Перспективное планирование по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром в средней группе
методическая разработка (средняя группа) на тему

Без приближения детей к проироде и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников-умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического. Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром в СРЕДНЕЙ ГРУППЕ поможет педагогу в формировании у воспитанников основ экологической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_ekologiya_srednyaya_gruppa.docx57.82 КБ

Предварительный просмотр:

  Перспективное планирование по экологическому воспитанию и

 ознакомлению с окружающим миром  

 в  средней  группе

№ п/п

Месяц

 Организованная образовательная деятельность

Цели, задачи, словарная работа

Материалы и оборудование

1

Сентябрь

«Детский сад-второй наш дом»

Показать, что детский сад похож на семью; как и в семье, здесь есть взрослые, которые заботятся о детях; обобщить знания детей о профессиях сотрудников детского сада (повара, медицинской сестры), формировать положительное отношение к детскому саду.

Воспитывать уважение к труду взрослых; продолжать воспитывать у детей доброе отношение детей к друг другу (называть друг друга ласково, нежно, весело), развивать положительные эмоции у детей.

Словарь: профессия, пластырь, шприц, витамины, сито, дуршлаг.

Мягкие игрушки (белка и заяц),красочная коробка, конверт с картинками повара и врача, набор игрушек (кастрюля, сковорода, плита, овощи, градусник, шприц, пластырь, баночка с витаминами), сдобное тесто, мольберт.

«Дом и его части»

Уточнять и расширять знания детей о доме и его частях, расширять знания  о назначении комнат в квартире.

Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, воображение, сообразительность; пространственную ориентацию при составлении из фигур предмета.

Упражнять в образовании сложных прилагательных, учить согласовывать существительные с прилагательными, образовывать прилагательные от существительных.

Словарь: строитель, стены, крыша, окна ,этаж, дверь, балкон, подъезд,квартира,лифт,лестница,прихожая,спальня,кухня,ванная.кирпичный,каменный,деревянный,одноэтажный,многоэтажный,входить, подниматься.

Картинка с изображением многоэтажного дома, картинки(части дома, подъезд, лестница, лифт, спальня, кухня, ванная, прихожая),мяч, конверты с геометрическими фигурами, кукла.

№ п/п

Месяц

 Организованная образовательная деятельность

Цели, задачи, словарная работа

Материалы и оборудование

2

Октябрь

«Овощи»

Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Овощи», закреплять обобщающее понятие овощи.

Учить различать и использовать в речи единственное и множественное число имен существительных, закреплять знание красного, синего, зеленого, желтого, коричневого, оранжевого цветов, развивать речевое дыхание, внимание, память, мышление, мелкую и общую моторику.

Словарь: рубим, жмём, трём, режем, огород.

Игрушки Зайчик и Ёжик. Муляжи овощей и натуральные овощи.

«Фрукты»

Расширить и уточнить знания детей о фруктах и фруктовых деревьях, и уходом за ними, этапах роста, разновидностях плодов.
Упражнять детей в образовании имен прилагательных, имен существительных в родительном падеже множественного числа.
Сформировать у детей представление о том, что витамины, содержащиеся в фруктах, полезны для здоровья человека.
Словарь: фруктовый сад, плодовое дерево, косточковые, семечковые.

Картинки с изображением этапов роста плодового дерева.
Листы бумаги с нарисованными цветными фруктами и их тенью. Цветные карандаши.
Листы бумаги с нарисованным деревом. Фруктовый сок и мармелад для дегустации.

«В гостях у Октябринки»

Уточнить представление о названиях, форме, вкусе, цвете, запахе овощей, фруктов и о местах их произрастания; формировать представление о некоторых способах употребления овощей и фруктов в пищу.

Развивать сенсорные чувства, речь, внимание; вырабатывать умение объединять плоды по сходному признаку.

Словарь: запах, продолговатая, гладкая твёрдая, хрустящая, пупырышки.

Кукла Октябринка в ярком золотистом платье с веночком  из ярких осенних листьев, корзина, в которой лежат овощи и фрукты.

«Путешествие в осень»

Помочь увидеть многоцветие осени.

Учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира, поэзию, живопись, музыку, учить проявлять свой эмоциональный всплеск в практическом применении через рисунок и самовыражение в музыке.

Словарь: осень, страна, приметы.

Дорожки (узкая и широкая), картины осени, картина лужайки, цветик – семицветик, краски, кисти.

№ п/п

Месяц

 Организованная образовательная деятельность

Цели, задачи, словарная работа

Материалы и оборудование

3

Ноябрь

«Что растёт в лесу»

Дать первоначальное представление о лесе: познакомить с произведениями искусства  на заданную тему; вызвать интерес к лесной растительности.

Воспитывать  бережное отношение к растениям; развивать мышление и эстетический вкус;  совершенствовать речь.

Словарь: картины изобразительное искусство, гномик.

Плоскостные изображения растительности леса.

«Одежда. Головные уборы»

Формировать представления детей об одежде и головных уборах, умение сравнивать предметы, познакомить с составными частями одежды.

Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание,  интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию; развивать воображение и творческую активность, активизировать словарь детей по теме.    

Словарь:    Валенки, безрукавка, пумпон, штанина, пояс, застёжка.                                

Кукла би-ба-бо , «чемоданчик» с заданиями, предметные картинки с изображением одежды, мяч; презентация «Одежда». Мольберт, гуашь, большие кисти, лист с нарисованной белым восковым карандашом одеждой. .

«Наша обувь»

Формировать представления детей об обуви и её сезонности.

Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание,  интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию; развивать воображение и творческую активность, активизировать словарь детей по теме.    

Словарь:  босоножки,  Кожаная, резиновая, межсезонная, пара обуви, голенище.

Предметные картинки с изображением обуви, картинки с изображением осени, зимы и лета, кукла. Картинки для дидактической игры «Угадай, кто это?».

«Моя любимая игрушка»

Формировать представления о музее, продолжать знакомить детей с игрушками (знакомство с русской матрешкой ), познакомить с правилами поведения в общественных местах.

Уточнить, закрепить знания об игрушках. Воспитывать интерес к народному быту, к изделиям декоративно-прикладного искусства, воспитывать бережное, доброжелательное отношение к игрушкам;
приучать ребят убирать за собой игрушки на место

Словарь: музей, матрёшка, экспонат,  художник.

Русская матрешка, народная игрушка кукла, современные игрушки, “Ящик ощущений” , разрезные картинки, карточки-четвертый лишний. Все для рисования: игрушки с пенопласта, гуашь, кисти.

№ п/п

Месяц

Организованная образовательная деятельность

Цели, задачи, словарная работа

Материалы и оборудование

 

 

 4

 

 

 

 Декабрь

 

  Ноябрь

«Лес - наше богатство, береги его!».

Формировать у детей знания о значении деревьев в жизни человека; желание самим посадить дерево, ухаживать за ним.

Закреплять знания детей о знакомых деревьях; условиях необходимых для их роста. Учить отгадывать загадки; решать проблемные задачи; осознано применять знания о правилах поведения в лесу. Развивать любознательность, память, умение делать выводы. Воспитывать любовь к природе.

Словарь: «лёгкие планеты», очищать, лекарственные травы.

Картинки: к игре «Назови дерево», к подвижной игре «Лес: хвойный и лиственный», «Правила поведения в лесу».

Корзина со сладостями.

«Посуда»

Освоение родового понятия «посуда».

Учить выделять существенные признаки посуды. Упражнять в умении классифицировать предметы посуды по одному признаку - назначению: столовая, кухонная, чайная. Закреплять  правила поведения за столом,  правила сервировки стола.

Словарь: сито, дуршлаг, самовар, подстаканник.

Наборы детской посуды разного вида: кухонная, столовая, чайная. Чайный сервиз, скатерть, самовар, угощение.

«Снеговичок»

Выявить и расширить представления детей о свойствах снега.

Развивать речь, мышление воображение, воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

Словарь: сверкает, оттепель, морозный день, солнечная погода.

Снеговичок из шариков – комочков белой бумаги или кукла снеговик, снег в ведёрке, белые кружочки или шарики из бумаги, картинка «Зимние развлечения».

«Зимушка – зима»

Закрепить представления о характерных признаках зимы, о состоянии живой и неживой природы, расширить кругозор детей, стимулировать познавательный интерес. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности. Развивать навыки общения, диалогическую речь. Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, фольклор.

Словарь: лёгкая, радостная, снежная ,пушистая, зимняя.

Иллюстрации пейзажей зимы

опорные схемы признаков зимы модели для обобщения внешних признаков, условий существования зайца.

Д/и "Животные", снежки, обруч

(обшитый мишурой), снежинки.

№ п/п

Месяц

Организованная образовательная деятельность

Цели, задачи, словарная работа

Материалы и оборудование

 

5

 

 

 

 

  Январь

 

  Ноябрь

«Человек. Части тела»

Познакомить детей с частями тела человека.  
Научить образовывать существительные множественного числа;
Учить составлять предложения на наглядном материале;
Различать правую и левую руку, ногу;
Научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;
Упражнять детей в согласовании существительных с числительными; Обратить внимание детей на многозначность слов. Упражнять детей в употреблении слов антонимов.

 
Словарь: локти, запястья, пятки, колени, стопы,  затылок, ресницы, брови, виски, ноздри, мочка, подбородок.

Зеркала на каждого ребенка, плакат с изображением строения тела человека, мяч, демонстрационный материал к сказке «Два брата», наглядное изображение многозначности слов, натуральные предметы: расчёска, зубная щетка , полотенце, мыло, мочалка, салфетки, зубная паста, шампунь.

«На бабушкином дворе»

Конкретизировать представления о домашних животных. Дать первоначальные представления об их образе жизни и о приносимой ими пользе.

Вызвать интерес к животным, желание ухаживать за ними. Развивать речь и мышление.

Словарь: домашние животные, ухаживать, ветеринар.

Игрушки (бабушка, корова, коза, свинья, сарай). Картинки  «Домашние животные», ведёрко, метла, сено.

«Кошка и собака – наши милые друзья»

Уточнить и расширить представления о кошке и собаке как домашних животных и друзьях человека, об их детёнышах.

Развивать речь, мышление. Воспитывать интерес к животным, понимание необходимости оказывать помощь.

Словарь: домашние животные, царапаться, кусаться.

Картинки «Кошка с котятами», «Собака со щенками». Куклы или рисунки «Кот Матроскин»  и «Шарик».

№ п/п

Месяц

Организованная образовательная деятельность

Цели, задачи, словарная работа

Материалы и оборудование

 

 

 6

 

 

 

 Февраль

 

  Ноябрь

«Кто живёт в лесу»

Дать первоначальное представление об обитателях леса.

Учить различать животных по внешним признакам. Развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса. Вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним.

Словарь: животные, звери, обитатели, хищники, травоядные, окраска, сезонные изменения.

Картины из серии «Дикие животные», плоскостное изображение на фланелеграфе леса и его обитателей.

«Посадка лука»

Продолжать знакомить детей со способами посадки лука.

Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях , необходимых для роста растения. Развивать речь детей. Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.

Словарь: корень, луковица, углубления, условия, стрелка, донце.

Луковицы, ящик с землёй, стаканчики, лопатки, лейки., палочки длинной 25-30 см.

«На птичьем дворе»

Уточнить представление о домашних птицах: курице, утке, гусе (как они выглядят, как «разговаривают», чем питаются, какую пользу приносят, чем отличаются от других птиц от своих детёнышей – птенцов). Воспитывать заботливое отношение к домашним птицам.

Словарь: сарай, курятник, птенцы.

Картинки: сарай, курятник, домашние птицы, пруд для водоплавающих птиц. Игрушка «Курочка Ряба»

«Красная шапочка рассказывает о птицах»

Расширить знания детей о диких птицах.

Учить распознавать птиц: воробья, ворону, синицу, снегиря. Продолжать знакомить воспитанников с жизнью птиц зимой, с их повадками, способами питания. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к «братьям нашим меньшим».

Словарь: воробей, ворона, синица, снегирь, зимующие, перелётные.

Презентация «Чей голосок?», предметные карточки с изображением птиц, картинки с изображением птиц.

№ п/п

Месяц

Организованная образовательная деятельность

Цели, задачи, словарная работа

Материалы и оборудование

 

 

  7

 

 

 

 

Март

 

 

«Прогулка в весенний лес»

Продолжать знакомить детей с характерными признаками весны. Помочь детям запомнить весенние месяцы.

Развивать наблюдательность, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать у детей интерес, любовь к природе, эмоциональное восприятие, терпение и усидчивость.

Словарь: ранняя, март, апрель, май, проталина, подснежник, перелески,  почки, перелетные птицы, грач, скворец, линька.

Мнемотаблицы времен года, муляжи фруктов овощей и даров леса; таблицы на которых изображены подсказки для описания овощей, фруктов, даров леса. Картинки с изображением: домашних и  диких  животных,  перелетных и зимующих птиц. Запись голосов птиц весной.

«Весенние секреты»

Продолжать расширять представления о жизни диких животных весной.

Учить узнавать и называть дикое животное и его детёныша, используя метод символической аналогии. Развивать связную монологическую речь, умение составлять небольшие рассказы вместе с воспитателем. Воспитывать интерес к жизни диких животных.

Словарь: времена года, весенний лес, пешком.

Картинки, изображающие весну, диких животных (лису, ежа, медведя). Кукла «Лесовичок».

«Воздух вокруг нас»

(2 занятия)

Уточнить знания детей о воздухе. Закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.

Развивать, мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;  умение высказывать предположение, мнение.
Вызвать интерес к совместному выполнению заданий.
Воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.

Словарь: окружающая среда, охрана окружающей среды, невидимый, прозрачный, бесцветный.

Эмблемы /воздушные шары синего и  розового цвета, по количеству детей, 4 стакана с водой, 4 трубочки, 4 бумажные салфетки, ком земли, галька, мольберт, карточки по темам: «Как человек использует воздух», «Чистый и грязный город», карточки с видами деятельности для очистки воздуха в помещении, свойства воздуха..

№ п/п

Месяц

Организованная образовательная деятельность

Цели, задачи, словарная работа

Материалы и оборудование

 

  8

 

 

 

 

  Апрель

 

  Ноябрь

«Путешествие в царство комнатных растений»

Закрепить знания названий комнатных растений и их характерные признаки. Продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различия и сходство между ними. Развивать речь , память, мышление. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Словарь: бальзамин (огонёк), фикус.

Комнатные растения: фикус,   бальзамин. Кукла-игрушка «Карлсон».

«Веснянка знакомит с новыми комнатными растениями»

Познакомить с новыми растениями(геранью душистой и гранью обыкновенной). Учить сравнивать листья растения по следующим признакам: окраске, форме, величине, характеру поверхности, количеству. Упражнять в исследовательской деятельности. Продолжать учит последовательному и полному рассказу об объекте.

Словарь: растение, герань  душистая, герань обыкновенная.

Конверты с моделями признаков растений, живые цветы (герань душистая и обыкновенная), модели потребностей растений, инвентарь по уходу за комнатными растениями.

«Водное царство»

Уточнить знания условий, необходимых для нормального самочувствия рыбок. Учить узнавать и называть жителей аквариума. Развивать умение видеть характерные признаки и проводить по ним сравнение. Воспитывать желание ухаживать за рыбками.

Словарь: плавник, чешуя, окраска, наросты.

Аквариум с рыбками, корм.

«Мишутка знакомит с растениями медоносами и мёдом»

Уточнить представление детей о мёде и его полезных свойствах. Познакомить с некоторыми медоносными растениями. Развивать речь детей, обогащать их словарь. Воспитывать: интерес к цветущим растениям, насекомым, бережное отношение к окружающей природе.

Словарь: улей, дупло, хоботок, зобик, нектар.

Иллюстрации, картинки с изображением цветущих медоносных трав и деревьев, банка с мёдом. Игрушка «Мишутка»

№ п/п

Месяц

Организованная образовательная деятельность

Цели, задачи, словарная работа

Материалы и оборудование

9

Май

Ноябрь

«Путешествие к друзьям насекомым»»

Закрепить представления и знания детей о насекомых. Формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов. Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых. Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе.

Словарь: луг, жук, стрекоза, бабочка, окраска.

Альбом «Насекомые», загадки и стихи из  книги-учебника для малышей В. Степанова «Родная природа», модели  насекомых и   цветов (ромашки) и  живые (комнатные) цветы – фиалки.

«Мы посадим репку…»

Формировать представления о внешнем виде семян тыквы, огурца, репы и навыков посадки (делать ямки, разложить в них семена, прикрыть землей, полить). Воспитывать умения внимательно слушать, активно отвечать на вопросы. Научить  сажать семена разных размеров. Развивать речь детей  в процессе диалога персонажей, развивать умственную активность.

Словарь: семена, посадка, рыхление, всходы.

Коробочки пластмассовые с землей, леечки с водой, семена тыквы, огурца, репы в блюдцах, картинки с изображением этих овощей.

«В гости к цветущим плодовым деревьям»

Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе. Развивать умение сравнивать различные периоды весны. Продолжать развивать связную речь. Работать над дыханием, интонационной выразительностью. Воспитывать бережное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

Словарь: поздняя весна, почки, цветущие деревья, плоды.

Карточки-модели «Когда это бывает», билеты на автобус, карточки – схемы.

Итоговое занятие

«Лето»

Обобщать и расширять знания детей по теме «Лето».
Закрепить знания о сезонных изменениях в природе, в летний период, Продолжать учить отгадывать загадки, классифицировать одежду по сезону, образовывать прилагательные из существительных, самостоятельно оценивать свои знания.
Улучшать общую моторику и координацию движений.
Развивать эмоциональную отзывчивость и экологическую воспитанность. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Словарь: насекомые, грибы, ягоды, сок, нектар, улей, поляна.      

Искусственная полянка с цветами и насекомыми, счётные палочки, плакат с рисунками одежды, два гелиевых шарика, панно с цветами и бабочками по количеству детей. ИКТ: презентации «Где чей дом?, « Кто лишний?, «Прогулка в летний лес», «Проверь корзину с грибами».