Проект на тему: Математика и я лучшие друзья !
проект по математике (старшая, подготовительная группа)

Гаврущенко Ольга Владимировна

Проект на тему: Математика и я лучшие друзья !

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon druzya_matematika_i_ya_.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила:

Гаврущенко Ольга Владимировна

воспитатель

МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»

Проект на тему:

Математика и я лучшие друзья !

Возраст детей: старший дошкольный возраст

Срок реализации: 1 месяц

                                                                   2017г.

Пояснительная записка

Введение

         Математика для детей имеет большое значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду.

      Основоположники системы дошкольного образования, математического образования дошкольников Я.А.Каменский и И.Г.Песталоцци считают, что основы арифметики можно заложить только на третьем году, когда дети начнут считать до пяти, а впоследствии до десяти или, по крайней мере, начнут ясно выговаривать эти числа. Если на четвёртом, на пятом, на шестом году они научатся считать по порядку до двадцати и быстро различать что 7 больше 5, 15 меньше 30, то этого будет достаточно. Основы геометрии они будут в состоянии усвоить на втором году, различая, что мы называем большим и что малым, впоследствии они легко поймут, что такое короткое, длинное, широкое, узкое. На четвёртом году они поймут различия некоторых фигур. Если что-либо станет им более известным, само собою они сами попытаются измерить, взвешивать и сопоставлять одно с другим .

    Кругозор ребенка формируется сначала на основе того, что попалось на глаза, привлекло внимание, удалось увидеть у взрослых, а так же того, с чем удалось соприкоснуться самому, экспериментировать. Затем горизонты расширяются: ребенок усваивает то, о чем рассказывают, читают, сам строит догадки, фантазирует. Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи формирования элементарных математических представлений.

Актуальность

             Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы), так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.

      Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Включение занимательного материала в НОД по ФЭМП позволяет удерживать интерес детей к занятию, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. Используемые математические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно – игровых и поисковых ситуаций способствует развитию у детей элементарных математических представлений.                                                                      

Раскрытие способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием науки, связанной с математикой и проникновением её в различные области знаний. Таким образом, у ребёнка происходит накопление собственного опыта, углубление его знаний и совершенствование умений. У дошкольника развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия. Данный проект направлен на воспитание и формирование математических представлений детей дошкольного возраста в условиях  Федерального государственного образовательного стандарта.

Проблема:

Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, способствовать у детей дошкольного возраста любить математику,  побуждать к решению поисковых задач, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Обоснование проблемы:

Развивать познавательный интерес дошкольников, расширяя их представления об формирование элементарных математических представлений.

Побуждать родителей к участию в реализации проекта и заниматься с детьми в домашних условиях.

Цель:

Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во взаимосвязи с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения, с учетом требований образовательной программы  МАДОУ.

Задачи:

В работе с детьми:

Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

Содействовать развитию умения считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.

Способствовать закреплению умения узнавать и называть геометрические фигуры.

Содействовать совершенствованию умения выделять совокупности предметов или  фигур, обладающих общим свойством.

Содействовать развитию мыслительных операций: логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.

Способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.

Способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Содействовать повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

В работе с родителями:

Консультация  на тему: «Интеллектуальные игры в жизни детей»,

Беседа на тему «Развитие математических способностей детей»

Родительский клуб « Математика и в шутку и всерьез »

Вовлечь родителей в проектную деятельность;

Повысить компетентность родителей в вопросе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Предполагаемый результат:

    В ходе реализации данного проекта предполагается, повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

У детей выработается интерес к самому процессу познания математики.

Дети самостоятельно будут находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели, преодолевать трудности, уметь переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.

Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.

В ходе реализации данного проекта предполагается, что детей существенно повысится  уровень математических представлений, самостоятельно смогут, находит способы решения познавательных задач, стремится к достижению поставленных целей, преодолевать трудности. Предполагается также повысить информированность и компетентность родителей в вопросах данной темы.

Всю деятельность по проекту выстраиваю согласно тематическому планированию:

Содержательная часть

Этапы проекта:

Подготовительный этап

  • Определение темы проекта.
  • Постановка цели и задач проекта.
  • Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.
  • Подбор дидактических, подвижных игр, физкультминуток по теме проекта.
  • Изготовление развивающих игр по математике.
  • Составление плана основного этапа проекта.
  • Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности, викторин.
  • Привлечение родителей к совместной работе над проектом:

- творческое задание: подобрать математические загадки, задачки, ребусы и красочно оформить этот материал;

- помощь родителей в изготовлении дидактических игр по ФЭМП.

  • Проведение анкетирования родителей.
  • Оформление папки – передвижки «Математика для дошкольников».
  • Беседа с родителями «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»

Основной этап

  • Психолого-педагогическое просвещение (родительское собрание, консультации, памятки и т. д.).
  • Ознакомить родителей с математическим уголком группы, а также с познавательной средой ДОУ.
  • Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми, совместные развлечения , КВН.
  • Беседы, круглый стол с родителями.
  • Совместные творческие выставки.
  • Создание картотек игр (дидактических, словесных творческого характера), чтение художественных произведений.
  • Конструирование из гороха

  • НОД согласно календарно-перспективному планированию в старшей группе:
  • - НОД по ФЭМП «Письма королевы математики», «Город математики»;
  • - НОД по изобразительной деятельности: рисование «Забавные фигуры», аппликация из гороха «Волшебные цифры», лепка «Веселые цифры».
  • Чтение математических сказок, сказок с элементами счета: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания».
  • Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.
  • Просмотр компьютерной презентации «Полет на планету Математика», «Забавные фигуры».
  • Просмотр мультфильмов «Геометрия для детей», «Арифметика для детей»
  • Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр.
  • Конструирование.
  • Работа со счетными палочками, с палочками Кюизенера.
  • Рисование геометрических фигур на манке
  • Дидактические игры с математическим содержанием: «Крестики – нолики», «Математическое лото», «Божьи коровки и ромашки», «Лабиринты», «Какие цифры потерялись», «Веселые цифры», «Математические домики», «Мозаика из крышек», «Танграм», «Математический планшет «Геометрик», «Волшебные круги», «Домино», «Чудесный мешочек», «Геоконт»
  • Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок.
  • Подвижные игры: «Сделай фигуру», «Путешествие» «Найди пару» «Живые числа».
  • Пальчиковые гимнастики.
  • Физкультминутки «Зарядка», «Сделай фигуру».

Заключительный этап

  • Выставка развивающих игр, изготовленных вместе с детьми и родителями.
  • Беседа «Чем мне интересны математические игры».
  • Выставка книжек – малышек с математическими заданиями.
  • Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке.
  • Использование дидактических игр по ФЭМП на НОД.
  • Итоговое мероприятие – развлечение «Спасение королевы Математики»
  • Обработка и оформление материалов проекта.

План реализации проекта

Деятельность по проекту выстраивается  согласно тематическому планированию:

Образовательная область (ФГОС)

Вид детской деятельности

(ФГОС)

Содержание деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Коммуникативная

Игровая

Беседы на тему «Беседы о истории математики», «Использовании математики в разных сферах жизни»

Словесная игра «Назови скорей»

Познавательное развитие

НОД (Ознакомление с окружающим)

НОД (Ф.Э.М.П.)

Познавательно-исследовательская

Игровая

Познавательная

Коммуникативная

 «Город математики»;

«Письма королевы математики»

Находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели, преодолевать трудности Рассматривание видеоролика

Игра малой подвижности «Делай наоборот» , «Тик – так — тук!», Лото «Математическое лото»

Просмотр компьютерной презентации «Полет на планету Математика», «Забавные фигуры»

Беседы на тему: «Как люди научились считать!», «Где живут геометрические фигуры?», «На что похожи цифры»

Речевое развитие

Восприятие художественной литературы и фольклора

Игровая

Чтение математических сказок, сказок с элементами счета: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания».

«Какие цифры потерялись», «Веселые цифры», «Математические домики»

Художественно-эстетическое развитие

Музыкальная

Игровая

Познавательно-исследовательская

Изобразительная  (аппликация) из гороха

Изобразительная  (лепка из соленого теста)

Изобразительная  (рисование)

Конструирование

Слушание музыки в современной инструментальной обработке «Дважды два — четыре»  Эдуард Хиль, Разучивание танца «Один, два три четыре»

Дидактические упражнения:  «Волшебные круги», «Математические домики»

«Чем мне интересны математические игры» (работа с палитрой)

 

«Волшебные цифры»

 

 «Веселые цифры».

«Забавные фигуры»

«Напиши цифру счетными палочками »

Физическое развитие

Двигательная

Игровая

Спортивное развлечение «Спасение королевы Математики»

Подвижные игры «Сделай фигуру», «Путешествие» «Найди пару» «Живые числа». Закаливающая гимнастика «Волшебные палочки»

Комплекс упражнений «Классики»

Методологической основой разработки проекта явились:

  1. Программа «Радуга» под ред. Т.Н. Дороновой и др.
  2. А.З.Зак «Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет»
  3. Н.П.Холина «Раз- ступенька, два - ступенька». -М.,2004
  4. Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова. «Игралочка» -М.,2004
  5.  Венгер А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста-М., 1999
  6. Волонина В.В. Занимательная математика С-Петербург, 1996
  7. Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику-М.,2005
  8. Ковалев В.И. Развивающие игры: 10 шагов к успеху-М., 2004
  9. Козлова В.А. Пых-М.,2002
  10. Калинченко А. Методические подходы к организации и проведению занятий по математике // Ребенок в детском саду- 2006-№4 с.13
  11. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников-М.,-1990
  12. Оввчиникова Е. О совершенствовании элементарных математических представлений  // Дошкольное воспитание-2005-№8 с. 42
  13. СоловьеваЕ. Игры-занятия по формированию элементарных математических представлений в разновозрастных группах 4-5 лет// Ребенок в детском саду- 2001-№6 с.25
  14. Тарабаркина Т.И., Елкина Н.В. И учеба и игра: «МАТЕМАТИКА»м.,2001
  15. Шумакова О.В. Математические сказки // Ребенок в детском саду- 2004-№2 с.53
  16. Хамзина Т. Немного о математике и не только о ней. И в шутку и в серьёз // Дошкольное воспитание-2001-№10 с. 18
  17. Хамзина Т. Праздник дарит любовь к математике // Дошкольное воспитание-2001-№10 с. 25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект"Солнце,воздух и вода-наши лучшие друзья!"

Летний оздоровительный проект "Солнце,воздух и вода-наши лучшие друзья!"...

Проект"Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья!"

Проект является актуальным для нашего детского сада. Для того, чтобы летний оздоровительный период прошел интересно, увлекательно, важно правильно его организовать. Необходимо создать условия для проя...

Проект "Фотовыставка "Бабушка, дедушка и я - лучшие друзья"

Ко Дню пожилого человека нашей группой для милых бабушек  и дедушек была оформлена фотовыставка. Фотографии были "вложены в презентацию" - это стало рамкой, подобраны  теплые строчки для каж...

Долгосрочный проект "Солнце воздух и вода наши лучшие друзья".

Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Каким образом должна быть организована рабо...

Проект «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

Проект «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»...

Проект "Воздух, солнце и вода - наши лучшие друзья"

Организация оздоровительного досуга детей в летний период с использованием естественных факторов – воздуха, солнца, воды...

Проект «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

Планирование работы с детьми средней группы в летний период...