Перспективное планирование по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Без прибжения детей к природе и широкого использования её в воспитатель-образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников-умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического. Перспективное планирование работы по экологическому воспитани. и ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе поможет педагогу в формировании у воспитанников основ экологической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_ekologiya_podgotovitelnaya_gruppa.docx39.66 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по экологическому воспитанию и

ознакомлению с окружающим миром

в  подготовительной к школе  группе 

№ п/п

Месяц

 Организованная образовательная деятельность

Цели, задачи, словарная работа

Материалы и оборудование

1

Сентябрь

«Планета Земля - наш общий дом»

Уточнить представление о солнечной системе, Рассказать об уникальности Земли: (на Земле есть жизнь, так как на ней есть воздух, вода, свет, и тепло); Земля-это дом для всех людей, который нужно любить, не разрушать, содержать в чистоте. Дать представление о жизни в разных регионах Земли. Рассказать о мировом океане. Дать представление о том, что люди живут в разных местах на суше, только там, где есть пресная (питьевая) вода, и что это всё необходимо беречь для последующих поколений.

Словарь: Солнечная система, орбита, космос, Мировой океан.

Карта Солнечной системы, глобус, картинки с изображением животных разных климатических зон.

 

«Ранняя осень»

Отработать понятия «Осень-время года», приметы осени, изменения в природе с приходом осени. Развивать наблюдательность. Активизировать мыслительную деятельность, умение отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания. Воспитывать экологическую культуру, чувства сопереживания и любви к природе.

Словарь: сбрасывать листья, укромное место,  зимовка.

Кукла-перчатка «Ёжик», иллюстрации на тему «Ранняя осень», акварельные краски, кисточки, ватман (бумага для рисования большого формата).

«Воздушный океан»

Уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе. Рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятиях по защите его от загрязнения. Формировать интерес к экспериментальной работе, моделированию. Познакомить с природным явлением «ветер», причинами его возникновения, влиянием на жизнь живых организмов и человека. Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Словарь: воздух-невидимка, планета, буря, ураган, смерч.

Карточки с изображением ветра, бури и т.д.,, источниками загрязнения воздуха. Картина «Лес», «Ветряная мельница». Воздушный шарик, кубик, парашютик, стаканы, губки, горсть земли, тазик с водой, полоски бумаги.

№ п/п

Месяц

 Организованная образовательная деятельность

Цели, задачи, словарная работа

Материалы и оборудование

2

Октябрь

 

«Гуманное отношение к природе»

Расширить представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека. Развивать познавательные интересы. Воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность любовь к природе, стремление заботится о ней, и беречь её.

Словарь: съедобные и несъедобные грибы, муравейник.

Куклы «Лесовичок» и «Красная Шапочка». Картинки с изображением птиц, грибов, деревьев.

«Подарки «Золотой осени»

Закрепить знания детей о явлениях осенней природы. Обратить внимание на красоту этого времени года. Воспитывать экологическую культуру, любовь к природе и доброе отношение друг к другу. Развивать любознательность, творческое воображение, связную речь, логическое мышление.

Словарь: вершки, корешки, венок, стручок, корнеплод, квашенная.

Картинки с поэтапным изображением выращивания овощей. Живая дорожка «Что сначала, что потом» (дерево).

«Грибными дорожками»

Закрепит и обобщить знания детей о грибах. Учить их различать съедобные и несъедобные грибы. Развивать память, воображение, наблюдательность. Воспитывать экологическую культуру. Создавать положительный эмоциональный настрой.

Словарь:  названия съедобных и несъедобных грибов.  

Корзинка, муляжи грибов. Грамзапись песни «Грибная электричка»

«Что мы сажаем, сажая леса»

Выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном). Объяснить причины исчезновения лесов, обратить внимание на экологически неграмотное поведение в лесу. Систематизировать представление о лесе как об экосистеме. Совершенствовать речь, пробуждать фантазию, изобретательность. Воспитывать бережное отношение к лесу, умение видеть красоту природы.

Словарь: пушнина, древесина, исчезновение.

Картины «Лес», «Пожар в лесу». Схема к системному оператору «Дерево». Карточки со словами для составления пословиц. Листы бумаги, краски, кисти.

№ п/п

Месяц

 Организованная образовательная деятельность

Цели, задачи, словарная работа

Материалы и оборудование

3

Ноябрь

«Кто главный в лесу. Живые цепочки»

Уточнить представления детей о лесе, его растениях и обитателях. Формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости обитателей лесного сообщества. Учить составлять экологические цепочки, аргументировать свои ответы. Закрепить понятие хищники и травоядные. Уточнить представление о приспособленности хищников к добыванию пищи. Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе.

Словарь:  лесные цепи, равновесие, питание, гомон.

Фланелеграф, контурные изображения цепей питания. Картины «Зимняя подкормка диких животных», «Лесник спасает зайцев». Полоски различной длины для составления экологических цепочек, стрелочки, конверт с письмом.

«Сбережём удивительный мир растений и животных леса»

Расширять кругозор детей. Воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру, чувства сопереживания и сопричастности природе. Развивать устную речь, внимание, память, мышление. Учить строить сложно-подчинённое предложение.

Словарь: обитатели леса.

Картина «Лес». Карточки с изображением деревьев на каждого ребёнка. Картинки с изображением птиц. Грамзапись песни «Голубой вагон», плоскостной поезд.

 

«Природная стихия-огонь»

Углубить представления детей о роли огня в жизни человека. Закрепить знания правил пожарной безопасности. Формировать образные представления, нравственные понятия, уважительное отношение к труду пожарных.  Развивать речь, воображение, наблюдательность.

Словарь: стихия, бедствие, подвиг.

Свечи. Листы белой, красной, жёлтой, оранжевой бумаги, клей, кисти. Грамзапись сказки «Кошкин дом».

«Перелётные птицы»

 Расширять представление о перелётных птицах. Знакомить с народными приметами и литературными произведениями о птицах. Учить выстраивать причинно-следственные связи и закономерности в природных явлениях. Воспитывать чувство сопричастности к окружающей природе.

Словарь: отлёт, оперение, грудка, клин, косяк, стая.

Предметные картинки с изображением скворца, жаворонка, лебедя, иволги, грача, трясогузки, зяблика, пеночки, цапли, кукушки, соловья, ласточки, аиста, чижа.

№ п/п

Месяц

 Организованная образовательная деятельность

Цели, задачи, словарная работа

Материалы и оборудование

4

Декабрь

«Солнце-источник тепла и света»

Дать детям представление о том, что Солнце является источником света и тепла. Развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать. Активизировать в речи ласкательные существительные. Вызвать положительные эмоции. Развивать творческую фантазию и воображение. Воспитывать у детей коммуникативные качества, экологическую грамотность. бережное отношение к природе.

Словарь: активизация словарного запаса детей.

Картинки с изображением: Солнца, животных. Растений, различных предметов. Листы для рисования, кисточки, краски.

«Поможем нашим пернатым друзьям»

Развивать у детей чувства сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви и интереса к родной природе. Формировать первичные навыки и умения анализировать и сравнивать. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство  сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Словарь: полотно, снежное покрывало, кормушка, стужа, гроздь,

Картинки с изображением кормушки с птицами. Карточки с зимующими птицами.

«Корабль пустыни»

Расширять знания детей о животных и растительном мире пустыни. Развивать фантазию, воображение. Активизировать мыслительную деятельность. Создать условия для свободного  выражения мыслей. Продолжать формирование экологической культуры личности дошкольника. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Словарь: климат, пустыня, мираж.

Игрушка «Верблюжонок». Картинки с изображением кактуса, саксаула, перекати-поля, кобры, варана, жука-скарабея, скорпиона. Бумага, краски, поролоновые губки, большой лист ватмана.

«Царица-водица»

Уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (реки, родники, моря, океаны, озёра, осадки и т.д.). Познакомить воспитанников с круговоротом воды в природе. Дать представление об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения. Развивать умение любоваться красотой водоёмов. Воспитывать бережное отношение к воде как к основному природному ресурсу.

Словарь:  круговорот воды, быт, пресная вода

Глобус, схема с изображением круговорота воды в природе. Карточки, иллюстрации, изображающие использование воды человеком. Оборудование для проведения опытов (Солнце-настольная лампа, Земля-глобус).

№ п/п

Месяц

 Организованная образовательная деятельность

Цели, задачи, словарная работа

Материалы и оборудование

5

Январь

«Зимушка-зима»

Обобщить знания детей о зиме и зимних месяцах. Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликаться на предложение общение. Способствовать развитию логического мышления, памяти. Учить правильно, согласовывать  существительные с прилагательными, развивать речь детей, пополнять словарный запас, выделять из текста необходимую информацию. Развивать творческие способности детей, воображение, вызвать у детей эмоциональное удовольствие от деятельности. Отрабатывать координацию движения детей, развивать мелкую моторику рук

Словарь: вьюга, метель, пороша, вьюжная, запорошила.

Иллюстрации о зиме,  мяч массажный ,  листы бумаги, карандаши, краски, восковые мелки.

КВН

«Мы - друзья природы»

Воспитывать бережное отношение к природе, заботу о братьях меньших. Закреплять знания, полученные в процессе непосредственно образовательной деятельности по развитию экологических представлений. Развивать экологическое мышление и творческое воображение.  Расширять представления детей о жизнедеятельности животных.  Закреплять знания детей о природе, о бережном, заботливом отношении к ней. Учить правильному поведению в природной среде. Развивать смекалку и сообразительность детей, их эрудицию. 

Песочные часы, юла со стрелкой, карточки с заданиями, жетоны за правильный ответ, музыка - «Волшебный лес», «Мы начинаем КВН».

«Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко»

Закрепить представление детей о содержании значении труда взрослых. Воспитывать любовь и уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу как результату деятельности многих людей. Закрепить название профессий – тракторист, комбайнер, хлебороб, пекарь. Упражнять в произнесении трехсложных слов с двумя и тремя стечениями согласных. Развивать любознательность, творческое воображение и  логическое мышление.

Словарь:  Комбайн, комбайнер, землепашец, хлебороб, агроном, хлебозавод, пекарь, снегозадержание, трактор, тракторист,  мельница.

Посылка, каравай (съедобный),

№ п/п

Месяц

 Организованная образовательная деятельность

Цели, задачи, словарная работа

Материалы и оборудование

6

Февраль

«В гостях у морского царя»

Познакомить детей с хищным морским животным актинией, её внешним видом, образом жизни. Учить воплощать свои впечатления в игровых видах деятельности. Развивать творческое воображение. Способствовать непринуждённому общению детей на основе совместной творческой деятельности. Воспитывать экологическую культуру. Показать многообразие, красоту и парадоксальность окружающего мира.

Словарь  щупальца, актиния, осьминог, кораллы, мальки.

Лист бумаги с капелькой воды, музыка, конверт, рисунок с изображением трезубца. Картинки с изображением «морских обитателей».

 

«Хлеб да каша – пища наша»

Вызвать интерес к окружающему миру. Формировать реалистические представления о природе. Расширять кругозор. Обогащать словарный запас, развивать связную  речь (давать полные ответы на вопросы). Активизировать внимание и память, развивать логическое мышление.

Словарь  рис, пшеница, кукуруза, мука, крупа, злак.

Картинки с изображением колосьев проса, ячменя, пшеницы, овса, гречихи, кукурузы. Образцы круп по аналогии со злаками..

«Родной край»

Закрепить знания детей о родном городе, о зданиях архитектуры, гербе города и его символике, название улиц, достопримечательности; о природных особенностях родных мест.

Развивать логическое мышление, память, речь, воображение, умение отвечать полными предложениями. Вызвать интерес к изучению родного края, желание лучше узнать его. Воспитывать любовь к природе, желание правильно с ней обращаться.

Словарь:  планета Земля, область, район, город, улица, дом.

Юла со стрелкой, карта Московской области, фотографии большого формата с достопримечательностями города, герб г. Железнодорожный (наглядное пособие), изображение герба города на каждого ребёнка.

«В гостях у солнышка»

Дать детям понятие о Солнечной системе, планетах, входящих в неё, о солнце как об источнике жизни на Земле. Через решение проблемных вопросов помочь осознать уникальность возникновения жизни на Земле. Вызвать желание защищать и оберегать всё живущее на нашей планете. Воспитывать чувства любви, доброты по отношению к окружающему миру.

Словарь:  звезда, солнечная система, планеты, спутник Земли-Луна.

Зеркало, любая компьютерная музыка, плакат с изображением Солнечной системы.

№ п/п

Месяц

 Организованная образовательная деятельность

Цели, задачи, словарная работа

Материалы и оборудование

7

Март

«Что где растёт, кто где живёт»

Расширить представления детей о растениях и животных разных сред обитания (лес, луг, водоём). Показать приспособленность организмов к различным условиям жизни. Раскрыть взаимосвязь живых организмов (растение-растение, растение-животное, растение-человек, животное-животное, животное-человек).

Словарь  наследство, опылять, дубрава

Макеты луга, леса, водоёма, контуры растений и животных этих сред обитания. Знаки, напоминающие о правилах поведения на природе.

 

«Поливка комнатных растений»

Расширять кругозор детей, их знания о способах ухода за комнатными растениями. Познакомить с правилами поливки комнатных растений. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки по отношению к объектам природ, Вызвать желание бережно относить к окружающей природе.

Словарь  алоэ, бальзамин, бегония, каланхоэ, кактус, хлорофитум.

Кукла «Домовёнок Кузя», иллюстрации комнатных растений, демонстрационная таблица «Уход за комнатными растениями». Горшки с комнатными растениями, лейка, ёмкость с водой.

«Черенкование комнатных растений»

Уточнить знания детей из чего можно вырастить растение. Дать понятие о новом способе выращивания растения –черенковании. Учить приёмам правильной посадки черенков. Воспитывать желание самостоятельно выращивать растения. Развивать мышление и память, умение анализировать. Способствовать развитию  коммуникативных качеств и  экологической грамотности у детей.

Словарь:  побеги, усы, луковицы, черенки, почки.

Горшочки, палочки, тряпочки, клеёнки, черенки, стакан с водой.

Викторина

«Природа вокруг нас»

Обобщение знаний детей о растительном и животном мире, воспитании любви к родной природе. Систематизировать знания детей по экологии; формировать целостное представление о живой и неживой природе; обучать дошкольников способам познания окружающего мира. Воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру. Закрепить умение работать в команде. Развивать познавательный интерес к миру природы;
умение сравнивать, логически мыслить. Учить делать правильные  выводы.

Картинки с изображением животных, деревьев, медали, эмблемы командам, мяч, песочные часы.

№ п/п

Месяц

 Организованная образовательная деятельность

Цели, задачи, словарная работа

Материалы и оборудование

8

Апрель

«Экскурсия в весенний лес»

Прививать интерес к окружающим природным объектам. Учить детей наблюдать за изменениями в живой и неживой природе. Закрепить  представление детей о весне. Уточнить признаки весны; Расширить знания детей о перелетных и оседлых птицах, о деревьях. Уточнить правила поведения в лесу. Воспитывать любовь к природе, стремление сберечь ее.

Словарь  рыхлый, набухание почек, проталины.

Игрушка-матрёшка Старичок-годовичок», иллюстрации с весенними пейзажами. Картинный материал «Времена года».

 

«Космос. Вселенная, Звёзды»

Уточнить и расширить представления детей о космосе, работе космонавтов. Подчеркнуть уникальность планеты Земля, ответственность людей за её будущее. Вызвать познавательный интерес к космосу. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать интерес  и уважение к труду космонавтов.

Словарь: Вселенная, космос, невесомость.

Иллюстрации с изображением: Вселенной, звёзд, планет. Фотографии космонавтов. Цветная бумага, ножницы, клей.

«Полёт на Луну»

Закрепить знания детей о Луне. Расширять представления о космических телах. Продолжать развивать логическое мышление, конструктивные способности, память, внимание, творческое воображение. Вызвать интерес к театрализованной деятельности.  

Словарь:  исследования, конструкторское бюро, космодром, лаборатория, лунный грунт, невесомость, скафандр.

 Конструкторы «Лего». Две ракеты, нарисованные на ватмане и состоящие из различных геометрических форм. Обручи («скафандры»), макет Луны, фото Земли, сделанное с поверхности Луны.

«Птицы нашего края»

Развивать интерес детей к природе. Формировать реалистическое представление о дятле Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, повадках птицы, приспособлении её к среде обитания. Учить детей давать ответы на вопросы развёрнутым предложением. Активизировать внимание и память (через элементы раскрашивания запоминать внешний облик птицы). Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Словарь: неоперившиеся, личинки, перестукиваться, вылущивать.

Картинный материал с изображением птиц наших лесов, том числе и дятла. Иллюстрация  «Дупло дятла».

№ п/п

Месяц

 Организованная образовательная деятельность

Цели, задачи, словарная работа

Материалы и оборудование

9

Май

«Лес весной. Весенние первоцветы»

Вызвать интерес к окружающему нас миру. Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять её. Расширить представления и знания детей о весенних первоцветах, об их значении в нашей жизни. Развивать речь детей. Активизировать речь и память.

 Словарь  проталины, подснежник, лесная фиалка, ландыш.

Запись со спокойно, лёгкой музыкой. Иллюстрации весеннего леса, весенних первоцветов.

«Лес в жизни человека»

Уточнить представление детей о разном значении леса в жизни человека (эстетическом, хозяйственном, оздоровительном). Систематизировать  представления о взаимосвязи в природе. Закрепить знания о деревьях леса, его обитателях. Воспитывать бережное отношение к природе, частности лесу (собирать дары леса осторожно, беречь деревянные изделия, экономить чистую бумагу). Побуждать детей к словесному выражению своего доброжелательного отношения к природе.

Словарь: орешник,, березняк, ельник, хвоя

Сушенные грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы, деревянные изделия, картинки деревянных .домов, мебели, и т.д., аудиокассета “голоса леса”. Репродукции художников о лесе; картинки деревьев, листочков и семян. Д/и “береги природу”.

«Лекарственные растения»

 Формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные растения. Закрепить с детьми знания о лекарственных растениях, об их целебных свойствах. Развивать мышление, умение делать выводы, обогащать словарный запас. Учить описывать растение и узнавать его по описанию. Учить отгадывать загадки о растениях. Воспитывать любовь к природе.

Словарная работа: Материал:

Словарь  настой, отвар, лекарственные растения.

Разрезные картинки с лекарственными растениями, мешочки с сухими травами ( мята, ромашка, гвоздика, чабрец), заваренный чай (мята, калина, шиповник).

«Облака»

Формировать у детей умение видеть красоту неба. Учить делать открытия, рассуждая. Вызвать желание фантазировать. Развивать творческое воображение. Задание на эмпатию (превратились в облака).Дать более полное представление о том, как ветер формирует облака.

Словарь: пар, съёжились.

Картинки с изображением неба с облаками, облака различной формы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром в средней группе

Без приближения детей к проироде и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников-умственного, эстетического, ...

Перспективное планирование по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.

Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников-умственого, эстетического, нр...

КОНСПЕКТЫ ООД НА ТЕМУ: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДЕТЕЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ»

Данный методический материал я разработала самостоятельно для воспитанников младшей группы общеразвивающей направленности с учетом «Основной образовательной программы дошкольного образования &la...

Конспекты ООД на тему: "Экологическое воспитание и ознакомление с окружающим миром детей в средней группе"

Данный методический материал я разработала самостоятельно для воспитанников младшей группы общеразвивающей направленности с учетом «Основной образовательной программы дошкольного образования &la...

Конспекты ООД на тему: "Экологическое воспитание и ознакомление с окружающим миром детей в старшей группе"

Данный методический материал я разработала самостоятельно для старшей группы общеразвивающей направленности с учетом «Основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИ...

Перспективное планирование по ОО "Познавательное развитие " "Ознакомление с окружающими миром" Е.Н. Краузе

Перспективное планирование по ОО "Познавательное развитие " "Ознакомление с окружающими миром" Е.Н. Краузе . Средний возраст...