«Развитие игровой деятельности детей по средствам технологии макетирования в условиях реализации ФГОС ДО».
статья

  Игра – ведущий вид деятельности дошкольников, главное содержание детской жизни.

Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить.

       Одним из перспективных способов развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, я выбрала технологию макетирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_maketirovaniya.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

   «Развитие игровой деятельности детей по средствам технологии макетирования в условиях реализации ФГОС ДО».       

  Игра – ведущий вид деятельности дошкольников, главное содержание детской жизни.

Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить.

       Одним из перспективных способов развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, я выбрала технологию макетирования.

   Наблюдая за своими воспитанниками я обратила внимание на то, что детям интересно играть с мелкими игрушками.

Для того чтобы игра получила своё развитие, дошкольникам    необходимо привлекательное пространство. Таким пространством и центральным элементом, организующим предметную среду, для игры с мелкими игрушками, может быть макет.

Макеты - это модели, представляющие собой уменьшенные объекты.

Макетирование – это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства. Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творчества и воображения.

    Создавая макет, играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, придумывает события с персонажами, отождествляя себя с ними, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме.

Использование макетов в предметно – пространственной среде отвечает принципу интеграции образовательных областей.

  Через любой игровой макет решаются цели и задачи образовательных областей: «Речевого развития», «Познавательного развития», «Социально-коммуникативного развития», «Художественно-эстетического развития» и «Физического развития».

Макетирование позволяет развивать интегративные качества личности:

• Эмоциональная отзывчивость

• Любознательность

• Активность

• Умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.

Макеты можно разделить на два вида:

-Макеты –модели: представляют собой целостные объекты, которые ориентируют ребенка на сюжетные события, происходящие внутри них.

-Макеты- карты: отображающие определенную территорию и направляющие ребенка на события «снаружи», вокруг находящихся в этом пространстве объектов.

При создании макетов необходимо соблюдать этапы:

I этап. Предварительный.

 Который включает в себя обогащение личного опыта детей

 -Подготовка и сбор материала для создания макета;

 -Сбор методической и художественной литературы по теме;

-Создание развивающей предметно–пространственной среды;

-Подбор дидактических игр; обогащение личного опыта детей).

 II этап. Основной (изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом).

-Работа на данном этапе включает элементы конструирования и художественно - изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов.

-Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготавливаются в процессе совместной продуктивной деятельности воспитанников и воспитателей из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов.

 III этап – Процесс развития и активизации игры с макетом. Созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы-заместители, совместно с детьми придумываем рассказы или сказки, которые в дальнейшем служат игровыми сюжетами.

Создание макета это кропотливый труд. На примере макета Дом для кукол, я раскрою последовательность изготовления макета по представленным выше этапам.

        Идея создания макета появилась сама собой. У девочек группы последнее время появилось увлечение играми с маленькими куклами ЛОЛ.

 И что бы создать условия для игровой деятельности, и решить задачи тематической недели «Дом, квартира. Мебель» был создан макет -модель.

На первом этапе методом 3-х вопросов выяснила у детей, что они знают:

1.Какие бывают дома, из каких материалов их строят. Какие комнаты бывают в домах, квартирах, какая нужна мебель для удобства проживания.

2.Продумываю мотивацию, чтобы заинтересовать детей.

Мотивация: Я сегодня утром рано пришла в группу и подслушала разговор куколок ЛОЛ. Они очень огорчены, что у них нет маленького уютного домика. Чем мы можем помочь?

Предложения детей: построить дом из кубиков, сделать из коробки, из спичечных коробков сделать мебель.

3.Расмматривали иллюстрации: какие бывают дома, какая мебель.

4.Из журналов вырезали мебель для коллажа.

5. С мальчиками сделали эскиз-плана дома для кукол. Узнали, что дома разрабатываю архитекторы, а строители строят.

6.Предложили родителям принять участие в создании макета. Папа Кати Яровенко сделан нам Макет дома.

 

На втором этапе На втором этапе собираем весь материал и приходим к выводу, что не хватает для обустройства дома.  Определяли назначение комнат, приклеивали обои, оформляли стены комнат домика. Размещали мебель. (Куклы, все это время наблюдали за нашей работой, задавали вопросы, помогали ребятам).

На третьем этапе праздновали новоселье с нашими куклами.

В результате дети самостоятельно научились придумывать разнообразные сюжеты игры и поддерживать игровой замысел. А чтобы игра продолжала свое развитие на более длительное время, я периодически убираю часть материала. И тогда ребята находили заместители и выстраивали новые события.

В нашей группе есть другие виды макетов (Просмотр слайдов) «Улица»,

 Тема по изучению правил дорожного движения очень актуальна. Чтобы вызвать интерес у детей дошкольного возраста к изучению этой, довольно непростой и был создан макет. На макете расположены проезжая часть, тротуар, автомобили, светофор, пешеходный переход, а также детский сад и магазин. Макет можно использовать и как игровое поле для ознакомления с ППД игровых персонажей (Смешариков , кукол) и как дидактическое пособие при изучении темы "Правила дорожного движения".

«Планета динозавров».  Для более детального ознакомления детей с доисторическими обитателями планеты мы смастерили макет режиссёрской игры «Планета динозавров».

Во время игры дети знакомились с удивительными животными прошлого – динозаврами; формировалось представление о далёком прошлом Земли.

Макет расположен на лоскуте ткани. Детали сделаны из строительной пены и покрыты акриловой краской. Макет является переносным, можно располагать в любом удобном месте группы.

 «Подворье».

 Данный макет может использоваться в качестве дидактического пособия для закрепления знаний у детей о домашних животных и птицах, а так же для развития воображения, фантазии в самостоятельных играх. Ребятишки очень любят играть с этими макетами, заселяя новых животных и придумывая новые сюжеты для обыгрывания. Так же является переносным, можно располагать в любом удобном месте группы.

По такому же принципу изготовлен и макет «Саванна» - Дети знакомятся с животным и растительным миром саванн (название животных, система питания, особенности обитания каждого вида). Ребята наглядно могут видеть среду обитания хищных и травоядных животных, рептилий и насекомых. Придумывают сюжеты для обыгрывания.

 «На лугу» Расширение представлений с миром насекомых и луговых цветов.

Результативность:

Применяя технологию макетирования в работе с воспитанниками можно отметить положительные результаты в развитии игровой деятельности детей.

 -В повседневной жизни дошкольники стали задавать больше вопросов, касающихся предметов и явлений, не входящих в сферу их непосредственного наблюдения.

-Повысился познавательный интерес детей, они стали использовать в игровых сюжетах сформированные представления о природе, исторических событиях, научились самостоятельно дополнять макеты по своему желанию.

-Воспитанники совместно строят и творчески развивают сюжеты игры, общаются, сочиняют, фантазируют, комбинируют разные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы, комментируют свои действия.

-В играх с макетами дети одновременно выступают в роли режиссёра, декоратора и актёра, что положительно сказывается на развитии воображения, творческого мышления, способствует интеллектуальному развитию дошкольников.

 -Наши воспитанники широко используют в играх с макетами предметы заместители, природный и подсобный материалы.

-Игра с макетами в нашей группе – одно из любимых занятий детей.

       При создании макетов необходимо соблюдать требования, которые заложены в государственном стандарте к развивающей среде в ДОУ. Макет должен отвечать определённым требованиям:

-он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений;

- служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры;

- макет должен быть выполнен из подходящих и безопасных материалов;

- иметь эстетическое оформление, быть удобным в обращений;

  - хранить предметный материал (наборы персонажей, аксессуары к ним) лучше всего в пластмассовых коробках или, тогда дети сами смогут выбирать нужные элементы в соответствии с замыслом игры.

Литература:

1. «Мозаичные макеты-карты, как средство активизации сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста». Журнал «Дошкольное воспитание». -2012.-№1.  

2. «Управление самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей». Н.Я.Михайленко.  М., 1987.

3. «Развитие игровой деятельности средствами макетирования». – Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2012. - №7

4. «Влияние игровых макетов на сюжетную игру» И.Л.Кириллова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

«...Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9220206","attributes":{"alt":"","cla...

«Театрализованная деятельность детей в ДОУ в связи с условиями реализации ФГОС.»

Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребёнка. Наиболее  общим в этих подходах является направленность на...

ИНТЕГРАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 10.0px 0.0px; text-align: justify; text-indent: 35.4px; font: 14.0px \'Times New Roman\'; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none} В коррекционной работ...

«Развитие игровой деятельности детей по средствам технологии макетирования в условиях реализации ФГОС ДО».

Данный материал отражает опыт работы со старшими дошкольниками, для  использованиии в работе с детьми технологии макетирования....