить работу воспитателей по формированию игровых навыков, а с другой — воспитателю спланировать индивидуально направленную работу с детьми по их формированию.

 Педагогические рекомендации

1. Педагогам необходимо стараться не занимать время ,отведенное для игры другими видами деятельности.

2. Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко доступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно.

3. В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.

4. Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.

Список литературы

 1. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре.// Дошкольное воспитание. – 2003. - №4. - С.18-23

2.  Поздняков Н. А. Менджерицкая Д. В. – Исследователь игры детей дошкольного возраста.//Дошкольное воспитание. - 2004. - №12

3. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в воспитании дошкольников.-М 2008

4. Игра дошкольника под ред. Т.И. Бабаевой, С-Пб., 2002.

5. Скоролупова О.А., Логинова Л.В. Играем?.. Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста.- М.2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие игровой деятельности старших дошкольников средствами макетирования

Для того, чтобы игра получила своё развитие дошкольникам необходимо очень привлекательное игровое пространство. Таким пространством может стать макет, выполненные детьми совместно с педагогом....

Творческая работа "Становление гендерной идентичности через игровую деятельность старших дошкольников"

Аттестационная работа по теме "Становление гендерной идентичности через игровую деятельность старших дошкольников"...

Консультация для педагогов «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Консультация для педагогов «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ  СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Универсальным средством образовательного процесса дошкольника выступ...

Квалификационная работа "Половое воспитание старших дошкольников в процессе игровой деятельности"

    Объект исследования – процесс полового воспитания старших дошкольников.      Предмет исследования – педагогические условия полового воспитания в процессе ...

"Ранняя профориентация старших дошкольников в совместной игровой деятельности с родителями"

Профориентация срарших дошкольников в совместной игровой деятельности с родителями...

Развитие психических процессов у старших дошкольников в процессе игровой деятельности.

В данной статье раскрыта актуальность темы и даны методические рекомендации....

Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста. (Из опыта работы)

В статье говорится об опыте работы в первой младшей группе (2-3 года) по организации игровой деятельности детей и ее значении в их развитии...