Перспективное планирование по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников-умственого, эстетического, нравственного, трудового и физического. Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром в СТАРШЕЙ ГРУППЕ поможет педагогу в формировании у воспитанников основ экологической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_ekologiya_starshaya_gruppa.docx40.48 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по экологическому воспитанию и

 ознакомлению с окружающим миром  

 в  старшей  группе  

№ п/п

Месяц

 Организованная образовательная деятельность

Цели, задачи, словарная работа

Материалы и оборудование

1

Сентябрь

«Ржаной и пшеничный хлеб»

Дать детям представление как хлеб пришёл к нам на стол. Обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе. Воспитывать уважение и бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.  Закреплять словообразование и употребление относительных прилагательных (от существительных «рожь», «пшеница», «зерно). Формировать навык словообразования родственных слов от слова «хлеб».

Словарь: рожь, озимые, пшеница, колос, початок, овёс, зерно.

Рассказ Я.Тайца «Я здесь». Репродукции картин: И.И.Шишкина «Рожь», С.А.Куприянова «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Озимые». Предметные картинки : колос пшеницы, початок кукурузы, метёлка овса.

«Грибы»

Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой природе, расширять представления детей о лесе и его обитателях. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу. Учить выделять части гриба (ножка, шляпка, корень, распознавать грибы, называть их названия, классифицировать грибы по признаку съедобности (съедобные - несъедобные). Познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов.

Словарь: съедобный, несъедобный.

Мольберт, игрушка «Старичок – Лесовичок», раздаточные карточки с изображениями съедобных и несъедобных грибов, магнитофон, запись «Голоса леса», телефон, «пеньки» (модули, корзина, предметные картинки «Грибы» Основа для аппликативных композиций «Белочка», «Ежик», заготовка гриба.  Гофрированная бумага, клей.

№ п/п

Месяц

 Организованная образовательная деятельность

Цели, задачи, словарная работа

Материалы и оборудование

2

Октябрь

«Овощи-фрукты»

Уточнить представления детей о фруктах и овощах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твёрдости (мягкости).

Развивать речь, сенсорные способности. Формировать умение объединять плоды по сходному признаку.

Словарь:  овощи, фрукты, плоды.

Натуральные овощи и фрукты: морковь, варёная свекла и картофель, капуста, огурец, помидор, лук, сладкое и кислое яблоки, груша, лимон, апельсин.  Игрушка Винни-Пух.

Тарелки, разделочные доски, нож.  

«Незнайка пришёл в гости»

Расширить представления детей об овощах и фруктах, активизировать словарный запас. Развивать логическое мышление. Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения. Сформировать у детей представление о том, что витамины, содержащиеся в овощах и фруктах, полезны для здоровья человека.
Словарь: семена, кожура, зрелые, спелые.

Корзинки, фрукты (яблоки, груши, апельсин, банан), овощи (морковь, помидор, огурец, капуста). Картинки с овощами и фруктами, иллюстрация с изображением овощей и фруктов.

«Волшебница осень»

Обобщить и систематизировать знания детей об осени; интегрировать  ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений. Продолжать формирование экологической культуры личности дошкольника. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Словарь:  румянец осени, златоцвет, рябинник, предзимье.

Карточки с явлениями природы по месяцам, карточки с изображением птиц, деревьев, овощей. Картинки с изображением трудовой деятельности людей.

«Ягоды»

Закреплять представление детей о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Развивать зрительное внимание и восприятие,  память, координацию речи с движением. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитывать бережное отношение к природе.

Словарь: желе, морс, варенье, джем, компот.

Наборное полотно, картинки с изображением ягод, мяч, наглядная схема для составления описательного рассказа, цветные карандаши.

№ п/п

Месяц

 Организованная образовательная деятельность

Цели, задачи, словарная работа

Материалы и оборудование

3

Ноябрь

«Воздух, вода, свет»

Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле. Научит понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека, что чистая вода (родники) – это бесценный дар природы. Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений.

Словарь: воздух, вода, свет, кислород, углекислый газ, родник.

Стеклянный кувшин с водой, марля, бумажные салфетки, воздушные шарики (каждому ребёнку 2 шт.), зеркальце, два ящика с проросшим овсом,, весы.

«Наши пернатые друзья»

Познакомить детей с особенностями жизни птиц.
Учить  доброте, бережному отношению к природе. Воспитывать бережное отношение к пернатым. Помочь испытать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели. Дать детям сведения о том, чем кормят птиц зимой.

Словарь: время года, хлебные крошки, зёрнышки, семена.

Картинки с изображением птиц. Картины русских художников.

«Как звери к зиме готовятся»

Закрепить знания детей о диких животных.

Учить ставить вопросы, делать правильные умозаключения. Развивать у детей речевую активность, творческое воображение, наблюдательность, смекалку. Воспитывать интерес к природе.

Словарь: медвежья берлога, мох, кладовая, дупло, среда обитания.

Картинки «Белки осенью», «Медведи в осеннем лесу», «Медвежья берлога». Мнемотаблица. Картинки с изображением различных предметов.

 

«Человек – часть природы»

Сформировать у ребёнка представление о неразрывной связи человека с природой (человек и природа – единое целое). Совершенствовать речь детей. Развивать фантазию. Воспитывать у детей чистоплотность и желание быть здоровым.

Словарь: природа, человек, органы, части тела.

Сюжетная картинка о природе, вата, зеркало. Карточки с изображением продуктов.

№ п/п

Месяц

 Организованная образовательная деятельность

Цели, задачи, словарная работа

Материалы и оборудование

4

Декабрь

 «Что нас окружает?»

Расширять представление  о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.

Воспитывать бережное отношение к природе. Учить различать объекты, созданные природой и человеком.

Словарь:  необитаемый остров.

Различные предметы, сделанные человеком, включая упаковки и мусор. Объекты природы (живой и неживой). Игрушка «Волшебник». Различные предметы, которые могут или не могут пригодиться  на необитаемом острове.

«Чистый воздух и вода – богатство страны»

Дать детям понятие о планете Земля, атмосфере. Расширить знания о роли воды, воздуха, солнца в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к чистоте  воздуха и воды.

Словарь:  планета, модель земного шара, глобус, карта.

Глобус. Карта, картинки с изображением завода, сбрасывающего отходы,, дымовых труб,, загрязняющих атмосферу. Игрушка «Поросёнок»

«Зимушка - зима»

Уточнить и конкретизировать представления детей о конкретных признаках зимы. Учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе. Познакомить детей с образом русской зимы, переданным в различных произведениях искусства. Вызвать чувство любви к родной природе.

Словарь: величавая, великолепная.

Кокошники из картона, кушаки из ткани, аппликативные формы з фольги. Краски, кисти, клей.

«Удивительный лес»

Уточнить и расширить представления детей о лесе и его обитателях. Показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса. Формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям.

Словарь: обитатели, животные, растения, приспособленность.

Картины леса, Картинки с изображением зверей для игры.

№ п/п

Месяц

 Организованная образовательная деятельность

Цели, задачи, словарная работа

Материалы и оборудование

5

Январь

«Снег и его свойства»

Уточнить и расширить представления детей о снеге; помочь им понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства. Вызвать радость от открытий, полученных от результатов. Проведённых опытов. Учить детей анализировать, делать выводы. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы. Учить, грамотно, формулировать свой

Словарь: ледяные кристаллы, снегопад, метель, снежная буря, иней, искристый, сверкающий.

 

Картинки с изображением различных состояний воды. Карточки с «маленькими человечками». Иллюстрации с изображением снежинок.

«Домашние животные – друзья человека»

Выявить и систематизировать представления детей о домашних животных. Установить взаимосвязь зависимость жизни животных от человека; формировать понятие «домашние животные». Познакомить с трудом животноводов, рассказать, чем он интересен, полезен и почётен. Учит передавать в движениях, жестах повадки животного под комментарии воспитателя. Развивать мышление, фантазию, интерес к домашним животным.

Словарь: свинья, коза, корова, овца,  лошадь, кузнец, подкова, крестьянин, травоядные, пасутся, пряжа, приносят пользу.

Картинки из серии «Домашние животные». Иллюстрации с изображением разных пород коров, лошадей, коз, овец.

«Рассматривание веток деревьев»

Уточнять представления воспитанников о ветках различных деревьев. Закреплять знания детей о том, что дерево – живой организм, который нуждается в воде и тепле. Вызвать у ребят желание приободрить лесного гостя. Воспитывать любовь к природе.

Словарь: тополь, берёза, верба, почка, листья, клейкие, приободрить, поднять настроение.

Игрушечный зайчик, мешочек с вербой (нераспустившейся) , веточки с распустившимися листочками. Краски, лист ватмана.

№ п/п

Месяц

 Организованная образовательная деятельность

Цели, задачи, словарная работа

Материалы и оборудование

6

Февраль

«Зимние явления в неживой природе»

Закрепить знания о зимних явлениях. Развивать игровой замысел. Обучать детей отвечать на поставленные вопросы законченным предложением. Активизировать в речи ласкательные существительные. Вызвать положительные эмоции. Развивать творческую фантазию и воображение. Воспитывать бережное отношение к природе.

Словарь:  хмурый, скучный, узорчатый, липкий, рассыпчатый.

Снег.

 

«О чём рассказывают камни?»

Познакомить детей со свойствами камня. Использование его в жизни человека. Учить выполнять не сложные манипуляции во время проведения элементарных опытов. Совершенствовать умение, составлять небольшие рассказы о камнях по данному образцу. Развивать поисковый познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Воспитывать у детей любознательность, наблюдательность, чувство  коллективизма.

Словарь: геологи, шершавый, глобус,  высокие, низкие, крутые, снежные, красивые.

Глобус, шкатулка с бисером и бусинками, кукла « хозяйка медной горы», разрезная картинка с изображением горы, коробка с набором камней. Лупы, сосуды с водой и лимонным соком, пипетки,  монетки, пластилин, таблицы исследования камней.

«Как звери в лесу зимуют»

Заложить основы экологического воспитания.  Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой. Сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего вида животных, образа их жизни. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Словарь: мёд, орехи, берлога, дупло, логово, стая.

Бутафорские деревья, мягкие игрушки (звери, птицы), открытки с изображением диких животных, чудесный мешочек. Кукольный театр с персонажами: лесные звери,  старичок-лесовичок.

«Посадка лука»

Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука.

Учить создавать ситуацию опыта. Развивать умение замечать изменения в росте растений. Связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся. Учить связывать причину и следствие, правильно строить суждения и делать выводы. Закреплять умение правильно отражать наблюдения в рисунке.

Словарь: луковые чешуйки, донца, стрелка.

Три луковицы, прозрачные баночки, вода, цветные бумажные кружки, клей.

№ п/п

Месяц

 Организованная образовательная деятельность

Цели, задачи, словарная работа

Материалы и оборудование

7

 Март

 

«Посев семян помидоров и огурцов для выращивания рассады»

Уточнить представления детей о том, из чего можно вырастить растение. Закрепить знания воспитанников об овощных культурах и их семенах (помидоры, огурцы). Продолжать учить ребят приёмам посева семян. Подвести детей к пониманию условий, необходимых для быстрого роста растений. Способствовать развитию желания самим выращивать растения из семян.

Словарь:  лунка, рассада, полив, прореживание.

Миски с увлажнённой и просеянной землёй, розетки с семенами, коробочки, палочки с отметками, стаканчики с водой. Рисунки помидоров.

«Комнатные растения»

Обобщить представления детей об уходе и за комнатными растениями, дать знания о сигнальных признаках неудовлетворённых потребностей растений. Развивать связную монологическую речь через умение рассказывать  об особенностях строения растений. Познакомить с новым видом ухода за цветами – подкормкой.

Словарь: корень, стебель, лист, цветок, удобрения, подкормка.

Таз, лейка с водой, тряпочки, кисточки, 2 клеёнки, пакет с удобрением, стаканчики с раствором удобрения, модель структуры трудового процесса. Карточки, изображающие  строение растения.

«Обитатели воды-рыбы»

Обобщить материал по теме: «Рыбы».

Учить детей обобщать и классифицировать (аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах), выделять признаки различия и сходства между рыбками. Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа – сравнения по плану. Развивать мышление и память, умение анализировать. Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

Словарь: хвост, плавник, чешуя, резвиться.

Картинки с изображением рыб пресноводных и  аквариумных, карточки с изображением аквариумных и пресноводных рыб. Кукла «Незнайка». Фланелеграф, изображение рыб для работы на фланелеграфе, разрезная картинка (рыба).

«Первоцветы»

Закреплять  представление детей о первоцветах; Обогащать словарь. Продолжать учить детей подбирать прилагательные к существительному; Развивать фонематический слух. Продолжать учить определять твёрдый и мягкий согласные звуки в начале слова;  подбирать слова, которые начинаются с определённого звука. Воспитывать бережное отношение к природе.

Словарь: мать-и-мачеха, ландыш, медуница, подснежник, лекарственный, охраняемый, первоцветы, росток.

Лист ватмана с изображением лесной поляны, фото цветов: первоцветов. Аудиозапись Чайковского «Вальс цветов», мяч, веточка вербы, фишки, копилка.

№ п/п

Месяц

 Организованная образовательная деятельность

Цели, задачи, словарная работа

Материалы и оборудование

8

Апрель

«Весна Перелётные птицы»

Уточнить представления детей о весенних изменениях в неживой природе, расширить представления о птицах, учить находить сходства и отличия, воспитывать бережное отношение к природе , активизировать внимание и память через рисунок.

Словарь:  гнездо, вить, ласточка, соловей, грач.

Дидактические карточки «четыре времени года», картина «Грачи прилетели»  Саврасова, письмо с загадками. Иллюстрации: грача, разных видов гнезд.  Цветные карандаши и альбомные листы.

«Культурные и дикорастущие растения»

Дать детям представление о культурных и дикорастущих растениях, ягодах, грибах, плодах, о правилах их сбора. Рассказать об их разнообразии, о том, что среди грибов, ягод, плодов есть съедобные и ядовитые. Научить ребят по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках и в объяснении педагога, различать грибы, плоды, ягоды.

Словарь:  культурные и дикорастущие растения.

Набор картинок дикорастущих и культурных растений: овощи, фрукты, цветы. Геометрические блоки Дьеньеша. Гербарий: пшеница, рожь, овёс. Яблоко, морковь, хлеб, лук, гречка (каша), капуста, огурец.

«Космос. Звёзды. Вселенная»

Познакомить детей с основными планетами. Дать элементарные понятия о планетах. Развивать мелкую моторику рук путём различных движений и упражнений.

Словарь:  Меркурий, Марс, Венера, Юпитер, Нептун, Плутон.

Стенд с изображением планет.

«Экзотические животные»

Выявить имеющиеся у детей знания об экзотических животных. Углубить представления ребят о льве, тигре, слоне, обезьянах, кенгуру. Развивать интерес к животным жарких стран, желание больше узнать о них. Воспитывать доброе и чуткое отношение к животному миру. Дать детям сведения о заповедниках и зоопарках.  

Словарь: экзотические животные.

Картинки с изображением животных жарких стран. Кроссворд «Зоопарк»

№ п/п

Месяц

 Организованная образовательная деятельность

Цели, задачи, словарная работа

Материалы и оборудование

9

Май

«Мы – друзья природы»

Систематизировать представления детей о многообразии природы. Вызвать интерес к природе и к проблеме ее охраны. Понимание детьми роли человека в нарушении и сохранении целостности экосистемы, освоение правил поведения в природе. Продолжать знакомство детей с природоохранительными знаками. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Словарь: экосистема, охрана природы.

Картинки с изображением экосистем, насекомых; аудиозапись «Звуки природы» ; перфокарты для игры «Что опасно для природы»; природоохранительные знаки; графическая головоломка «Бабочка». Карточки «Что правильно, что нет?».

«Высадка рассады помидоров на грядку»

Уточнить знания детей о способах выращивания растений. Познакомить детей с приёмами высадки рассады. Вызвать у ребят интерес к выращиванию растений, радость от совместной работы. Развивать наблюдательность, мышление, речь. Воспитывать ответственность, желание ухаживать за растениями.

Словарь: рассада, высадка, лунка, полив.

Рассада, мерные палочки, совочки , лейка.

«Насекомые»

Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых. Учит анализировать и устанавливать простейшие причинно - следственные связи, делать обобщения. Обогащать словарный запас. Развивать связную речь и логическое мышление.

Словарь: рой, пыльца, защитная окраска, вредитель.

Картинки с изображением: леса, насекомых, цветов. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». Шапочки и ободки с изображением насекомых, корона для феи и волшебная палочка. Цветная бумага, ножницы, клей.

«Одуванчик»

Закреплять знания о строении и назначении одуванчика. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения. Воспитывать у детей бережное отношение к одуванчику и другим лекарственным растениям. Развивать наблюдательность, память    и речь.

Словарь: корень, стебель, соцветие, перенос семян.

Карточки с частями цветка.