Главные вкладки

    Перспективное планирование по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром в средней группе
    методическая разработка (средняя группа) на тему

    Без приближения детей к проироде и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников-умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического. Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром в СРЕДНЕЙ ГРУППЕ поможет педагогу в формировании у воспитанников основ экологической культуры.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл planirovanie_ekologiya_srednyaya_gruppa.docx57.82 КБ

    Предварительный просмотр:

      Перспективное планирование по экологическому воспитанию и

     ознакомлению с окружающим миром  

     в  средней  группе

    № п/п

    Месяц

     Организованная образовательная деятельность

    Цели, задачи, словарная работа

    Материалы и оборудование

    1

    Сентябрь

    «Детский сад-второй наш дом»

    Показать, что детский сад похож на семью; как и в семье, здесь есть взрослые, которые заботятся о детях; обобщить знания детей о профессиях сотрудников детского сада (повара, медицинской сестры), формировать положительное отношение к детскому саду.

    Воспитывать уважение к труду взрослых; продолжать воспитывать у детей доброе отношение детей к друг другу (называть друг друга ласково, нежно, весело), развивать положительные эмоции у детей.

    Словарь: профессия, пластырь, шприц, витамины, сито, дуршлаг.

    Мягкие игрушки (белка и заяц),красочная коробка, конверт с картинками повара и врача, набор игрушек (кастрюля, сковорода, плита, овощи, градусник, шприц, пластырь, баночка с витаминами), сдобное тесто, мольберт.

    «Дом и его части»

    Уточнять и расширять знания детей о доме и его частях, расширять знания  о назначении комнат в квартире.

    Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, воображение, сообразительность; пространственную ориентацию при составлении из фигур предмета.

    Упражнять в образовании сложных прилагательных, учить согласовывать существительные с прилагательными, образовывать прилагательные от существительных.

    Словарь: строитель, стены, крыша, окна ,этаж, дверь, балкон, подъезд,квартира,лифт,лестница,прихожая,спальня,кухня,ванная.кирпичный,каменный,деревянный,одноэтажный,многоэтажный,входить, подниматься.

    Картинка с изображением многоэтажного дома, картинки(части дома, подъезд, лестница, лифт, спальня, кухня, ванная, прихожая),мяч, конверты с геометрическими фигурами, кукла.

    № п/п

    Месяц

     Организованная образовательная деятельность

    Цели, задачи, словарная работа

    Материалы и оборудование

    2

    Октябрь

    «Овощи»

    Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Овощи», закреплять обобщающее понятие овощи.

    Учить различать и использовать в речи единственное и множественное число имен существительных, закреплять знание красного, синего, зеленого, желтого, коричневого, оранжевого цветов, развивать речевое дыхание, внимание, память, мышление, мелкую и общую моторику.

    Словарь: рубим, жмём, трём, режем, огород.

    Игрушки Зайчик и Ёжик. Муляжи овощей и натуральные овощи.

    «Фрукты»

    Расширить и уточнить знания детей о фруктах и фруктовых деревьях, и уходом за ними, этапах роста, разновидностях плодов.
    Упражнять детей в образовании имен прилагательных, имен существительных в родительном падеже множественного числа.
    Сформировать у детей представление о том, что витамины, содержащиеся в фруктах, полезны для здоровья человека.
    Словарь: фруктовый сад, плодовое дерево, косточковые, семечковые.

    Картинки с изображением этапов роста плодового дерева.
    Листы бумаги с нарисованными цветными фруктами и их тенью. Цветные карандаши.
    Листы бумаги с нарисованным деревом. Фруктовый сок и мармелад для дегустации.

    «В гостях у Октябринки»

    Уточнить представление о названиях, форме, вкусе, цвете, запахе овощей, фруктов и о местах их произрастания; формировать представление о некоторых способах употребления овощей и фруктов в пищу.

    Развивать сенсорные чувства, речь, внимание; вырабатывать умение объединять плоды по сходному признаку.

    Словарь: запах, продолговатая, гладкая твёрдая, хрустящая, пупырышки.

    Кукла Октябринка в ярком золотистом платье с веночком  из ярких осенних листьев, корзина, в которой лежат овощи и фрукты.

    «Путешествие в осень»

    Помочь увидеть многоцветие осени.

    Учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира, поэзию, живопись, музыку, учить проявлять свой эмоциональный всплеск в практическом применении через рисунок и самовыражение в музыке.

    Словарь: осень, страна, приметы.

    Дорожки (узкая и широкая), картины осени, картина лужайки, цветик – семицветик, краски, кисти.

    № п/п

    Месяц

     Организованная образовательная деятельность

    Цели, задачи, словарная работа

    Материалы и оборудование

    3

    Ноябрь

    «Что растёт в лесу»

    Дать первоначальное представление о лесе: познакомить с произведениями искусства  на заданную тему; вызвать интерес к лесной растительности.

    Воспитывать  бережное отношение к растениям; развивать мышление и эстетический вкус;  совершенствовать речь.

    Словарь: картины изобразительное искусство, гномик.

    Плоскостные изображения растительности леса.

    «Одежда. Головные уборы»

    Формировать представления детей об одежде и головных уборах, умение сравнивать предметы, познакомить с составными частями одежды.

    Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание,  интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию; развивать воображение и творческую активность, активизировать словарь детей по теме.    

    Словарь:    Валенки, безрукавка, пумпон, штанина, пояс, застёжка.                                

    Кукла би-ба-бо , «чемоданчик» с заданиями, предметные картинки с изображением одежды, мяч; презентация «Одежда». Мольберт, гуашь, большие кисти, лист с нарисованной белым восковым карандашом одеждой. .

    «Наша обувь»

    Формировать представления детей об обуви и её сезонности.

    Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание,  интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию; развивать воображение и творческую активность, активизировать словарь детей по теме.    

    Словарь:  босоножки,  Кожаная, резиновая, межсезонная, пара обуви, голенище.

    Предметные картинки с изображением обуви, картинки с изображением осени, зимы и лета, кукла. Картинки для дидактической игры «Угадай, кто это?».

    «Моя любимая игрушка»

    Формировать представления о музее, продолжать знакомить детей с игрушками (знакомство с русской матрешкой ), познакомить с правилами поведения в общественных местах.

    Уточнить, закрепить знания об игрушках. Воспитывать интерес к народному быту, к изделиям декоративно-прикладного искусства, воспитывать бережное, доброжелательное отношение к игрушкам;
    приучать ребят убирать за собой игрушки на место

    Словарь: музей, матрёшка, экспонат,  художник.

    Русская матрешка, народная игрушка кукла, современные игрушки, “Ящик ощущений” , разрезные картинки, карточки-четвертый лишний. Все для рисования: игрушки с пенопласта, гуашь, кисти.

    № п/п

    Месяц

    Организованная образовательная деятельность

    Цели, задачи, словарная работа

    Материалы и оборудование

     

     

     4

     

     

     

     Декабрь

     

      Ноябрь

    «Лес - наше богатство, береги его!».

    Формировать у детей знания о значении деревьев в жизни человека; желание самим посадить дерево, ухаживать за ним.

    Закреплять знания детей о знакомых деревьях; условиях необходимых для их роста. Учить отгадывать загадки; решать проблемные задачи; осознано применять знания о правилах поведения в лесу. Развивать любознательность, память, умение делать выводы. Воспитывать любовь к природе.

    Словарь: «лёгкие планеты», очищать, лекарственные травы.

    Картинки: к игре «Назови дерево», к подвижной игре «Лес: хвойный и лиственный», «Правила поведения в лесу».

    Корзина со сладостями.

    «Посуда»

    Освоение родового понятия «посуда».

    Учить выделять существенные признаки посуды. Упражнять в умении классифицировать предметы посуды по одному признаку - назначению: столовая, кухонная, чайная. Закреплять  правила поведения за столом,  правила сервировки стола.

    Словарь: сито, дуршлаг, самовар, подстаканник.

    Наборы детской посуды разного вида: кухонная, столовая, чайная. Чайный сервиз, скатерть, самовар, угощение.

    «Снеговичок»

    Выявить и расширить представления детей о свойствах снега.

    Развивать речь, мышление воображение, воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

    Словарь: сверкает, оттепель, морозный день, солнечная погода.

    Снеговичок из шариков – комочков белой бумаги или кукла снеговик, снег в ведёрке, белые кружочки или шарики из бумаги, картинка «Зимние развлечения».

    «Зимушка – зима»

    Закрепить представления о характерных признаках зимы, о состоянии живой и неживой природы, расширить кругозор детей, стимулировать познавательный интерес. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности. Развивать навыки общения, диалогическую речь. Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, фольклор.

    Словарь: лёгкая, радостная, снежная ,пушистая, зимняя.

    Иллюстрации пейзажей зимы

    опорные схемы признаков зимы модели для обобщения внешних признаков, условий существования зайца.

    Д/и "Животные", снежки, обруч

    (обшитый мишурой), снежинки.

    № п/п

    Месяц

    Организованная образовательная деятельность

    Цели, задачи, словарная работа

    Материалы и оборудование

     

    5

     

     

     

     

      Январь

     

      Ноябрь

    «Человек. Части тела»

    Познакомить детей с частями тела человека.  
    Научить образовывать существительные множественного числа;
    Учить составлять предложения на наглядном материале;
    Различать правую и левую руку, ногу;
    Научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;
    Упражнять детей в согласовании существительных с числительными; Обратить внимание детей на многозначность слов. Упражнять детей в употреблении слов антонимов.

     
    Словарь: локти, запястья, пятки, колени, стопы,  затылок, ресницы, брови, виски, ноздри, мочка, подбородок.

    Зеркала на каждого ребенка, плакат с изображением строения тела человека, мяч, демонстрационный материал к сказке «Два брата», наглядное изображение многозначности слов, натуральные предметы: расчёска, зубная щетка , полотенце, мыло, мочалка, салфетки, зубная паста, шампунь.

    «На бабушкином дворе»

    Конкретизировать представления о домашних животных. Дать первоначальные представления об их образе жизни и о приносимой ими пользе.

    Вызвать интерес к животным, желание ухаживать за ними. Развивать речь и мышление.

    Словарь: домашние животные, ухаживать, ветеринар.

    Игрушки (бабушка, корова, коза, свинья, сарай). Картинки  «Домашние животные», ведёрко, метла, сено.

    «Кошка и собака – наши милые друзья»

    Уточнить и расширить представления о кошке и собаке как домашних животных и друзьях человека, об их детёнышах.

    Развивать речь, мышление. Воспитывать интерес к животным, понимание необходимости оказывать помощь.

    Словарь: домашние животные, царапаться, кусаться.

    Картинки «Кошка с котятами», «Собака со щенками». Куклы или рисунки «Кот Матроскин»  и «Шарик».

    № п/п

    Месяц

    Организованная образовательная деятельность

    Цели, задачи, словарная работа

    Материалы и оборудование

     

     

     6

     

     

     

     Февраль

     

      Ноябрь

    «Кто живёт в лесу»

    Дать первоначальное представление об обитателях леса.

    Учить различать животных по внешним признакам. Развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса. Вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним.

    Словарь: животные, звери, обитатели, хищники, травоядные, окраска, сезонные изменения.

    Картины из серии «Дикие животные», плоскостное изображение на фланелеграфе леса и его обитателей.

    «Посадка лука»

    Продолжать знакомить детей со способами посадки лука.

    Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях , необходимых для роста растения. Развивать речь детей. Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.

    Словарь: корень, луковица, углубления, условия, стрелка, донце.

    Луковицы, ящик с землёй, стаканчики, лопатки, лейки., палочки длинной 25-30 см.

    «На птичьем дворе»

    Уточнить представление о домашних птицах: курице, утке, гусе (как они выглядят, как «разговаривают», чем питаются, какую пользу приносят, чем отличаются от других птиц от своих детёнышей – птенцов). Воспитывать заботливое отношение к домашним птицам.

    Словарь: сарай, курятник, птенцы.

    Картинки: сарай, курятник, домашние птицы, пруд для водоплавающих птиц. Игрушка «Курочка Ряба»

    «Красная шапочка рассказывает о птицах»

    Расширить знания детей о диких птицах.

    Учить распознавать птиц: воробья, ворону, синицу, снегиря. Продолжать знакомить воспитанников с жизнью птиц зимой, с их повадками, способами питания. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к «братьям нашим меньшим».

    Словарь: воробей, ворона, синица, снегирь, зимующие, перелётные.

    Презентация «Чей голосок?», предметные карточки с изображением птиц, картинки с изображением птиц.

    № п/п

    Месяц

    Организованная образовательная деятельность

    Цели, задачи, словарная работа

    Материалы и оборудование

     

     

      7

     

     

     

     

    Март

     

     

    «Прогулка в весенний лес»

    Продолжать знакомить детей с характерными признаками весны. Помочь детям запомнить весенние месяцы.

    Развивать наблюдательность, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать у детей интерес, любовь к природе, эмоциональное восприятие, терпение и усидчивость.

    Словарь: ранняя, март, апрель, май, проталина, подснежник, перелески,  почки, перелетные птицы, грач, скворец, линька.

    Мнемотаблицы времен года, муляжи фруктов овощей и даров леса; таблицы на которых изображены подсказки для описания овощей, фруктов, даров леса. Картинки с изображением: домашних и  диких  животных,  перелетных и зимующих птиц. Запись голосов птиц весной.

    «Весенние секреты»

    Продолжать расширять представления о жизни диких животных весной.

    Учить узнавать и называть дикое животное и его детёныша, используя метод символической аналогии. Развивать связную монологическую речь, умение составлять небольшие рассказы вместе с воспитателем. Воспитывать интерес к жизни диких животных.

    Словарь: времена года, весенний лес, пешком.

    Картинки, изображающие весну, диких животных (лису, ежа, медведя). Кукла «Лесовичок».

    «Воздух вокруг нас»

    (2 занятия)

    Уточнить знания детей о воздухе. Закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.

    Развивать, мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;  умение высказывать предположение, мнение.
    Вызвать интерес к совместному выполнению заданий.
    Воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.

    Словарь: окружающая среда, охрана окружающей среды, невидимый, прозрачный, бесцветный.

    Эмблемы /воздушные шары синего и  розового цвета, по количеству детей, 4 стакана с водой, 4 трубочки, 4 бумажные салфетки, ком земли, галька, мольберт, карточки по темам: «Как человек использует воздух», «Чистый и грязный город», карточки с видами деятельности для очистки воздуха в помещении, свойства воздуха..

    № п/п

    Месяц

    Организованная образовательная деятельность

    Цели, задачи, словарная работа

    Материалы и оборудование

     

      8

     

     

     

     

      Апрель

     

      Ноябрь

    «Путешествие в царство комнатных растений»

    Закрепить знания названий комнатных растений и их характерные признаки. Продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различия и сходство между ними. Развивать речь , память, мышление. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

    Словарь: бальзамин (огонёк), фикус.

    Комнатные растения: фикус,   бальзамин. Кукла-игрушка «Карлсон».

    «Веснянка знакомит с новыми комнатными растениями»

    Познакомить с новыми растениями(геранью душистой и гранью обыкновенной). Учить сравнивать листья растения по следующим признакам: окраске, форме, величине, характеру поверхности, количеству. Упражнять в исследовательской деятельности. Продолжать учит последовательному и полному рассказу об объекте.

    Словарь: растение, герань  душистая, герань обыкновенная.

    Конверты с моделями признаков растений, живые цветы (герань душистая и обыкновенная), модели потребностей растений, инвентарь по уходу за комнатными растениями.

    «Водное царство»

    Уточнить знания условий, необходимых для нормального самочувствия рыбок. Учить узнавать и называть жителей аквариума. Развивать умение видеть характерные признаки и проводить по ним сравнение. Воспитывать желание ухаживать за рыбками.

    Словарь: плавник, чешуя, окраска, наросты.

    Аквариум с рыбками, корм.

    «Мишутка знакомит с растениями медоносами и мёдом»

    Уточнить представление детей о мёде и его полезных свойствах. Познакомить с некоторыми медоносными растениями. Развивать речь детей, обогащать их словарь. Воспитывать: интерес к цветущим растениям, насекомым, бережное отношение к окружающей природе.

    Словарь: улей, дупло, хоботок, зобик, нектар.

    Иллюстрации, картинки с изображением цветущих медоносных трав и деревьев, банка с мёдом. Игрушка «Мишутка»

    № п/п

    Месяц

    Организованная образовательная деятельность

    Цели, задачи, словарная работа

    Материалы и оборудование

    9

    Май

    Ноябрь

    «Путешествие к друзьям насекомым»»

    Закрепить представления и знания детей о насекомых. Формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов. Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых. Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе.

    Словарь: луг, жук, стрекоза, бабочка, окраска.

    Альбом «Насекомые», загадки и стихи из  книги-учебника для малышей В. Степанова «Родная природа», модели  насекомых и   цветов (ромашки) и  живые (комнатные) цветы – фиалки.

    «Мы посадим репку…»

    Формировать представления о внешнем виде семян тыквы, огурца, репы и навыков посадки (делать ямки, разложить в них семена, прикрыть землей, полить). Воспитывать умения внимательно слушать, активно отвечать на вопросы. Научить  сажать семена разных размеров. Развивать речь детей  в процессе диалога персонажей, развивать умственную активность.

    Словарь: семена, посадка, рыхление, всходы.

    Коробочки пластмассовые с землей, леечки с водой, семена тыквы, огурца, репы в блюдцах, картинки с изображением этих овощей.

    «В гости к цветущим плодовым деревьям»

    Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе. Развивать умение сравнивать различные периоды весны. Продолжать развивать связную речь. Работать над дыханием, интонационной выразительностью. Воспитывать бережное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

    Словарь: поздняя весна, почки, цветущие деревья, плоды.

    Карточки-модели «Когда это бывает», билеты на автобус, карточки – схемы.

    Итоговое занятие

    «Лето»

    Обобщать и расширять знания детей по теме «Лето».
    Закрепить знания о сезонных изменениях в природе, в летний период, Продолжать учить отгадывать загадки, классифицировать одежду по сезону, образовывать прилагательные из существительных, самостоятельно оценивать свои знания.
    Улучшать общую моторику и координацию движений.
    Развивать эмоциональную отзывчивость и экологическую воспитанность. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
    Словарь: насекомые, грибы, ягоды, сок, нектар, улей, поляна.      

    Искусственная полянка с цветами и насекомыми, счётные палочки, плакат с рисунками одежды, два гелиевых шарика, панно с цветами и бабочками по количеству детей. ИКТ: презентации «Где чей дом?, « Кто лишний?, «Прогулка в летний лес», «Проверь корзину с грибами».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективное планирование по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.

    Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников-умственого, эстетического, нр...

    Перспективное планирование по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе.

    Без прибжения детей к природе и широкого использования её в воспитатель-образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников-умственного, эстетического, нравс...

    КОНСПЕКТЫ ООД НА ТЕМУ: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДЕТЕЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ»

    Данный методический материал я разработала самостоятельно для воспитанников младшей группы общеразвивающей направленности с учетом «Основной образовательной программы дошкольного образования &la...

    Конспекты ООД на тему: "Экологическое воспитание и ознакомление с окружающим миром детей в средней группе"

    Данный методический материал я разработала самостоятельно для воспитанников младшей группы общеразвивающей направленности с учетом «Основной образовательной программы дошкольного образования &la...

    Конспекты ООД на тему: "Экологическое воспитание и ознакомление с окружающим миром детей в старшей группе"

    Данный методический материал я разработала самостоятельно для старшей группы общеразвивающей направленности с учетом «Основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИ...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Путешествие капельки».

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром  в средней группена тему: «Путешествие капельки»....

    Планирование воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению с окружающим миром (экологическое воспитание) в средней группе детского сада

    Планирование воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению с окружающим миром (экологическое воспитание)  в средней группе детского садаИспользованная методическая литература:1. «...