Конспекты ООД на тему: "Экологическое воспитание и ознакомление с окружающим миром детей в средней группе"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Брехова Елена

Данный методический материал я разработала самостоятельно для воспитанников младшей группы общеразвивающей направленности с учетом «Основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и использовала в своей работе с детьми.

Материал включает в себя 7 конспектов ООД:

№1 "В гостях у сентябринки"

№2 "Осеннее путешествие"

№3 "Кошка и собака - наши милые друзья"

№4 "Удивленье колобка"

№5 "Знакомство с кроликом"

№6 "Красная шапочка рассказывает о птицах"

№7 "Что растет в лесу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_ood_ekolog.vospit._srednyaya_gruppa.docx28.34 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 МО УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ РАЙОН

КОНСПЕКТЫ ООД НА ТЕМУ:

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОЗНАКОМЛЕНИЕ

С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДЕТЕЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ»

 

Конспект разработала воспитатель

I квалификационной категории:

Брехова Елена Викторовна

Ст. Ладожская, 2016 г.

ЗАНЯТИЕ 1. В ГОСТЯХ У СЕНТЯБРИНКИ.

Цели: уточнить представление о названиях, форме, вкусе, цвете, запахе овощей, фруктов и о местах их произрастания; формировать представление о некоторых способах употребления овощей и фруктов в пищу; развивать сенсорные чувства, речь, внимание; вырабатывать умение объединять плоды по сходному признаку.

Материал: кукла в ярком платье, корзина, в которой лежат овощи и фрукты.

Словарная работа: запах, продолговатая, гладкая, твердая, хрустящая, пупырышки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Знакомство с Сентябринкой.

Загадки: Приходи! – её мы просим.

В золотом наряде …                     (Осень)

Что за месяц к нам пришел?

Золотом расшил кругом

Сад и лес, поля и луг,

Изменил он все вокруг.        (Сентябрь)

Нынче, друг, не зевай,

Собирай ….                           (Урожай)

Живет дед – во сто одежек одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.       (Лук)

Желтая, а не солнце, круглая, а не луна.

Её и варят, и парят, и сырую едят,

И сказки о ней говорят.   (Репа)

Само с кулачок,

Красный бочок.

Потрогаешь – гладко,

А откусишь – сладко.   (Яблоко)

Сидит девица в темнице,

А коса на улице.     (Морковь)

На ней сто одежек

И все без застежек.    (Капуста)

  1. Игра «Угадай-ка».

По описанию дети должны отгадать, что это за овощ или фрукт.

  1. Игра «Что, где растет?»

Воспитатель показывает плод. А дети должны сказать, где этот плод растет: на грядке, в огороде, в саду.

  1. Игра «Что с чем схоже».

Рассмотреть все плоды и определить, чем они схожи между собой. Дети группируют плоды по цвету, форме, вкусу – практическая работа.

  1. Игра «Узнай на вкус».

Завязать ребенку глазки платочком, дать попробовать на вкус ломтики плодов.

  1. Итог.

- Молодцы, дети, со всеми заданиями справились. Спасибо и Сентябринке за её игры и вкусные плоды. Давайте с Сентябринкой попрощаемся до следующего года, до сентября.

ЗАНЯТИЕ 2. ОСЕННЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ.

Цели: помочь увидеть многоцветие осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира, поэзию, живопись, музыку, учить проявлять свой эмоциональный всплеск в практическом применении через рисунок и самовыражение в музыке.

Материал: дорожки (узкая и широкая), картинки осени, цветик-семицветик, краски, кисти.

Словарная работа: осень, страна, приметы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Путешествие в страну осень.

Но в эту страну не идут поезда,

И самолет не летает туда,

Как же страну эту назвать?

Страну, до которой рукою подать!

  • Ходьба по дорожке, действуя вслед за стихами.

Маленькие ножки идут по дорожке,

А большие ноги идут по дороге.

Маленькие ножки бегут по дорожке,

А большие ноги бегут по дороге.

Маленькие ножки скок – прыг по дорожке,

А большие ноги идут по дороге.

  1. Игра «Да или нет». (Дать правильный ответ)

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

  1. Цветик-семицветик.

Найти у цветка цвета осени.

  1. Волшебные краски.

Демонстрация картинки осени.

  • вот как много у осени работы! Все листики надо позолотить, ни одного не пропустить. Какую краску выбрала осень? А как рисовала? (волшебная кисточка и музыка ей помогали). Дети рисуют осень.

  1. Танец листиков.

Дети танцуют под музыку, изображая листики.

  1. Итог занятия.

Мы были маленькими художниками, передали красоту осени в своих рисунках.

ЗАНЯТИЕ 3. КОШКА И СОБАКА – НАШИ МИЛЫЕ ДРУЗЬЯ.

Цели: уточнить и расширить представление о кошке и собаке как домашних животных и друзьях человека, об их детенышах; развивать речь, мышление; воспитывать интерес к животным, понимание необходимости оказывать помощь.

Материал: картинки «Кошка с котятами», «Собака со щенками», игрушки кота и собаки.

Словарная работа: домашние животные.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Встреча с котом и собакой.

Загадки:

Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается. (Собака)

Мохнатенькая, усатенькая, ляжет – песенку поет. (Кошка)

Под полом таится – кошки боится. (Мышь)

  1. Знакомство с кошкой и собакой.

По картинкам происходит знакомство с кошкой, собакой. Дети составляют рассказ по картинкам. Они учатся не только описывать, но и сравнивать, сопоставлять, подбирать слова, противоположные по смыслу.

  1. Игра «Хорошо – плохо».

Если мы кормим кота рыбой, это хорошо или плохо?

Даем коту витамины?

Водим собаку на прогулку?

Привязали собаку?

Играем с котом до тех пор, пока он не начинает царапаться?

Пытаемся кота посадить в коробку и заклеить её?

Пытаемся забрать маленьких щенят у собаки или котят у кошки, чтобы вволю с ними поиграть?

  1. Итог занятия.

Расскажите о своих четвероногих друзьях с помощью рисунка. (Дети рисуют кошек и собак, которые живут вместе с ними.)

ЗАНЯТИЕ 4. УДИВЛЕНИЕ КОЛОБКА.

Цели: уточнить знания детей о лесе и его обитателях; познакомить с жизнью лесных растений и животных зимой; развивать умение поддерживать игровую образную ситуацию; развивать речь, воображение, эстетический вкус.

Материал: макет зимнего леса, картинка «Звери в зимнем лесу», Колобок (игрушка).

Словарная работа: обитатели, растения, тайна.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Встреча с Колобком.

Вспомнить сказку с того момента, когда баба вынула его из печи и поставила остужать… Продолжить рассказ сказки, но в зимнее время.

  1. Зимние изменения в природе.

Дети говорят об изменении внешнего облика леса, об изменениях в неживой природе. Кого из зверей Колобок не сможет встретить? (Медведя) Почему? (Спит медведь зимой в своей берлоге)

Дети обогащают свои знания о лесных жителях, об особенности их жизни в зимний период, раскрывают перед Колобком тайны зимнего леса: кто и как зимует, чем питается, что делает зимой. Колобок узнает от детей, как тяжело живется зверям в зимнем лесу. Зимой холодно, морозно, голодно. От лютой стужи зверей спасает пушистая теплая шерсть. У зайца и у белки меняется и окраска шерсти. Белка заранее сделала запасы еды в кладовых и теперь может спокойно зимовать. А вот зайцы, лисы ничего не запасли. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. Медведь всю зиму спит в своей берлоге. Живет он в это время за счет жира, который накопил еще летом и осенью. Почти все пернатые обитатели наших краев улетели в теплые страны на зимовку. Оставшиеся птицы в это время приближаются к жилью человека, где им легче прокормиться. Поэтому не услышим мы зимой птичье разноголосье.

  • Встреча Колобка с лисой.

Что мы можем придумать, чтобы спасти Колобка от лисы? (проекты спасения Колобка от лисицы выслушиваются, выбирается один. Колобок спасен и предлагает детям поиграть.

  1. Игра «Запрограммированная ошибка».

Варианты: Заяц отправился на охоту за мышами, еж бродит по зимнему лесу, медведь бродит по лесу, хочет найти малину или поохотиться на зайцев. Почему этого быть не может?

  1. Итог занятия.

В заключение дети отгадывают загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Летом – то зеленый дом,

А зимой бело кругом. (Лес)

ЗАНЯТИЕ 5. ЗНАКОМСТВО С КРОЛИКОМ.

Цели: уточнить представление о кролике; учить устанавливать связи между характером движения животного и строением его конечностей; активизировать словарь, мышление; воспитывать желание заботиться о животных.

Материал: кролик, морковка, картинка «Кролики».

Словарная работа: кролик, заяц, задние, передние ноги.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Загадка:

Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, грызет морковку. (Кролик или заяц)

  1. Знакомство с кроликом.

Рассматривание кролика. Как он выглядит? На кого похож кролик? Какая у него шерстка? Какие глазки? Какие ушки? Лапки? Как он передвигается?

  1. Пальчиковая игра «Кролик».

Маленький зверек по имени кролик

Всех нас смеяться заставил до колик:

Прыгал за белкой, за уткой скакал,

Лапкой тюльпан поднимал, как бокал.

Ах, как смешно его уши торчали!

Мы хохотали, души в нем не чая,

Но на опушке, заметив лису,

Он подмигнул нам и скрылся в лесу.

(Большой и указательный пальцы обеих рук сомкнуты в кольцо и поднесены к глазам – изображают кролика. Остальные пальцы соединены и вытянуты вверх. Движения пальцами можно совершать по сюжету стихотворения.)

  1. Рисование кролика.

Перед началом работы прочитать стихотворение О. Высоцкой «Снежный кролик»:

Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом,

И как раз вместо глаз

Угольки нашлись у нас.

Кролик вышел как живой!

Он с хвостом и головой!

За усы не тяни –

Из соломинки они!

Длинные, блестящие,

Точно настоящие!

ЗАНЯТИЕ 6. КРАСНАЯ ШАПОЧКА РАССКАЗЫВАЕТ О ПТИЦАХ.

Цели: учить распознавать птиц: воробья, ворону, синицу, снегиря; расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании; воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к «братьям нашим меньшим».

Материал: грамзапись с голосами птиц, картинки с изображением птиц.

Словарная работа: воробей, ворона, синица, снегирь, зимующие, перелетные.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Встреча с Красной Шапочкой.
  2. Беседа о зимующих птицах.

(Воспитатель с Красной Шапочкой выставляют карточки синицы, воробья, вороны, снегиря. Что объединяет этих птиц? Чем они похожи? Чем они отличаются эти птички друг от друга?)

Воробей маленький, ворона большая. И по окраске они разные: у снегиря грудка розовая, у синицы желтая. Все эти птицы живут рядом с человеком, только снегирь прилетает зимой из леса, так как ему в это время нечем там кормиться. У всех птиц в холодное время пух под перьями становится гуще. Повадки у всех птиц разные: зимой ворона любит находиться на ветках деревьев, воробьи – на ветках кустов. Птички сидят, нахохлившись, прячут свой клюв, лапки, распушают перышки, и так спасаются от мороза. Но им голодно.

  • А чем мы можем помочь птицам зимой? Какой корм для них можно заготовить? А куда можно насыпать корм птичкам на улице?

Да, кормить птиц лучше в их птичьей «столовой». Надо вешать кормушки с пшеном, хлебными корочками, крошками, салом, семечками.

  • Прочитать стихотворение «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайкой на крыльцо.

Не богаты их корма!

Горсть зерна нужна.

Горсть зерна –

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать!

Улететь могли,

А остались зимовать

За одно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.          (А. Яшин)

  1. Голоса птиц.

Прослушивание грамзаписи с голосами птиц.

  1. Игра «Птички – невелички».

Дети имитируют действия.

Птичка, птичка, вот тебе водичка,

Вот тебе и крошки на моей ладошке.

  1. Игра «Третий лишний». Работа с предметными картинками.
  2. Итог занятия.

Воспитатель предлагает на прогулке покормить птиц.

ЗАНЯТИЕ 7. ЧТО РАСТЕТ В ЛЕСУ?

Цели: дать первоначальное представление о лесе; познакомить с произведениями искусства на тему осеннего леса; вызвать интерес к лесу, воспитывать бережное отношение к растениям; совершенствовать речь, развивать мышление, эстетический вкус.

Материал: плоскостные изображения растительности леса.

Словарная работа: картины, изобразительное искусство, гномик.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Встреча с Лесовичком.

Дети отправляются в гости в лес к Лесовичку.

  1. Рассказ Лесовичка о лесе.

Как хорошо в лесу, как вольно здесь дышится! Весело шумят зеленые кроны деревьев. Перелетают с ветки на ветку голосистые птицы. Главные жители леса – деревья, их много, они высокие (выставка картинок о лесе). Леса бывают разные: если в них растут деревья, ветви которых покрыты листочками, то лес называют лиственным. В нем растут дубы, березы, осины. Можно встретить рябинку. А вот лес, в котором не видно деревьев с листочками, только сосны упираются своими ветвями в самое небо. Или вот совсем темный, мрачный лес, в котором лишь ели – хозяева. И сосновый, и еловый леса называют хвойными. (вместо листочков у ели и сосен иголочки - хвоинки, потому и называют эти леса хвойными) А бывают леса смешанные, когда встречаются все деревья: и хвойные, и лиственные. В березовых рощах растут одни только березы – это светлые леса, в сосновом бору – одни сосны, там приятно пахнет смолой. Под деревьями растут кустарники – бузина, орешник, малина. Также на земле в лесу растут травы, ягоды, грибы.

Лес – это замечательное природное богатство. Чтение отрывка из стихотворения Н. Саконской «В лесу»:

Мы пошли по ягоды в дальний лес.

Видимо – невидимо там чудес!

Мы видали рыжего муравья,

Повстречали белочку у ручья.

Отыскали беленький мы грибок,

Положили бережно в кузовок.

Ну а спелой ягоды и не счесть!

Как домой воротимся, станем есть.

Мы в лесу гуляли бы до утра,

Да уж вечер близится – спать пора.

  1. Игра «Нравится – не нравится».

Дети делятся на две группы и называют, что им в лесу нравится, а что нет, аргументируя свои высказывания.

  1. Подведение итогов занятия.

Что вы узнали интересного о лесе от Лесовичка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТЫ ООД НА ТЕМУ: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДЕТЕЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ»

Данный методический материал я разработала самостоятельно для воспитанников младшей группы общеразвивающей направленности с учетом «Основной образовательной программы дошкольного образования &la...

Конспекты ООД на тему: "Экологическое воспитание и ознакомление с окружающим миром детей в старшей группе"

Данный методический материал я разработала самостоятельно для старшей группы общеразвивающей направленности с учетом «Основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИ...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы на тему: «Бумага и ее свойства»

Формировать представление детей о свойствах бумаги опытно-экспериментальным путем....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы «Волшебное стекло»

Подготовила: воспитатель МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30города Железногорска Курской области Сидорова Светлана Николаевна...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы «В мире пластмассы»

Знакомство детей средней группы  со свойствами и качествами предметов из пластмассы. Выявление свойств пластмассы....