Коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста
картотека (подготовительная группа) на тему

Ольга Михайловна Фомина

Система игр для сплочения коллектива, развития социальных навыков у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_kom-ye.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Игры, направленные на знакомство детей с другом, создание положительных эмоций, развитые эмпатии.

Игра «Назови себя»

Ребёнку предлагают представиться, назвав своё имя так, как ему больше нравится; как его называют дома, или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

Игра «Снежный ком»

Первый человек называет своё имя. Второй называет имя первого, затем своё, третий- имя первого, второго, своё. И так до последнего человека.

Игра «Давайте познакомимся»

Дети с воспитателем становятся в круг, воспитатель держит мяч, затем он называет своё имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребёнок должен поймать мяч, назвать своё имя и имя того, кому он бросает мяч.

Игра «Ласковое имя»

Дети называют варианты ласкового имени каждого участника игры.

Игра «Встаньте те, кто…»

Воспитатель дает задание: «Встаньте те, кто…

-любит бегать; - радуется хорошей погоде; - имеет младшую сестру; - любит дарить цветы и т.д.

Итог игры. Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным.

Кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? И т.д.

«Представь своё имя в движении»

Дети сидят в кругу. Поочерёдно, по часовой стрелки, дети делают телодвижения, подсказывающее их имя.

«Переходы»

Посмотрите внимательно друг на друга. «У всех из вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайний слева, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые светлые волосы рядом с ним- у кого они потемнее, а крайним справа- у кого самые темные волосы.

«Опиши друга»

Упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками). Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребёнок точен.

«Что изменилось?»

Каждый ребёнок становится водящим. Водящий выходит из комнаты. За это время производится (2-3) изменения в одежде, прическе, можно пересесть на другое место. Водящий должен подметить происшедшие изменения.

«Передача чувств»

Передать» по цепочки» определить чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Дети передают его по кругу. Затем обсуждают, какое настроение было загадано.

«Цвета эмоций»

Водящий закрыв глаза. 1 команда изображает цвет, 2- отгадывает.

«Тихий разговор»

Участники садятся в круг. Задание- без слов сказать партнёру фразу (которую взрослый шепнул ребёнку на ушко). Каждый по очереди выполняет задание без слов. Остальные наблюдают и определяют произнесенную фразу.

Интонации

Понятие интонации

Предлагает воспитатель по очереди повторить с различными чувствами различные фразы/ зло, радостно, задумчиво, с обидой.

2.  Игры, направленные на достижение положительного самоощущения, умение выражать позитивные эмоции, на развитие навыков взаимодействия.

Игра «Волшебный стул»

Дети встают в круг. Внутри круга, у края ставится стул. Дети идут по кругу и поют:

Кто сегодня всех красивей,

Кто сегодня всех счастливей?

Поскорее появись,

На волшебный стул садись

После того как песня закончилась, тот, кто окажется ближе всех к стулу, садится на него. Каждый ребенок из круга, по очереди, начиная с того места, где стоит стул, должен сказать о сидящем что-нибудь хорошее и доброе.

Игра «Пирамида любви»

Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем свою любовь. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. А сейчас давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей свою руку. ( Дети выстраивают пирамиду). Вы чувствуйте тепло рук? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. А всё потому, что мы умеем любить сами и любимы.

Игра « Капитан»

«Капитаном будет каждый, кто захочет, по очереди. Задача капитана- перевезти как можно больше, пассажиров на своем карауле (корабль- сдвинутые спинками вплотную два стула). Капитан будет по- одному подводить к «кораблю» пассажиров и размещать их так, чтобы никто из них не касался ногами земли. Когда останется место для одного человека, капитан сам занимает его и кричит:«Вперед!». Воспитатель засекает время и в течении одной минуты не один из пассажиров не должен упасть за борт, т.е. коснуться пола ногами или руками. После этого капитан отмечает, сколько пассажиров ему удалось перевести и занимает место среди пассажиров.

Игра «Клеевой дождик»

Дети встают в одну линию, ставят руки на пояс друг другу и таким вот «паровозиком» (склеившимися дождевыми капельками) начинают движения. На пути им встречаются различные препятствия.

Игра «Волшебные заросли»

Каждый участник (по очереди) пытаются проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися к друг другу (волшебными водорослями) – всеми остальными участниками. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения, они могут расслабиться и пропустить в центр круга, а могут и не пропустить, если их плохо просят. Затем следует обсуждение: когда водоросли расступались, а когда нет, от чего это зависело?

Игра «Менялки игрушек»

Дети встают в круг, каждый держит в руках какую-нибудь игрушку. Водящий стоит спиной к играющим и громко считает до 10. За это время играющие меняются игрушками. Все действия выполняются молча. Водящий входит в круг, его задача угадать, кто с кем поменялся игрушками.

Игра «Путанка»

По предложенной детьми считалке выбираются ведущий из комнаты, остальные дети берутся за руки и образуют круг, не разжимая рук. Они начинают запутываться – кто как умеет. Водящий распутывает «Путанку», не разжимая рук запутавших.

Игра «Сороконожка»

«Представляете как сложно жить сороконожке, ведь у нее целых 40 ножек! Всегда есть опасность запутаться. Давайте поиграем в сороконожку. Встаньте на четвереньки и положите руки на плечи соседа. Готовы! Теперь начинаем двигаться вперед. Сначала медленно, чтобы не запутаться. А теперь – чуть быстрее». «Ох, как устала наша сороконожка, она буквально подает от усталости с ножек». Дети падают на ковер.

Игра «Весы»

«Давайте поиграем в весы. Разделитесь по трое. Один будет продавцом, а двое – чашками весов. Потом мы поменяется ролями. Продавец кладет что-нибудь на чашу весов, а она прогибается от тяжести, другая чаш настолько же поднимается. Все поняли? Тогда давайте попробуем».

Игра «Липучка»

Все дети двигаются по комнате под быструю музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При это они приговаривают: «Я липучка – приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «Липучки» берут за руку, присоединяя его к своей компании. Затем ловят в свои «сети» других. Когда все дети станут «липучками», они под спокойную музыку танцуют  в кругу, так же держась за руки.

Игра «Горячая картошка»

«Сядьте на пол в круг. У меня для нашей игры приготовлена картофелина. Но она особенная. Вам надо представить, что эта картофелина очень горячая. Поэтому мы должны предавать ее друг другу очень-очень быстро. Если она у кого-то в руках задержится, то можем обжечь пальцы. Что тогда? Еще в нашей игре есть стоп – часы. Ими будет один из вас, кто сидит за кругом к нам спиной и время от времени, когда захочет, кричит: «Стоп!». Если мы услышали «Стоп!», картошку передавать нельзя, она остается у кого-то в руках и он «обжигается». Да это же настоящая беда! Но, к счастью, мы можем утешить своего товарища, те кто сидит рядом, обнимут его за плечи и мягко покачают из стороны в сторону, пока ребенок с картошкой не скажет: «дальше». И снова быстро передаем картошку из рук в руки, пока стоп-часы снова не прокричат «Стоп!» ».

Игра «Охота на динозавриков»

Дети стоят в кругу. Водящий выходит за круг,  становится спиной к группе и начинает громко считать до 10. В это время участники передают маленького игрушечного динозаврика. По окончании счета тот, у кого находится зверек вытягивая руки в перед, закрывает его ладошками. Остальные участники повторяют этот жест. Задача водящего – найти у кого в руках динозаврик. 

Игра «Найди пару»

Водящий сидит на стуле в дальнем конце комнаты с закрытыми глазами. Один из группы подходит к ними и протягивает ему в руки свою руку. Водящий, не открывая глаз, исследует ее. Когда водящий хорошо исследует руку, он говорит: «Все». Тогда все участники протягивают ему свои руки, водящий пытается найти ту руку, которую ему давали первоначально.

Игра «Вежливые слова»

Игра проводится с мечем в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. В конце игры обсуждается какие чувства вызывали вежливые слова.  

Игра «Игрушка»

Упражнение выполняется в парах один ребенок из пары – обладатель игрушки.  Другой очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его задача – уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней. Как только владелец игрушки отдаст ее напарнику, игра прерывается и ребенка спрашивают, почему он отдал игрушку, какие чувства при этом испытывал.

Игра «Кто позвал!»

Дети, каждый по очереди, становится в конец комнаты, и закрывают глаза. Два человека по очереди зовут водящего по имени. Задача водящего – отгадать, кто его позвал.

Игра «Пожалуйста»

Все становятся в круг. Педагог показывает разные движения, а играющие должны повторить их лишь в том случае, если он добавит слово «Пожалуйста». Кто ошибается- выбывает из игры.

Игра «Дракон кушает свой хвост»

Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок- голова дракона, последний- кончик хвоста. Первый пытается схватить последнего: дракон ловит свой хвост. Остальные участники цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост «не укусит его», на место головы дракона встает другой ребенок.

3.  Игры доверия.

Игра «Прогулка с завязанными глазами»

Дети разбиваются на пары- ведомого с завязанными глазами и ведущего. Ведущий берет ведомого за руку и объясняет, где они сейчас движутся, что их ожидает и как избежать падения или столкновения с вещами. Ведомый должен полностью доверять ведущему. Через некоторое время дети меняются ролями. В конце обсуждают, в какой роли или больше всего понравилось.

Игра «Надежное падение»

Дети образуют небольшой тесный круг и крепко держатся за руки. Один ребёнок стоит в центре круга и, стараясь держать своё тело прямо (свеча), падает, ловят и ставят его в вертикальном положении.

Игра «Лабиринт»

Из стульев, повёрнутых друг к другу спинами, воспитатель строит на полу запутанный лабиринт с узкими переходами. Затем говорит детям: «Сейчас вам предстоит пройти весь лабиринт. Но это не простой лабиринт: его можно пройти вдвоём только повернувшись лицом друг к другу. Если вы хоть раз обернётесь или расцепите руки, двери лабиринта захлопнутся и игра остановится.

После того как первая пара пройдет лабиринт, начинает движение вторая. Дети вместе со взрослым наблюдение за ходом игры.

Игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Игра выполняется в парах с закрытыми газами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Воспитатель даёт задания.

Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь руками, отпустите руки;

Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки.

Ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, аж просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

Игра «Коврик примирения»

Приглашаем детей на «Коврик примирения, чтобы выяснить причину раздора и пойти путь мирного решения проблемы.

Игра «Комплименты»

Правило- не повторяться. Дети, глядя в глаза друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают при этом фонарик из рук в руки. Принимающий кивает головой и говорит:» Спасибо, мне очень приятно».

4. Игры, ориентированные на развитие аффективно-коммуникативных навыков.

Игра «Астрологи»

Игровое правило: называть товарища только после соответствующей характеристики.

Варианты: дети могут самостоятельно составить характеристики, описывая внешний вид, мобильные занятия, как относятся к делу, друзьям.

Игра «Оживи маску»

Каждому ребёнку раздаются маски- настроения. Ребёнок должен рассказать, что вызвало то или иное построение.

Игра «Клубочек»

Педагог исполняет роль «катушки». Дети берутся за руки. Тот, кто стоит первым, даёт ему руку. Получается «ниточка», закрепленная на катушке. Последний ребёнок водит «ниточку» по кругу до тех пор, пока она вся не «намотается» на «катушку».

Педагог: «Теперь» почувствуйте клубок. Давайте немножко поживем в нем, вместе подымем.

Игра «Дотронься до …»

Внимательно рассмотрите друг друга, кто во что одет и какого цвета одежда.

Воспитатель» Дотронься до … синего». Все должны сориентироваться и дотронуться до этого предмета. Кто не успел- ведущий.

Игра «Змея»

Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего. Первый ребёнок- «голова змеи», последний – «хвост змеи». «Голова змеи» пытается поймать «хвост, а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста

В консультации собрана коллекция игр для развития способов общения для детей 5-7 лет....

«Коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста, в которые могут играть родители совместно с детьми»

«Коммуникативные игрыдля детейстаршего дошкольного возраста, в которые могут играть родители совместно с детьми»...

Мастер-класс "Коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста"

С помощью этих игр, которые я хочу вам представить на своем мастер-классе, у детей:·    Снимаются телесные зажимы;·    Происходит эмоциональная разрядка;·...

Социально-коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста.

Предлагаю вашему вниманию небольшую катротеку по социально-комуникативному развитию....

Социально - коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации.  Ребенок, у которого плохо развиты коммуникативные способности не может в ...

Коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста.

Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и ин...