Главные вкладки

    Перспективное планирование по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.
    методическая разработка (старшая группа) на тему

    Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников-умственого, эстетического, нравственного, трудового и физического. Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром в СТАРШЕЙ ГРУППЕ поможет педагогу в формировании у воспитанников основ экологической культуры.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл planirovanie_ekologiya_starshaya_gruppa.docx40.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Перспективное планирование по экологическому воспитанию и

     ознакомлению с окружающим миром  

     в  старшей  группе  

    № п/п

    Месяц

     Организованная образовательная деятельность

    Цели, задачи, словарная работа

    Материалы и оборудование

    1

    Сентябрь

    «Ржаной и пшеничный хлеб»

    Дать детям представление как хлеб пришёл к нам на стол. Обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе. Воспитывать уважение и бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.  Закреплять словообразование и употребление относительных прилагательных (от существительных «рожь», «пшеница», «зерно). Формировать навык словообразования родственных слов от слова «хлеб».

    Словарь: рожь, озимые, пшеница, колос, початок, овёс, зерно.

    Рассказ Я.Тайца «Я здесь». Репродукции картин: И.И.Шишкина «Рожь», С.А.Куприянова «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Озимые». Предметные картинки : колос пшеницы, початок кукурузы, метёлка овса.

    «Грибы»

    Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой природе, расширять представления детей о лесе и его обитателях. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу. Учить выделять части гриба (ножка, шляпка, корень, распознавать грибы, называть их названия, классифицировать грибы по признаку съедобности (съедобные - несъедобные). Познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов.

    Словарь: съедобный, несъедобный.

    Мольберт, игрушка «Старичок – Лесовичок», раздаточные карточки с изображениями съедобных и несъедобных грибов, магнитофон, запись «Голоса леса», телефон, «пеньки» (модули, корзина, предметные картинки «Грибы» Основа для аппликативных композиций «Белочка», «Ежик», заготовка гриба.  Гофрированная бумага, клей.

    № п/п

    Месяц

     Организованная образовательная деятельность

    Цели, задачи, словарная работа

    Материалы и оборудование

    2

    Октябрь

    «Овощи-фрукты»

    Уточнить представления детей о фруктах и овощах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твёрдости (мягкости).

    Развивать речь, сенсорные способности. Формировать умение объединять плоды по сходному признаку.

    Словарь:  овощи, фрукты, плоды.

    Натуральные овощи и фрукты: морковь, варёная свекла и картофель, капуста, огурец, помидор, лук, сладкое и кислое яблоки, груша, лимон, апельсин.  Игрушка Винни-Пух.

    Тарелки, разделочные доски, нож.  

    «Незнайка пришёл в гости»

    Расширить представления детей об овощах и фруктах, активизировать словарный запас. Развивать логическое мышление. Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения. Сформировать у детей представление о том, что витамины, содержащиеся в овощах и фруктах, полезны для здоровья человека.
    Словарь: семена, кожура, зрелые, спелые.

    Корзинки, фрукты (яблоки, груши, апельсин, банан), овощи (морковь, помидор, огурец, капуста). Картинки с овощами и фруктами, иллюстрация с изображением овощей и фруктов.

    «Волшебница осень»

    Обобщить и систематизировать знания детей об осени; интегрировать  ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений. Продолжать формирование экологической культуры личности дошкольника. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

    Словарь:  румянец осени, златоцвет, рябинник, предзимье.

    Карточки с явлениями природы по месяцам, карточки с изображением птиц, деревьев, овощей. Картинки с изображением трудовой деятельности людей.

    «Ягоды»

    Закреплять представление детей о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Развивать зрительное внимание и восприятие,  память, координацию речи с движением. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитывать бережное отношение к природе.

    Словарь: желе, морс, варенье, джем, компот.

    Наборное полотно, картинки с изображением ягод, мяч, наглядная схема для составления описательного рассказа, цветные карандаши.

    № п/п

    Месяц

     Организованная образовательная деятельность

    Цели, задачи, словарная работа

    Материалы и оборудование

    3

    Ноябрь

    «Воздух, вода, свет»

    Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле. Научит понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека, что чистая вода (родники) – это бесценный дар природы. Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений.

    Словарь: воздух, вода, свет, кислород, углекислый газ, родник.

    Стеклянный кувшин с водой, марля, бумажные салфетки, воздушные шарики (каждому ребёнку 2 шт.), зеркальце, два ящика с проросшим овсом,, весы.

    «Наши пернатые друзья»

    Познакомить детей с особенностями жизни птиц.
    Учить  доброте, бережному отношению к природе. Воспитывать бережное отношение к пернатым. Помочь испытать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели. Дать детям сведения о том, чем кормят птиц зимой.

    Словарь: время года, хлебные крошки, зёрнышки, семена.

    Картинки с изображением птиц. Картины русских художников.

    «Как звери к зиме готовятся»

    Закрепить знания детей о диких животных.

    Учить ставить вопросы, делать правильные умозаключения. Развивать у детей речевую активность, творческое воображение, наблюдательность, смекалку. Воспитывать интерес к природе.

    Словарь: медвежья берлога, мох, кладовая, дупло, среда обитания.

    Картинки «Белки осенью», «Медведи в осеннем лесу», «Медвежья берлога». Мнемотаблица. Картинки с изображением различных предметов.

     

    «Человек – часть природы»

    Сформировать у ребёнка представление о неразрывной связи человека с природой (человек и природа – единое целое). Совершенствовать речь детей. Развивать фантазию. Воспитывать у детей чистоплотность и желание быть здоровым.

    Словарь: природа, человек, органы, части тела.

    Сюжетная картинка о природе, вата, зеркало. Карточки с изображением продуктов.

    № п/п

    Месяц

     Организованная образовательная деятельность

    Цели, задачи, словарная работа

    Материалы и оборудование

    4

    Декабрь

     «Что нас окружает?»

    Расширять представление  о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.

    Воспитывать бережное отношение к природе. Учить различать объекты, созданные природой и человеком.

    Словарь:  необитаемый остров.

    Различные предметы, сделанные человеком, включая упаковки и мусор. Объекты природы (живой и неживой). Игрушка «Волшебник». Различные предметы, которые могут или не могут пригодиться  на необитаемом острове.

    «Чистый воздух и вода – богатство страны»

    Дать детям понятие о планете Земля, атмосфере. Расширить знания о роли воды, воздуха, солнца в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к чистоте  воздуха и воды.

    Словарь:  планета, модель земного шара, глобус, карта.

    Глобус. Карта, картинки с изображением завода, сбрасывающего отходы,, дымовых труб,, загрязняющих атмосферу. Игрушка «Поросёнок»

    «Зимушка - зима»

    Уточнить и конкретизировать представления детей о конкретных признаках зимы. Учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе. Познакомить детей с образом русской зимы, переданным в различных произведениях искусства. Вызвать чувство любви к родной природе.

    Словарь: величавая, великолепная.

    Кокошники из картона, кушаки из ткани, аппликативные формы з фольги. Краски, кисти, клей.

    «Удивительный лес»

    Уточнить и расширить представления детей о лесе и его обитателях. Показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса. Формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям.

    Словарь: обитатели, животные, растения, приспособленность.

    Картины леса, Картинки с изображением зверей для игры.

    № п/п

    Месяц

     Организованная образовательная деятельность

    Цели, задачи, словарная работа

    Материалы и оборудование

    5

    Январь

    «Снег и его свойства»

    Уточнить и расширить представления детей о снеге; помочь им понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства. Вызвать радость от открытий, полученных от результатов. Проведённых опытов. Учить детей анализировать, делать выводы. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы. Учить, грамотно, формулировать свой

    Словарь: ледяные кристаллы, снегопад, метель, снежная буря, иней, искристый, сверкающий.

     

    Картинки с изображением различных состояний воды. Карточки с «маленькими человечками». Иллюстрации с изображением снежинок.

    «Домашние животные – друзья человека»

    Выявить и систематизировать представления детей о домашних животных. Установить взаимосвязь зависимость жизни животных от человека; формировать понятие «домашние животные». Познакомить с трудом животноводов, рассказать, чем он интересен, полезен и почётен. Учит передавать в движениях, жестах повадки животного под комментарии воспитателя. Развивать мышление, фантазию, интерес к домашним животным.

    Словарь: свинья, коза, корова, овца,  лошадь, кузнец, подкова, крестьянин, травоядные, пасутся, пряжа, приносят пользу.

    Картинки из серии «Домашние животные». Иллюстрации с изображением разных пород коров, лошадей, коз, овец.

    «Рассматривание веток деревьев»

    Уточнять представления воспитанников о ветках различных деревьев. Закреплять знания детей о том, что дерево – живой организм, который нуждается в воде и тепле. Вызвать у ребят желание приободрить лесного гостя. Воспитывать любовь к природе.

    Словарь: тополь, берёза, верба, почка, листья, клейкие, приободрить, поднять настроение.

    Игрушечный зайчик, мешочек с вербой (нераспустившейся) , веточки с распустившимися листочками. Краски, лист ватмана.

    № п/п

    Месяц

     Организованная образовательная деятельность

    Цели, задачи, словарная работа

    Материалы и оборудование

    6

    Февраль

    «Зимние явления в неживой природе»

    Закрепить знания о зимних явлениях. Развивать игровой замысел. Обучать детей отвечать на поставленные вопросы законченным предложением. Активизировать в речи ласкательные существительные. Вызвать положительные эмоции. Развивать творческую фантазию и воображение. Воспитывать бережное отношение к природе.

    Словарь:  хмурый, скучный, узорчатый, липкий, рассыпчатый.

    Снег.

     

    «О чём рассказывают камни?»

    Познакомить детей со свойствами камня. Использование его в жизни человека. Учить выполнять не сложные манипуляции во время проведения элементарных опытов. Совершенствовать умение, составлять небольшие рассказы о камнях по данному образцу. Развивать поисковый познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Воспитывать у детей любознательность, наблюдательность, чувство  коллективизма.

    Словарь: геологи, шершавый, глобус,  высокие, низкие, крутые, снежные, красивые.

    Глобус, шкатулка с бисером и бусинками, кукла « хозяйка медной горы», разрезная картинка с изображением горы, коробка с набором камней. Лупы, сосуды с водой и лимонным соком, пипетки,  монетки, пластилин, таблицы исследования камней.

    «Как звери в лесу зимуют»

    Заложить основы экологического воспитания.  Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой. Сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего вида животных, образа их жизни. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

    Словарь: мёд, орехи, берлога, дупло, логово, стая.

    Бутафорские деревья, мягкие игрушки (звери, птицы), открытки с изображением диких животных, чудесный мешочек. Кукольный театр с персонажами: лесные звери,  старичок-лесовичок.

    «Посадка лука»

    Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука.

    Учить создавать ситуацию опыта. Развивать умение замечать изменения в росте растений. Связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся. Учить связывать причину и следствие, правильно строить суждения и делать выводы. Закреплять умение правильно отражать наблюдения в рисунке.

    Словарь: луковые чешуйки, донца, стрелка.

    Три луковицы, прозрачные баночки, вода, цветные бумажные кружки, клей.

    № п/п

    Месяц

     Организованная образовательная деятельность

    Цели, задачи, словарная работа

    Материалы и оборудование

    7

     Март

     

    «Посев семян помидоров и огурцов для выращивания рассады»

    Уточнить представления детей о том, из чего можно вырастить растение. Закрепить знания воспитанников об овощных культурах и их семенах (помидоры, огурцы). Продолжать учить ребят приёмам посева семян. Подвести детей к пониманию условий, необходимых для быстрого роста растений. Способствовать развитию желания самим выращивать растения из семян.

    Словарь:  лунка, рассада, полив, прореживание.

    Миски с увлажнённой и просеянной землёй, розетки с семенами, коробочки, палочки с отметками, стаканчики с водой. Рисунки помидоров.

    «Комнатные растения»

    Обобщить представления детей об уходе и за комнатными растениями, дать знания о сигнальных признаках неудовлетворённых потребностей растений. Развивать связную монологическую речь через умение рассказывать  об особенностях строения растений. Познакомить с новым видом ухода за цветами – подкормкой.

    Словарь: корень, стебель, лист, цветок, удобрения, подкормка.

    Таз, лейка с водой, тряпочки, кисточки, 2 клеёнки, пакет с удобрением, стаканчики с раствором удобрения, модель структуры трудового процесса. Карточки, изображающие  строение растения.

    «Обитатели воды-рыбы»

    Обобщить материал по теме: «Рыбы».

    Учить детей обобщать и классифицировать (аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах), выделять признаки различия и сходства между рыбками. Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа – сравнения по плану. Развивать мышление и память, умение анализировать. Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

    Словарь: хвост, плавник, чешуя, резвиться.

    Картинки с изображением рыб пресноводных и  аквариумных, карточки с изображением аквариумных и пресноводных рыб. Кукла «Незнайка». Фланелеграф, изображение рыб для работы на фланелеграфе, разрезная картинка (рыба).

    «Первоцветы»

    Закреплять  представление детей о первоцветах; Обогащать словарь. Продолжать учить детей подбирать прилагательные к существительному; Развивать фонематический слух. Продолжать учить определять твёрдый и мягкий согласные звуки в начале слова;  подбирать слова, которые начинаются с определённого звука. Воспитывать бережное отношение к природе.

    Словарь: мать-и-мачеха, ландыш, медуница, подснежник, лекарственный, охраняемый, первоцветы, росток.

    Лист ватмана с изображением лесной поляны, фото цветов: первоцветов. Аудиозапись Чайковского «Вальс цветов», мяч, веточка вербы, фишки, копилка.

    № п/п

    Месяц

     Организованная образовательная деятельность

    Цели, задачи, словарная работа

    Материалы и оборудование

    8

    Апрель

    «Весна Перелётные птицы»

    Уточнить представления детей о весенних изменениях в неживой природе, расширить представления о птицах, учить находить сходства и отличия, воспитывать бережное отношение к природе , активизировать внимание и память через рисунок.

    Словарь:  гнездо, вить, ласточка, соловей, грач.

    Дидактические карточки «четыре времени года», картина «Грачи прилетели»  Саврасова, письмо с загадками. Иллюстрации: грача, разных видов гнезд.  Цветные карандаши и альбомные листы.

    «Культурные и дикорастущие растения»

    Дать детям представление о культурных и дикорастущих растениях, ягодах, грибах, плодах, о правилах их сбора. Рассказать об их разнообразии, о том, что среди грибов, ягод, плодов есть съедобные и ядовитые. Научить ребят по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках и в объяснении педагога, различать грибы, плоды, ягоды.

    Словарь:  культурные и дикорастущие растения.

    Набор картинок дикорастущих и культурных растений: овощи, фрукты, цветы. Геометрические блоки Дьеньеша. Гербарий: пшеница, рожь, овёс. Яблоко, морковь, хлеб, лук, гречка (каша), капуста, огурец.

    «Космос. Звёзды. Вселенная»

    Познакомить детей с основными планетами. Дать элементарные понятия о планетах. Развивать мелкую моторику рук путём различных движений и упражнений.

    Словарь:  Меркурий, Марс, Венера, Юпитер, Нептун, Плутон.

    Стенд с изображением планет.

    «Экзотические животные»

    Выявить имеющиеся у детей знания об экзотических животных. Углубить представления ребят о льве, тигре, слоне, обезьянах, кенгуру. Развивать интерес к животным жарких стран, желание больше узнать о них. Воспитывать доброе и чуткое отношение к животному миру. Дать детям сведения о заповедниках и зоопарках.  

    Словарь: экзотические животные.

    Картинки с изображением животных жарких стран. Кроссворд «Зоопарк»

    № п/п

    Месяц

     Организованная образовательная деятельность

    Цели, задачи, словарная работа

    Материалы и оборудование

    9

    Май

    «Мы – друзья природы»

    Систематизировать представления детей о многообразии природы. Вызвать интерес к природе и к проблеме ее охраны. Понимание детьми роли человека в нарушении и сохранении целостности экосистемы, освоение правил поведения в природе. Продолжать знакомство детей с природоохранительными знаками. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

    Словарь: экосистема, охрана природы.

    Картинки с изображением экосистем, насекомых; аудиозапись «Звуки природы» ; перфокарты для игры «Что опасно для природы»; природоохранительные знаки; графическая головоломка «Бабочка». Карточки «Что правильно, что нет?».

    «Высадка рассады помидоров на грядку»

    Уточнить знания детей о способах выращивания растений. Познакомить детей с приёмами высадки рассады. Вызвать у ребят интерес к выращиванию растений, радость от совместной работы. Развивать наблюдательность, мышление, речь. Воспитывать ответственность, желание ухаживать за растениями.

    Словарь: рассада, высадка, лунка, полив.

    Рассада, мерные палочки, совочки , лейка.

    «Насекомые»

    Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых. Учит анализировать и устанавливать простейшие причинно - следственные связи, делать обобщения. Обогащать словарный запас. Развивать связную речь и логическое мышление.

    Словарь: рой, пыльца, защитная окраска, вредитель.

    Картинки с изображением: леса, насекомых, цветов. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». Шапочки и ободки с изображением насекомых, корона для феи и волшебная палочка. Цветная бумага, ножницы, клей.

    «Одуванчик»

    Закреплять знания о строении и назначении одуванчика. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения. Воспитывать у детей бережное отношение к одуванчику и другим лекарственным растениям. Развивать наблюдательность, память    и речь.

    Словарь: корень, стебель, соцветие, перенос семян.

    Карточки с частями цветка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    перспективное планирование по экологическому воспитанию

    уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, всех предметов, кот...

    Перспективное планирование по экологическому воспитанию ст.гр.

    Перспективное планирование НОД по экологическому воспитанию детей 5-6 лет (ст.гр.) из книги Т.М.Бондаренко "Экологическое воспитание. 5-6 лет. представлено по блокам:"Растения", "Животные", "Чел...

    Перспективное планирование лексических тем по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи на 2012-2013учебный год

    Перспективное планирование лексических тем  по ознакомлению с окружающим миром и развитию речина 2012-2013учебный год...

    Перспективное планирование образовательной работы по ознакомлению с окружающим миром в группе раннего возраста

    Календарно-тематическое планирование по ознакомлению с окружающим миром в группе раннего возраста...

    Перспективное планирование по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром в средней группе

    Без приближения детей к проироде и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников-умственного, эстетического, ...

    Перспективное планирование по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе.

    Без прибжения детей к природе и широкого использования её в воспитатель-образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников-умственного, эстетического, нравс...