Метод проектов как средство экологического образования у детей дошкольного возраста.
проект по теме

Егорова Алёна Викторовна

Дошкольный возраст – самоценный этап в экологическом образовании личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Поэтому под экологическим образованием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.  Присущие дошкольникам эмоциональная отзывчивость, любознательность и вместе с тем способность овладевать определенными теоретическими знаниями делают ДОУ очень важным звеном в системе непрерывного экологического образования. Детям дошкольного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которое позволяет говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл egorova_a.v._verhnevilyuysk_respublika_saha.docx62.11 КБ

Предварительный просмотр:

Алена Викторовна Егорова

воспитатель

МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №8 «Аленушка»

МР Верхневилюйский улус (район) Республики Саха (Якутия)

Метод проектов как средство экологического образования   у детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – самоценный этап в экологическом образовании личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Поэтому под экологическим образованием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.  Присущие дошкольникам эмоциональная отзывчивость, любознательность и вместе с тем способность овладевать определенными теоретическими знаниями делают ДОУ очень важным звеном в системе непрерывного экологического образования. Детям дошкольного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которое позволяет говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе.

«Природа и люди – одно целое», «Природа в опасности», «Природа ждет моей помощи» – вот те важнейшие выводы, которые должен сделать ребенок с малых лет.

Цель экологического воспитания достигается в единстве следующих задач:

  • образовательных - формирование системы знаний о связях в окружающем мире; формирование навыков наблюдения за объектами живой и неживой природы.
  • воспитательных – формирование у детей потребности общения с природой и навыков поведения в ней; воспитание чувства ответственности за свои действия, базирующегося на знании механизма основных природных процессов и закономерностей.
  • развивающих – развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, их воображения и духовного мира; развитие экологического мировоззрения.

Экологическое образование успешно усваивается детьми дошкольного возраста в процессе различных видов детской деятельности и при общем интересе к нему со стороны членов семьи. И здесь в поиске действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого и нам, педагогам, так и родителям удачной находкой оказался метод проектов.

Давайте разберемся, что собой представляет этот метод. Поговорка «Все новое – хорошо забытое старое» в этом случае будет верна. Возродился метод проектов в нашей стране уже в конце 20 века. Широко он представлен в комплексной программе «Сообщество» для дошкольных образовательных учреждений.

Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.

Поисково-познавательная деятельность дошкольника направлена на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием ребенка, соединяя в себе знания, умения и ценности.

Метод проектов, по мнению ученых, позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, он также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми.

В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей.

Для метода проектов характерна групповая деятельность. И вот здесь необходимо отметить, что именно с помощью этого метода можно успешно включить родителей в жизнь их детей в детском саду. Таким образом, метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой в ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных педагогических целей.

Включение родителей в образовательный процесс мы ведем по трем направлениям:

  1. Мероприятия, направленные на прямое участие родителей в педагогическом процессе, например: «Стихи о природе нашего земляка поэта и моего дедушки Петра Одорусова».
  2. Мероприятия, направленные на закрепление знаний, полученных детьми во время реализации проекта Конкурс книжек – самоделок о растениях, животных, о пословицах т.д.
  3. Мероприятия, направленные на формирование в сознании детей важного понятия «семья», что способствует решению проблем, связанных с социализацией, например: «Любимец нашей семьи», «Мы на природе».

Реализация совместной проектной деятельности мы проводим в соответствии с возрастом и интересами наших воспитанников по алгоритму, свойственному любой проектной деятельности:

Первый этап -  идет стадия разработка, где мы ставим цель, исходя от того что мы знаем, умеем, что хотели бы узнать и каким способом это новое узнать. Вместе с родителями обсуждаем возможные варианты реализации проекта по выбранной теме. И обязательно создаем мотивацию к предстоящей деятельности.

Второй этап – это собственно реализация проекта участниками образовательного пространства. Идеи проекта воплощаются в театральных сценках, фотоколлажах, коллекциях, панно, справочниках, рекламах, песнях, книгах.

Третий этап – оформление результатов проекта как конечного продукта, который происходит в виде презентации семейных выставок, книжек в виде ляпбука, демонстрации результатов совместной деятельности. Таким образом, дети и взрослые делятся своими наблюдениями и переживаниями, свои достижениями, открытиями в доброжелательной атмосфере общего принятия его.

Проект хорош тем, что каждый маленький человек приобретает свой опыт, получает первый важный успех, признания его положительного опыта. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует развитию свободной, творческой личности каждого ребенка, позволяет индивидуализировать работу с дошкольниками и выстраивать образовательный процесс исходя из их интересов.

Метод проектов мы начали использовать в работе с детьми трех лет. Работая в младшей группе, разработали экологический проект «Чиполино. Огород на окне».Задачами проекта были:

  1. сформировать познавательный интерес, активизировать мыслительно - поисковую деятельность детей;
  2.  расширить знания детей о том, как создать грядку на окне, ухаживать за луковицами;
  3. активизировать у ребенка инициативу, внимание и память;
  4. привлечь интерес родителей к образовательному процессу ДОУ, реализации проекта, повысить их активность.

Актуальность проекта: большинство наших родителей жаловались на то, что дети не любили есть лук, если попадался лук, то большинство детишек откладывали в сторонке. И мы совместно решили познакомить детей с луком как об очень хорошем, полезном овоще. какие условия необходимы ему для нормального роста. Смастерили куклу и назвали Чиполино. Чиполино каждое утро не только встречал детей, но проводил вместе с нами целый день, вместе занимался, вместе ел, играл и каждый вечер провожал домой. Дети с ним разговаривали, учили его, Чиполино очень понравился. Для детей младшего дошкольного возраста очень важно создать такую игровую ситуацию, в которую будут вовлечены все дети без исключения.  Для воплощения проекта мы составили комплексно-тематический план по пяти областям:

Социально-коммуникативное развитие: разучивание коммуникативных игр   «В гостях у деда с бабкой», «В огороде»,  дидактические игры, игра путешествие «Песенка Чиполино», сюжетно-ролевая игра «Чиполино», «Приготовим щи для кукол», «Огородники», выставка детских работ. Совместно с родителями оформили информационный стенд по проекту, мини-энциклопедию «Лук от семи недуг».

  Познавательное развитие: Дидактические игры «Зеленые витамины», «День рождения Чиполино», экскурсия в огород, совместный уход за рассадой, наблюдение за ростом лука, рассматривание самодельных мягких книжек «Сказки про храброго Чиполино», где лук боролся с разными врагами - вирусами.  изготовление мини энциклопедии «Лук от семи недуг».

Речевое развитие: Беседа с детьми «Что такое огород и что на нем растет. Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, чтение русской народной сказки «Репка», стихотворения С.В. Михалкова«Овощи», В.Коркина «Что растет у нас на грядке», заучивание А.Прокофьева «Огород», составление рассказов и сказок о луке «Как лучок появился на грядке», чтение сказки «Чиполино» на новый лад.

Художественно-эстетическое развитие: Кукольный театр «Репка», «Чиполино», мастерская «Чиполино», разучивание песен и хороводов, музыкальное развлечение «Прогулка в огороде», лепка овощей из пластилина, аппликация «Лук», коллективное рисование ладошкой «Солнышко лучистое», танец овощей, слушание музыки природы.

Физическое развитие: разучивание комплекса гимнастики «Репка», «Чиполино в лесу», гимнастика «Веселые овощи». Провели для родителей семинар практикум «Веселая гимнастика» каждый день.

Экологический проект «Чиполино. Огород на окне» обогатила и расширила   представления детей о луке, дети научились сажать и ухаживать за луком и научились подмечать пользу и красоту зеленого лука зимой, проявили творческую активность, расширили представления о росте зеленого лука в комнатных условиях как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой. Наши дети с большим интересом создают свои рисунки, поделки с помощью воспитателя. Также полюбили друга Чиполино, который с ними может поиграть, полечить, витаминами угостить, с которым можно отправиться в маленькое путешествие и послушать про него стихи, загадки и рассказы. И конечно организовали выставку рисунков и поделок наших детей.

Удачными продуктами нашего проекта стали: изготовление кукол для детей «Чиполино», семейное оформление мини - энциклопедии «Лук от семи недуг», шапочки овощей для танца, оформление лука из картона для загадок и игры «Дополни образ» (игра с прищепками) и растущий зеленый огород на подоконнике в зимнее время.

В ходе проекта: Дети узнавали много нового, экспериментировали, проводили исследования, разные опыты. Дети приняли участие в посадке луковиц «Чиполино», которые заранее принесли наши родители. Мы посадили наших героев в контейнере с почвой так и в стакане с водой, а также наблюдали за первыми всходами и за оживлениями наших героев, познакомились с художественными произведениями, играли в дидактических играх, подвижных играх. И еще проект «Чиполино» объединил детей, родителей и педагогов в совместной деятельности, повысил интерес родителей к образовательному процессу в ДОУ. Одним словом, получили вполне ожидаемый положительный результат: активное участие всех родителей и что, немаловажно, дети стали относиться не очень брезгливо к луку как еде, убеждают себя, что полезный овощ, тем самым доказывают свои знания о луке, о других овощах.

Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что использование метода проектов в педагогической деятельности, можно достигнуть значительных успехов не только в экологическом образовании дошкольников, начиная с младшей группы, но и налаживании положительных контактов с родителями воспитанников, взаимопонимания и сотрудничества с ними. Главным здесь являются искренняя заинтересованность педагога, его творческий подход и умение увидеть и услышать, и даже почувствовать, что именно детям нужно, куда они хотят «отправиться», какие новые открытия свершить, а также стремление «заразить» интересами детей их родителей.

Литература

Белолуцкая Ф. К.  Организация детской проектной деятельности в детском саду // Мозаика Синтез. – М., 2009.

Варенцова Н.С.  Опыт творческой проектной деятельности // Мозаика Синтез. – М., 2009.

Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы

С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» Москва. «Просвещение» 2005 г.

Подборка журналов «Дошкольник» за 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологические проекты как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста»

Пусть будет в человеке всё прекрасно:И мысли, и поступки, и душа!В гармонии с природой и собой.На свете, чтобы жили малыши,Воспитывайте в детях, берегите,Храните экологию души!...

Педсовет на тему: «От разнообразия форм к качеству воспитания. Поисково – познавательная деятельность, как средство экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста»

Педсовет на тему: «От разнообразия форм к качеству воспитания.  Поисково – познавательная деятельность, как средство экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста»  Цель педсовет...

Методический семинар «Метод анималотерапии как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста».

Живая природа – это удивительный, многогранный, сложный мир. Особое место в нем отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на Земле, но их роль в биосфере огромна. От лю...

Консультация для воспитателей. « Дидактические игры как средство экологического воспитания для детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей.« Дидактические игры как средство экологического воспитания для детей дошкольного возраста»...

«Использование метода моделирования как средства речевого разви-тия детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов ДОУ по использованию мнемотехники для речевого развития детей дошкольного возраста....