Перспективное планирование по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.
методическая разработка (старшая группа) на тему
Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников-умственого, эстетического, нравственного, трудового и физического. Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром в СТАРШЕЙ ГРУППЕ поможет педагогу в формировании у воспитанников основ экологической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_ekologiya_starshaya_gruppa.docx | 40.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по экологическому воспитанию и
ознакомлению с окружающим миром
в старшей группе
№ п/п | Месяц | Организованная образовательная деятельность | Цели, задачи, словарная работа | Материалы и оборудование |
1 | Сентябрь | «Ржаной и пшеничный хлеб» | Дать детям представление как хлеб пришёл к нам на стол. Обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе. Воспитывать уважение и бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче. Закреплять словообразование и употребление относительных прилагательных (от существительных «рожь», «пшеница», «зерно). Формировать навык словообразования родственных слов от слова «хлеб». Словарь: рожь, озимые, пшеница, колос, початок, овёс, зерно. | Рассказ Я.Тайца «Я здесь». Репродукции картин: И.И.Шишкина «Рожь», С.А.Куприянова «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Озимые». Предметные картинки : колос пшеницы, початок кукурузы, метёлка овса. |
«Грибы» | Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой природе, расширять представления детей о лесе и его обитателях. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу. Учить выделять части гриба (ножка, шляпка, корень, распознавать грибы, называть их названия, классифицировать грибы по признаку съедобности (съедобные - несъедобные). Познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов. Словарь: съедобный, несъедобный. | Мольберт, игрушка «Старичок – Лесовичок», раздаточные карточки с изображениями съедобных и несъедобных грибов, магнитофон, запись «Голоса леса», телефон, «пеньки» (модули, корзина, предметные картинки «Грибы» Основа для аппликативных композиций «Белочка», «Ежик», заготовка гриба. Гофрированная бумага, клей. | ||
№ п/п | Месяц | Организованная образовательная деятельность | Цели, задачи, словарная работа | Материалы и оборудование |
2 | Октябрь | «Овощи-фрукты» | Уточнить представления детей о фруктах и овощах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твёрдости (мягкости). Развивать речь, сенсорные способности. Формировать умение объединять плоды по сходному признаку. Словарь: овощи, фрукты, плоды. | Натуральные овощи и фрукты: морковь, варёная свекла и картофель, капуста, огурец, помидор, лук, сладкое и кислое яблоки, груша, лимон, апельсин. Игрушка Винни-Пух. Тарелки, разделочные доски, нож. |
«Незнайка пришёл в гости» | Расширить представления детей об овощах и фруктах, активизировать словарный запас. Развивать логическое мышление. Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения. Сформировать у детей представление о том, что витамины, содержащиеся в овощах и фруктах, полезны для здоровья человека. | Корзинки, фрукты (яблоки, груши, апельсин, банан), овощи (морковь, помидор, огурец, капуста). Картинки с овощами и фруктами, иллюстрация с изображением овощей и фруктов. | ||
«Волшебница осень» | Обобщить и систематизировать знания детей об осени; интегрировать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений. Продолжать формирование экологической культуры личности дошкольника. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Словарь: румянец осени, златоцвет, рябинник, предзимье. | Карточки с явлениями природы по месяцам, карточки с изображением птиц, деревьев, овощей. Картинки с изображением трудовой деятельности людей. | ||
«Ягоды» | Закреплять представление детей о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Развивать зрительное внимание и восприятие, память, координацию речи с движением. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитывать бережное отношение к природе. Словарь: желе, морс, варенье, джем, компот. | Наборное полотно, картинки с изображением ягод, мяч, наглядная схема для составления описательного рассказа, цветные карандаши. | ||
№ п/п | Месяц | Организованная образовательная деятельность | Цели, задачи, словарная работа | Материалы и оборудование |
3 | Ноябрь | «Воздух, вода, свет» | Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле. Научит понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека, что чистая вода (родники) – это бесценный дар природы. Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений. Словарь: воздух, вода, свет, кислород, углекислый газ, родник. | Стеклянный кувшин с водой, марля, бумажные салфетки, воздушные шарики (каждому ребёнку 2 шт.), зеркальце, два ящика с проросшим овсом,, весы. |
«Наши пернатые друзья» | Познакомить детей с особенностями жизни птиц. Словарь: время года, хлебные крошки, зёрнышки, семена. | Картинки с изображением птиц. Картины русских художников. | ||
«Как звери к зиме готовятся» | Закрепить знания детей о диких животных. Учить ставить вопросы, делать правильные умозаключения. Развивать у детей речевую активность, творческое воображение, наблюдательность, смекалку. Воспитывать интерес к природе. Словарь: медвежья берлога, мох, кладовая, дупло, среда обитания. | Картинки «Белки осенью», «Медведи в осеннем лесу», «Медвежья берлога». Мнемотаблица. Картинки с изображением различных предметов. | ||
«Человек – часть природы» | Сформировать у ребёнка представление о неразрывной связи человека с природой (человек и природа – единое целое). Совершенствовать речь детей. Развивать фантазию. Воспитывать у детей чистоплотность и желание быть здоровым. Словарь: природа, человек, органы, части тела. | Сюжетная картинка о природе, вата, зеркало. Карточки с изображением продуктов. | ||
№ п/п | Месяц | Организованная образовательная деятельность | Цели, задачи, словарная работа | Материалы и оборудование |
4 | Декабрь | «Что нас окружает?» | Расширять представление о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу. Воспитывать бережное отношение к природе. Учить различать объекты, созданные природой и человеком. Словарь: необитаемый остров. | Различные предметы, сделанные человеком, включая упаковки и мусор. Объекты природы (живой и неживой). Игрушка «Волшебник». Различные предметы, которые могут или не могут пригодиться на необитаемом острове. |
«Чистый воздух и вода – богатство страны» | Дать детям понятие о планете Земля, атмосфере. Расширить знания о роли воды, воздуха, солнца в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к чистоте воздуха и воды. Словарь: планета, модель земного шара, глобус, карта. | Глобус. Карта, картинки с изображением завода, сбрасывающего отходы,, дымовых труб,, загрязняющих атмосферу. Игрушка «Поросёнок» | ||
«Зимушка - зима» | Уточнить и конкретизировать представления детей о конкретных признаках зимы. Учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе. Познакомить детей с образом русской зимы, переданным в различных произведениях искусства. Вызвать чувство любви к родной природе. Словарь: величавая, великолепная. | Кокошники из картона, кушаки из ткани, аппликативные формы з фольги. Краски, кисти, клей. | ||
«Удивительный лес» | Уточнить и расширить представления детей о лесе и его обитателях. Показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса. Формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям. Словарь: обитатели, животные, растения, приспособленность. | Картины леса, Картинки с изображением зверей для игры. | ||
№ п/п | Месяц | Организованная образовательная деятельность | Цели, задачи, словарная работа | Материалы и оборудование |
5 | Январь | «Снег и его свойства» | Уточнить и расширить представления детей о снеге; помочь им понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства. Вызвать радость от открытий, полученных от результатов. Проведённых опытов. Учить детей анализировать, делать выводы. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы. Учить, грамотно, формулировать свой Словарь: ледяные кристаллы, снегопад, метель, снежная буря, иней, искристый, сверкающий.
| Картинки с изображением различных состояний воды. Карточки с «маленькими человечками». Иллюстрации с изображением снежинок. |
«Домашние животные – друзья человека» | Выявить и систематизировать представления детей о домашних животных. Установить взаимосвязь зависимость жизни животных от человека; формировать понятие «домашние животные». Познакомить с трудом животноводов, рассказать, чем он интересен, полезен и почётен. Учит передавать в движениях, жестах повадки животного под комментарии воспитателя. Развивать мышление, фантазию, интерес к домашним животным. Словарь: свинья, коза, корова, овца, лошадь, кузнец, подкова, крестьянин, травоядные, пасутся, пряжа, приносят пользу. | Картинки из серии «Домашние животные». Иллюстрации с изображением разных пород коров, лошадей, коз, овец. | ||
«Рассматривание веток деревьев» | Уточнять представления воспитанников о ветках различных деревьев. Закреплять знания детей о том, что дерево – живой организм, который нуждается в воде и тепле. Вызвать у ребят желание приободрить лесного гостя. Воспитывать любовь к природе. Словарь: тополь, берёза, верба, почка, листья, клейкие, приободрить, поднять настроение. | Игрушечный зайчик, мешочек с вербой (нераспустившейся) , веточки с распустившимися листочками. Краски, лист ватмана. | ||
№ п/п | Месяц | Организованная образовательная деятельность | Цели, задачи, словарная работа | Материалы и оборудование |
6 | Февраль | «Зимние явления в неживой природе» | Закрепить знания о зимних явлениях. Развивать игровой замысел. Обучать детей отвечать на поставленные вопросы законченным предложением. Активизировать в речи ласкательные существительные. Вызвать положительные эмоции. Развивать творческую фантазию и воображение. Воспитывать бережное отношение к природе. Словарь: хмурый, скучный, узорчатый, липкий, рассыпчатый. | Снег. |
«О чём рассказывают камни?» | Познакомить детей со свойствами камня. Использование его в жизни человека. Учить выполнять не сложные манипуляции во время проведения элементарных опытов. Совершенствовать умение, составлять небольшие рассказы о камнях по данному образцу. Развивать поисковый познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Воспитывать у детей любознательность, наблюдательность, чувство коллективизма. Словарь: геологи, шершавый, глобус, высокие, низкие, крутые, снежные, красивые. | Глобус, шкатулка с бисером и бусинками, кукла « хозяйка медной горы», разрезная картинка с изображением горы, коробка с набором камней. Лупы, сосуды с водой и лимонным соком, пипетки, монетки, пластилин, таблицы исследования камней. | ||
«Как звери в лесу зимуют» | Заложить основы экологического воспитания. Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой. Сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего вида животных, образа их жизни. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает. Словарь: мёд, орехи, берлога, дупло, логово, стая. | Бутафорские деревья, мягкие игрушки (звери, птицы), открытки с изображением диких животных, чудесный мешочек. Кукольный театр с персонажами: лесные звери, старичок-лесовичок. | ||
«Посадка лука» | Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука. Учить создавать ситуацию опыта. Развивать умение замечать изменения в росте растений. Связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся. Учить связывать причину и следствие, правильно строить суждения и делать выводы. Закреплять умение правильно отражать наблюдения в рисунке. Словарь: луковые чешуйки, донца, стрелка. | Три луковицы, прозрачные баночки, вода, цветные бумажные кружки, клей. | ||
№ п/п | Месяц | Организованная образовательная деятельность | Цели, задачи, словарная работа | Материалы и оборудование |
7 | Март |
«Посев семян помидоров и огурцов для выращивания рассады» | Уточнить представления детей о том, из чего можно вырастить растение. Закрепить знания воспитанников об овощных культурах и их семенах (помидоры, огурцы). Продолжать учить ребят приёмам посева семян. Подвести детей к пониманию условий, необходимых для быстрого роста растений. Способствовать развитию желания самим выращивать растения из семян. Словарь: лунка, рассада, полив, прореживание. | Миски с увлажнённой и просеянной землёй, розетки с семенами, коробочки, палочки с отметками, стаканчики с водой. Рисунки помидоров. |
«Комнатные растения» | Обобщить представления детей об уходе и за комнатными растениями, дать знания о сигнальных признаках неудовлетворённых потребностей растений. Развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения растений. Познакомить с новым видом ухода за цветами – подкормкой. Словарь: корень, стебель, лист, цветок, удобрения, подкормка. | Таз, лейка с водой, тряпочки, кисточки, 2 клеёнки, пакет с удобрением, стаканчики с раствором удобрения, модель структуры трудового процесса. Карточки, изображающие строение растения. | ||
«Обитатели воды-рыбы» | Обобщить материал по теме: «Рыбы». Учить детей обобщать и классифицировать (аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах), выделять признаки различия и сходства между рыбками. Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа – сравнения по плану. Развивать мышление и память, умение анализировать. Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей. Словарь: хвост, плавник, чешуя, резвиться. | Картинки с изображением рыб пресноводных и аквариумных, карточки с изображением аквариумных и пресноводных рыб. Кукла «Незнайка». Фланелеграф, изображение рыб для работы на фланелеграфе, разрезная картинка (рыба). | ||
«Первоцветы» | Закреплять представление детей о первоцветах; Обогащать словарь. Продолжать учить детей подбирать прилагательные к существительному; Развивать фонематический слух. Продолжать учить определять твёрдый и мягкий согласные звуки в начале слова; подбирать слова, которые начинаются с определённого звука. Воспитывать бережное отношение к природе. Словарь: мать-и-мачеха, ландыш, медуница, подснежник, лекарственный, охраняемый, первоцветы, росток. | Лист ватмана с изображением лесной поляны, фото цветов: первоцветов. Аудиозапись Чайковского «Вальс цветов», мяч, веточка вербы, фишки, копилка. | ||
№ п/п | Месяц | Организованная образовательная деятельность | Цели, задачи, словарная работа | Материалы и оборудование |
8 | Апрель | «Весна Перелётные птицы» | Уточнить представления детей о весенних изменениях в неживой природе, расширить представления о птицах, учить находить сходства и отличия, воспитывать бережное отношение к природе , активизировать внимание и память через рисунок. Словарь: гнездо, вить, ласточка, соловей, грач. | Дидактические карточки «четыре времени года», картина «Грачи прилетели» Саврасова, письмо с загадками. Иллюстрации: грача, разных видов гнезд. Цветные карандаши и альбомные листы. |
«Культурные и дикорастущие растения» | Дать детям представление о культурных и дикорастущих растениях, ягодах, грибах, плодах, о правилах их сбора. Рассказать об их разнообразии, о том, что среди грибов, ягод, плодов есть съедобные и ядовитые. Научить ребят по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках и в объяснении педагога, различать грибы, плоды, ягоды. Словарь: культурные и дикорастущие растения. | Набор картинок дикорастущих и культурных растений: овощи, фрукты, цветы. Геометрические блоки Дьеньеша. Гербарий: пшеница, рожь, овёс. Яблоко, морковь, хлеб, лук, гречка (каша), капуста, огурец. | ||
«Космос. Звёзды. Вселенная» | Познакомить детей с основными планетами. Дать элементарные понятия о планетах. Развивать мелкую моторику рук путём различных движений и упражнений. Словарь: Меркурий, Марс, Венера, Юпитер, Нептун, Плутон. | Стенд с изображением планет. | ||
«Экзотические животные» | Выявить имеющиеся у детей знания об экзотических животных. Углубить представления ребят о льве, тигре, слоне, обезьянах, кенгуру. Развивать интерес к животным жарких стран, желание больше узнать о них. Воспитывать доброе и чуткое отношение к животному миру. Дать детям сведения о заповедниках и зоопарках. Словарь: экзотические животные. | Картинки с изображением животных жарких стран. Кроссворд «Зоопарк» | ||
№ п/п | Месяц | Организованная образовательная деятельность | Цели, задачи, словарная работа | Материалы и оборудование |
9 | Май | «Мы – друзья природы» | Систематизировать представления детей о многообразии природы. Вызвать интерес к природе и к проблеме ее охраны. Понимание детьми роли человека в нарушении и сохранении целостности экосистемы, освоение правил поведения в природе. Продолжать знакомство детей с природоохранительными знаками. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Словарь: экосистема, охрана природы. | Картинки с изображением экосистем, насекомых; аудиозапись «Звуки природы» ; перфокарты для игры «Что опасно для природы»; природоохранительные знаки; графическая головоломка «Бабочка». Карточки «Что правильно, что нет?». |
«Высадка рассады помидоров на грядку» | Уточнить знания детей о способах выращивания растений. Познакомить детей с приёмами высадки рассады. Вызвать у ребят интерес к выращиванию растений, радость от совместной работы. Развивать наблюдательность, мышление, речь. Воспитывать ответственность, желание ухаживать за растениями. Словарь: рассада, высадка, лунка, полив. | Рассада, мерные палочки, совочки , лейка. | ||
«Насекомые» | Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых. Учит анализировать и устанавливать простейшие причинно - следственные связи, делать обобщения. Обогащать словарный запас. Развивать связную речь и логическое мышление. Словарь: рой, пыльца, защитная окраска, вредитель. | Картинки с изображением: леса, насекомых, цветов. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». Шапочки и ободки с изображением насекомых, корона для феи и волшебная палочка. Цветная бумага, ножницы, клей. | ||
«Одуванчик» | Закреплять знания о строении и назначении одуванчика. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения. Воспитывать у детей бережное отношение к одуванчику и другим лекарственным растениям. Развивать наблюдательность, память и речь. Словарь: корень, стебель, соцветие, перенос семян. | Карточки с частями цветка. |