Главные вкладки

    ИНТЕГРАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    статья по логопедии на тему

    Великжанина Ксения Геннадьевна

    В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_.docx30.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное Казенное Детское Образовательное Учреждение

    Детский сад № 459 город Новосибирск

    ИНТЕГРАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ И РЕЧЕВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Учитель – логопед

    Великжанина Ксения Геннадьевна

    Первая квалификационная категория

    Новосибирск 2017 г.

    ИНТЕГРАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ И РЕЧЕВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

            

    Коррекционная работа включается во все направления деятельности образовательного учреждения и осуществляется всеми специалистами, ее содержание – это психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на коррекцию и компенсацию отклонений в их физическом и  психическом развитии.

    В содержании коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями отражено взаимодействие всех педагогов и специалистов ДОУ, которые участвуют в разработке и реализации коррекционных мероприятий, в том числе учителей-логопедов и музыкальных руководителей. Аспекты этого взаимодействия рассмотрим более подробно.

    В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей логопатов.

    Музыкальный работник и логопед  работают в тесном контакте. При подборе материала  для каждого занятия  музыкальный руководитель должен учитывать корригирующее значение выбранных видов работы  для  тех дефектов,  которые присутствуют при данном  речевом  нарушении.  Так, например, у детей  алаликов  нередко отмечается слабая  ориентировка в пространстве, нарушение  координации движений, равновесия. У детей с дизартрией можно наблюдать  вялость движений, а иногда насильственные (гиперкинезы) или напряженные (спастические) движения.

    Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей логопатов, что активизирует их познавательную активность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

    Музыкальные занятия с использованием комплекса логоритмических коррекционно-развивающих игр и упражнений также, как и логопедические занятия, имеют общие цели – расширение словаря детей, отработка грамматических тем, автоматизация звуков, развитие фонематического восприятия, с той лишь разницей, что весь речевой материал подкрепляется ритмическими движениями или музыкально-двигательными упражнениями.

    Музыкальная деятельность включает в себя различные элементы, являющиеся компонентами языка. Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами. Интеграция музыки и речи охватывает все виды деятельности: слушание музыки, пение, движение, игру на детских музыкальных инструментах.

    Пение очень полезно для детей, имеющих речевые нарушения, так как развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Пение помогает исправлять ряд недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, особенно твердых, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

    Я хочу рассказать о некоторых способах совместной коррекционно-развивающей деятельности логопеда и музыкального руководителя ,которая с одной стороны – устраняет нарушенные речевые функции, а с другой – развивает функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание , процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

    Как показывает практика многие логопедические задания, которые мы используем на наших занятиях, успешно можно применять и на музыкальных занятиях.

    Коррекционные задачи

    Виды деятельности на логопедическом занятии

    Виды деятельности на музыкальном занятии

    Развитие мелкой моторики

    Включает в себя: пальчиковый самомассаж,

    пальчиковые игры с речевым сопровождением,

    игры с различными предметами

    Чтобы справиться с жарою,
    Веер новенький раскроем.
    Будем на себя махать,
    Не потеть, а отдыхать.
    Спрячем веер в рукаве 
    Там он станет буквой… (
    В)

    - «Есть у меня волшебный веер. Да не один, вот как много». (Детям раздаются веера).

    - «Он может превращаться в различные предметы. Подумайте, как его можно сложить? В этой игре нам поможет музыка.

     Итак, если вы услышите вальс, веер останется веером, если марш – сложим из веера прямую дорожку, если полька – веер превратится в юбочку, а если зазвучит песенка - веер станет гармошкой”.

    Развитие речевого дыхания

     Прежде всего необходимо сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

    Игра «Музыкальный клубочек»

    Детям выносится коробочка, в котором находится клубочек с нитками. Ребёнок тянет за верёвочку и пропевает любой гласный звук. Когда ребёнок остановится, верёвочку отрезаем. Из верёвочки ребёнок может сложить любой рисунок и попробовать изобразить его голосом. Играть можно в группе детей и составлять совместную картину, которую в итоге пропевают все дети в группе.

    Набрать через нос воздух и на выдохе под музыку петь песенку. Ступени лада поются со словами (песенка-попевка «Лесенка»)

    1) «вверх иду», «вниз иду»;

    2) «вверх я иду», «вниз я иду»;

    3) «вот иду я вверх», «вот иду я вниз»

    4)"вот иду я вверх по дорожке",

    "вот иду вниз по дорожке"

    5)"вот иду я вверх по широкой дорожке"

    Развитие фонематического слуха и восприятия

    Фонематический слух - это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного или спетого. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том"

    Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова.

    Логопед читает детям строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку и исправляют её.

    Мама с бочками (дочками) пошла

    По дороге вдоль села.

    Сели в ложку (лодку) и – ай-да!

    По реке туда-сюда.

    Мишка плачет и ревет:

    Просит пчел, чтоб дали лед (мед).

    Доски на гору везем,

    Будем строить новый ком (дом).

     

    Игра «Чебурашка»

     Детям предлагается услышать и выделить в небольшой распевке слова с заданным звуком и назвать их, определить его место в слове

    Развитие артикуляционной моторики

    Включает в себя: артикуляционную гимнастику, чистоговорки,  песени и стихи со звукоподражанием,

    музыкальные распевки

    Игра «Бусы" (этап автоматизации звука в словах)

    • Рассыпались бусы...
    •  Мы их соберем,
    • Нанижем на нитку
    • И слово найдем. — участники игры по цепочке произносят слова - «бусинки» на определенный звук (без повторов).

    В качестве первых заданий в этой музыкальной игре можно использовать простые слоги и всем известные мелодии, например, "В траве сидел кузнечик" будет звучать в таком исполнении как ЛА –ЛА –ЛА –ЛА –ЛА -ЛАЛА. Впоследствии задания можно усложнить и предлагать уже шипящие или свистящие звуки и более трудные

    Развитие грамматического строя речи

    Включает в себя: формирование навыков словообразования и словоизменения, устранение аграматизмов в речи.

    Лексическая тема: музыкальные инструменты

    Вот семейство деревянных духовых. Знаем много интересного про них.
    Эти духовые кажутся нам странными: из металла сделаны – а зовутся деревянными.
    Дудочка пастушья – им родня. Есть про каждого загадки у меня.

    Группа медных духовых: есть загадки и про них!
    Рог им силу звука дал, звонкой медью оплетал.
    Медные, блестящие, большие инструменты эти духовые.
    Чтоб на них мелодию играть, нужно дуть и кнопки нажимать.

    Струнно-смычковых – большая бригада. Я вам открою секрет.
    Не смогут звучать инструменты как надо, если смычка рядом нет.

    Инструменты многочисленные эти не случайно все ударными зовут. 
    Чтобы звуком нам могли они ответить – музыканты обязательно их бьют

    Проводится после раскрытия данной лексической темы логопедом

    Игра «На чем играю?"

    Дети должны узнать звучание инструменты и назвать его (С возрастом можно усложнять: назвать инструмент и сказать какой он ударный, струнный, клавишный и т.д.)

    Развитие темпо- ритмической стороны речи

    Включает в себя: развитие ритмического слуха, слуховой памяти.

    Игра «Передай ритм».

    Описание: дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши.

    «Прогулка»

    В качестве игрового материала используются музыкальные молоточки по числу играющих. Дети рассаживаются полукругом. Музыкальный руководитель предлагает отправиться (мысленно) на прогулку с молоточками. По ходу рассказа педагог ударяет молоточком, дети повторяют ритмический рисунок.

    Спуск по лестнице – удары по ладони; бег – частые удары; медленные удары мячом о землю – медленные удары молоточком; прыжки через скакалку – удары молоточком ускоряются; редкие капли дождя – редкие удары молоточком; сильный ливень – частые удары молоточком; дети бегут под крышу – быстрые, ритмичные удары молоточком.

    В дальнейшем дети могут сами придумывать рассказ с использованием молоточка.

    Развитие монологической и диалогической речи

    Включает в себя: развитие номинативного, предикативного и адъективного словаря

    Формирование навыков составления диалога.

    Развитие у ребенка желания говорить.

            

    Игра-диалог: Музыкальный магазин

    Ребенок-покупатель просит «продать» ему музыкальный инструмент не называя его, а описывая. Ребенок – продавец должен догадаться, что за инструмент был описан.

    Музыкально-дидактическая игра

    «Музыкальный магазин»

    Ребенок-покупатель просит прослушать звучание инструмента, который он хочет купить. Ребенок-продавец должен сыграть на нем ритмический рисунок или мелодию знакомой песни. Ребенок- покупатель повторяет мелодию

    Во всех формах взаимодействия специалистов заложена вариативность. К тому же, кажется правильным, когда у специалистов, сопровождающих ребенка, есть право совместно выбирать и решать, какие из форм взаимодействия приемлемы и доступны в конкретных образовательных условиях и в работе с конкретной группой детей!

    Использование музыкально-речевых упражнений позволяет более эффективно корректировать имеющиеся у детей нарушения развития, что даёт возможность более легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

    Список литературы

    1. Волкова Г.А. Логоритмическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 272с.

    2.Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. СПб.: Владос, 2009. – 246с.

    3.Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи/ Под ред. Л.И. Беляковой .  М.: Книголюб, 2004. – 56 с.;

    4.Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. СПб.: Владос, 2009. – 246с.

    5.Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей до- школьного возраста на основе логопедической ритмики. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 80 с

    6.Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей / авт.-сост. о.в. Клезович. - мн.: Аверсэв, 2005. - 152 с.

    7.Новиковская О. А. Логоритмика . СПб.: Корона Принт, 2005. – 230с.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интеграция образовательных областей "Здоровье" и "Физическая культура" в условиях реализации ФГОС дошкольного образованя.

    В статье представлены цели и задачи ФГОС дошкольного образования,а также некоторые особенности интеграции образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования из опыта работы де...

    СЕМИНАР «ИНТЕГРАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

    СЕМИНАР «ИНТЕГРАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ...

    Комплексная коррекционная работа в логопедических группах ДОУ коррекционной направленности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

    Предлагается материал по взаимосвязи специалистов логопедических групп детского сада коррекционной направленности в соответствии с требованиями ФГОС. Главная цель данной работы - учитывать особен...

    Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками.

    В связи с введением ФГОС дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение следующих основн...

    «Методическая работа как средство профессионального развития педагога в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

    Всероссийская профессиональная олимпиадаработников дошкольного образования«Методическая работа как средство профессионального развития педагога в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...