ИНТЕГРАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья по логопедии на тему

Великжанина Ксения Геннадьевна

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx30.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное Казенное Детское Образовательное Учреждение

Детский сад № 459 город Новосибирск

ИНТЕГРАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ И РЕЧЕВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учитель – логопед

Великжанина Ксения Геннадьевна

Первая квалификационная категория

Новосибирск 2017 г.

ИНТЕГРАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ И РЕЧЕВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

        

Коррекционная работа включается во все направления деятельности образовательного учреждения и осуществляется всеми специалистами, ее содержание – это психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на коррекцию и компенсацию отклонений в их физическом и  психическом развитии.

В содержании коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями отражено взаимодействие всех педагогов и специалистов ДОУ, которые участвуют в разработке и реализации коррекционных мероприятий, в том числе учителей-логопедов и музыкальных руководителей. Аспекты этого взаимодействия рассмотрим более подробно.

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей логопатов.

Музыкальный работник и логопед  работают в тесном контакте. При подборе материала  для каждого занятия  музыкальный руководитель должен учитывать корригирующее значение выбранных видов работы  для  тех дефектов,  которые присутствуют при данном  речевом  нарушении.  Так, например, у детей  алаликов  нередко отмечается слабая  ориентировка в пространстве, нарушение  координации движений, равновесия. У детей с дизартрией можно наблюдать  вялость движений, а иногда насильственные (гиперкинезы) или напряженные (спастические) движения.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей логопатов, что активизирует их познавательную активность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Музыкальные занятия с использованием комплекса логоритмических коррекционно-развивающих игр и упражнений также, как и логопедические занятия, имеют общие цели – расширение словаря детей, отработка грамматических тем, автоматизация звуков, развитие фонематического восприятия, с той лишь разницей, что весь речевой материал подкрепляется ритмическими движениями или музыкально-двигательными упражнениями.

Музыкальная деятельность включает в себя различные элементы, являющиеся компонентами языка. Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами. Интеграция музыки и речи охватывает все виды деятельности: слушание музыки, пение, движение, игру на детских музыкальных инструментах.

Пение очень полезно для детей, имеющих речевые нарушения, так как развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Пение помогает исправлять ряд недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, особенно твердых, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Я хочу рассказать о некоторых способах совместной коррекционно-развивающей деятельности логопеда и музыкального руководителя ,которая с одной стороны – устраняет нарушенные речевые функции, а с другой – развивает функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание , процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Как показывает практика многие логопедические задания, которые мы используем на наших занятиях, успешно можно применять и на музыкальных занятиях.

Коррекционные задачи

Виды деятельности на логопедическом занятии

Виды деятельности на музыкальном занятии

Развитие мелкой моторики

Включает в себя: пальчиковый самомассаж,

пальчиковые игры с речевым сопровождением,

игры с различными предметами

Чтобы справиться с жарою,
Веер новенький раскроем.
Будем на себя махать,
Не потеть, а отдыхать.
Спрячем веер в рукаве 
Там он станет буквой… (
В)

- «Есть у меня волшебный веер. Да не один, вот как много». (Детям раздаются веера).

- «Он может превращаться в различные предметы. Подумайте, как его можно сложить? В этой игре нам поможет музыка.

 Итак, если вы услышите вальс, веер останется веером, если марш – сложим из веера прямую дорожку, если полька – веер превратится в юбочку, а если зазвучит песенка - веер станет гармошкой”.

Развитие речевого дыхания

 Прежде всего необходимо сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Игра «Музыкальный клубочек»

Детям выносится коробочка, в котором находится клубочек с нитками. Ребёнок тянет за верёвочку и пропевает любой гласный звук. Когда ребёнок остановится, верёвочку отрезаем. Из верёвочки ребёнок может сложить любой рисунок и попробовать изобразить его голосом. Играть можно в группе детей и составлять совместную картину, которую в итоге пропевают все дети в группе.

Набрать через нос воздух и на выдохе под музыку петь песенку. Ступени лада поются со словами (песенка-попевка «Лесенка»)

1) «вверх иду», «вниз иду»;

2) «вверх я иду», «вниз я иду»;

3) «вот иду я вверх», «вот иду я вниз»

4)"вот иду я вверх по дорожке",

"вот иду вниз по дорожке"

5)"вот иду я вверх по широкой дорожке"

Развитие фонематического слуха и восприятия

Фонематический слух - это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного или спетого. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том"

Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова.

Логопед читает детям строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку и исправляют её.

Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

Сели в ложку (лодку) и – ай-да!

По реке туда-сюда.

Мишка плачет и ревет:

Просит пчел, чтоб дали лед (мед).

Доски на гору везем,

Будем строить новый ком (дом).

 

Игра «Чебурашка»

 Детям предлагается услышать и выделить в небольшой распевке слова с заданным звуком и назвать их, определить его место в слове

Развитие артикуляционной моторики

Включает в себя: артикуляционную гимнастику, чистоговорки,  песени и стихи со звукоподражанием,

музыкальные распевки

Игра «Бусы" (этап автоматизации звука в словах)

  • Рассыпались бусы...
  •  Мы их соберем,
  • Нанижем на нитку
  • И слово найдем. — участники игры по цепочке произносят слова - «бусинки» на определенный звук (без повторов).

В качестве первых заданий в этой музыкальной игре можно использовать простые слоги и всем известные мелодии, например, "В траве сидел кузнечик" будет звучать в таком исполнении как ЛА –ЛА –ЛА –ЛА –ЛА -ЛАЛА. Впоследствии задания можно усложнить и предлагать уже шипящие или свистящие звуки и более трудные

Развитие грамматического строя речи

Включает в себя: формирование навыков словообразования и словоизменения, устранение аграматизмов в речи.

Лексическая тема: музыкальные инструменты

Вот семейство деревянных духовых. Знаем много интересного про них.
Эти духовые кажутся нам странными: из металла сделаны – а зовутся деревянными.
Дудочка пастушья – им родня. Есть про каждого загадки у меня.

Группа медных духовых: есть загадки и про них!
Рог им силу звука дал, звонкой медью оплетал.
Медные, блестящие, большие инструменты эти духовые.
Чтоб на них мелодию играть, нужно дуть и кнопки нажимать.

Струнно-смычковых – большая бригада. Я вам открою секрет.
Не смогут звучать инструменты как надо, если смычка рядом нет.

Инструменты многочисленные эти не случайно все ударными зовут. 
Чтобы звуком нам могли они ответить – музыканты обязательно их бьют

Проводится после раскрытия данной лексической темы логопедом

Игра «На чем играю?"

Дети должны узнать звучание инструменты и назвать его (С возрастом можно усложнять: назвать инструмент и сказать какой он ударный, струнный, клавишный и т.д.)

Развитие темпо- ритмической стороны речи

Включает в себя: развитие ритмического слуха, слуховой памяти.

Игра «Передай ритм».

Описание: дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши.

«Прогулка»

В качестве игрового материала используются музыкальные молоточки по числу играющих. Дети рассаживаются полукругом. Музыкальный руководитель предлагает отправиться (мысленно) на прогулку с молоточками. По ходу рассказа педагог ударяет молоточком, дети повторяют ритмический рисунок.

Спуск по лестнице – удары по ладони; бег – частые удары; медленные удары мячом о землю – медленные удары молоточком; прыжки через скакалку – удары молоточком ускоряются; редкие капли дождя – редкие удары молоточком; сильный ливень – частые удары молоточком; дети бегут под крышу – быстрые, ритмичные удары молоточком.

В дальнейшем дети могут сами придумывать рассказ с использованием молоточка.

Развитие монологической и диалогической речи

Включает в себя: развитие номинативного, предикативного и адъективного словаря

Формирование навыков составления диалога.

Развитие у ребенка желания говорить.

        

Игра-диалог: Музыкальный магазин

Ребенок-покупатель просит «продать» ему музыкальный инструмент не называя его, а описывая. Ребенок – продавец должен догадаться, что за инструмент был описан.

Музыкально-дидактическая игра

«Музыкальный магазин»

Ребенок-покупатель просит прослушать звучание инструмента, который он хочет купить. Ребенок-продавец должен сыграть на нем ритмический рисунок или мелодию знакомой песни. Ребенок- покупатель повторяет мелодию

Во всех формах взаимодействия специалистов заложена вариативность. К тому же, кажется правильным, когда у специалистов, сопровождающих ребенка, есть право совместно выбирать и решать, какие из форм взаимодействия приемлемы и доступны в конкретных образовательных условиях и в работе с конкретной группой детей!

Использование музыкально-речевых упражнений позволяет более эффективно корректировать имеющиеся у детей нарушения развития, что даёт возможность более легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Список литературы

1. Волкова Г.А. Логоритмическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 272с.

2.Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. СПб.: Владос, 2009. – 246с.

3.Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи/ Под ред. Л.И. Беляковой .  М.: Книголюб, 2004. – 56 с.;

4.Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. СПб.: Владос, 2009. – 246с.

5.Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей до- школьного возраста на основе логопедической ритмики. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 80 с

6.Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей / авт.-сост. о.в. Клезович. - мн.: Аверсэв, 2005. - 152 с.

7.Новиковская О. А. Логоритмика . СПб.: Корона Принт, 2005. – 230с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей "Здоровье" и "Физическая культура" в условиях реализации ФГОС дошкольного образованя.

В статье представлены цели и задачи ФГОС дошкольного образования,а также некоторые особенности интеграции образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования из опыта работы де...

СЕМИНАР «ИНТЕГРАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

СЕМИНАР «ИНТЕГРАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ...

Комплексная коррекционная работа в логопедических группах ДОУ коррекционной направленности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Предлагается материал по взаимосвязи специалистов логопедических групп детского сада коррекционной направленности в соответствии с требованиями ФГОС. Главная цель данной работы - учитывать особен...

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками.

В связи с введением ФГОС дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение следующих основн...

«Методическая работа как средство профессионального развития педагога в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Всероссийская профессиональная олимпиадаработников дошкольного образования«Методическая работа как средство профессионального развития педагога в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

Доклад на тему:Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...