доклад "Детский сад будущего"
консультация на тему

Тема: "Использование различных форм взаимодействия с семьей." 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx42.71 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Тема: "Использование различных форм взаимодействия с семьей по развитию   коммуникативных  навыков  дошкольников, имеющих  проблемы   речи".

Семья и детский сад – два единомышленника     в  воспитании  , каждый из которых дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для его вхождения в мир социальных отношений,  дошкольное воспитание создано как   партнер  помощи семье в воспитании и образовании ребенка.

Трудности, которые испытывает воспитатель в общении с родителями: низкий уровень социально-психологической культуры участников педагогического процесса; непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения.
Кроме того, родитель   испытывает трудности семейного воспитания: у молодых родителей отсутствует осознанное отношение к их   непостредственной  роли, снижена социальная установка на воспитание и образование детей, как следствие отмечается противоречивость представлений о целях воспитания и закономерностях психического развития ребенка, отсутствует адекватное представление о серьезности  проблем  у   детей  в  образовательной  области  как   коммуникация
.

 Важным критерием     взаимосвязи    и   тесного    взаимодействия  между  садом    и     семьей является установилось  доверительного, делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректировалась  воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при подготовке детей к школе" успешное  сотрудничество  между  садом  и   родителем будет  осуществлятся    в  том случае, если  детский  сад будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в единое  образовательное  пространство,  которое  всегда  должно  быть  открыто  для  родителя, эффективное использование форм и методов оказания педагогической помощи не может быть успешно решено детским садом без сотрудничества с семьей. Родитель  не  просто  должен     шагать  в  ногу  с   садом   -он   такой же   активный   участник   образовательного  процесса   ,  а  не  наблюдатель.

Использование педагогами разнообразных форм работы с семьей является одним из наиболее успешных путей повышения педагогической подготовленности родителей. Такими формами в нашем саду являются: Дни   открытых  дверей для  просмотра  родителями      физкультурно-оздоровительной  работы,  проводимой   в  детском  саду   с  детьми  :физкультурных  занятий,   уроках  здоровья   ,  утренниках,-презентация  дошкольного   образовательного   учреждения  родительские  собрания,,  совместные  с  родителями  спортивные  правздники  и  досуги;100   воспросов    специалистам,  телефон   доверия,  родительский   клуб   «Горизонты  сотрудничества,,  почта  доверия,,  книга   отзывов,   индивидуальные  педагогические  беседы   и  ,  консультации  психологов   и  логопеда,,  наглядная  информация  .  анкетирование  и  тестирования. ,  участие  в городских  конкурсах,  где  ребенок  и  родитель  представляет  свою  работу .Он     выступает  как   участник.

 Одной  из   эффективных   форм  работы с родителями, мы  считаем    родительский   клуб   «  Горизонты  сотрудничества» .  он  стал  наиболее  значимой  частью  образования  и  воспитания   детей   в  детском  саду      с целью максимального вовлечения родителей в    образовательный  процесс.  процесс  ………… родители и педагоги  строят свои отношения на  открытости Педагоги  видят ребенка в развитии, создают  условия для проявления положительных черт и привлекает к ним внимание родителей.,  на  что  необходимо   обратить  внимание    в  той   или  иной   образовательной  деятельности.

Взаимодействие с семьей по развитию  коммуникативных   навыков  детей, имеющих общее недоразвитие речи проводилось в нашем детском саду в системе, состоящей из трех блоков: аналитический, практический и оценочный.

В аналитический блок включался сбор и анализ сведений о  детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. С целью выявления актуальных проблем воспитания и развития проводилось анкетирование родителей. Выявленные данные определили формы и методы дальнейшей работы.,  на   каждом  возрастном   этапе Также данный блок включил взаимодействие с родителями по двум взаимосвязанным направлениям:
1) просвещение родителей, передачу информации по тому или иному вопросу (лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, листы-памятки);
2) организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями и чувствами.

 Для реализации данного направления выбираются соответствующие формы взаимодействия:

приобщение родителей к педагогическому процессу; (посещение  организации  образовательной  деятельности,  участие  родителя  в совместных  мероприятиях. Например   в  старшей  группе   знакомство  с  профессией  повара   мама     пекла  блины  и  рассказывала  о  том   как   хлеб  на  стол  пришел,  

расширение сферы участия родителей в организации жизни ДОУ; (Участие  родителей   в   конкурсе   городском  огонь  друг  - огонь  враг   изготовление  машины  пожарной.  Маленький  исследователь  в  подготовительной  группе,  где  родители  с  детьми   защищали  свои  проекты Юные   Конструкторы. Где  вся   семья    участвовала  совместно  с  ребенком,

создание условий для творческой самореализации родителей, детей; (конкурсы  внутри сада   Нарисуй  и  расскажи  как  ты  провел  лето  ,  конкурсы  поделок  по  противопожарной   тематике,  конкурсы   сказок  о  противопожарной  и   дорожной  безопасности,  где   дети  и  родители  не   только  сочиняли  сказки  ,  но и   читали  стихи   своего  сочинения

информационно-педагогические материалы, выставки детских работ;

разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей.

Второй блок условно был назван "практическим". В рамках этого блока была собрана информация, направленная на решение конкретных задач,   по  речевому  блоку связанных, в основном, с развитием речи дошкольников. К этой работе были привлечены специалисты детского сада: учитель-логопед, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.,  старший  воспитатель
На этом же этапе проводилась работа по осмыслению педагогами важности семьи в воспитании и обучении ребенка с нарушениями в речевом развитии: организовывались педагогические беседы и консультации.  На   празднике   Здоровый  я,    здорова  ты   здорова   вся  моя  семья,  где   дети   физически        и  эмоционально  развиваются,  формируют  интерес   к   здоровому  образу  жизни   и  видам   спорта,  демонстрируют  свои  достижения,  учат   тому,     чему  сами  недавно   научились. Здесь  родители   повышают   свою  педагогическую  культуру,  получают    определенную   культуру   физического  воспита7ния   ребенка  и  приобретают   те5оретические  знания,  и  практические   3умения

 Поскольку наиболее проблемной сферой для воспитателей являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь дошкольного учреждения, то наиболее часто проводились мероприятия, побуждающие родителей включиться в жизнь дошкольного учреждения:

Сопровождающие  и    развивающие   занятия, целью которых являлось повышение психолого-педагогической родительской компетентности;

организация встреч родителей со специалистами ДОУ, с   учителями  школы, врачами, совместное планирование и проведение досугов, развлечений, праздников, игр и выставок;

организация Дня открытых дверей (участие родителей в образовательном процессе, посещение открытых занятий, организация бесед, диспутов и дискуссий по проблемам развития речи детей);

совместное оформление групповых комнат, ; работа "Горячей линии интересующих вопросов"; оформление информационных стендов для родителей.

Нами активно внедрялись нетрадиционные формы сотрудничества с семьей: экспресс-выставки научно-методической литературы, оформление мини – музеев и рубрики "Детский сад, семья и я" в информационном уголке, мастер-классы с участием узких специалистов детского сада. Бабушкины   сказки  для  маленьких (2-я  младшая  группа),  где   мамы  и  бабушки       встречаются   в    сказочной   комнате   детского   сада.

 С целью оценки эффективности проведенной работы был введен третий блок – контрольно-оценочный. Для осуществления контроля качества проведения того или иного мероприятия родителям предлагались оценочные листы, в которых они могли отразить свои отзывы.

Система описанной работы перспективна: речевое развитие детей достигает высокого (сдвиг) уровня, однако она требует следующих условий: выявление картины внутрисемейных отношений, осуществление просвещения родителей специалистами, обучение родителей несложным приемам коррекции речи и осуществление эмоционально-психологической поддержки семьи в виде индивидуальных психотерапевтических бесед.

 Таким образом, развитие речи детей не должно ограничиваться рамками программы воспитания и обучения в дошкольном учреждении и сводиться лишь к подаче знаний ребенку в процессе занятий. Только творческое сотрудничество совместно с семьей даст положительный результат.

Список использованной литературы:

Дронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждения и родителей [Текст] / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. — М.: Просвещение, 2005. — 190 с.

Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст] /Е.С.Евдокимова. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 95 с.

Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 10.11.2009) "Об образовании"

Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание. – М.: Просвещение, 1989. – N 5. – С. 10-23

Меренков А. В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе [Текст] / А.В.Меренков. — Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2005. – 143 с.

Организация работы с родителями в современном ГБОУ

 

Федеральный закон "Об утверждении федеральной программы развития образования"(2000г)  обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на    задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг ("Концепция модернизации российского образования на период до 2010года"). Появившийся в 1995 году закон РФ "Об образовании" обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса.

 В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

 В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители  являются первыми педагогами.  Они

обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте".

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

 Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад -  место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

 Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

 Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

 Как изменить такое положение?

 Как заинтересовать родителей в совместной работе?

 Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Поэтому, в 2009году, набрав группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия  детского сада и семьи по теме "Организация работы с родителями в современном ГБОУ".

 Наш детский сад является не только учреждением, реализующим образовательные услуги, осуществляющим процессы воспитания, развития и обучения детей,  но и  с   историей  своего  народа  через  художественное  слово

 Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям.

 Информационно – аналитическое

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования "Сотрудничество детского сада и семьи". Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

 Я разработала для себя критерий, который назвала "включенностью" родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение "Дня открытых дверей"; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

 Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

 Родители - лидеры,   активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

   Родители - исполнители, ответственные  которые принимают участие при условии значимой мотивации.

 Родители - критические наблюдатели,  пусть   делают,   а  я  посмотрю,  что  у  них   получится.

 Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу "меня воспитывали так же".

    У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
   Познавательное направление - это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

 В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог - психолог, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.

 Исходя из цели всего учреждения, я сформулировала свои так:

Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила  перед собой необходимость решить следующие задачи:

Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

   С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями:

  - общие и групповые родительские собрания;

- консультации;

- занятия с участием родителей;

 - выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

 - совместные экскурсии;

 - Дни общения;

- Дни добрых дел;

 - Дни открытых дверей;

 - участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

 - оформление фотомонтажей;

 - совместное создание предметно - развивающей среды;

- утренние приветствия;

- работа с родительским комитетом группы;

- беседы с детьми и родителями;    

 - тренинги;

- семинар - практикум;

 - родительские гостиные;

- телефон Доверия;

- почта Доверия;

- семейный вернисаж.

 В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

 Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание "Будем знакомы" я провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.

 Подбирала музыку, готовила пригласительные билеты, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности отдать ребенка в наш детский сад. Игра "Давайте познакомимся и, будем дружить", объединила взрослых (все встали в круг и рассказывали немного о себе). Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.

 Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах.

С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки.

 К собраниям я готовлю выставку детских работ или фотостенд, где использую фотографии из семейных  альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности, в стихотворной форме собственного сочинения:

Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

 Большая работа с родителями была проведена мною при подготовке детей к школе.

 Были разработаны конспекты совместных занятий "Страна Знаний", "В гости к Вини - Пуху",

"Мы - дети планеты  Земля" (см. Приложение), проведены практикумы, тренинги "Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе", "Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу", "Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка".

В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.

 Тему практикума "Семья на пороге школьной жизни ребенка" подсказали беседы с родителями и анализ ответов детей на занятиях по развитию речи. Было проведено анкетирование родителей "Скоро в школу", интервью с детьми, тесты "Хочу ли я в школу", анализ рисунков детей "Каким я представляю себя в школе", родителей "Каким я представляю своего ребенка в школе" (см. Приложения).

 Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать самим.

Было много восторгов и удивлений.

 На собрание были приглашены специалисты: учителя школы, логопед. Если в начале встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царила веселость, взаимная

симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу.

Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.

    Наглядно - информационное направление включает в себя:

- родительские уголки,

 - папки  - передвижки  "Здоровейка", "По Совету всему свету",

- семейный и групповые альбомы "Наша дружная семейка", "Наша жизнь день за днем",

"Воспитание со всех сторон" (см. Приложения),

 - библиотека - передвижка,

- фотомонтажы "Из жизни группы", "Мы - друзья природы", "В кругу семьи",

- фотовыставки "Моя бабушка  - лучше всех", "Мама и я, счастливые мгновения",

"Папа, мама, я - дружная семья",

- семейный вернисаж "Лучшая  семья моя", "Семья - здоровый образ жизни",

"Учись быть папой",

- эмоциональный уголок "Я сегодня вот такой", "Здравствуйте, я пришел",

- копилка Добрых дел.

 Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, мне активизировать родителей я использую, рубрики: "Чем и как занять ребенка дома", "Спрашивали - отвечаем", "Говорят дети", "Носики - курносики", "Вырастай-ка", ""Благодарим", "Это интересно", "Поиграем", "От всей души", "Обратите внимание", в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются не  так  востребованными. Наглядно - информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

 Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

 В группе проведены:

- праздники "День Матери", "А ну-ка бабушки", "День рождения", "Лучшая семья моя",

- развлечения "Семейные посиделки", "День смеха",

- "Все профессии нужны, все профессии важны" (встреча с интересным человеком),

- спортивные досуги "Семья - здоровый образ жизни", "День Взросления" ,

- вернисаж "В мире чувств и эмоций", "Наши дочки и сыночки",

- совместные проекты "Моя родословная", "Моя семья"

- выпуск семейных газет "Я с бабушкой своею", "Отдыхаем всей семьей", "Чудо - чадо",

Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей  в вопросах детско-родительских отношений.

Было немного страшно проводить первый семейный праздник: дети маленькие, родители малознакомы. Мы

назвали его "Семейные посиделки".

Но, все оказалось довольно просто, хотя некоторые родители сначала отнеслись настороженно.

 Весь праздник был построен на играх, родители - дети, потому что целью встречи было: развить взаимоотношения  детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица "Ребенок растет не от хлеба, а от радости".

Праздник в детском саду - это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.

 Родители - самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе  с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.

 Хотелось бы сказать об одном важном  моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую - нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

"Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях", - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае,  и родители платят мне тем же.

 В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить магнитную доску, пособия для занятий по обучению грамоте и математике, нарисовали красочные картины в спальню, связали красивые скатерти, помогли оформить уголок дежурства, уголок природы, эмоциональный уголок. С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, "больница", "парикмахерская", "магазин". Есть уголки "тихий" и "дружбы", где дети могут посидеть в уютных креслах, сделанных руками пап и посмотреть групповой или семейный альбомы. Благодаря мягкой мебели, дети сидят на угловом диванчике и рассказывают интересные истории, играют. Есть у нас и кафе "Сказка", где дети любят приглашать гостей, угощая их мороженым, и чаем с конфетами. В уютной кухоньке с мойкой и газплитой, красивой посудой девочки просто обожают готовить.

Очень необычно у нас оформлен "уголок именинника". Портреты детей в виде парашютов с "мордашками" каждого ребенка изготовлены из бросового материала: глины, теста, ниток, плитки, бумаги, пуговиц, фольги. Прежде чем начать работу, с каждым из родителей провела индивидуальную беседу, показ. Родители говорили, что не смогут, очень сложно. Но, стоили появиться первым портретам, как за ними появились все остальные. Дети очень радовались, ведь они тоже принимали участие в поделке своего портрета. Сейчас этот уголок украшение нашей приемной (см. Приложения).

 Результат совместного  творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.

 Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как "Дни добрых дел" - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно - развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.

В зависимости от плана работы, сообща составляли график помощи родителей, обговаривали каждое мероприятие, решали проблемы.

Благодаря этому, все дела проходили с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносил крупицы своего труда, умения, творчества.

Итог - уютная отремонтированная группа и спальня с красивыми шторами и красочными стенами, потому что любая работа эффективна тогда, когда она правильно организована.

Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы  они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

 На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из "зрителей" и "наблюдателей" стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.\

 Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов.

 Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

 По результатам повторной диагностики в группе нет родителей - наблюдателей; на 30% увеличилось число родителей - лидеров; до 67% выросло количество родителей - исполнителей.

 Организация взаимодействия с семьей - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

 В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.

 Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: работа в тесном взаимодействии с родителями принесла отрадные результаты.

Семья и детский сад два   единомышленника  в  воспитании, каждый из которых по - своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

 Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга.

 Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Я убедилась, что "вместе   можно  решать   поставленные  задачи   наиболее   эффективнее  ,  и  результативнее здорово.    Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. 

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Мы не останавливаемся   на достигнутом, продолжаем   искать новые пути  и  формы  сотрудничествас родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Учимся взаимодействовать с родителями

КАК ПРИВЛЕЧЬ РОДИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.

МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ ПЯТЬ УРОВНЕЙ УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЕЙ:

1) оказание разовой помощи;

2) способности родителей время от времени используются при проведении занятий;

3) родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе;

4) родители помогают определять основные направления работы в группе;

5) родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе детского сада и жизни микрорайона в целом.

При каждом из вариантов у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаться  друг у друга определенным навыкам, поэтому по мере продолжения работы возможности родителей будут увеличиваться. Воспитатель должен быть всегда готов оказать поддержку родителям, независимо от того, в какой степени они или другие члены семьи ребенка предпочтут принять участие в работе группы. Ненавязчивая помощь и поддержка позволят родителям, чувствующим себя достаточно уверенно, работать самостоятельно; для тех же, кто не столь уверен в своих силах, они дадут возможность для дальнейшего роста и совершенствования.

Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи.

Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребенка.

ИДЕИ ДЛЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТСКИМ САДОМ

Создавайте и используйте возможности для непосредственного общения. Используйте разнообразные виды деятельности, которые создают возможности для сотрудничества родителей и воспитателей, и делитесь информацией друг с другом. Создавайте возможности и отводите время для дискуссий с семьями, всегда оставляя достаточно времени для вопросов родителей. Научитесь хорошо слушать. Ниже приведены некоторые мероприятия, которые успешно используются в программе «Шаг за шагом».

Использование письменных форм общения

Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают вам встретиться с родителями лично или если у вас нет телефона, поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения.

Создание множества ролей для родителей

Родители могут играть разные формальные и неформальные роли в программе.

Развитие  работы, направленной на родителей

Предложения для работы с родителями

Советы, предлагаемые ниже, могут помочь активизировать участие родителей.

·        Уважение к роли родителей.

·        Укрепляйте взаимное уважение между воспитателями и родителями.

·        Поощряйте участие родителей, содействуйте им. Подсказывайте родителям, как они могут участвовать в программе детского сада.

·        Старайтесь разнообразить виды участия родителей, проявляйте гибкость и творчество.

·        У разных семей разные интересы, ресурсы и образ жизни. Что подходит одной семье, не подходит другой.

·        Позволяйте семьям самим решать, как они могут помогать детскому саду наилучшим образом.

·        Добейтесь того, чтобы семьи понимали, что их участие в программе ценится, и что любой вклад с их стороны приветствуется.

·        Говорите с семьями о надеждах воспитателей и родителей. Обсудите, как вы будете поддерживать контакты с самого начала посещения ребенком детского сада.

·       Будьте терпеливыми.

·       Делайте акцент на сильных сторонах ребенка, семьи и давайте положительное подкрепление.

·       Поддерживайте тесные контакты.

·       Каждый воспитатель должен разговаривать с родителями каждого ребенка, по крайней мере, раз в неделю.

·       Выражайте свою признательность.

·       Давайте родителям знать, что вы цените их участие в программе.

·       Постарайтесь вовлекать всю семью.

·       Поощряйте посещаемость родительских собраний.

·       Сохраняйте конфиденциальность.

·       Учитесь навыкам сотрудничества.

·       Проводите совместные обучающие занятия родителей и воспитателей для укрепления их сотрудничества.

·       Сотрудничайте с другими партнерами в вашем районе.

·       Создайте консультационную группу по проблемам семьи.

        Вовлечение родителей!

"Педагогическая гостинная"

 - "Школа для родителей"

 Цель работы: вовлечение родителей в единое образовательное пространство "Детский сад - Семья".

  Задачи:

 1. Возрождение традиций семейного воспитания.

 2. Педагогическое просвещение родителей по вопросам обучения и    воспитания.

 3. Создание условий для организации продуктивного общения, взаимодействия всех участников образовательного пространства.

 4. Расширение форм работы, направленных на организацию взаимодействия педагогов и родителей.

  При проведении "Родительский  клуб" у детей, родителей и педагогов появляется возможность совместного участия в творческих мероприятиях (обогащается опыт использования колыбельных песен, опыт развития творческих способностей ребенка в театрализованной деятельности, организации детских праздников в домашних условиях и др.).

  "Школа для родителей"

  Тематика на 2011-12 учебный год:

 1. "Собираюсь в детский сад"

 2. "Возрастные особенности развития ребенка пяти лет"

 3. "Скоро в школу!"

 При проведении "Школы для родителей" спользуются разнообразные методы и приемы обогащения воспитательного опыта родителей: решение проблемных задач семейного воспитания, ролевое проигрывание семейных ситуаций, анализ родителями поведения ребенка, обсуждение разных точек мнения на вопрос, обращение к опыту родителей, и др.

  Перспективные направления работы ГБОУ  с родителями:

 1. Создание "множества ролей" для родителей с целью организации эффективного взаимодействия.

 2. Расширение форм работы с родителями, использование новых методов и приемов обогащения их воспитательного опыта.

 3. Повышение уровня участия родителей в управлении ДОУ (Участие родителей в Конференции, в заседаниях Совета ДОУ по обсуждению актуальных проблем развития и функционированию дошкольного учреждения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Примерный план недели игры по гендерному подходу в воспитании: «Я мальчик – будущий мужчина, Я девочка - будущая женщина» в подготовительной к школе группе.»

Задачи:• Воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками;• Закреплять знания о здоровом образе жизни;• Способствовать укреплению физического здоровья детей;• Упражнять в различ...

календарно -тематическое планирование работы с будущими мамами "Оказание консультативной помощи будущим мамам"

№тема, цельматериалы, оборудованиеформа проведенияЦель: формировать представление будущих мам о психологической составляющей беременности, помочь расслабиться, погрузиться в свою беременность, н...

Клуб будущих первоклассников Консультация Тема: «Что нужно знать родителям будущих первоклассников».

Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовл...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».

Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

«О будущем не говорят, его делают!» Мастер класс «Играющие дети – взгляд из будущего»

В современном мире  дети  стали очень зажаты и внутренне и физически (пластически).  Редко встретишь сейчас  ребёнка открытого с природной   естественностью, которой ребё...