Конспекты ООД на тему: "Экологическое воспитание и ознакомление с окружающим миром детей в старшей группе"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Брехова Елена

Данный методический материал я разработала самостоятельно для старшей группы общеразвивающей направленности с учетом «Основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и использовала в своей работе с детьми дошкольного возраста.

Материал включает в себя 7 конспектов ООД:

№1 "Работа дежурных в уголке природы".

№2 "Овощи и фрукты".

№3 "Незнайка в гости к нам пришел".

№4 "Волшебница - осень".

№5 "Лекарственные растения".

№6 "Перелет птиц".

№7 "Снег и его свойства".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_ekolog.vospit._starshaya_gruppa.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 МО УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ РАЙОН

КОНСПЕКТЫ ООД НА ТЕМУ:

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОЗНАКОМЛЕНИЕ

С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ»

 

Конспект разработала воспитатель

I квалификационной категории:

Брехова Елена Викторовна

Ст. Ладожская, 2017 г.

Конспект ООД №1 «РАБОТА ДЕЖУРНЫХ В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ».

Цели: познакомить детей с приемами ухода за растениями, назвать обитателей уголка природы, их основные потребности; показать, как надо поливать, рыхлить землю.

Словарная работа: ухаживать, аквариум, фиалка, дежурить, ответственно.

Материал: два – три комнатных растения, аквариум с рыбками, тряпочки, палочки для рыхления.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Рассказ воспитателя об уголке природы.

Дети отвечают на вопросы: что есть в нашем уголке природы? Что надо сделать, чтобы растения не погибли? Для чего нужен уголок природы? Напоминание об основных приемах ухода. Выполнение несколькими детьми некоторых приемов (полив, рыхление земли, протирание листьев).

  1. Игра «Цветочный магазин».

Цель игры: Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

  1. Продолжение беседы об уголке природы.

Загадка: «Дом - стеклянный, в нем жильцы – все отличные пловцы». Кто они?

Воспитатель поясняет, что входит в обязанности дежурных по уголку природы. Отметить, что за его обитателями необходимо ухаживать ежедневно.

  1. Знакомство с календарем дежурных, назначение дежурных.

Конспект ООД №2 «ОВОЩИ И ФРУКТЫ».

Цели: уточнить представление детей о фруктах и овощах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости); развивать речь, сенсорные способности, формировать умение объединять плоды по сходному признаку.

Материал: натуральные фрукты и овощи: морковь, вареная свекла и картофель, капуста, огурец, помидор, лук, сладкое и кислое яблоки, груша, лимон, апельсин; картинки с изображением овощей; игрушка; блюдо, подносы, тарелки, разделочные доски, нож.

Словарная работа: овощи, фрукты, плоды.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Рассматривание, обследование и описание плодов.

Воспитатель вносит блюдо или корзину со всеми плодами. Достает пару одинаковых овощей и передает детям. Просит каждого ощупать, погладить, осмотреть и понюхать плод. Затем, уточнив название плода, предлагает сказать, какая у него форма, поверхность, какого он цвета и чем пахнет. В заключение осмотра кладет плоды на блюдо со словами: «На это блюдо мы будем складывать овощи, на другое – фрукты». Так же идет осмотр других плодов. Когда все плоды будут осмотрены, воспитатель уточняет, где лежат фрукты, а где  - овощи, обращает внимание детей на красоту каждого блюда.

  1. Игра «Фрукты и овощи».

Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышатся одинаковые звуки (лук, свекла)». Для этого воспитатель может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах – названиях овощей, сравнить их звуковой состав.

  1. Встреча с игрушкой.

Воспитатель просит детей рассказать, что лежит на блюдах. На одном блюде – овощи, на другом – фрукты.

  1. Распределение плодов по цвету.

Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое – с желтым, а третье – с зеленоватым.

  1. Распределение плодов по форме и вкусу.

Воспитатель предлагает детям разложить плоды по форме: круглые – на одно блюдо, продолговатые – на другое. После уточнения дает задание: распределить плоды по вкусу – на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое – несладкие.

  1. Угощение.

Воспитатель режет кусочками морковь, каждому кладет на тарелку, угощает игрушку. Дети едят, а воспитатель уточняет свойства моркови: твердая, хрустит на зубах – значит, сырая, не вареная. Очищая вареную свеклу, воспитатель обращает внимание детей на то, что плод серый, не блестящий, а внутри темно-красный, блестящий. Дети едят и говорят, что свекла мягкая, легко жуется, сладкая. Дети пробуют и другие плоды.

Конспект ООД №3 «НЕЗНАЙКА В ГОСТИ К НАМ ПРИШЕЛ».

Цели: расширить представление детей об овощах и фруктах; активизировать словарный запас, внимание и память детей, развивать логическое мышление; учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения; продолжать вызывать у детей интерес к лепке, развивать умение передавать различия в форме и величине; закреплять умение детей отрывать, скатывать пластилин, прищипывать детали; побуждать лепить по представлению; воспитывать отзывчивость и умение радоваться успехам друзей.

Материал: корзинки, фрукты, овощи; картинки с овощами и фруктами; пластилин.

Словарная работа: предметы: названия овощей и фруктов, сад, огород, деревья, ствол, ветви, крона, корни, листья, семена, плоды; действия: копать, сеять, поливать, рыхлить, полоть, расти, цвести, зреть, выкапывать, срывать, варить, сушить, солить, есть; признаки: спелые, зрелые, вкусные, сладкие, сочные, румяные, свежие, консервированные, вареные.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Встреча с Незнайкой.

Рассмотреть картинку с изображением фруктов и овощей.

  1. Дидактическая игра «Узнай по запаху».

Воспитатель приносит закрытую колбу с запахом фруктов и овощей и дает каждому ребенку её понюхать. Ребенок должен угадать, чем пахнет.

  1. Дидактическая игра «Узнай по вкусу».

Воспитатель предлагает Незнайке и детям узнать и угадать фрукты (овощи) по вкусу.

  1. Загадки:

Сто одежек и все без застежек.  (Капуста)

 Летом в огороде свежие, зеленые,

А зимой в бочке крепкие, соленые.   (Огурцы)

Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице.  (Морковь)

Красная, румяная я расту на ветке.

Любят меня взрослые и маленькие детки.  (Яблоко)

Красные ножки в землю ушли.  (Свекла)

Неразлучный круг подруг

Тянет к солнцу сотни рук.

А в руках душистый груз

Разных бус на разный вкус.  (Сад)

Синий мундир, желтая подкладка,

А в середине сладко.  (Слива)

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей нет сочней….  (Помидора)

Весной одну закапывают,

А осенью семью получают.  (Картофель)

Яркий, сладкий, налитой,

Весь в обложке золотой!

Не с конфетной фабрики –

Из далекой Африки.  (Апельсин)

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный.  (Арбуз)

  1. Лепка.

Воспитатель предлагает слепить овощи и фрукты для друзей Незнайки.

  1. Итог занятия.

Что мы сегодня сделали? Кому помогли? Что было самым интересным? Что вызвало трудности? Что будем делать дальше?

Конспект ООД №4 «ВОЛШЕБНИЦА – ОСЕНЬ».

Цели: обобщить и систематизировать знания детей об осени; интегрировать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений; формирование экологической культуры личности дошкольника старшей группы детского сада; воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Словарная работа: бархатный месяц, румянец осени, златоцвет, рябинник, предзимье.

Материал: карточки с явлениями природы по месяцам, карточки с изображением птиц, овощей, картинки с изображением трудовой деятельности людей, слушанье «Времен года» П. Чайковского, рисование на тему: «Золотая осень».

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Вводная беседа.

Воспитатель предлагает послушать отрывок из произведения П. Чайковского «Времена года». Что вы можете сказать о музыке? Почему музыка грустная?

  1. Рассматривание карточек с явлениями природы.
  2. Чтение пословиц, поговорок и примет.

Гром в сентябре – теплая осень.

Октябрьский гром – к белоснежной зиме.

Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.

Когда гусь улетает, снег выпадает.

Сентябрь яблоками пропах, октябрь – капустой.

  • О каком времени года говорится в этих пословицах и поговорках? Какие осенние месяцы вы знаете?
  1. Рассматривание картинки сельскохозяйственных работ.
  2. Рассматривание карточек овощей.
  3. Отгадывание загадок:

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.  (Осень)

Висят на ветке золотые монетки.  (Осенние листья)

Лето целое старалась – одевалась, одевалась…

А как осень подошла, нам одежки отдала.  

Сотню одежонок сложим мы в бочонок. (Капуста)

Кругла, рассыпчата, бела

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко,

Ведь правда, вкусная …  (Картошка)

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен

Нужен только красный нос.  (Морковь)

Крылатый, горластый,

Красные ласты. Кто это?  (Гусь)

Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин.  (Журавли)

Кто осенью спать ложится, а весной встает?  (Медведь)

  1. Игра «Зайка»
  2. Осенние месяцы.

Вспомнить названия осенних месяцев, поговорить о погоде, о птицах, чем занимаются люди.

  1. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Унылая пора!…».
  2.  Коллективная творческая работа.

Воспитатель предлагает изобразить волшебное многоцветье осени.

  1. Итог занятия.

Полученный осенний рисунок вставляют в рамку и украшают уголок природы.

Конспект ООД №5 «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ».

Цель: формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы.

Словарная работа: настой, отвар, лекарственные растения.

Предварительная работа: беседа о лекарственных травах, собирание лекарственных трав.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Встреча с Красной Шапочкой.

На лугу растут: ромашка,

Лютик едкий, клевер – кашка.

Что еще? Гвоздика, смолка,

Колокольчик, хвощ, как елка. А еще?

Подорожник, васильки,

Граммофончики – вьюнки.

Еще много разных травок

У тропинок, у канавок.

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых.

Еще раз назвать растения, которые собрала Красная Шапочка.

  1. Игра «Узнай и назови».

Воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям. Дети должны рассказать о растении всё, что знают.

  1. Рассказ воспитателя.

Отваром ромашки или календулы полощут горло при ангине; листья подорожника прикладывают к ране; из мяты, зверобоя и душицы заваривают успокоительный чай. Для улучшения аппетита пьют отвар тысячелистника, рекомендуется пить из плодов шиповника весной, когда не хватает витаминов. Нужно бережно относиться к лекарственным растениям, когда вы их собираете, не вырывать с корнями, не сбивать цветы. Нужно бережно относиться к природе. После сбора трав не забудьте тщательно вымыть руки.

  1. Итог занятия.

Воспитатель предлагает детям выпить напиток «Здоровье» и постараться определить, какие травы использованы.

Конспект ООД №6 «ПЕРЕЛЕТ ПТИЦ».

Цели: учить детей доброте, бережному отношению к природе; воспитывать бережное отношение к птицам; знакомить с особенностями их жизни, помочь испытать радость от сознания того, что , делясь крохами, можно спасти птиц от гибели; дать детям элементарные сведения о том, чем кормят птиц зимой.

Словарная работа: перелетные, зимующие, время года, юг.

Материал: картинки с изображением птиц.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Беседа о зимующих и перелетных птицах.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года как зовется?

  • Что говорится в этом стихотворении о птицах? Как вы думаете, почему птицы улетели? Но ведь не все птицы улетели? Найдите на картинках птиц, которые будут у нас зимовать. (Дети рассматривают картинки, называют зимующих птиц.)

О чем поют воробушки в последней день зимы?

Мы выжили! Мы выжили! Мы живы! Живы мы!

Воспитатель вместе с детьми рассматривает птиц на картинках. Беседует о них: какие перья, крылья, чем питаются.

  1. Пальчиковая игра «Полет птиц».

Руки скрещены в запястьях, пальцы – крылья – расслаблены, лежат на предплечьях – птица отдыхает. Вот она пошевелила одним крылом, другим. Взлетает. Взмахи рук – крыльев – легкие, плавные, идут волной от оснований ладоней до кончиков пальцев.

  1. Чтение стихотворения С. Михалкова «Птичья столовая» и рассказа Г, Скребицкого «Появились синички».
  2. Итог занятия.

Прогулка в форме экскурсии в парк.

Конспект ООД №7 «СНЕГ И ЕГО СВОЙСТВА».

Цели: уточнить и расширить представление детей о снеге; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; вызвать радость от открытий, полученных из опытов; учить детей анализировать, делать выводы; развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы; учить грамотно формулировать свой ответ.

Предварительная работа: наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты; чтение стихов «Снег» Н. Бромлевой, «Первый снег» Е. Трутневой, «Снег идет» М. Познанской; чтение рассказа В. Архангельской «Летят снежинки – пушинки».

Материал: тизображение различных состояний воды, иллюстрации с изображением снежинок.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Эмоциональный настрой детей. Загадки:

Мягкий он, не подушка.

Белый он, а не пушок,

Он холодный как лягушка,

А согреешь – ручеек.  (Снег)

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь,

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.  (Снег)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.  (Снежинка)

  1. Беседа «Что такое снег?»

Почему идет снег? Из всех земных водоемов испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяются друг с другом, образуя шестигранные снежинки; снег выпадает из темных снеговых туч.

Снег бывает: белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, мягкий и т.д. Снег похож на ковер, одеяло и т.д.

Снег состоит из снежинок. Снежинка: легкая, воздушная, красивая и т.д. Снежинки умеют летать, кружиться, падать, таять. А когда много падает снега с неба, это называется снегопад. А когда снежинки кружатся, ветер их несет, это называется вьюга, метель.

Метель – это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные, похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно.

В сильный мороз на стеклах окон часто образуются красивые узоры.

  1. Дидактическая игра «Где снежинка?»

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, снежинка, капля и т.д. Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.

  1. Игра «Снежки без снега».

Из листов белой бумаги делаются снежки. Дети делятся на две команды, а играют в снежки бумажными комочками.

  1. Беседа «Пришла зима – снег и радость принесла».
  • Почему мы любим зиму?
  • Как выглядит земля зимой? Какой стоит лес?
  • Расскажите о снежном убранстве станицы.
  • В какие мы играем игры зимой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы на тему:«Героические страницы Великой Отечественной войны»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы на тему:«Героические страницы Великой Отечественной войны»...

Конспект итогового занятия по математике и ознакомлению с окружающим миром в первой старшей группе.

Уточнить знания детей по математике, ознакомлению с окружающим миром, закрепление навыков прямого и обратного счета, активизировать словарный запас, расширять кругозор, развивать фантазию, вообр...

КОНСПЕКТЫ ООД НА ТЕМУ: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДЕТЕЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ»

Данный методический материал я разработала самостоятельно для воспитанников младшей группы общеразвивающей направленности с учетом «Основной образовательной программы дошкольного образования &la...

Конспекты ООД на тему: "Экологическое воспитание и ознакомление с окружающим миром детей в средней группе"

Данный методический материал я разработала самостоятельно для воспитанников младшей группы общеразвивающей направленности с учетом «Основной образовательной программы дошкольного образования &la...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы «Природа весной».

Расширить и закрепить представления детей о весне, перелетных птицах....

Конспект непосредственно - образовательной деятельности Тема «Домашние животные и их детеныши» Образовательная область: Познавательное развитие + речевое развитие (ознакомление с окружающим миром +развитие речи) Старшая группа № 15

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группена тему  «Домашние животные и их детеныши»с использованием здоровьесберегающих технологий, ТРИЗ (метод мозгового ш...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы «Непоседы» в форме игры «Счастливый случай»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромс детьми  старшей  группы «Непоседы»в форме игры «Счастливый случай»...