Главные вкладки

    Детское изобразительное творчество Консультация для воспитателей
    консультация (подготовительная группа) на тему

    Прокопова Елена Львовна

    Детское изобразительное творчество можно рассматривать как сознательное отражение ребенком окружающей действительности на основе накопленного опыта и переработанного им, как способность создать образ и выразить своё отношение к нему.

    В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представления о мире. Непременные составные творчества: самостоятельность, активность, инициатива.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kon._det._tvorch.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей

    «Детское изобразительное творчество».

    воспитатель Прокопова Е. Л.

    Детское изобразительное творчество можно рассматривать как сознательное отражение ребенком окружающей действительности на основе накопленного опыта и переработанного им, как способность создать образ и выразить своё отношение к нему.

    В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представления о мире. Непременные составные творчества: самостоятельность, активность, инициатива.

    За основу можно взять следующие показатели наличия творческого начала в художественной деятельности детей:

    • отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве;
    • способы творческих действий;
    • качество детской продукции.

    В первую группу входят:

    • искренность, правдивость, непосредственность переживаний;
    • развитое творческое изображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства в условные ситуации;
    • увлеченность, захваченность деятельностью;
    • специальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух);
    • видоизменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами;
    • возникновение потребностей, интересов к творчеству.

    Вся группа представленных показателей проявляется на всех этапах творческого процесса: зарождение замысла, его развития и реализации, восприятия и анализа конечного продукта.

    Вторая группа выявляет качество способов творческих действий. В неё входят:

    • дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов, применение известного в новых ситуациях;
    • самостоятельные поиски наилучшего решения задания;
    • нахождение новых приемов решения (когда старых недостаточно), самостоятельность и инициатива в их применении, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий;
    • быстрота реакций, находчивость в действиях.

    Большинство из этих показателей проявляется в процессе деятельности, что требует от взрослого целенаправленного наблюдения за детьми, анализа их проведения, понимания внутреннего состояния, сопереживания, сочувствия, содействия им, если в этом есть необходимость.

    Третья группа – показатели качества продукции детского художественного творчества. В неё входят:

    • нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно-выразительных средств для воплощения образа;
    • индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения;
    • соответствие детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения;
    • соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

    Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детского рисунка (поделки), как выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и  с учетом специфики взаимодействия этих качеств.

    Все показатели творческого начала в деятельности детей могут быть использованы при анализе деятельности конкретного ребенка или в целом группы детей. Развитие творчества как качества личности дошкольника должно стать одной из основных задач в системе воспитания ребенка. Система обучения и воспитания детей в дошкольных учреждениях, а затем в начальной школе должна обеспечить преемственность в развитии творческих основ личности.

    На каждом возрастном этапе детства должно происходить преобразование задач, содержания, методов, форм работы с детьми с учетом и в связи со спецификой, своеобразием того или иного возрастного периода (доминирующих потребностей детей данного возраста, ведущего вида деятельности, магистральных линий развития, новообразований каждого возрастного периода).

    В дошкольный период не только в условиях игры, но и в изобразительной деятельности целенаправленно развивается фундаментальное психологическое новообразование дошкольного детства – творческое воображение. Значение творческого воображения – непреходяще, что крайне важно для последующего развития в более зрелые годы и обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека.

    Линия развития творческого мышления, воображения в условиях изобразительной деятельности как самостоятельная задача сохраняется и в начальной школе. Дошкольник познает мир в форме особых образов, через воображение, а школьник в процессе мышления – в форме абстрактных понятий.

    Преемственность в творческом развитии детей дошкольного и школьного возраста может осуществляться по двум линиям:

    1. Развитие творческого воображения, доминирующего в дошкольный период и продолжающегося развиваться в младшем школьном возрасте в разных видах и формах изобразительной деятельности.

    1. Развитие творческого мышления у школьника в рамках учебной деятельности, опирающегося на достигнутый в дошкольном возрасте уровень творческого воображения, как базовое, фундаментальное новообразование дошкольного периода жизни ребенка.

    В начальной школе, к сожалению, не учитывается опыт творческого развития детей в дошкольном возрасте и не подвергается дальнейшему развитию. Нередко учитель, не зная образовательной программы детского сада, полностью дублирует задачи, содержание изобразительной деятельности, реализуемые в дошкольном образовательном учреждении, использует методы и приемы обучения, из которых дети «выросли». Соотношение репродуктивных и креативных способов освоения ребенком изобразительной деятельности далеко не всегда является проблемой, осознаваемой и решаемой школьным учителем. Поэтому преемственность в художественном воспитании детей нередко носит внешний характер. Очень важно достижения в художественном развитии детей сохранять и развивать при последующем обучении в начальной школе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по курсу «Методика развития детского изобразительного творчества»

    Конспект урока по курсу «Методика развития детского изобразительного творчества». Тема: «Конструирование и ручной труд в детском саду»....

    НОД -КОНСПЕКТ по познавательно – речевому развитию ( образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средней группе. Тема: « Берёза – белая подруга"

    Тема: "БЕРЁЗА - БЕЛАЯ ПОДРУГА."Цель: 1.  Приобщать  детей к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического  вкуса .2.  Обогащать музыкал...

    «Методика развития детского изобразительного творчества» Лепка как вид изобразительной деятельности.

    Лепка – одна из разновидностей скульптурной техники, связанная с обработкой мягкого материала – глины, пластилина, соленого теста.Лепка это изобразительная деятельность, в процессе которой дети изобра...

    Контрольная работа по курсу «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» «Влияние цвета на выразительность детского рисунка»

    ПланВведение.Цветовое восприятие и его значение в изобразительном творчестве детей.Особенности восприятия цвета детьми и использование его в изобразительной деятельности.Уровень цветового восприятия у...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно–речевому развитию (образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средней группе детского сада, тема: «Берёза – белая подружка»

    Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно–речевому развитию (образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средне...

    Дипломная работа . ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕН-НОЕ ВОСПРИЯТИЕ, КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА.

    Дипломная работа . ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕН-НОЕ ВОСПРИЯТИЕ, КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ  ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА....

    Консультация для родителей "Детское изобразительное творчество"

    Консультация для родителей "Детское изобразительное творчество"...