Особенности привития трудовых навыков и умений у слабослышащих дошкольников
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Бутыркина Татьяна Сергеевна

В статье описываются особенности привития трудовых навыков дошкольникам с нарушениями слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudovye_navyki.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности привития трудовых навыков и умений

 у слабослышащих дошкольников

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста – дело огромной государственной важности. Уважение к труду и людям труда, трудолюбие необходимо воспитывать с детства. Основная задача трудового воспитания в дошкольном возрасте – формирование положительного отношения к труду.

В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе, ручной труд. Многочисленные наблюдения за развитием слабослышащих детей дошкольного возраста показывают, что в результате тяжёлых заболеваний, дети с нарушением слуха часто отстают от своих слышащих сверстников в физическом развитии. В нашем дошкольном учреждении трудовое воспитание направлено на решение следующих задач: воспитание навыков самообслуживания и самостоятельности; привитие трудовых навыков и умений; ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему; развитие речи в связи с трудовым воспитанием.

Естественную потребность ребёнка в деятельности мы направляем на приобретение трудовых навыков, учитывая при этом индивидуальные особенности детей с нарушением слуха. В детском саду воспитанники не только получают необходимые трудовые навыки, но и приобщаются к коллективному труду, устанавливая положительные отношения с товарищами и усваивая словарь, который даёт им возможность при помощи словесной речи общаться с окружающими в процессе труда.

Хозяйственно – бытовой труд необходим для приучения детей к поддержанию порядка в детском саду и на участке. Дети помогают нам раздавать дидактический материал к занятиям и собирать после, убирать игрушки после игры, стирают и гладят кукольную одежду. Привитие трудовых навыков в природе обогащает развитие детей дошкольного возраста с нарушением слуха, расширяет и уточняет их представление об окружающем мире, учит любить природу, бережно относиться ко всему живому. Одновременно с приобретением трудовых навыков по уходу за растениями и животными дети получают первоначальные сведения о жизни растений и животных.

Ручной труд имеет большое значение для развития детского творчества, фантазии. В процессе труда у детей развивается мелкая моторика, их движения становятся более точными, целенаправленными. Основными особенностями привития трудовых навыков являются следующие: расчленённый показ способов и последовательности выполнения действий по образцу, действия по словесной инструкции (1 и 2 годы обучения); объяснения и планирование предстоящей работы, оценка отношения к труду и оценка результатов трудовой деятельности ребёнка (3 и 4 годы обучения). Одновременно с овладением трудовыми навыками, дети усваивают необходимую лексику. В процессе трудовой деятельности дошкольники пользуются речью, отвечая на вопросы: «Что ты будешь делать?», «Что ты делаешь?», «Что ты сделал?» и т.д. выполняя свои поделки, дети должны видеть цель своего труда, испытывать радость и удовлетворение от проделанной работы. Мы проводим в группе оценку трудовой деятельности детей, устраивая выставки поделок, готовим подарки с детьми.

Трудовое воспитание в детском саду осуществляется в следующих формах: поручения, дежурства, занятия. Трудовые поручения дети выполняют на всех годах обучения. При ознакомлении детей с трудовыми поручениями мы пишем поручения для всей группы на больших табличках, которые вывешиваем в групповой комнате, спальне, раздевалке, туалетной комнате. При закреплении трудовых поручений используем карточки для индивидуальных заданий. Обязательно проверяем индивидуальное поручение, отмечаем качество проделанной работы и умение ребёнка рассказать о выполненном действии, пользуясь знакомыми фразами. В начале поручения конкретны и содержат в себе одно действие, затем задания усложняются. Например: «Возьми лейку. Налей воды. Полей цветы». Мы даём поручения не только самым активным, знающим детям, но и пассивным, слабым и оказываем им помощь.

Соблюдение очерёдности в организации дежурства даёт возможность каждому ребёнку закрепить трудовые навыки и умения, почувствовать ответственность перед коллективом, проявить организаторские способности, установить речевое общение с взрослыми и детьми.

Мы организуем дежурства детей на занятиях (утром и вечером), в спальне, в столовой, туалетной комнате, в уголке живой природы. Каждый дежурный должен знать свои обязанности и уметь рассказать о выполненной работе. Мы приучаем детей работать старательно, аккуратно выполнять порученное дело, пользоваться для общения знакомым словарём. Например: дежурный утром до занятия вытирает доску влажной тряпкой, помогает сурдопедагогу подготовить и раздать необходимые пособия, сажает на места. Сурдопедагог поручает дежурному задать детям вопросы: «Какое сегодня число?», «Какой сегодня день?», »Какая сегодня погода?» и т. д. подобные дежурства активизируют деятельность детей, побуждают к речевому общению, учат с уважением относиться к труду товарищей.

В процессе коллективного труда под нашим руководством дети учатся планировать работу, распределять обязанности между собой, оказывать помощь товарищу. Общий труд, направленный на достижение единой цели, организует детей, формирует детский коллектив. Мы постоянно наблюдаем, как трудятся дети в быту, воспитываем у них аккуратность, добросовестность в выполнении любой работы. Очень важно уже в детском возрасте сформировать у ребёнка постоянную готовность включиться в труд. Если в дошкольные годы он осознаёт необходимость труда, привыкает работать аккуратно, доводить дело до конца, испытывает радость от выполненной работы, он перенесёт сформированные навыки в условия школы и успешно продолжит овладение трудовой деятельности на новой ступени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие с семьей по формированию трудовых навыков у детей у дошкольников»

Стоит только привыкнуть к труду, как уже нельзя жить без него.Все в этом мире зависит от труда.Л. ПастерЭффективность трудового воспитания в дошкольном учреждении и его уровень не может происходить бе...

План по самообразованию "Привитие навыков здорового образа жизни дошкольникам младшего возраста"

План работы в течение года, мероприятия по ЗОЖ с детьми средней группы....

"Привитие навыков самообслуживания у младшего дошкольников"

quot;Привитие навыков самообслуживания у младших дошкольников"...

Проект «Особенности развития трудовых навыков старших дошкольников в семье»

В наши дни научно-технический прогресс заметно изменил быт, уровень жизни и облик современной семьи. Потребность семьи в приобщении детей к бытовому труду исчезает по мере дальнейшего развития бытовой...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Сообщение "Роль доминантных занятий по привитию вокально - хоровых навыков в развитии речи дошкольников"

Доминантные занятия повышают интерес детей к отдельному виду деятельности; способствуют углубленному развитию эстетического восприятия через выбранный вид деятельности, формируют умения и навыки; позв...

Особенности развития связной речи слабослышащих дошкольников

Речевое развитие дошкольников с нарушениями слуха являетсямногоплановым процессом. И в дошкольном учреждении, и в семье должныбыть предусмотрены условия, обеспечивающие различные стороны этогопроцесса...