Статья "На шаг ближе к друг другу".
статья на тему

Алексанян Марина Юрьевна

Статья рассказывает о взаимодействии дошкольного отделения с родителями, о новых формах взаимодействия,  сотрудничества, партнерства. Эта статья с небольшими изменениями опубликована в "Учительской газете" № 12 за 2017 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_uchitelskuyu_gazetu.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Старший воспитатель

отделения дошкольных групп

ГБОУ Школа № 329

Алексанян М.Ю. 

На шаг ближе к  друг другу.

Современная Москва –это мегаполис огромных образовательных возможностей. Государственная политика в сфере образования направлена на создание условий для развития каждого ребенка. Девизом нашего современного российского образования можно считать формулировку: «Каждый ребенок должен быть успешным!» Для этого у него есть все возможности, было бы желание. Это не только ресурсы родной школы, хотя московские школы сейчас имеют огромные образовательные ресурсы, но и образовательные ресурсы всей Москвы. Сотрудничество и сотворчество в сфере образования, взаимодействие между школами и ВУЗАМи дает огромные возможности современному ребенку, ученику, развивать свои способности, наклонности, таланты, открывать для себя новые горизонты, и в своем самосовершенствовании шагать вперед. Но если говорить о дошкольном образовании, то не нужно забывать об одном очень важном содружестве и сотрудничестве – сотрудничестве коллектива педагогов дошкольных групп с семьями воспитанников.

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение защищенности, поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. Семья является институтом первичной социализации ребенка. И родители являются первыми воспитателями маленького человечка.

Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте.» Но вот ребенок становится дошколенком и в воспитательный процесс включаются педагоги. Существует очень много форм взаимодействия с родителями. Они уже стали традиционными: родительские собрания, консультации, информационные стенды, педагогические гостиные, и др.

Современная жизнь приводит нас к поиску новых форм взаимодействия с семьями воспитанников. Цель этого взаимодействия - создание партнерских отношений с родителями, участниками образовательного процесса детей. Родители -именно партнеры в воспитании и образовании своих детей. Они полноценные участники дошкольной жизни своих малышей.

Традиционные формы направлены на взаимодействие педагогов с родителями, но в наше время поменялись даже термины: вместо «работа с родителями», мы говорим «взаимодействие» и не с «родителями», а с «семьями воспитанников». Необходимо выбирать такие формы взаимодействия, в которых участвуют родители и дети. Такие формы сотрудничества более эффективны. Все наше общение с родителями направлено на воспитание ребенка, поэтому он должен стоять в центре этого взаимодействия и сотрудничества. Одной из таких форм являются детско-родительские клубы. В отличие от «родительских клубов» различной тематики (педагогические гостиные, и др.), которые консультируют родителей в вопросах воспитания – встречи в детско-родительских клубах проходят с участием детей. Они раскрывают перед родителями их потенциал. Мамы и папы видят воотчию, а не со слов воспитателя, как ребенок социализирован в обществе сверстников, как он ведет себя, как раскрывается в той или иной игровой ситуации или в момент творчества. Родители, участвуя в «сценарии» встречи детско-родительского клуба, сами наблюдают за своими детьми и у них есть возможность сравнить поведение своего ребенка с поведением других детей такого же возраста. Более того, участие мамы в или папы в детской деятельности вызывает у ребенка радость сотворчества и гордость за себя, за свою семью. Задачи создания такого клуба: сплотить коллектив родителей группы, раскрыть творческий потенциал детей, заинтересовать коллектив родителей в участии в важных и полезных делах группы. 

 Другая форма взаимодействия с семьями детей старшего дошкольного возраста -  вовлечение родителей   в проектную деятельность, которую ведет группа. Положительные стороны этого содружества очевидны, так как взаимодействие с семьями воспитанников проходит через все этапы проекта начиная от момента целеполагания и заканчивая итоговым мероприятием В процесс часто вовлекаются и другие члены семей детей: бабушки и дедушки, старшие братья и сестры. Проектная работа в группе сплачивает коллектив, объединяет семьи одним общим интересным делом, вызывает у родителей и детей удовлетворение от сотворчества, создает в группе атмосферу тепла и заинтересованности всех членов коллектива группы. Участие родителей в проектной деятельности приносит родителям радость от общения с детьми, от возможности быть им нужными, полезными, расширяет кругозор родителей, развивает их, а порой и совершенствует их знания.

«Фестиваль семейных проектов» - это более сложная новая интересная форма исследовательской работы семьи. Современные родители - активные пользователи персональных компьютеров и других гаджетов. И многие семьи откликнулись на инициативу педагогического коллектива провести такой «Фестиваль». Для дошкольника, только начинающего свою яркую жизнь, любая тема может стать исследованием: первый поход в театр, поездка к морю, общение с домашним животным, увлечение машинами или динозаврами. Тематика семейных проектов может быть разнообразной («Уроки доброты», «Умные машины», «О здоровье и в шутку и в серьез», «Джек- мой лучший друг», «Как я узнал, что такое море», «Уголок Дурова» и др.), но главное, желание родителей и детей подготовить свои проекты и защитить их самостоятельно, выступить с ним на общем мероприятии. Формы защиты могут быть разнообразными: от театрализованной сценки до презентации с музыкальным сопровождением. Такой фестиваль объединяет семьи и педагогический коллектив всего дошкольного отделения общей работой, соучастием и сотворчеством.

Новой, нетрадиционной формой взаимодействия с семьями воспитанников стали «Семейные субботы», которые уже стали у нас традиционными. Вот такой каламбур. Эта форма отличается от традиционного «Дня открытых дверей», когда вновь прибывших родителей знакомят с работой дошкольных групп, показывают презентации, открытые занятия. Семейная суббота - это совместный праздник, цель которого подарить детям хорошее настроение, вовлечь семьи в интересную работу, придумать что-то интересное совместно и реализовать эти новые идеи в жизнь наших детей. Общение переходит в интерактивную плоскость. Становится если можно так сказать трехмерным. Поиграть в ЛЕГО, посетить мастер-классы, поучаствовать в викторинах и конкурсах, активно попрыгать и побегать в спортивных соревнованиях. Мероприятиях подобраны таким образом, что любой ребенок и взрослый без подготовки может в них поучаствовать и почувствовать на себе атмосферу коллектива, в котором его ребенку нужно будет «жить». В «Семейных субботах» дети и родители с удовольствием участвуют. Безусловно такая «Семейная суббота» тщательно продумывается и организовывается педагогическим коллективом, ставятся воспитательные задачи, обсуждаются формы и методы реализации этих задач.

В основе взаимодействия дошкольного отделения школы и семьи лежит сотрудничество педагогов, родителей и детей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу. Сотрудничество предполагает взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активное совместное содружество педагогов,  родителей и детей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья на тему: "Как мы видим друг друга"

Формирование потребности в общении со сверстниками....

Статья "Уважение детей и родителей друг к другу должно быть взаимным"

Статья "Уважение детей и родителей друг к другу должно быть взаимным"...

Статья из опыта работы "Навстречу друг другу"

В статье опысывается опыт работы с родителями по установлению эмоционального контакта между детьми и родителями через физкультурные занятия, досуги и развлечения....

33 ШАГА НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ, ИЛИ КАК СТАТЬ ДРУГОМ РЕБЕНКУ!

практические рекомендации для родителей о взаимоотношениях со своим ребенком...

Статья "Формирование доброжелательного отношения дошкольника друг к другу средствами игры."

Изучение проблемы формирования процесса воспитания доброжелательных взаимоотношений подтвердило ее значимость и необходимость в соответствии с современными требованиями. В Федеральном государственном ...