Сообщение "Роль доминантных занятий по привитию вокально - хоровых навыков в развитии речи дошкольников"
учебно-методический материал (старшая группа)

Доминантные занятия повышают интерес детей к отдельному виду деятельности; способствуют углубленному развитию эстетического восприятия через выбранный вид деятельности, формируют умения и навыки; позволяют музыкальному пуководителю найти верные варианты решения педагогических задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._rol_domin_zanyatiy.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы «Роль доминантных занятий по привитию вокально – хоровых навыков в развитии речи дошкольников»

 

 Музыкальная ОД в детском саду - основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей. Всем  известны следующие виды ОД по художественно-эстетическому музыкальному развитию:

  1. Традиционная (типовая)
  2. Комплексная
  3. Тематическая
  4. Интегрированная
  5. Доминантная

Сегодня мы поговорим о доминантной  ОД.  Домина́нта (от лат. Dominans, что значит  «господствующий», «преобладающий»). Доминантные занятия повышают интерес детей к отдельному виду музыкальной деятельности; способствуют углубленному развитию эстетического восприятия через выбранный  вид деятельности, формируют умения и навыки; позволяют музыкальному руководителю найти верные варианты решения педагогических задач, связанных с особенностями музыкального развития дошкольников.

Сейчас  было показано доминантное занятие, на котором преобладал определенный вид музыкальной деятельности  - пение.  Моё внимание при составлении конспекта было направлено на связь пения с развитием речи у дошколят. Ведь одной из годовых задач  МДОУ является «осуществление комплексного подхода к развитию речи детей в разных видах деятельности с применением современных педагогических технологий в свете требований ФГОС ДО».  

Поэтому задания для детей я подготовила речевые и песенные. Цель  речевых упражнений  заключается в том, чтобы легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, сделать обучение легким, понятным, привлекательным.

Занятие началось с валеологической песенки «Здравствуйте, ребята», обр. Ложкина. Чтобы голоса  звучали  свободно, напомнила детям о певческой постановке корпуса: встать прямо, подтянуться, головою не вертеть. В приветственной песенке дети вели диалог с музыкальным руководителем, имитировали голоса  щенят и мышат, пропевая звукоподражания «гав –гав», «пи –пи». Для детей представляет определённую трудность сохранение правильной певческой установки долгое время, поэтому  естественен  переход  к словесной игре «Снежок». Где надо было сочетать передачу снежка с произнесением текста в определённом темпе, не торопясь  и не отставая.

 Музыкальная ОД   расширяет  кругозор, активное обогащает  словарный  запас : дети узнают, запоминают и произносят названия музыкальных произведений, песен, фамилии, имена композиторов, характеристику музыки.  Сегодня ребята слушали  музыкальную  пьесу П.И. Чайковского «Баба Яга». Наводящими   вопросами  я постаралась помочь им подобрать определения, понять характер незнакомой музыки.  А образ хулиганки Бабы  Яги стал красной нитью в  ходе занятия. Дальнейшие действия дети выполняли, чтобы  нарядить ёлочку и выручить Снеговика, попавшего в беду.

При подготовке к занятию тщательно отбираю музыкальный репертуар, чтобы он был интересным и доступным для детей, используя принцип «от простого к сложному»: упражнение для формировании правильной осанки  при пении сидя, дыхательное упражнение «Задувание свечи», логопедическую гимнастику, вокально – речевую игру «Снежный ком», «Зимнюю чистоговорку», знакомство с новой песней и повторение знакомой  с использованием нового методического приёма «Спрячем мелодию», игру на музыкальных инструментах с сопровождением ритмодекломации,  музыкальную игру «Ледяные фигуры».

 При проведении упражнений учитываю следующие дидактические правила:                                                        

  1.  Ставить перед детьми конкретную учебную задачу – объяснять, что они должны сделать ( например, спеть попевку на слог «ду», при этом губы вытянуть трубочкой);
  2. Показать способ выполнения действия, словесно пояснить, т.е. использовать принцип «Делай, как я». ( «Послушайте, как надо спеть, и обратите внимание на замедление темпа после слова «миг»);
  3. Неоднократно повторять упражнение для усвоения умений, транспортируя его по полутонам или видоизменяя задачу (например, если первый раз спели тихо, второй раз предлагаю спеть громко);
  4. Включать вокально – хоровые упражнения в каждое музыкальное занятие.

Общее развитие детей старшего дошкольного возраста, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование  голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развита. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами.  Грудной (низкий резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей несильный, хотя порой и звонкий. Избегаю  форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети старшего дошкольного возраста поют  в более широком диапазоне. (По программе «От рождения до школы»  диапазон песен для детей старшей группы начинается  нотой  «ре» первой октавы и заканчивается нотой  «до» второй октавы.) Именно в этом диапазоне звучание голоса наиболее легкое, естественное. Поэтому для разучивания  мною была выбрана очень удобная  песня М. Иорданского «Голубые санки».

Огромную помощь в работе музыкальных руководителей оказывают современные методические пособия:  фонопедические упражнения Емельянова,  здоровьесберегающая система О.Н. Арсеневской, технология М.Ю. Картушиной  «Вокально-хоровая работа в детском саду». Именно последняя технология  изучается мною подробно в этом  учебном году, она стала  и темой  самообразования. Мною приобретен  комплект наглядных пособий, разработанный  Картушиной М.Ю.  для использования с определённой  дидактической целью.   Ребенок в мир любого искусства должен проходить через «волшебный мост» игры. Игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они просто усваивают задачи, поставленные музыкальным руководителем.

Интернет – ресурсы:                                                                             https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2016/03/23/vokalno-horovaya-rabotahttp://zinref.ru/000_uchebniki/03800pedagog/008_00_00_muzikalnoe_vospitaniе doshkolnikov_radinova_1998/011.htm

             

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию культурно - гигиенических навыков и развитию речи в младшей группе

В данном занятии используется методика Глена Долмана по обучению чтению детей целыми словами ...

Конспект доминантного занятия по развитию вокально-хоровых навыков для подготовительной группы «В гостях у Феи Загадок»

Материал создан в игровой форме для развития творческого потенциала личности ребенка посредством вокально-хоровой деятельности....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Влияние сказок на развитие речи дошкольников"

Цель: формирование грамматического строя речи посредством сказки.Задачи: - Овладение словарным запасом, освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с си...

Развитие вокально-хоровых навыков у младших дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ

Народное песенное творчество в музыкальном воспитании детей...

Целью занятия является создание комфортных, благоприятных условий для развития речи дошкольников в совместной деятельности.

Целью занятия является создание комфортных, благоприятных условий для развития речи дошкольников в совместной деятельности....

Доминантное занятие по привитию вокально - хоровых навыков

Дошкольный возраст - самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. В данном занятии я представляю небольшой опыт работы по развитию вокально - хоровых навыков у детей старш...