«Дорога в успешную жизнь» Программа по социальной адаптации детей школьного возраста (14-16 лет)
учебно-методический материал на тему

Лаппо Надежда Владимировна

Цель программы: оказать содействие в повышении социальной компетенции воспитанников, способствующих их успешной адаптации в обществе через владения социально-психологическими знаниями и формирование основных жизненных навыков, необходимых для самостоятельной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doroga_v_uspeshnuyu_zhizn.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Дорога в успешную жизнь»

Программа по социальной адаптации детей школьного возраста (14-16 лет)

Апатитский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей имени В.Р. Булычева.

Воспитатель: Лаппо Надежда Владимировна

Подготовка воспитанников Центра к самостоятельной жизни всегда стояла острой проблемой. Федеральные законы гарантируют права сирот на материальное обеспечение, образование, профессиональную подготовку. Однако их реализация требуется кропотливой педагогической работы с воспитанниками.

Поэтому большое значение придаю повышению социальной компетентности наших воспитанников для того, чтобы выйдя из Центра, они могли жить и общаться с окружающими их людьми, чтобы они знали, как устроено общество, в котором им предстоит жить, работать, создавать семью, растить детей. Понимая всю сложность положения воспитанников, проанализировав существующие проблемы, я разработала эту программу.

Цель программы: оказать содействие в повышении социальной компетенции воспитанников, способствующих их успешной адаптации в обществе через владения социально-психологическими знаниями и формирование основных жизненных навыков, необходимых для самостоятельной жизни.

Для поэтапного формирования необходимых способностей и навыков все занятия разделены на 3 тематических блока.

I. Личностный блок.

Цели и задачи: расширить представление о себе; дать представление о мире внутренних переживаний, о личностных ценностях и уникальности каждого человека; научить осознавать собственные ресурсы; способствовать адекватной самооценке; формировать представление о социальных ролях; ознакомить с основными документами гражданина РФ.

Занятия: 1. Представление о себе.

                 2. Мой внутренний мир.

                 3. Ценности личности.

                 4. Мои ресурсы.

                 5. Я глазами других.

                 6. Документы.

II. Коммуникативный блок.

Цели и задачи: формировать навыки эффективного общения (вербального и невербального); дать представление о коммуникативных барьерах и путях их преодоления; обучить навыкам уверенного поведения в общении; формировать представление о сети социальной поддержки и навыки дружеских отношений; рассмотреть значение конфликтов и формировать навыки бесконфликтного общения; рассмотреть понятие стресса и выработать навыки борьбы со стрессом; познакомить с понятием "толерантность".

Занятия:  1. Как мы общаемся без слов.

                  2. Как мы разговариваем.

                  3. Барьеры по пути к общению, манипуляции.

                  4. Что такое уверенное поведение? Общение без манипуляций.

                  5. Поддержка. Дружба.

                  6. Взрослые и подростки.

                  7. Конфликты и как им противостоять.

                  8. Стресс и как им управлять.

                  9. Толерантность.

                  10. Я и другие.

III. Мир, в котором я живу.

Данный блок состоит из 10 блоков по следующим направлениям.

1. Я взрослею.

Цели и задачи: расширить представление о взрослении — баланс возможностей и ответственности (ГК РФ); расширить представления о гендерных ролях; формирование ответственного отношения к жизни; помочь понять и принять чувства, связанные с взрослением; выработка навыка противостояния манипуляциям.

Занятия: 1. Взросление.

                 2. Два мира.

                 3. Непростые ситуации.

                 4. Мой выбор.

                 5. Какие мы подростки XXI века?

2. Семья.

Цели и задачи: помочь осознать и принять свой опыт проживания в семье; помочь осознать значение семьи в жизни человека; дать возможность представить себя в воображаемом семейном будущем; дать представление о нормах и правилах жизни людей за стенами Центра; формировать представление о семье и браке, знакомство с Семейным кодексом РФ; способствовать осознанию важности предстоящий роли родителя и мере ответственности (Конвенция о правах ребенка); дать представление о конфликтных ситуациях в семье, о путях их решений; формировать позитивный образ семьи в жизни человека.

Занятия: 1. Откуда я родом?

                 2. Зачем нужна семья?

                 3. Родня.

                 4. Быть отцом (матерью).

                 5. Можно ли жить без ссор и скандалов?

                 6. Секреты семейного счастья.

                 7. «Какого на дому – такого и самому».

3. Досуг.

Цели и задачи: актуализировать опыт проведения свободного времени (способы проведения досуга, сознательное отношение к планированию свободного времени); формировать навык организации досуга (умение просить и оказывать поддержку); формирование умения планирования и проведения досуга.

Занятия: 1. Мой досуг.

                 2. Праздник.

Практикум «Дом творчества (спорткомплекс)».

4. Профориентация и трудовая деятельность.

Цели и задачи: расширить представление о мире профессий; актуализировать знания о способах поиска информации, связанной с выбором профессии; дать представление о том, как выбирать профессию (понятие способности); помочь детям осознать собственные способности; познакомить с классификации профессий; мотивировать на получение образования (дать представление о связи с собственных потребностей с получением образования); формировать навык поиска работы; дать представление о "ловушках", встречающихся при поиске работы; дать представление о документах, необходимых для поиска работы и трудоустройства ( правовые аспекты, резюме и др.).

Занятия: 1. Мир профессий.

                 2. Выбирая профессию, выбираешь образ жизни.

                 3. Мои желания, мои возможности.

                 4. Учиться?

                 5. Ищу работу!

5. Финансовая система.

Цели и задачи: дать представление о денежных средствах; дать понятие о том, что такое бюджет; формировать умение распоряжаться деньгами (доход/расход); познакомить с новыми финансовыми документами и понятиями; познакомить с работой Сбербанка.

Занятия: 1. Деньги.

                 2. Бюджет.

                 3. Счета.

Практикум: 1. Экономия в домашнем хозяйстве.

                       2. Сбербанк.

6. Потребительская среда.

Цели и задачи: дать представление о товарах и услугах (понятия товар, услуга, кредит, рассрочка); дать общее представление о потребительской сфере ( понятия "гарантийный срок", "срок годности"); формировать умение совершать покупки.

Занятия: 1. Товары и услуги.

                 2. Добро пожаловать в реальный мир.

Ролевая игра: «Книга жалоб и предложений».

7. Жилищно-бытовая система.

Цели и задачи: дать представление об основных правах и обязанностях нанимателей и собственника жилья (понятия "договор", "ордер", "договор безвозмездного пользования"); формировать ответственное отношение к своему жилью; дать представление о жилищных организациях; формировать навык взаимодействия с жилищными организациями.

Занятия: 1. Получаю жильё.

                 2. Жилищные организации.

Познавательно-развлекательное мероприятие: "В нашем доме поселился замечательный сосед".

8. Система социального обеспечения.

Цели и задачи: расширить представление о системе социального обеспечения; познакомить с видами государственной помощи и системой льгот; формировать навык обращения в организации системы социального обеспечения; познакомить с организацией ЦСО; дать опыт взаимодействия с этой организацией.

Занятия: 1. Система социального обеспечения.

                 2. Организации системы социальной защиты.

Практикум «Посещение ЦСО».

9. Здравоохранение.

Цели и задачи: формировать ответственное отношение к своему здоровью; акцентировать внимание на жизненной важности забота и здоровье; дать представление о симптомах некоторых наиболее распространённых заболеваний; дать представление о медицинских учреждениях и их назначении; учиться ответственно относиться к лечению.

Занятия: 1. Моё здоровье.

                 2. Больницы, поликлиники, диспансеры, медицинское страхование,

                     аптеки.      

                 3. Практическое. Социальные роли «врач – больной».

Круглый стол «Медицинский всеобуч».

Практикум: «Посещение поликлиники».

10. Правоохранительная система.            

Цели и задачи: актуализировать знания об основных документах, регулирующих права и обязанности граждан; формировать ответственное поведение; познакомиться организацией ОВД; научить общаться по интересующим вопросам в разные отделы организации, научить получать информацию со стендов.

Занятия: 1. Правила и законы.

                 2. Мои права и обязанности.

                 3. Я, человек и гражданин.

После завершения каждого блока проводится итоговое мероприятие, итоговая диагностика, где ребёнок должен сам определить, какую позицию занимал лично он до участия в данной части проекта и после.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

социальная адаптация детей младшего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Детство – страна удивительная. В ней все возможно, все по­зволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемо­гущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и за­нимательным. ...

Методы ОТСМ – ТРИЗ – РТВ как средство социальной адаптации детей дошкольного возраста

В детстве закладывается основа личности человека и его судьба. По мнению учёных, в настоящие время всё чаще наряду с детьми с уравновешенной психикой, гармоничным характером встречаются дети эмоционал...

Консультация для педагогов. Тема: «Использование авторской педагогической технологии Н.П.Гришаевой «Рефлексивный круг» («Утренний круг» и «Вечерний круг») для успешной социальной адаптации детей дошкольного возраста»

Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед воспитателями ДОУ– это помочь...

Консультация «Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы межличностных отношений детей дошкольного возраста»

Консультация  «Социальная адаптация детей дошкольного возраста.Проблемы межличностных отношений детей дошкольного возраста»...