Нетрадиционные методы и приемы в работе со сказкой.
статья на тему

Ладанова Мария Александровна

Педагог дошкольного образования в соответствии с ФГОС должен развивать в дошкольниках творческую активность и творческую самостоятельность. Сказка подходит для этого, чтобы развивать в детях эти личностные качества. Работа по сказке включает интеграцию  практически всех образовательных областей по ФГОС  ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.

Изменения в дошкольном образовании дают свободу воспитателю в выборе форм и методов обучения детей дошкольного возраста. Результатом современного обучения является то, что ребенок усвоил, насколько это способствовало его развитию, формированию интегративных качеств личности. Выбранная воспитателем форма обучения должна способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить самостоятельности и ответственности, упражнять детей в умении управлять своим поведением.[5,с. 5-10].

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netraditsionnye_metody_i_priemy_v_rabote_so_skazkoy.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные методы и приемы в работе со сказкой.

                                                                                                 Ладанова М.А.

                                МБДОУ «Инсарский детский сад «Солнышко»(Инсар)

Педагог дошкольного образования в соответствии с ФГОС должен развивать в дошкольниках творческую активность и творческую самостоятельность. Сказка подходит для этого, чтобы развивать в детях эти личностные качества. Работа по сказке включает интеграцию  практически всех образовательных областей по ФГОС  ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.

Изменения в дошкольном образовании дают свободу воспитателю в выборе форм и методов обучения детей дошкольного возраста. Результатом современного обучения является то, что ребенок усвоил, насколько это способствовало его развитию, формированию интегративных качеств личности. Выбранная воспитателем форма обучения должна способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить самостоятельности и ответственности, упражнять детей в умении управлять своим поведением.[5,с. 5-10].

Одним из вариантов современных форм обучения, которые строятся на основе детских видах деятельности, являются занятия-сказки. Используя в  работе нужно учитывать разные уровни развития детей. Небольшие по объему сказки, доступны для восприятия любого возраста ребенка, что помогает  дифференцированно вести работу с разными группами  детей.

Существуют традиционные и нетрадиционные методы работы со сказкой. Чтение сказки, беседы о ее содержании, инсценирование - это основа традиционного направления работы со сказкой.

Нетрадиционно - это научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить не предвиденные ситуации смешивать несколько сюжетов в один и т.д.[6,с.15-20]

В наше время телевизоров и компьютеров, дети стали меньше читать. Мы, взрослые, должны пробудить у ребенка любовь к книге. Как это сделать? На помощь нам приходит сокровище народной мудрости—народная сказка. Сказки—это бесценный опыт, приобретенный поколениями и переданный нам и нашим детям в простой и доступной игровой форме.

Чудеса, нежный мир грез и фантазий –это сказка. Но самое главное в ней не то, что чудеса происходят в самой сказке, а то, что она может творить чудеса с любым, кто к ней соприкоснется. Нужно только внимательно прислушаться к ней, ведь не зря сказки существуют уже не одну тысячу лет.

Детство—это огромное количество сказок и увлекательных историй, которые учат нас жить и раскрывают глаза на правду. Мы любим, когда нам читают перед сном нам снятся красивые сны. Годы идут, а любовь к сказкам остается.[2,с112-115]

Сказки –это не просто развлечение, увлекающее ребенка в волшебную страну грез и  фантазий. Развлекающая функция сказки лишь одна  из многих. Сказка—это еще и верный друг, и мудрый воспитатель. Сказка воспитывает характер и помогает ребенку разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо.

Нетрадиционных методов и приемов работы со сказкой существует множество. Это: сказки от смешного стишка, сказки от считалки, сказки от задачки, случайные сказки, сказки о бытовых предметах, сказка продолжается, эксперимент в сказках, цветные сказки, сказки о любимых игрушках, сказки с новым концом, сказки про самого себя и другие.

Метод «сказки про самого себя» хорош тем, что дети любят слушать, что же случалось или могло случиться с ними их близкими. Любят придумывать про самого себя или своих братьев, сестер. Эта творческая деятельность помогает принимать сочинения как дополнение к реальной жизни, а не как замену самой реальной действительности. В результате ребенок закончив сочинять, не испытывает разочарования, входя в реальность. [1,с23-25]

Используя метод «сказки от задачки», применяю шуточные задачки. Начало сказки: Яблоки рассыпались в разные стороны, а одно покатилось  по тропинке. Предлагаю продолжить сказку. При этом ставятся задачи: развивать логическое мышление детей, а также их речевое творчество. Сам текст подобных задач вызывает интерес и желание их решать.
После решения задачи предлагаю из этой задачи придумать сказку.
           Рассказав детям сказку «Три медведя» Л.Н. Толстого, задаю вопросы: кому ты больше сочувствуешь девочке или медведям? Почему? Какой эпизод из сказки больше всего тебе понравился, расскажи о нем, что чувствует девочка. Как бы ты назвал сказку? Придумай сказку наоборот: три медведя заблудились и попали домой к девочке. Как повели себя медведи? Сколько всего героев в данной сказке? Здесь используется прием «сказки с новым концом», при этом преследуются цели: воспитывать добрые чувства, развивать речь, мышление, воображение, руки детей.  

Многие сказки целесообразно не просто читать, а инсценировать с помощью игрушек или картинок. Эмоциональный настрой занятия, способствует тому что дети продолжают играть после занятия. Поэтому нужно предусмотреть время необходимое для развития самостоятельного художественно- эстетического развития, не следует торопить детей закончить игру.

Сказка приобщает его к жизни, и много вековой человеческой культуре. На примере сказочных героев дети учатся разбираться в характере людей. Ведь сказочные ситуации, при всей их фантастичности, хорошо познаются ребенком. Способность ребенка удивляться, познавать, умения находить решения в нестандартны ситуациях- это цель на открытие нового и способность к осознанию своего опыта. Один ребенок склонен сочинять и рассказывать, другой не может спокойно сидеть на месте, третий любит что—то делать своими руками; четвертый любит рисовать…

Комбинируя различные приемы со сказкой, можно помочь прожить каждому ребенку многие ситуации, с которыми он столкнется потом во взрослой жизни, расширить его мировоззрение на мир и людей.

Сказка позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным для малыша, ребёнок эмоционально готов к восприятию нового: сосредоточен, вовлечён, заинтересован. [3,с. 98].

          Большой потенциал положительных нравственных поучений несут в себе сказки. При помощи сказок развиваются духовно-нравственные качества (мудрость, мужество, дружба, добро, милосердие, долг, отзывчивость, щедрость и другие). Сила воздействия образа и сюжета сказки такова, что уже в процессе первого чтения малыши ярко проявляют свои симпатии и антипатии в отношении персонажей сказок, встают на сторону обиженных, готовы придти им на помощь. Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
          Сказки учат верить в силу добра и справедливости, они рассказывают о самом главном: затрагивают вопрос о смысле жизни, о борьбе добра со злом, несут в себе нравственное начало, поэтому воспитательное значение их огромно. На примере судеб сказочных героев он может проследить последствия того или иного жизненного выбора и получить новый опыт взаимодействия с окружающим миром.[4,с.67]

В сказочной стране возможно все. Поэтому главный ресурс, который забирает с собой человек из волшебного путешествия – это осознание собственных возможностей, которыми необходимо научиться пользоваться.

Используя различные методы и приемы в работе со сказкой, воспитатель  достигает желаемого результата с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

В заключении хотелось бы сказать: читайте и анализируйте с детьми сказки, применяйте методы и приёмы в работе со сказкой, тем самым Вы поможете ребёнку осознать, что добро побеждает зло, научите преодолевать трудности, воспитаете любовь к книге и чтению. Знакомство со сказками доставляет дошкольникам  много счастливых минут. Как на крыльях сказки унесут ребенка в воображаемый мир, не раз заставят дивиться богатству народной выдумки, а тем, кто станет размышлять о прочитанном, откроется глубокий смысл народной фантазии. Сказки—умное чудо, сотворенное художественным гением народа, «чудо чудное, диво дивное» как говорят сказочники о своих творениях.  С помощью сказки Вы повысите уровень речевого развития и творческих способностей ребёнка, что очень важно при подготовке к школе. И самое главное вы оставите у ребёнка неизгладимые впечатления от общения с вами.

Литература:

1. Большева,Т.В. Учимся по сказке. «Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники» / Т.В.Большева.-СПб.:  Детство – Пресс.- 2015.- 100с.

2.Вершинина,Н.Б. Современныей подход к планированию образовательной работы в детском саду: Методическое пособие/Н.Б.Вершинина, Т.И.Суханова.-Волгоград: Наука,2010.-149с.

3.Дьяченко,О.М. Методика развития творческого воображения под ред. Ткаченко,Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. Пособие для воспитателей детского сада /О.М.Дьяченко.- М.: Эксмо.-2016.-196с.

4.Шаврина,И.А. Программа развития речевых интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по методике Л.Фесюковой «Воспитание сказкой»/И.А. Шаврина.- Ярославль:ГЦРО,2011.108с.

5.Федеральный Государственной Образовательный Стандарт Дошкольного Образования: письма и приказы.-М.:Сфера,2015.-96с.                

6.Фесюкова,Л.Б. Воспитание сказкой./Л.Б.Фесюкова.- М.:Наука,2011.-171с.                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы и приемы работы по формированию толерантности сознанияя детей дошкольного возраста

Данная проблема актуальна на сегодняшний день, поскольку воспитанию толерантности у детей должно быть одной из значимых задач в дошкольном воспитании. Необходимость формирования толерантных отношений...

План работы с детьми по художественно-эстетическому развитию посредством использования нетрадиционных методов и приемов рисования.

План работы с детьми по художественно-эстетическому развитию посредством использования нетрадиционных методов и приемов рисования....

использование нетрадиционных методов и приемов в коррекционной работе с детми , страдающими дисграфией

Дисграфия – нарушение письма – составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Это нарушение является серьезным препятствием в овладении ...

Нетрадиционные методы и приёмы в работе со сказкой.

Сказки – это бесценный опыт, приобретенный поколениями и переданный нам и нашим детям в простой и доступной, игровой форме. И  надеюсь, что использование нетрадиционных методов и приёмов в ...

Использование нетрадиционных методов и приемов в работе учителя-логопеда

Проводя традиционные занятия с детьми, мы заметили, что очень трудно бывает удержать внимание детей, пробудить интерес к содержанию занятия, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в пам...

Нетрадиционные методы и приёмы в работе со сказкой

Данный материал будет полезен воспитателям для работы с детьми в разных возрастных группах. В материале предоставленны различные варианты игр с художественными произведениями....