Развитие игровой деятельности старших дошкольников средствами макетирования
статья на тему

Для того, чтобы игра получила своё развитие дошкольникам необходимо очень привлекательное игровое пространство. Таким пространством может стать макет, выполненные детьми совместно с педагогом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx39.82 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие игровой деятельности старших дошкольников средствами макетирования

Игра — что может быть интереснее и значимее для дошкольника? Это и радость, и познание, и творчество. Игра — ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ребенок познает окружающий мир, учится понимать отношения между собой и элементами этого мира. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поисковые действия, мыслить и творить. Игровая деятельность дошкольника является мощным стимулом развития воображения.

Большое место в жизни старших дошкольников занимает режиссерская игра с мелкими игрушками, где ребенок создает воображаемую ситуацию, развертывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь от них,  выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные социальные отношения в игровой форме.  Именно она собирает важнейшие достижения игры в дошкольном возрасте, именно в ней,  как в фокусе, проявляются все особенности воображения ребенка.

Для того чтобы режиссерская игра получила своё развитие, дошкольникам необходимо очень привлекательное игровое пространство. Таким пространством и центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, может быть макет (пространственное изображение чего-либо, обычно в уменьшенных размерах). Игра с макетом может продолжаться в течение длительного времени. Выполнение роли, развитие сюжета побуждает ребенка перекомбинировать известные события, и  создавать их новые сочетания. На основе единого игрового пространства ребенок может воплощать широкий спектр игровых замыслов, что поднимает способность дошкольника к сюжетосложению на новый уровень.

Работа по развитию режиссерской игры детей старшего дошкольного возраста средствами макетирования в нашем ДОУ ведется не один год. Педагоги творчески реализуют целый комплекс взаимосвязанных задач:

  • воспитывать у детей эмоционально – положительное отношение и интерес к процессу макетирования;
  • инициировать самостоятельный выбор детьми художественных материалов, инструментов, способов и приемов реализации замысла в процессе изготовления макета; создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и техниками;
  • осуществлять творческий подход к организации и проведению интегрированных занятий с детьми по макетированию, включающих различные специфические виды детской деятельности (игру, изобразительную, конструктивную  деятельность);
  • создавать условия для самостоятельной игровой деятельности детей с макетами;
  • способствовать развитию игры детей, формировать навыки совместной игры,  навыки сотрудничества и сотворчества;
  • учить детей для игры с макетом подбирать готовые игровые предметы,  предметы-заместители, создавать свои дополнения, обогащая предметную среду игры;
  • учить детей придумывать новые сюжеты, объединяя два-три макета, соединяя в одном макете фигурки-персонажи, с  соответствующим   им   антуражем   из двух – трёх разных тематических контекстов, соединять в сюжете игры  события реалистические и фантастические.
  • обеспечить участие семьи в процессе творческого развития детей средствами макетирования.

Но решить все эти задачи можно лишь в том случае, если макет как центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками,  будет отвечать следующим требованиям:

  • макет — это фиксированная конструкция, он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений (в условиях большой группы детей это особенно важно), может сохраняться длительное время и в любой момент использоваться детьми для игры;
  • Самодельные макеты могут быть изготовлены из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума и других подходящих материалов. Важно, чтобы присутствовал эстетический аспект оформления макета;
  • макет должен быть удобным в обращении. Он может быть напольным и настольным, подиумным (на специальных подставках) и настенным (объекты на переднем плане, а изображение - на заднем). Интересный и любимый детьми вариант – макеты в специальных  шкафах;
  • макеты и накапливающиеся наборы персонажей и антуража к ним должны   сохраняться и быть доступными для свободного выбора и игры детей, лучше всего размещать весь антураж в пластмассовых лотках. Тогда дети смогут сами выбрать нужный им предметный материал в соответствии  с замыслом игры.

Любой вид деятельности, в том числе макетирование требует от педагога грамотной организации и руководства на всех его  этапах. Выделим основные этапы процесса макетирования.

  1. Предварительная работа:
  • обогащение личного опыта детей (проведение бесед, рассматривание картин и иллюстраций, прогулки и экскурсии с детьми, чтение художественной литературы и т.д.);
  • подготовка и сбор необходимого материала;
  • работа с родителями.
  1. Изготовление   основы макета и наполнение его предметным материалом.  На этом же этапе начинается процесс игры с макетом.
  2. Развитие и активизация игры с макетом:
  • дополнение макета новым предметным материалом;
  • использование предметов-заместителей,
  • придумывание вместе с детьми  рассказа или сказки, которые в дальнейшем обыгрываются как игровые сюжеты и т.д.

В результате совместной конструктивно – творческой деятельности детей и педагогов нашего ДОУ были созданы разнообразные тематические макеты: «Крестьянское подворье», «Дворец морского царя», «Улицы нашего города», «Парк Юрского периода», «Джунгли», «Солнечная система», «Детский сад будущего», «Кубанская горница» и др. (см. фото)

Работа по созданию макетов включала в себя элементы конструирования и художественно-изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов, сочеталась с введением представлений о природных и культурных ландшафтах, об искусстве архитектуры. Обитатели-персонажи, дополнительный антураж, который позволяет превратить макет в конкретное игровое пространство, изготавливались в процессе совместной продуктивной деятельности детей  и  воспитателей из бумаги, картона, проволоки, пластилина, соленого теста, природного и бросового материала. В процессе создания макета каждый ребенок мог выбрать наиболее привлекательную для него деятельность (конструирование, моделирование, лепку, аппликацию и т.д.). 

Организация и проведение игр детей с макетами требует от педагогов  большого профессионального мастерства и такта. Предлагаем вашему вниманию рекомендации для воспитателей «Как правильно организовать игру детей с макетом».

  • Процесс игры с макетом должен  начинаться практически с момента его создания. При изготовлении макета необходимо  широко использовать игровые приемы и игровые ситуации. Процесс макетирования, целиком построенный на игровых методах и приемах,  обязательно перерастет в увлекательную игру.
  • Наполнение-дополнение макета разнообразным предметным материалом осуществляют сами дети, но воспитатель может помочь им, предложив те или иные сочетания игровых предметов.
  • Подбирать предметный материал к макетам педагог должен в зависимости от уровня развития игры детей. Это могут быть многозначные (условно-обобщенные) персонажи или тематически определенные, или их сочетания. Периодически, по мере исчерпания интереса детей к ним, педагог должен заменять их на новые.
  • Для развития у дошкольников воображения и творчества в  группе   можно поместить  ящик  с  предметами-заместителями: крышками от пластмассовых коробок и пузырьков, пластиковыми баллонами разнообразной формы,  разрозненными деталями различных конструкторов и мозаик, палочками, трубочками, кусками поролона и пенопласта и т.д. Главное требование – они должны быть безопасными для детей. Тем  детям, которые не смогут сразу использовать предметы-заместители для замещения различных недостающих игрушек при обыгрывании построек, воспитатель должен подсказать возможные пути использования данных предметов, направить дошкольников на поиск новых оригинальных решений.
  • Придать новый творческий импульс игре можно, соединив в одном макете фигурки-персонажи, с  соответствующим   им   антуражем   из двух – трёх разных тематических контекстов, например рыцарей (макет «Средневековая крепость») с животными (макет «Парк Юрского периода»).  Такой набор, требующий выстраивания   воображаемой   ситуации   и   сюжетных   событий,   объединяющих совершенно разные смысловые контексты, к которым принадлежат персонажи, расширит смысловое пространство игры. 
  • Каждый из макетов может использоваться сам по себе, в отдельности, но они могут и объединяться в игре, что также служит дополнительным стимулом к новым сюжетным коллизиям. Можно предложить детям соединить  макет-модель и макет-карту, если они соразмерны друг другу (например, использовать «крепость-замок» в сочетании с ландшафтным макетом-картой, кукольный дом в сочетании с «дорогами» и т.п.).
  • Следует предоставить детям право для самостоятельной игры. Если игры детей однообразны и примитивны, воспитатель должен помочь им, но только на правах равного партнера, а не в роли указующего.
  • Можно предложить детям для игры незавершенный продукт – макет, с частично оформленным воспитателем полем, требующем заполнения. Игровое пространство незавершенного макета дает детям возможность упражняться в создании множества воображаемых ситуаций, что положительно сказывается на  развитии у детей воображения, образного мышления. Такой опосредованный стимул необычайно активизирует детей в игровых действиях. Так ландшафтный макет-карта в процессе детских игр может превратиться в населенный город или непроходимые джунгли. 
  • В качестве одного из эффективных  методических приемов усложнения и развития игры с макетом можно использовать совместное  придумывание детьми  рассказа или сказки, которые в дальнейшем обыгрываются как игровые сюжеты. Совместное придумывание и игра в сказку воспринимаются детьми очень эмоционально, вызывают у них большой интерес. Часто дети самостоятельно вводят в игру новые эпизоды, которых не было в сказке. Такая игра протекает динамично, способствует повышению взаимопонимания между детьми, делает общение  в игре более содержательным.
  • Можно предложить детям для игр промышленно изготовленные макеты-модели (кукольные дома, пластмассовые гаражи-автостанции) и макеты-карты (улицы и дороги города), готовые макеты из лего-материала (крепость, замок). Однако исходная полнота промышленно изготовленного макета при всем первоначальном энтузиазме детей часто приводит к стереотипизации и быстрому затуханию игры.
  • Именно поэтому, целесообразнее использовать условно-обобщенные «универсальные» макеты, постоянно активизирующие воображение  детей. «Универсальный» макет — это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивающий границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении.  Такой макет отличается многофункциональностью, его игровое пространство открывает множество возможностей для игровых замыслов дошкольников.
  • Чтобы у детей было больше времени для игры, советуем вам организовывать игры с макетами во второй половине дня.

В приложении представлен примерный план работы воспитателя по развитию режиссерской игры детей старшего дошкольного возраста средствами макетирования (см. приложение 1.).

Игра с макетами является одной из любимейших игр наших воспитанников, объединив вокруг себя семью, ребенка и детский сад. Нами были разработаны рекомендации по созданию игровых макетов в семье (см. приложение 2.). Проведены консультации для родителей «Как изготовить макет в домашних условиях», «Макетирование – занятие интересное и полезное».

Совместное изготовление макетов вызвало огромный интерес, как у взрослых, так и у детей. Изменилось отношение родителей к игровой деятельности детей. Наши папы и мамы стали интересоваться тем, как ведет себя ребенок в процессе игры и сами с удовольствием играют вместе с ним. Мы предложили родителям принять участие в конкурсе макетов, выполненных взрослыми совместно с детьми, на тему «Детский сад будущего».  Родители с удовольствием откликнулись на это предложение.

Мы познакомили пап и мам с задачами и условиями конкурса, возможными вариантами проектов. Но главными фантазерами и дизайнерами стали, конечно же, ребята. Родители и дети изготовили из бросового материала макеты различных сооружений, детских площадок, которые могли бы украсить наш детский сад, помечать о том каким станет он через пять, десять и даже через пятнадцать лет. В нашем «Детском саду будущего» нашлось место каруселям, качелям и фонтанам, удивительным цветам и деревьям. Были здесь и спортивный комплекс, и детский бассейн.

Благодаря грамотной организации  и руководству этой деятельностью педагогами, тесному взаимодействию с семьей, нами были отмечены положительные результаты влияния макетирования на общее развитие детей.

У детей повысился уровень любознательности. В повседневной жизни они стали задавать больше вопросов, касающихся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения.  Повысился интерес к  познавательной литературе (о природе, исторических событиях, космосе и т.д.), дети  стали включать свои новые представления в сюжеты игр.

Игры с макетами способствовали развитию инициативы. Дети научились обозначать конкретную цель в игре, самостоятельно дополнять макеты по своему желанию, применяя продуктивную деятельность.

Дошкольники научились совместно строить и творчески развивать сюжеты игр, общаться,  сочинять, фантазировать, комбинировать разные события, согласовывая  в общем сюжете индивидуальные замыслы, прогнозировать ответное ролевое поведение, комментировать свои действия.

В играх с макетами дети одновременно выступают как драматурги, декораторы и актеры, что положительно сказалось на развитии у детей воображения, творческого мышления, способствовало интеллектуальному развитию дошкольников.

Дети широко используют в играх с макетами предметы-заместители, природный и подсобный материал, игрушки собственного изготовления. По ходу игры они самостоятельно подбирают или заменяют необходимые предметы. Появилась длительная перспектива игры, что говорит о высоком уровне развития игрового творчества.

Приложение 1.

Примерный план работы воспитателя по развитию режиссерской игры детей старшего дошкольного возраста средствами макетирования

Макет  «Улицы и дороги нашего города»

Описание макета. Макет-карта с разметкой улиц, дорог и пешеходных переходов; предметный материал: фигурки-людей, дома, мост, гаражи, ограждения, деревья, дорожные знаки, светофор, модели легковых, грузовых автомобилей, спецтранспорта и т.д.

Назначение макета.  Расширение и систематизация знаний детей правил дорожного движения. Применение знаний, полученных детьми на прогулке, в ходе экскурсий, чтения художественной литературы в играх с макетом. Активизация игры детей с мелкими игрушками.

Материалы, инструменты, оборудование.

Основа для будущего макета. Для изготовления предметного материала - коробочки разных размеров, старые аудиокассеты, цветная и фактурная бумага, картон, пластилин, трубочки, палочки, зубочистки, ножницы, клей и т.д.  Для рисования – фломастеры, краски гуашевые, кисти разного размера, баночки с водой.

Предварительная работа.

Экскурсия к перекрёстку

Задачи. Закрепить знания детей о правилах перехода улицы. Закрепить понятия: «пешеход», «пешеходный переход», «перекрёсток» и д.р.

Дидактическая игра « Для чего нужен  специальный транспорт? » 

Задачи. Систематизировать знания детей о специальном транспорте, его назначении, способах вызова. Учить выделять его отличительные особенности. Учить выбирать вид транспортного средства, соответствующий предложенной ситуации. Рассказывать для чего он используется.

Рассматривание тематического альбома «Наш город»

 Задачи. Формировать у детей представление об основных отличительных особенностях архитектуры и расположения улиц  города. Воспитывать любознательность, интерес к познанию окружающего мира.

Чтение сказки Д. Родари «Дудочник и автомобили»

Задачи. Учить детей понимать характеры сказочных героев, ситуации. Развивать умение придумывать разные варианты окончаний сказки. Воспитывать  эмоцианально-образное восприятие сказки.

Дидактическая игра « Дорожное лото» 

Цель.  Закрепить представление детей о различных видах транспорта.

Викторина «Знатоки транспорта»

        Задачи. Предложить детям вспомнить виды транспорта, названия профессий, связанных с транспортом. Формировать умение выполнять задания в команде. Развивать внимание, память, речь. 

        Художественно-творческая деятельность.

Рисование «Дом, в котором я живу»

Задачи. Учить детей доступными им средствами выразительности передавать форму, строение хорошо знакомых им зданий, тщательно прорисовывать крышу, входную дверь, окна, отражать фактуру материала, из которого сделан дом.

Коллаж «Наш город» (коллективная работа)

Задачи. Продолжить знакомить детей с социальным понятием  город и его отличительными особенностями. Учить детей вырезать из бумаги изображения домов с разной этажностью. Продолжить поддерживать интерес к работе с разными  материалами. Закрепить навыки работы с ножницами и клеем. Поощрять умение доводить начатое дело до конца.

Ручной труд «Дорожные знаки»

Задачи. Учить детей мастерить поделки, используя чехольчики от киндер-сюрпризов. Продолжить знакомить детей с назначением дорожных знаков. Развивать мелкую моторику рук.

Работа с родителями.

Примерный перечень бесед и консультаций для родителей: «Правила дорожные знать каждому положено», «Пешеходом быть наука», «Как научить ребёнка безопасному поведению на улице?» и др. 

Предложить родителям вместе с детьми принять участие в изготовлении дорожных знаков и макетов зданий.

Провести конкурс на лучшую конструкцию автомобиля будущего.

Изготовление макета.

Задачи. Заинтересовать детей процессом изготовления макетов транспортных средств и зданий с использованием коробочек разного размера. Развивать конструктивное мышление. Показать преимущество коллективной работы – благодаря усилиям всей группы создан макет целого города. Создать условия для зарождения игры.  

Примерные  игровые ситуации.

Путешествие по городу (на автобусе, машине, такси и т.д.). Автомастерская. Автостоянка. Петя заблудился. Новостройка. Тушим пожар. Доставка товаров на дом. Дорожные знаки поменялись местами. Как маме безопасно пройти в аптеку (магазин, парикмахерскую и т.д.)?

Приложение 2.

Как изготовить макет «Сказочный городок»

для игры ребенка в домашних условиях

(методические рекомендации для родителей)

Уважаемые родители, каждый из вас время от времени старается радовать своего ребенка: покупать дорогие игрушки и любимые лакомства, организовывать семейные праздники и запоминающиеся поездки. Но известно ли вам, что доставить радость ребенку может обыкновенная детская игра. Эта радость перевоплощения, фантазии  и творчества.

Многие родители относятся к детской игре как к бесцельной забаве, как к отдыху или развлечению, полагают, что для игры можно оставить совсем немного времени, и как можно раньше  стараются привлечь детей к разнообразным занятиям: обучению чтению, иностранному  языку,  занятиям в кружках и спортивных секциях.

Однако при этом родители забывают, что для ребёнка игра – средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за пределы ограниченного мира «детской» и построить свой собственный мир. Действия «понарошку», «как будто» делают игру средством самореализации для ребёнка.

В игре ребёнок таков,  каким ему хочется быть - добрый мальчик, красивая принцесса, путешественник. В игре ребёнок там,  где ему хочется быть - на Луне, на дне моря, в школе. Он участник интересных и привлекательных событий – лечит больных, сражается с драконом, тушит пожар. Таким образом, ребёнку игра обеспечивает эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания.  

Все дети любят играть в «сказку». Предлагаем вам вместе с ребенком смастерить «сказочный город».  Такой городок может превратиться для ребенка в любимое место для игр, стать источником неиссякаемых фантастических историй о самом городе и его жителях.         «Построить» его можно, используя тот материал, который всегда найдется в вашем доме: старые коробочки, цветная бумага, клей, краски - вот и ожила сказка. Например, если покрасить бутылку из-под кетчупа белой краской, прорезать двери и окна, сделать купол из цветного пластилина или соленого теста — получится часовня или колокольня.  Донышко бутылки из-под минеральной воды, стаканчик из-под сметаны и несколько кусочков фольги - вот и готов чудесный киоск или кафе-мороженое. Кусочек пенопласта превратится в автобус, бумажная трубочка станет трубой, спичечный коробок – балконом, несколько коробочек, оклеенных цветной бумагой – вот и появится в городке театр, школа, магазин, больница и т.п.

«Сказочный город» можно населить мелкими игрушками, например, из киндер-сюрпризов и любыми другими персонажами, которых можно также сделать самим из пластилина, глины, соленого теста и т.п.         Пусть ребенок сделает то, что ему по силам, ваша задача - быть рядом и помочь ему: только в начале, чтобы появились первые дома и улицы, клумбы и фонтаны. Готовые дома можно наклеить на кусок плотного картона, обклеенного обоями. Кстати, так будет проще сформировать из готовых домов улицы и площади. Основа готова, а дальше пусть работает фантазия. Из ваты можно сделать сугробы или кусты, из спичек фонари или скамеечки. На улицах между домами будут ездить игрушечные машинки, по стенам будет лазить пластиковый человек-паук, а на крышу приземлится вертолет с секретными агентами. Это игра не на один день.

Мы не будем перечислять темы игр, вам подскажет их сам ребенок. В эти игры он может играть один, выполняя роль режиссера, но играть с партнером — взрослым еще интереснее и полезнее.  В совместной игре взрослый учится понимать ребенка и может незаметно влиять на его воспитание и развитие.

Вероятно, мы убедили вас в том, что детская игра – занятие интересное и полезное. Тогда за дело! Дерзайте, творите! Желаем успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по созданию условий для развития игровой деятельности старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями родителей "Путешествие в мир профессий"

Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста и особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свой зам...

проект по созданию условий для развития игровой деятельности старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями «Портфель - мир профессии»

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознате...

«Развитие игровой деятельности детей по средствам технологии макетирования в условиях реализации ФГОС ДО».

Данный материал отражает опыт работы со старшими дошкольниками, для  использованиии в работе с детьми технологии макетирования....

Интерес и его роль в развитии игровой деятельности старших дошкольников

В статье рассмотрим как формируется игровая деятельность дошкольников....

«Развитие игровой деятельности детей по средствам технологии макетирования в условиях реализации ФГОС ДО».

Игра – ведущий вид деятельности дошкольников, главное содержание детской жизни.Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поиск,...

Педагогический проект по созданию условий для развития игровой деятельности старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями родителей «Путешествие в мир профессий»

Педагогический проект по созданию условий для развития игровой деятельности старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями родителей«Путешествие в мир профессий»...

Интерес и его роль в развитии игровой деятельности старших дошкольников.

Интерес и его роль в развитии игровой деятельности старших дошкольников....