ИКТ как форма взаимодействия ДОУ и семьи
статья на тему

Семуха Юлия Петровна

Формы взаимодействия ДОУ и семьи с помощью ИКТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Секция 7. Семья как субъект образовательного процесса.

ИКТ как средство взаимодействия ДОУ с семьей.

Семуха Юлия Петровна

Воспитатель ГБДОУ №67 Красногварейского района

Несмотря на то, что современные родители очень заняты, и часто ребенок проводит большую часть времени в стенах детского сада, роль семьи в воспитании и в обучении ребенка сложно преувеличить.

Система дошкольного образования на сегодняшний день имеет широкий спектр форм взаимодействия семей воспитанников с  дошкольным учреждением. К таковым относятся:

  • информационные стенды;
  • выпуск газеты ;
  • родительские собрания;
  • экскурсии;
  • совместные досуги;
  • участие родителей в конкурсах, выставках.

            На основании закона «Об образовании в Российской Федерации» общее образование должно соответствовать современным требованиям, предъявляемым к реализации системы образования. Поэтому дошкольному образованию, как части общего образования, необходима информатизация. ИКТ начинают занимать свое определенное место в пространстве дошкольных учреждений. Кроме несомненной пользы в непосредственном образовательном процессе, ИКТ набирает все большую популярность во взаимодействии детского сада с семьями воспитанников.

Как было выше сказано, современные родители воспитанников очень заняты, но в то же время они хотят быть постоянно осведомлены о жизни своего ребенка в детском саду, о его успехах и достижениях; быть компетентными в вопросах организации обучения и воспитания в дошкольном учреждении. И в этом вопросе ИКТ имеет ряд неоспоримых преимуществ:

 - доступ родителей к информации занимает минимум времени:

 - обеспечивается индивидуальный подход к родителям;

 - возможность демонстрации любых документов, отчетов, фотоматериалов;

 - обеспечение диалога воспитателя с родителями группы;

 - оперативность получение информации:

 - конфиденциальность информации.

Целью активного использования ИКТ в работе с родителями является повышение эффективности взаимодействия ДОУ с семьей воспитанников.

Задачи, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели:

 - создание условий для эффективного использования ИКТ в ДОУ;

 - интегрировать ИКТ в систему взаимодействия ДОУ и семьи;

 - повышать информационно-коммуникативную компетенцию всех участников образовательного процесса.

Основные средства   ИКТ, используемые в  детском саду:

- компьютер

- мультимедийный проектор

- видеомагнитофон

- телевизор (Применяя TV + DVD плеер +компьютер+ мультимедийный проектор родители могут помочь воспитателю в создании коллекции познавательных фильмов и мультфильмов.)      

- принтер

- магнитофон (Воспитатель может дать рекомендации по использования аудиомагнитофонов для прослушивания сказок (сказкотерапия) и классической музыки (музыкотерапия).

- фотоаппарат

- видеокамера (используют воспитатели и родители для создания видеофильмов (праздники, прогулки, открытые занятия и др.)

Практические цели использования ИКТ в его работе с родителями и воспитанниками:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Формы взаимодействия ДОУ и семьи с использованием ИКТ:

  • Создание электронного Портфолио педагогов ДОУ и воспитанников;
  • Создание программно – методических средств для компьютерной поддержки разделов программы воспитания и развития дошкольников в ДОУ; 
  • Создание интегрированного банка информации (комплект электронных консультаций для родителей по вопросам образования и воспитания детей дошкольного возраста.);
  • Создание Медиотеки (электронная библиотека, фотоальбом, видиотека) – фонд книг, пособий, видеофильмов, а также техническое обеспечение для создания и просмотра фонда.
  • Создание Электронного колсалтинга - деятельность, заключающаяся в профессиональном консультировании по электронной почте, проведении опросов, предоставлении тематической информации. (цель колсалтинга – помочь в достижении цели, решении задач и проблем). По электронной почте родителям рассылается текущая информация: срочные новости группы, сведения об индивидуальном развитии ребенка, результаты диагностик, приглашения на родительские собрания и другие мероприятия, рекомендации по воспитанию и обучению дошкольников, фотографии детей в детском саду и др. Преимущества использования электронной почты в том, что до сведения родителей можно доносить огромный объем информации, осуществить индивидуальное взаимодействие с семьей.
  • сайт детского сада;
  • сайт группы. Создание сайта группы, на котором каждый родитель может узнать расписание занятий, мероприятия, время встречи воспитателя с родителями и многое другое. На форуме сайта родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного процесса в группе.
  • сотовая связь;
  • газета группы,
  • редакционно – издательская деятельность: электронная газета, журнал;
  • электронная рекламная деятельность;
  • использование личной веб-страницы. На личной веб-странице воспитателя в сети Интернет размещаются преимущественно консультационные материалы по разным направлениям в развитии детей: возрастные особенности, советы специалистов, рекомендации воспитателя, электронная газета группы и др. Пользуются веб-страницей чаще те родители, которые по разным причинам недостаточно внимания уделяют прочтению наглядного материала в родительском уголке, а предпочитают находиться у компьютера дома.

            Безусловно, взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников через ИКТ  не противопоставляет и не исключает традиционные формы работы с семьей через непосредственное «живое общение», а скорее обогащает и дополняет их, учитывая современные реалии жизни.

Взаимодействие с родителями на основе ИКТ-технологий - инновационный ресурс, который позволяет оперативно устанавливать обратную связь с семьей, расширяет возможность оказания различным категориям семьи своевременной многопрофильной помощи, психолого-педагогической поддержки и сопровождения.

Данная работа ведет к обновлению форм и методов взаимодействия детского сада с семьей, повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах использования информационно – коммуникативных технологий, публичности и открытости воспитателя группы и ДОУ в целом, обоюдной готовности детского сада и семьи к решению актуальных проблем воспитания дошкольников. Целенаправленное системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием ИКТ позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи.

Таким образом, успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения

    Заключение

Без использования информационных технологий  и ИКТ в современном образовательном процессе невозможно достичь высоких показателей и ключевой взаимосвязи с семьей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: "Родительская газета, как форма взаимодействия ДОУ и семьи"

Цель газеты: • обеспечить психолого-педагогическое информирование родителей;• способствовать  формированию  нового  менталитета  родителей  как воспитателей и изменить саму с...

Консультация для воспитателей.Формы взаимодействия ДОУ и семьи по формированию педагогической культуры родителей

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Использование различных мет...

Формы взаимодействия педагогов с семьей ребенка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями

Презентация раскрывает особенности форм работы с родителями в специальном  дошкольном образовательном учреждении....

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи

Взаимодействие педагога и родителей в воспитаниии ребёнка....

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».

В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...

выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"

quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...