Развитие специальных способностей дошкольников
методическая разработка на тему

Грибова Наталья Геннадьевна

Исследование специальных способностей дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gribova_n.g.4_1_1.docx152.76 КБ

Предварительный просмотр:

 РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….

3-5

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………

6-19

  1. Характеристика специальных способностей у дошкольников..

6-9

  1. Способности к изобразительной деятельности………………..

9-12

  1. Развитие художественных способностей у дошкольников. Пути достижения художественно-изобразительных способностей у детей дошкольного возраста………………….

13-19

Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ  РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ……..

20

2.1. Организация и анализ исследования……………………………...

20-26

2.2. Организация работы по развитию художественно-изобразительных способностей и анализ ее эффективности………...

26-30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………

31-33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………

34-35

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время можно отметить повышенный интерес к развитию специальных способностей у детей дошкольного возраста, позволяющий рассматривать  ребенка как естественный ресурс развития общества.

 Развитию специальных способностей посвящено немало работ, однако в современной психологической науке данный феномен не имеет однозначной интерпретации.

До рубежа XIX и XX веков в психологии и педагогике было распространено мнение, что способности - это высокий уровень владения знаниями, умениями и навыками, обеспечивающий человеку определенный уровень успешности выполнения различных видов деятельности. Такое понимание способностей отчасти является употребляемым и в настоящее время. Действительно, высокий уровень сформированности перечисленных характеристик во многом обеспечивает успешность деятельности. Но при таком понимании способностей нельзя объяснить, почему у разных людей в одной и той же деятельности знания, умения и навыки вырабатываются с разной скоростью и с разной успешностью. Еще в 40-х годах XX века один из классиков отечественной психологической науки С. Л. Рубинштейн  указывал на «злоупотребление» понятием «способности» в психологии, вследствие чего данное понятие было дискредитировано.  И по сей день чрезмерно широкое употребление данного термина в психологии, педагогике ведет  к   размыванию  глубинного смысла, сущности понятия «способности» [2].

Анализируя литературу, можно найти различные определения способностей, которые могут быть разделены на два основных общих направления.

 Первый подход- функционально-генетический подход к определению способностей был провозглашен Л. С. Выготским  и рассмотрен также в работах В. Д. Шадрикова, В. Н. Дружинина, Я. А. Пономарева и др. Согласно этому подходу, способности определяются как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие определённую меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций. В данном определении способности выступают как общие сущностные качества психических функций, в отличие от определений другого похода, при котором способности разделяются по видам деятельности.

Второй  подход, личностно-деятельностный, восходит к работам С. Л. Рубинштейна. С. Л. Рубинштейн определяет способность как сложное синтетическое образование, включающее в себя особенности, без которых человек не был бы способен к какой-либо деятельности, и свойства, которые способны вырабатываться только в процессе определенным образом организованной деятельности [2].

Объект исследования -  дети дошкольного возраста

Предмет исследования – проявление художественно-изобразительных способностей детей дошкольного возраста.

Гипотеза: если разработать и внедрить специальные занятия для детей  с использованием средств изобразительной деятельности в учебно-воспитательный процесс дошкольной организации, то это будет способствовать  формированию специальных способностей у дошкольников, так как данная система направлена на развитие художественно-изобразительных способностей детей дошкольного возраста.

Цель исследования – изучение художественно-изобразительных  способностей в у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать развитие специальных способностей в психолого-педагогической литературе.
  2. Рассмотреть аспект изучения специальных способностей в психологии.
  3. Изучить характеристику, виды способностей.
  4. Изучение работы по направлению «развитие изобразительных способностей» у детей дошкольного возраста

5)  Экспериментально исследовать изобразительные способности детей старшего дошкольного возраста.

          Методы исследования:

Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ, синтез, обобщение.

Эмпирические:  беседа, наблюдение, анализ полученных данных.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении обозначена актуальность, сформулирована цель, объект, предмет, задачи исследования; подобраны методы исследования.

В I главе имеется анализ научной литературы по данной теме. Раскрыта сущность понятия « специальные способности».

Во II главе представлена исследовательская работа по 3-м этапам:

1) констатирующий эксперимент;

2) формирующий;

3) итоговый.  

Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 79», старшая группа № 6 «Подсолнушки».  Количество детей - 11 человек в возрасте 5 - 6 лет.  

В заключении дана оценка  работы по формированию художественно-изобразительных способностей у детей дошкольного возраста.

В списке использованной литературы представлено 20 источников, большинство из них современные.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1.Характеристика  специальных способностей у дошкольников

В отечественной и зарубежной психологии имеются разные толкования видов и структуры способностей, но наиболее общепринятыми считаются выделение способностей по видам деятельности. Например, существуют способности к приобретению знаний, музыкальные, математические, литературные, артистические, инженерные, организаторские и множество других способностей.

Наиболее общую классификацию способностей выделяет Маклаков: общие и специальные.

Общие способности - это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним можно отнести, например, уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность.

Специальные способности — это индивидуально-психологические свойства личности, которые обусловливают возможность успеха в специальных областях деятельности. Развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Способности ребёнка формируются посредством овладения тем содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства, которые осваивает подрастающий человек в процессе обучения. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат те врождённые задатки, с которыми ребёнок появляется на свет. В действенном контакте ребёнка с окружающим его миром, в процессе постепенного освоения достижений предшествующего исторического развития человечества, совершающегося в ходе обучения, задатки — и общие у всех людей и вместе с тем у каждого человека различные — превращаются в многообразные и всё более совершенные способности.

Уже самые первые проявления задатков превращают их в элементарные, начинающие складываться способности. Вместе с тем каждая начинающая складываться способность является как бы задатком для дальнейшего развития способностей. Каждая способность, проявляясь, вместе с тем развивается, переходит на высшую ступень, а переход её на высшую ступень открывает возможности для новых, более высоких её проявлений. Роль задатков в развитии различных способностей различна. Она более значительна и специфична, например, в развитии музыканта, в даровании которого существенную роль играют специфические врождённые свойства слухового аппарата, чем в развитии способностей учёного литературоведа, историка или экономиста.

В развитии способностей у ребёнка существенным этапом является развитие у него так называемой готовности к обучению.

          Очень рано начинают развиваться у детей музыкальные способности.

Музыкальные способности многогранны. Активно развиваются в детском возрасте музыкально-двигательные способности. Разнообразны проявления одаренности в этой области (их изучали А. В. Кенеман, Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, К. В. Тарасова и др.).   В дошкольных образовательных учреждениях для развития музыкальных способностей детей созданы все необходимые условия .  

Под специальными способностями  понимается система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например  литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т. п.; это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов. Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом.

Таким образом, способности в контексте рассмотренного выше подхода выступают в качестве индивидуально-психологических свойств, необходимых для успешного выполнения деятельности (одного или нескольких ее видов). Именно этот подход и закрепился как наиболее общеупотребительный в отечественной психологии [9].

Выделяют следующие виды специальных способностей:

· учебные и творческие: Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, умений и навыков. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности. С этой точки зрения различают, например, способности к усвоению, изучению математики и творческие математические способности.

· умственные и специальные: Общие умственные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности; эти способности отвечают требованиям, которые предъявляют не одна, а целый ряд, широкий круг относительно родственных деятельностей. К общим умственным способностям относят, например, такие качества ума, как умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенное внимание. Специальные способности – это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой-нибудь одной определённой деятельности - музыкальной, художественно-изобразительной, математической, литературной, конструктивно-технической и т.д. Эти способности также представляют собой единство отдельных частных способностей.

математические

· конструктивно-технические

· музыкальные

· литературные

· художественно-изобразительные

· физические способности

· парапсихологические (экстрасенсорные)

Среди специальных способностей выделяют и литературные способности. Литературные способности являются сложным видом способностей. В совокупности психических свойств, определяющих успех в литературной деятельности, особо значимую роль имеют поэтическое восприятие действительности, наблюдательность, образное мышление, творческое воображение, образная память, точный и выразительный язык. Активное развитие литературных способностей относится к более позднему периоду (школьный возраст).

Художественно - изобразительные способности представляют собой сложное комплексное образование, включающее в свою структуру ряд необходимых и специфических способностей. Отечественные психологи В. И. Кириенко, Е. И. Игнатьев и др. отмечают среди них в первую очередь «остроту видения», целостное, ясное восприятие, яркое воображение, зрительную память, точные (согласованные) движения рук. В своем рисунке, лепке, аппликации ребенок отражает не только окружающую действительность, но и свое отношение к ней. Вот почему когда речь идет о развитии изобразительных способностей, предполагается активное развитие не только глаза и руки, но и эмоциональной отзывчивости ребенка.

1.2. Способности к изобразительной деятельности 

Применительно к изобразительной деятельности важно выделять содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае возможна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности.

Попытка определить содержание способностей к изобразительной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. В отличии от содержания способностей другим видам деятельности, содержание, структура этих способностей в определенной степени раскрыты и представлены в психолого-педагогической литературе.

Изобразительное творчество - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образах. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.

Сочетание двух функций в художественном образе - изображение и выражение - придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.

В.И. Кириенко рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия, а именно:

способность воспринимать объект в сочетании всех его свойств как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут наблюдаться. Например, увидев в окне только голову человека, мы не воспринимаем ее как отдельную от туловища (целостность восприятия);

-способность оценивать в рисунке отклонения от вертикальных и горизонтальных направлений;

-способность оценивать степень приближения данного цвета к белому;

-способность оценивать перспективные сокращения.

Однако выделенные способности позволяют сформировать только более или менее точное представление об изображаемом предмете и не дают возможности изобразить его. И тем более способности такого рода не позволяют создать выразительный творческий образ.

Б.С. Кузин выделяет только ведущие и опорные свойства способностей к изобразительному творчеству. При этом ведущими свойствами он считает не только творческое воображение, но и мышление, обеспечивающее отбор главного, существенного в явлениях действительности, обобщение художественного образа, зрительную память, эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, целенаправленность и волю, а опорными - природную чувствительность зрительного анализатора, позволяющую точно передавать форму, пропорции, светотеневые отношения и т.п., сенсорномоторные качества руки рисующего.

В исследованиях Т.О. Комаровой по проблеме сенсорного воспитания дошкольников были изучены взаимосвязи сенсорного воспитания и обучения детей изобразительной деятельности, представлено содержание, доказана возможность развития ряда их сенсорных способностей, и свойств личности. По существу, разработана структура сенсорных способностей, проявляющихся и формирующихся в изотворчестве в условиях развивающего обучения детей:

-способность целенаправленного аналитико-синтетического восприятия изображаемого предмета;

-способность формирования обобщенного представления, отражающего признаки и свойства многих предметов, которые могут быть переданы в изображении;

-способность создания изображения предмета на основе имеющегося представления согласно материалу, технике и изобразительным возможностям данного вида деятельности;

-способность совершать комплекс движений под контролем зрения;

-способность восприятия, создаваемого и законченного изображения и сенсорной оценки его согласно имеющему представлению;

-способность создания изображения на основе оперирования представлениями, т.е. привлечение накопленного ранее сенсорного опыта и преобразование его при помощи воображения.

Хотя эти способности названы автором «сенсорными», анализ из содержания показывает, что доминирующая способность восприятия сочетается со способностью мышления, памяти, представлений, воображения. Следовательно, в реальной деятельности все способности находятся в сложном системном сочетании, которое определяется целями и задачами изобразительной деятельности [1].

Позднее Т.С. Комарова отметила ручную умелость как своеобразную сложную сенсомоторную способность, которую можно и нужно формировать в дошкольном возрасте. В структуре этой способности выделяются три компонента:

-техника рисования (способы правильного держания карандаша, кисти и овладение рациональными приемами их использования, овладение техникой линии, штриха, пятна).

-формообразующие движения (движения, направленные на передачу формы предмета).

-регуляция рисовальных движений по ряду качеств (темп, ритм, амплитуда, сила нажима.): плавность движений, непрерывность, удержание направления движений по прямой, дуге, окружности, умение изменять направление движения под углом, переход от одного движения к другому, умение подчинять движения соразмерению отрезков по длине изображений или их частей по величине.

Развитие всех движений влияет на формирование личностных качеств, таких как – настойчивость, самостоятельность, дисциплинированность, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность и др.

 

  1. Развитие художественных способностей у дошкольников

В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности, прежде всего художественные. Дошкольное детство, как никакой другой возрастной период, создаёт благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включён во всё многообразие художественных видов деятельности. Он поет, танцует, лепит, рисует. У ребёнка дошкольного возраста проявляются такие способности, как изобразительные, декоративно-прикладные, включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные, которые составляют мелодический и ритмический слух, чувство лада; театрально-речевые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мимики.

Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Об этом свидетельствует большое количество публикуемых статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (мышления, внимания, памяти, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей (перцептивных, интеллектуальных, творческих, мнемических, познавательных, моторных) и специальной направленности (математических, конструкторских, музыкальных, изобразительных).

При всем многообразии тематик можно выделить две основные тенденции, Характеризующие творческое развитие проблемы развития способностей дошкольников и ее выход в практику: первая связана с исследование отдельных способностей и психических процессов, с внедрением в систему дошкольного образования специальных тренинговых программ по их развитию (развитие памяти, речи и т.д.); вторая – с интеграцией отдельных видов способностей в подсистеме (умственные способности, художественные, эстетические) и разработкой комплексных методов их развития.

Соответственно различается и практическая реализация этих подходов.

Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, В.И. Киреенко, Т.С. Комарова, Н.В. Рождественская и др. Известны исследования в этой области Г.Г. Григорьевой, Н.А. Дудиной, Т.В. Лабунской, Т.Я. Шпикаловой и др.

Однако практический аспект реализации задачи развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна изменяться технология работы педагогов.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, установить связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфическими видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.

Эта проблема актуальна, и она подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста, что способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию.

  1. Пути достижения художественно-изобразительных способностей у детей дошкольного возраста

Выявление способностей у детей и правильное их развитие - одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей, психического развития, условий воспитания и других факторов.

Развитие способностей у детей к изобразительному искусству только тогда принесет свои плоды, когда обучение рисованию и другим видам осуществляется педагогом планомерно и систематически. Иначе это развитие пойдет случайными путями, и изобразительные способности ребенка могут остаться в зачатом состоянии.

Развитие способности изображения в первую очередь зависит от воспитания наблюдательности, умения видеть особенности окружающих предметов, сравнивать их, выделять характерное. При этом нельзя не учитывать возраст детей и, следовательно, требовать сложного сюжетного построения от 3-4 летнего малыша, если даже начать обучение очень рано. Его мышление не достигло еще нужного уровня для решения такой задачи, которую старший дошкольник при соответствующем обучении решит легко.

Но известно, что дети одного возраста могут находиться на разных ступенях развития. Это зависит и от воспитания и от общего развития ребенка. Педагог не должен об этом забывать, т.к. индивидуальный подход к ребенку - одно из главных условий успешного воспитания и обучения.

Педагогика рассматривает развитие ребенка не как простой количественный процесс роста, а как качественные изменения его физических и психических особенностей под влиянием воздействия окружающего мира, в первую очередь воспитания и обучения.

Доизобразительный период в развитии способностей. Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребенка впервые попадает изобразительный материал - бумага, карандаш, мелки, кубики. В педагогической литературе этот период носит название «доизобразительный» т.к. здесь еще нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что - то изобразить. Этот период играет большую роль в дальнейшем развитии изобразительных способностей. Ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм.

Если материал попадает впервые в руки детей 5-6 лет и 2-3 лет, то конечно, у старших ребят быстрее возникает замысел, т.к. опыта у них в познании окружающего мира больше. Самостоятельно немногие дети могут овладеть всеми доступными им движениями и нужными формами. Воспитатель должен вести ребенка от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей. Дети путем ассоциаций учатся находить сходство в простейших формах и линиях с каким-либо предметом. Такие ассоциации могут возникнуть у них непроизвольно, когда кто-нибудь из ребят замечает, что его штрих или бесформенная масса, глины напоминает знакомый предмет.

Обычно ассоциации у ребенка неустойчивы: в одном и том же рисунке он может увидеть разные предметы.

Ассоциации помогают перейти к работе по замыслу. Одним из путей такого перехода является построение той формы, которая получилась у него случайно. Узнав в начерченных линиях какой-либо предмет, ребенок сознательно рисует еще раз, желая вновь изобразить его. Такой рисунок начинает говорить о новом, более высоком этапе в развитии изобразительных способностей, т.к. он появился в результате замысла.

Иногда может быть не полное повторение всего изображения, а добавление к ассоциированной форме каких - либо деталей: рук, ног, глаз – человеку, колес - машине и т.п.

Большая роль в этом процессе принадлежит воспитателю, который, задавая вопросы, помогает ребенку создать изображение, например: «Что ты нарисовал? Какой хороший круглый мячик! Нарисуй еще такой же» [15].

Изобразительный период в развитии способностей.

С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период в развитии способностей. Деятельность приобретает творческий характер. Здесь могут быть, поставлены задачи систематического обучения детей.

Первые изображения предметов в рисунке, лепке очень простые, в них отсутствуют не только детали, но и части основных признаков. Объясняется это тем, что у маленького ребенка еще мало развито аналитико-синтетическое мышление, а следовательно, и четкость воссоздания зрительного образа, мало развита координация движений рук, нет еще технических навыков.

В более старшем возрасте при правильно поставленной воспитательно-образовательной работе ребенок приобретает способность передавать основные признаки предмета, соблюдая характерную для них форму.

В дальнейшем с накоплением детьми опыта, овладением изобразительными умениями перед ними можно поставить новую задачу - научиться изображать особенности предметов одного вида, передавая основные признаки, например: в изображении людей - разницу в одежде, чертах лица, в изображении деревьев - молодое дерево и старое и т.д.

Первые работы детей отличаются диспропорцией частей. Объясняется это тем, что внимание и мышление ребенка направлены только на ту часть, которую он изображает в данный момент, без связи ее с другой, отсюда ее несоответствие пропорциям. Он рисует каждую часть такого размера, чтобы на ней уместились сразу все важные для него детали. Постепенно под влиянием общего развития и обучения у ребенка появляется способность относительно правильно передавать пропорциональные отношения между предметами и их частями [15].

Иногда дети сознательно нарушают пропорции, желая передать свое собственное отношение к образу. Например, командир, идущий впереди, в два раза ваше солдат. Это не значит, что дети уже овладели изобразительными навыками и могут работать самостоятельно. В этом сознательном нарушении пропорций делается первая попытка к творчеству, к созданию образа.

На первых ступенях развития изобразительных способностей ребенок не задумывается над расположением предметов. Он размещает их на своем пространстве листа независимо от логической взаимосвязанности.

Определенное расположение все предметы приобретают тогда, когда их связь заранее определена содержанием. Например, дом, около него растет дерево. Для объединения предметов появляется земля в виде одной линии (иногда над первой линией ребенок рисует вторую, чтобы уместитъ больше предметов).

Таким образом, старшие дошкольники, пройдя ряд изобразительных этапов, начинают пытаться изобразить предметы и явления более реалистично, передавая правильно форму, пропорции, цвет, расположение предметов [15].

На своеобразие проявления изобразительных способностей у детей большое влияние оказывает окружающая среда ребенка, условия его воспитания и обучения.

Психологами выявлено, что ребенок чаще изображает в своих рисунках условия окружающей среды, в которой он растет, то, что он видит вокруг. Например, ребенок, растущий в неблагополучной семье, в рисунках изображает только отца, прогулки с ним и т.п., т.к. мать уделяла меньше внимания, чем отец или вообще его не уделяла.

Другое важнейшее условие для развития у детей изобразительных способностей - организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально - интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

Вывод по 1 главе

Если выделить суть понятия «способности», раскрытую в разнообразных их определениях, встречающихся в литературе, то можно дать понятию «способности» обобщенное определение: способности - это синтез свойств личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокий уровень достижений в ней, успешность, легкость и быстроту выполнения деятельности.  

Данная точка зрения была и остается наиболее точным и общепринятым пониманием термина «способности» в отечественной психологии на сегодняшний день. Выделенное выше содержание понятия «способности», восходит к точке зрения С. Л. Рубинштейна. Именно он говорил о том, что «всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности. Способности определяются не только своей связью с определенными видами деятельности, прежде всего - это личностные психические свойства, обусловленные индивидуальным своеобразием склада личности.

Таким образом, создание изложенных выше условий развития у детей изобразительных способностей вполне по силам любому педагогу, доступно любому учреждению. Необходимо только понимать: художественное восприятие остается действительно эстетическим, если оно доставляет эстетическое наслаждение.

Учет индивидуальных особенностей ребенка - одно из основных условий развития изобразительных способностей в процессе обучения. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребенка в этот день.

Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ  РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  

2.1 Организация и анализ исследования

Для выявления и развития художественно-изобразительных способностей помощью рисования у детей 5-6 лет была проведена исследовательская работа на базе МБДОУ «Детский сад № 79» города Иванова, в старшей группе №6 «Подсолнушки»».

В этой возрастной группе дети переживают период активного рисования, их работы отличаются схематичностью изображения предметов.

У некоторых детей проявляются способности в рисовании. Дети рисуют с желанием и глубоким удовольствием.

Но у детей нет навыков владения. Дети создают много рисунков, особенно любят рисовать карандашами и фломастерами. Рисунки разнообразны по содержанию. Дети рисуют к разным фильмам, книгам, но их рисунки не могут отличаться статичностью, динамичностью и выразительностью, сюжеты и содержание часто повторяются. Цветовая гамма однотипна. У детей изображение стандартное и не отличается своеобразием.

Во время исследовательской работы были использованы следующие методы:

  1. диагностика – обследования ребенка в целях определения индивидуальных особенностей; способностей, личностных черт,
  2. анализ продуктов деятельности – один из методов психологии, детская психология изучает рисунки, стихи, аппликации, конструирование, другие продукты деятельности ребенка;
  3. наблюдение – один из основных эмпирических методов психического исследования,  

Целью проведения исследовательской работы является изучение  художественно- изобразительных способностей у детей 5-6 лет.

Для проведения исследовательской работы были разработаны цикл занятий развлекательного характера с использованием материала в нетрадиционных техниках.

В специальной литературе были подобраны критерии оценивания уровней развития художественно-изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Констатирующий эксперимент

Цель: выявить уровень развития художественно-изобразительных способностей детей старшей группы.

Для реализации поставленной цели в ходе проведения констатирующего эксперимента решались следующие задачи:

1) Выбрать и провести методику исследования уровня сформированности художественно-изобразительных способностей  данной группы детей

2) Проанализировать полученные данные и определить уровень сформированности художественно-изобразительных способностей  у детей старшего дошкольного возраста.

В исследовании принимали участие дети шестилетнего возраста, в количестве 11 человек.        

В обследования  были использованы следующие методики:

1.        Методика «Круги»

2.        Методика «Незаконченные рисунки»

При  использовании методики обследования были соблюдены следующие требования:

- доступность;

- четкость, лаконичность инструкций;

- доступный темп предъявления задания;

- соответствие предоставленного материала возрасту детей;

- единообразие условий проведения эксперимента для всех детей.

Методика «Круги»

Автор: Е.М. Торошилова, Т.В. Морозова

Цель: выявить  художественно-изобразительную способность ребенка к продуцированию множества разнообразных графических образов

Ход обследования: ребенку предлагают на бланке нарисовать как можно разнообразных и необычных предметов. Поясняют, что рисовать можно как внутри круга, так и вне его; использовать для рисунка один, два или более кругов для одного рисунка.

Результаты исследования занесем в таблицу

Ф.И.

ребенка

показатели

Всего баллов

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

Даша М.

2

2

2

2

2

2

2

14

средний

Никита Л.

1

1

2

2

2

2

1

11

средний

Ульяна К.

2

2

2

2

2

3

2

15

высокий

Аня У.

2

2

2

2

2

2

2

14

средний

Матвей Б.

2

2

2

2

2

1

1

12

средний

Матвей К.

2

2

1

2

1

2

1

11

средний

Ваня П.

1

1

2

2

1

1

2

10

средний

Алина Л.

2

2

2

2

2

3

2

15

высокий

Олеся Л.

1

1

1

1

1

1

1

7

средний

Ярослав Б

2

1

1

1

1

2

1

9

средний

Милана К

2

1

2

1

2

1

1

10

средний

Показатели

1-общее количество рисунков (до 5 рисунков – 1 балл, 6-10 рисунков – 2 балла, 11-15 рисунков – 3 балла)

2-степень разнообразия рисунков

3- неординарность изображений

4- тщательность разработки, детализация

5- реалистичность рисунков

6- способ построения изображений

7-композиция

По сумме баллов определим уровень выраженности художественно-изобразительной способности  по следующей шкале: низкая 0-6 баллов; средняя 7-14 баллов; высокая 15-21 баллов. Высокий уровень является показателем характеризующим художественно-изобразительные способности ребенка.

Из данных исследования можно сделать вывод, что  высокий уровень художественно-изобразительных способностей  преобладает у 2 детей. У остальных детей в количестве 9 человек преобладает средний уровень способностей, из них 2 детей с риском получить низкий уровень способностей. В ходе диагностирования у детей возникли трудности с такими задачами, как способ построения рисунка, создание композиции и реалистичность рисунка.

Тест «Незаконченные рисунки»

Автор: Я.Л. Коломенского и Е.А. Панько

Цель: выявить невербальные творческие способности, уровень изобразительных способностей, активность процесса воображения.

Коломенский Я.Л. и Панько Е.А. предлагают в качестве исходного шаблона использовать 10 окружностей, расположенных в два ряда друг под другом на листе А4.  

Материалы: лист А4, карандаши цветные и простой, ластик.

Инструкция: «Незнайка начал рисовать и забыл закончить рисунок. Давайте поможем ему дорисовать, когда закончите, придумаете cвоему рисунку название, я его подпишу.»

Оценивание: задание оценивается по следующим показателям:  

Беглость - количество задействованных элементов.

Разработанность - количество значимых деталей

Оригинальность:  

0 б. - ребенок не дорисовывает шаблон, а рисует рядом что-то свое.

1 - Ребенок дорисовывает фигуру так, что получается изображение отдельного предмета, но изображение контурное, лишено деталей.

2  -  изображен объект, но с разнообразными деталями.

3  - изображен отдельный объект, но включен в воображаемый сюжет.

4 - изображается несколько объектов по воображаемому образцу.

5 - на основе шаблона рисуется картина и эта фигура, как один из  второстепенных элементов включается в воплощаемый ребенком образ.

Данные исследования занесем в таблицу

Показатели

Задания

Ф.И., возраст детей (5-6 лет)

Д

А

Ш

А

М.

Н
И
К
И
Т
А


Л,

У
Л
Ь
Я
Н
А


К.

А
Н
Я

У,

М
А
Т
В
Е
Й

Б.

М
А
Т
В
Е
Й

К,

В
А
Н
Я

П.

А
Л
И
Н
А

Л,

О
Л
Е
С
Я

Л.

Я
Р
О
С
Л
А
В

Б.

М
И
Л
А
Н
А

К.

Количество баллов

1

+

+

2

+

+

+

3

+

+

+

+

4

+

+

5

Уровень

с

с

с

в

н

с

с

в

с

с

н

Уровень способностей  определяется по следующей схеме: 1-низкий; 2-3 средний; 4-5 высокий

По результатам исследования мы видим, что 2 детей находятся на низком уровне, 7 воспитанников получили средний уровень и 2 детей высокий.

        Два  ребенка на низком уровне сформированности художественно-изобразительных способностей. Они испытывают трудности в самостоятельном выполнении заданий,  не уверены в себе.

Диаграмма констатирующего эксперимента

Выводы: Результаты, полученные при проведении констатирующего эксперимента, позволили нам выявить уровень сформированности художественно – изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста. У детей отмечается  средний уровень в формировании  художественно-изобразительных способностей.

По результатам проведения констатирующего эксперимента у детей группы отмечены следующие общие недостатки: отсутствует  выразительность созданного ребенком образа, не развиты технические умения, возникают трудности в  изображании несколько объектов по воображаемому образцу

По итогам результатов обследования художественно-изобразительных способностей, можно сделать вывод о том, что уровень сформированности художественно-изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста среднего уровня.

На основании этого, мы обозначили группу № 6 «Подсолнушки»- экспериментальной группой. Проводить формирующий эксперимент, целью которого является повышение уровня сформированности художественно-изобразительных способностей, мы считаем нужным.

2.3.Организация работы по развитию художественно-изобразительных способностей и анализ ее эффективности

2 –й этап. Формирующий эксперимент.

Цель формирующего эксперимента: развитие художественно-изобразительных способностей у детей 5-6 лет с использованием разработанных методических условий.

Для проведения формирующего эксперимента был разработан специальный цикл занятий.

Цель: развитие художественно-изобразительных способностей, нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве, предоставление свободы для художественно – творческого решения.

Задачи:

1. Формирование эмоциональной атмосферы, атмосферы любви и сотоварищества

2. Прочных связей с окружающим миром, с человеком (с самим собой), привлечение личного опыта детей (эмоционального, визуального, бытового).

3. Использование метода свободного выбора в системе ограничений (содержание темы, цвета, формы, конструкции и т. д.).

4. Развитие и регулирование психических процессов и процессов познания у детей через использование дидактических и развивающих игр.

5.  Развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения.

6. Формирование знаний о названии основных и составных цветов, их эмоциональной характеристики.

7. Развитие умений изображения нескольких предметов, объединенных общим содержанием

8. Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, навыков взаимопомощи.

При проведении формирующего эксперимента были использованы занятия с данной группой детей, дидактические игры и упражнения. По данному направлению углубленно была создана предметно-развивающая среда, индивидуальная работа с родителями детей по вопросам формирования художественно-изобразительных способностей.

Дети активно приступали к работе, применяя соединение техник: аппликация из ниток, рисование нетрадиционными техниками рисования, Воспитанники были очень заинтересованы этой техникой, выполняли задания на хорошем уровне. В работе использовали различные тона и цветовую гамму для получения рисунков, имеющих разный характер. Использовался контроль, напоминание, объяснение, индивидуальный подход. Занимательность преобладала в разнообразии цветовых оттенков. Дети были активны и эмоциональны, что видно из их работ. Так же были проведены следующие упражнения: «Времена года», «Части суток», «Цветной круг», «Настроение тучек», в ходе которых было видно, что дети заинтересованы работой с  различными материалами,  умения и навыки значительно повысились. В ходе упражнений у детей развивались умения создавать художественный образ с помощью цвета, но в основном дети упражнялись в применении нетрадиционных живописных техник, способствующих эстетическому воспитанию старших дошкольников.

3 –й этап. Контрольный эксперимент

Цель: выявить уровень художественно-изобразительных способностей, выработанных в ходе формирующего эксперимента.

Итоговый эксперимент был проведен   в виде анализа  детских работ на тему  «Весна пришла».

Результаты данного исследования отражены в таблице

Художественно-изобразительные способности

Количество детей по уровням развития

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

В рисунках присутствует большое разнообразие предметов, ситуаций, людей

4

7

0

В рисунках отражает определенную идею, создает и воплощает замысел

5

6

0

Серьезно, вдумчиво и заинтересованно относится к произведениям искусства, рассматривает, задает соответствующие вопросы, высказывает свою оценку

4

7

0

Оригинален в выборе тем, сюжетов, выразительных и изобразительных средств

5

6

0

Цветовое решение работы

7

4

0

Всегда готов использовать новый материал  в работе

6

5

0

В свободное время охотно рисует, лепит, делает аппликации; при этом создает предметы, имеющие художественное значение, например украшения для дома, подарки, открытки

6

5

0

Прибегает к рисунку,  чтобы выразить свои чувства и впечатления

8

3

0

Результаты контрольного эксперимента

Проведя цикл занятий с использованием разработанных методических условий, видно, что у детей, имеющих художественно-изобразительные способности, изучаемые показатели находятся на высоком уровне, например, в рисунках отражает определенную идею, создает и воплощает замысел знание, выражение чувств и впечатлений через рисунок. А у детей со слабо развитыми художественно-изобразительными способностями, показатели находятся среднем уровне, за счет применения технологии «Проблемная ситуация», с применением нетрадиционных техник улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность через рисунок выразить свои чувства и впечатления.

Диаграмма контрольного эксперимента

Вывод по 2 главе

Результаты, полученные при проведении констатирующего эксперимента, позволили нам выявить уровень сформированности художественно – изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста. У детей отмечался средний уровень в формировании  художественно-изобразительных способностей.

На основании этого, мы обозначили группу № 6 «Подсолнушки»- экспериментальной группой и решили проводить формирующий эксперимент, целью которого является повышение уровня сформированности художественно-изобразительных способностей. В результате проделанной работы мы увидели, что у детей уровень  художественно – изобразительных способностей вырос, а именно такой критерий как способ построения рисунка, создание композиции и реалистичность рисунка, на основе шаблона рисуется картина и эта фигура, как один из  второстепенных элементов включается в воплощаемый ребенком образ.

        Из диаграммы контрольного эксперименты мы видим, что низкий уровень художественно-изобразительных способностей отсутствует . Высокий уровень достиг 27%, а средний 73% в отличии от констатирующего эксперимента, где 18% составлял низкий уровень, 64% - средний и 18% -высокий. Можно сделать вывод, что уровень художественно-изобразительных способностей имеет положительную динамику.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Развитие специальных способностей  детей дошкольного возраста  находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков. Об этом свидетельствует большое количество публикуемых статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (мышления, воображения, внимания, памяти и т.д.), так и по развитию разных видов способностей общей (перцептивных, интеллектуальных) и специальной направленности (математических, музыкальных, изобразительных и т.д.).

 Развитием художественно-изобразительных способностей занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, В.И. Кириенко, Т.С. Комарова, Н.В. Рождественская и др.

Однако практический аспект реализации задачи развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым.

          Каждый исследователь по-своему определяет специфику способностей к определенному виду деятельности.

Формирование художественно-изобразительных способностей у детей   проходят по трем этапам:

- доизобразительный;

-изобразительный;

- творческий.

Таким образом, старшие дошкольники, пройдя рад изобразительных этапов, начинают пытаться изобразить предметы и явления более реалистично, передавая правильно форму, пропорции, цвет и расположение предметов.

Для подтверждения теории была проведена исследовательская работа, целью которой является: изучение художественно-изобразительных  способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие художественно - изобразительных способностей действительно занимает важное место в психологии.  Анализируя литературу, мы сделали вывод, что изобразительная деятельность является очень важным средством, способствующим развитию специальных способностей, а именно художественно-изобразительных способностей  .

Так же, опытно-экспериментальная работа показала, что эффективное осуществление эстетического воспитания подрастающего поколения и формирование всесторонне и гармонически развитой личности в настоящее время невозможно без комплексного подхода.

Формирование  способностей остаются исходной базой и получают в последующем свое углубление и обогащение, перерастая в систему развития личности. В дошкольные годы этот процесс находит выражение в овладении сенсорно-чувственными приемами постижения художественно-изобразительных способностей, формируется эмоционально психологические установки, оценочно-вкусовые представления, осваиваются многообразные способы образно-эмоционального мышления в художественной и эстетической сферах.

В результате проделанной работы проведен анализ литературы по теме исследования; охарактеризованы особенности развития художественно-изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста; выявлены методические условия, способствующие  развитию художественно-изобразительных способностей старших дошкольников средствами изобразительного искусства; экспериментально проверена эффективность работы  формированию художественно-изобразительных способностей старших дошкольников средствами изобразительного искусства.

Все вышесказанное подтвердилось в исследовательской работе. Исследовательская работа была проведена в три этапа, на протяжении которых осуществлялись следующие цели: изучение механизмов формирования и развития  специальных способностей, а именно художественно-изобразительных способностей, а также выявление эффективности разработанных методических условий с целью повышения  формирования  художественно-изобразительных способностей.

Проведенная на практике работа, оптимизировала педагогический процесс, сделала его для детей развивающим, интересным и занимательным. Благодаря проведенной работе, исследуемые показатели повысились.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза: если разработать и внедрить специальные занятия с использованием средств изобразительной деятельности в учебно-воспитательный процесс дошкольной организации, то это будет способствовать  формированию  специальных способностей у  дошкольников, так как данная система направлена на развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

Разработанная система занятий, методические приемы по развитию у дошкольников художественно-изобразительных способностей дали положительные результаты, что свидетельствует о возможности использования их в детских садах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Артемьева, Т. И. Методологический аспект проблемы способностей  / Т.И. Артемьева. - М.: Наука, 1987. - 184 с.
  2. Бабунова Т. М.  Дошкольная педагогика. М.: Издательство Сфера, 2007. - 208  с.
  3. Богоявленская, Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей / Д. Б. Богоявленская // Психологический журнал. - 1995. - т.16. - № 5 – С. 49-58.
  4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей/ Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. -320 с.
  5. Бордовская  Н.В.  Педагогика. М.: Издательство Питер, 2011. - 304  с.
  6. Ветлугина  Н.А.  Художественное творчество в детском саду. - М.: Издательство Просвещение, 1974. - 175 с.
  7. Ветлугина  Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. - М.: Издательство Просвещение, 1978. - 207 с.  
  8. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1960. - 445 с.
  9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский: Психологический очерк. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
  10. Дружинин В. Н. Психология общих способностей /В. Н. Дружинин. - СПб: Питер, 2002. - 368 с.
  11. Ермолаева Л.Б. Психология художественного творчества / Л.Б. Ермолаева. - М.: Академический проспект, 2003.- 304 с.
  12. Зубарева  Н.М. Дети и изобразительное искусство. Натюрморт и пейзаж в эстетическом воспитании детей. - М.: Издательство Просвещение, 1969. - 111 с.
  13. Интернет ресурс: https://infourok.ru;  http://www.studfiles

  1. Кокоткина О.Д. Формирование  личности  ребёнка  в   процессе ознакомления  с  искусством  // Дошкольное воспитание, - 2004. - № 2, - с. 35 - 40.
  2. Комарова Т. С.  Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов- М.: Издательство Педагогика, 2005.-205 с..
  3. Куликова Т.А.  Дошкольная педагогика. М.: Издательство Академия, 2010. - 414  с.
  4. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Под ред.  В. А. Езикеева,  Е. В. Лебедева и др. - М.: Издательство Просвещение, 1985. - 271 с.
  5. Микляева Ю. В. Дошкольная педагогика. М.: Издательство Владос, 2008. - 264  с.
  6. Морозов, А. В. Креативная педагогика и психология / А.В. Морозов, Д. В. Чернилевский. - М.: Академический проспект, 2004. - 560 с.
  7. Нечаев Н. Н., Очеловечивание творчества: проблемы и перспективы / Н.Н. Нечаев // Вопросы психологии. - 2006. - № 3. - С. 3_25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа педагогического развития на тему "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через художественное творчество (оригами)"

Цель программы –  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бум...

"Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников"

"Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выр...

Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников

1. Актуальность проблемы. "Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, ...

Взаимодействие педагогов специалистов и воспитателей по развитию специальных способностей детей дошкольного возраста.

Творчество невозможно без усвоения определённых знаний и овладения навыками и умениями, которые ребёнок получает на специально организованных занятиях по изобразительной деятельности, а также на занят...