комплексы утренней гимнастики
методическая разработка (средняя группа) на тему

Устимчук Виктория  Александровна

подобранные комплексы утренней гимнастики и гимнастики пробуждения помогут детям активно включиться в деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksy_utrenney_gimnastiki.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГИМНАСТИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ И ИГРЫ

Комплекс утренней гимнастики (УГ). «Проснись!»

Солнце глянуло в кроватку,

Раз-два-три-четыре-пятъ.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться — три, четыре

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку!

  1. Руки вперед, вверх, вниз.
  2. Руки вверх; наклоняем туловище влево, хлопнули в ладоши над головой.
  3. Руки в стороны; упор присев, вернулись в и.п.
  4. Стоя, руки вперед. Наклонились вперед, руки назад, вернулись в и.п.
  5. Стоя, руки на поясе. Встали на одно колено, затем на оба, сели на пол и выпрямили ноги перед собой. Сгибая колени, подтянули пятки ближе к ягодицам, встали на оба колена, затем на одно; вернулись в и.п.
  6. Стоя на левой ноге, правую, согнутую в колене, вперед на всю ступню, руки на пояс. Прыгаем на месте. Через каждые 8 прыжков меняем ногу.

Зарядка

Чтоб совсем проснуться,

 Надо подтянуться.

Раз — подняться, подтянуться.

Два — согнуться, разогнуться.

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять - руками помахать.

Шесть и семь — с улыбкой встать.

Восемь - можно день начать.

Потрудились — отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Поднимает руки класс - это раз,

Повернулась голова — это два,

Руки вниз, вперед смотри — это три,

Руки в сторны пошире развернули на четыре.

С силой их к плечам прижать — это пять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили — это семь.

Тихо сели — это восемь.

Вместе с тучей золотистой

Просыпается горнист.

Голосисто-голосисто

Заливается горнист:

«На лугу трава не смята!

Солнце смотрит на реку!

На зарядку-ка, ребята!

На зарядку - ка-ре-ку!

В. Левин Комплекс упражнений УГ. «Мы — спортсмены».

1.1) Ходьба и ее разновидности.

  1. Бег и его разновидности.
  1. Упражнение на внимание.
    П.
    1) «Мы плаваем».

И.п. — о.с.        ,

Одновременные махи руками 1—4 — вперед, 5—8 — назад (усложнение: встречные махи рук — левая сверху вниз, а правая навстречу снизу вверх).

2)        «Мы — штангисты».

И.п. — о.с, ноги на ширине плеч. Наклоны (имитируем поднятие штанги).

3)        «Мы — велосипедисты».
И.п. — лежа на спине.
Имитация езды на велосипеде.

4) «Мы бегуны». И.п. — о.с.

Имитация бега на месте.

III. 1) Ходьба и ее разновидности.

  1. Бег и его разновидности.
  2. Упражнение у стены «Исправь осанку».
  3. Упражнение на мышечное расслабление.

Комплекс УГ с гантелями (1 кг)

1.1. Ходьба и ее разновидности.

  1. Бег и его разновидности.
  1. Упражнение на внимание.
    П.
    1. «Вращение головой».

И.п. — о.с, гантели в руках. 1-4 — вращение головой влево. 5-8 — вращение головой влево.

  1. «Поднимаем плечи».
    И.п. — о.с, гантели в руках.
    1-2 - подняли плечи вверх.
    3-4.— и.п.
  2. «Сгибание разгибание пальцев» (без гантелей).
    И.п. — о.с, пальцы сжать в кулак.

1-2 - разогнуть пальцы и развести как можно шире друг от друга.

3-4 — напрягая мышцы, вернуть пальцы в и.п.

  1. «Потирание рук» (без гантелей).
  2. «Вращение рук».

И.п. — о.с, гантели в руках.

1-2 — широкий круг руками спереди назад;

3-4 — то же вперед.

6.        «Поднимание рук».

И.п. - о.с, гантели в руках.

1 -2 — поднять руки через стороны вверх;        ,

3-4 — то же назад.

7.        «Наклоны туловища».
И.п. - о.с, в руках гантели.

1-2 — наклон влево, руки вдоль туловища; 3-4 — наклон вправо; руки вдоль туловища.

8.        «Сгибание разгибание стопы».
И.п. — о.с, гантели в руках.

  1. — правая нога вперед;
  2. - согнуть стопу на себя;
  3. — выпрямить стопу;

Оптимальный двигательный режим        

4 —и.п.

5-8 — то же левой ногой.

9. «Поднимание согнутой ноги».

И.п. — о.с, гантели в руках.

  1. — подняли согнутую в колене левую ногу вверх, стараясь
    коснуться коленом груди.
  2. — и.п.
  3. — то же правой ногой.
  4. —и.п.

III. 1. Ходьба и ее разновидности.

  1. Бег и его разновидности.
  2. Дыхательные упражнения.
  3. Упражнение на мышечное расслабление.

Игра «Правила гигиены»

Содержание: Все дети становятся в круг. Ведущий по очереди называет каждого, определяя ему задание:

—Что мы делаем утром, когда просыпаемся?
Игрок, выделенный ведущим, отвечает.

—Делаем зарядку, умываемся, чистим зубы. (Выполняет в движении и все повторяют его движения).

Следующий игрок выполняет следующее задание ведущего:

  • Что мы делаем перед едой?
    Ответ:
  • Моем руки... и т. д.

Упражнения для отдыха

Все умеют танцевать,

прыгать, бегать, рисовать,

но не все пока умеют

                                             расслабляться, отдыхать,

                                             есть у нас игра такая —

                                                очень легкая, простая,

                                           замедляется движение,

                                             исчезает напряжение...

                                           и становится понятно —  

                                               расслабление приятно!

Упражнения на расслабление помогают нам отдохнуть, успокоиться, сосредоточиться, чтобы с новыми силами и светлой головой снова приступить к занятиям.

     Выражение лица и эмоции биологически связаны. Доказано, что у испытуемого, который просто управляет лицевыми мускулами в соответствии с указаниями экспериментатора, отмечаются все физиологические реакции — повышение частоты сердечных сокращений, повышение температуры пальцев и т. д., — сопутствующие эмоциям, связанным с тем или иным выражением лица. Манипуляция лицевыми мускулами, сопровождающими состояние радости, вызывает такую же активность, как и естественная радость. Существуют непосредственные внутренние связи между определенными движениями лицевых мускулов, функционально независимой двигательной активностью (частота сердечных сокращений, проводимость кожи и т. д.) и активностью мозга.

Почаще предлагайте учащимся показывать радость и удовольствие, почаще радуйтесь сами — и усталости как не бывало.

Гимнастика маленьких волшебников (Чупаха И.В.)

«Массаж живота» (скульптор замешивает глину). Поглаживание животика по часовой стрелке, пощипывание, похлопывание ребром ладони и кулачком. Цель — улучшить работу кишечника. С левой стороны пальчиками нажимаем более глубоко, проверяем «готовность глины» (воздействие на сигмовидную кишку).

«Массаж области груди». Выполняется сидя, ноги согнуты «по-турецки». Поглаживаем область грудной клетки со словами: «Я милая, чудесная, прекрасная» (воспитываем бережное отношение к  своему телу, учим любить себя).

«Заводим машину». Выполняется сидя, ноги согнуты «по-турецки». Ставим пальчики на середину грудины, от вилочковой железы вниз 8 точек, и вращательными движениями по часовой стрелке заводим машину со звуком: «Ж-Ж-Ж». Затем то же против часовой стрелки. Воздействуем на точку между грудными отделами со звуком: «ПИ» (сигнал, что машина завелась).

«Лебединая шея». Поза та же. Поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку. Вытягиваем шею, похлопываем по подбородку, любуемся длинной, красивой шеей лебедя.

«Чебурашка». Поза та же. Лепим уши для Чебурашки, поглаживаем ушные раковины, лепим ушки внутри по бороздкам (воздействуем на точки кишечника, выходящие на ушные раковины). Растираем за ушами, «промазываем глину», чтобы ушки не отклеились.

«Массаж: головы». Поза сидя на коврике, ноги расставлены на ширине плеч. Прорабатываем активные точки на голове сильны нажатием пальцев (моем голову). Как «граблями», ведем к середин головы, затем расчесываем пальчиками волосы, спиральными движениями ведем от висков к затылку.

«Лепим красивое лицо». Поза сидя на коврике, ноги «по-турецки». Поглаживаем лоб, щеки, крылья носа, чтобы кожа была упругой. Надавливаем пальцами активные точки переносицы, середину бровей, разглаживаем брови, глаза, похлопываем по щекам, подергиваем нос.

Игра «Буратино». Поза сидя на коврике. Лепим красивый нос для Буратино. Буратино «рисует» носом солнышко, морковку, домик. При этом у детей появляется радостное ощущение от медленных и плавных движений шеи. Упражнение дает терапевтический эффект для шейного отдела позвоночника.

«Массаж рук». «Моем» кисти рук, сильно трем ладошки до ощущения сильного тепла, надавливая каждый палец. Фалангами пальцев одной руки трем по ноготочкам другой.

«Стиральная доска» оказывает воздействие на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник. Создается ощущение легкости и радости внутри организма. Поза сидя на ковре, ноги согнуты «по-турецки», в руке небольшая мочалочка. Трем «рукой-мочалкой» всю руку до плеча, сильно нажимаем на мышцы плеча, предплечья; «смываем водой мыло»—ведем одной рукой вдоль второй руки вверх и затем ладошкой вниз, стряхиваем «воду». При этом происходит возбуждение мышц рук и прочистка энергетических каналов рук.

«Массаж: ног».Подтягиваем к себе стопу левой ноги, разминаем пальцы. Подушечками пальцев сильно нажимаем на пятку, растираем стопу, похлопываем по пяткам ребром ладони, стопой делаем вращательные движения, вытягиваем вперед пальцы, затем пятку. Поглаживание, пощипывание, сильное растирание голени и бедра (воздействие на биологически активные центры, находящиеся на ногах).

«Надеваем чулок», затем снимаем его и сбрасываем, встряхивая руки.

Игра «Покачай малышку». Сидя, прижимаем к груди стопу ноги, укачиваем «малышку», касаемся лбом колена и стопы ноги. Поднимаем «малышку» выше головы, делаем вращательные движения вокруг лица. Это упражнение развивает гибкость суставов ног, дает чувство радости от гармоничного движения ног.

«Качалочка». Лежа на спине, подтянуть за колени ноги к животу. Раскачиваться вдоль позвоночника, затем с бока на бок (боковая качалочка). Происходит улучшение работы позвоночных дисков, выведение шлаков из организма.

«Велосипед». Лежа на спине, «крутим» педали велосипеда со звуковым сопровождением (ж-ж-ж). Упражнение улучшает кровообращение в ногах, восстанавливает работу кишечника.

СТИХОТВОРНЫЕ ИГРЫ

Кричалка

Дети, стоя врассыпную, встряхивают кистями рук, освобождая их от излишнего напряжения (упражнение «Трясем кистями»)

Дождик, дождик,

Лейся пуще!

Пусть растет  Пшеница гуще!  

Лейся, лейся,

Как река!

Будет белая Мука!

Э.Лагздынь

День

Пришел денек,

Сел на пенек.

День сидел,

День глядел.

На ель залез,

Совсем исчез.

Э. Лагздынь

Бутон

Дети сидят на корточках, обхватив крепко колени руками, голова опущена вниз, поднимая руки и голову вверх. С окончанием поднимаются на носки.

Нежный маленький бутон,

Свернут туго-туго он

Солнце луч ему протянет

И бутон гвоздикой станет.

И. Махонина

Дерево

Все стоят врассыпную. На первые две строки поднимают руки вверх, на 3—4-ю строки — качание поднятыми вверх руками. На строки 5—8 движение качания усиливается, корпус сгибается вправо-влево. С окончанием текста все занимают исходное положение. Во время качания рук следует слегка перебирать пальцами (как колышащиеся листочки на деревьях).

Дерево кончается

Где-то в облаках,

Облака качаются

На его руках.

Эти руки сильные

Рвутся в вышину,

Держат небо синее,

Звезды и луну.

«ДОКТОР ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ»

Упражнения под дидактический рассказ.

     Дети идут по площадке. Их ходьба сопровождается рифмованным рассказом, который читает учитель:

  1. Чудеса у нас на свете: стали карликами дети. А потом все дружно встали, великанами мы стали. (Ходьба в приседе с последующим вставанием и переходом на ходьбу на носках, руки вверху).
  2. Вышли дети на парад. Друг за другом встали в ряд. Как красиво все шагают, дружно ноги поднимают. (Ходьба с высоким подниманием колен).
  3. Мой веселый звонкий мяч, ты куда пустился вскачь?  Скок, скок, скок, приземляйся на носок! (Прыжки на обеих ногах с мягким приземлением).
  4. Выполняя упражнения, дети подражают движениям животных или знакомых предметов, например: прыгают, как заяц или мяч, идут тихо, как кошка; машут руками, как самолет крыльями, качаются, наклоняются, как елочка или ванька-встанька и т.д.

Общеразвивающие упражнения.

1.        Ходьба с подниманием руки вверх и опусканием вниз, хлопки.
Текст. Только в лес мы все зашли,

Появились комары.

Руки вверх — хлопок над головой,

Руки вниз — хлопок другой.

2.        Ходьба на внешней и внутренней стороне ступни с покачива
нием влево, вправо.

Текст. Дальше по лесу шагаем

            И медведя мы встречаем.

            Руки за голову кладем

            И вразвалочку идем.

3.        Прыжки с ноги на ногу по «камешкам».
Текст. Снова дальше мы идем,

перед нами водоем. Прыгать мы уже умеем,

прыгать будем мы смелее:

раз-два, раз-два-

позади уже вода.

4.        Бег («ручеек») между разложенными на полу предметами («камешками»).

Текст. День и ночь бегу, бегу,

            отдохнуть бы — не могу!

             Если мне остановиться,

           может море испариться.

5.        Ходьба с подниманием рук.
Текст. Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

голову не опускаем,

дышим ровно, глубоко.

6.        Наклоны вперед, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки вверх.

Текст. Вдруг мы видим: у куста

            выпал птенчик из гнезда.

           Тихо птенчика берем

           И назад в гнездо кладем.

7.        Бег на носках.

Текст. Впереди из-за куста

            смотрит хитрая лиса.

            Мы лисицу обхитрим,

            на носочках побежим.

8.        Прыжки на двух ногах.

Текст. Зайчик быстро скачет в поле.

            Очень весело на воле.

            Подражаем мы зайчишке,

           непоседы-ребятишки.

9.        Наклоны вперед в движении.
Текст. На полянку мы заходим,

много ягод там находим.

Земляника так душиста,

что не лень нам наклониться.

Комплекс общеразвивающих упражнений в колонне по одному в движении «Тик-так».

  1. На четыре шага руки в стороны и вверх, на четыре шага в стороны и вниз.
  2. Руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Ходьба, высоко поднимая колени. (Касаться ладоней.)
  3. Руки за спиной. Ходьба, поворачивая туловище в сторону выставляемой вперед ноги.
  4. Ходьба выпадами, широко размахивая руками.
  5. Ходьба с хлопками в ладони: под правую ногу хлопок сзади внизу, под левую — впереди вверху.
  6. Прыжки на обеих ногах с продвижением вперед.

Комплекс общеразвивающих упражнений с гимнастическими палками «Деревца».

  1. Основная стойка, палка горизонтально вниз. Поднять палку вверх, слегка прогнуться, смотреть на палку; вернуться в и.п.
  2. Стойка ноги врозь, палка на лопатках. Наклоны туловища влево и вправо.
  3. Основная стойка, палка сзади вниз. Наклон вперед, палку вверх; вернуться в и.п.
  1. Стойка ноги врозь, палка горизонтально за спиной (в сгибах локтей). Повороты туловища влево и вправо.
  2. Основная стойка, палка горизонтально перед собой. Не меняя положения рук, сесть и выпрямить ноги в коленях; также, не касаясь руками и палкой пола, встать.
  3. Стойка на носках, левая нога впереди, руки на пояс, палка на полу между ногами. Прыжки, меняя положение ног.

Комплекс упражнений с малыми мячами «Апельсин».

  1. Мяч в левой руке. Руки через стороны вверх, мяч — правую руку, руки через стороны вниз.
  2. Руки вверху, держим мяч двумя руками. Наклон вперед, положили мяч на землю между ногами, выпрямились, руки вверх; наклонились, взяли мяч и вернулись
    в и.п.
  3. Мяч в правой руке. Ударили о землю мячом так, чтобы он подпрыгнул до высоты груди, поймали его двумя руками.
  4. Мяч в левой руке. Наклоняясь влево, переложили мяч за спиной в правую руку, вернулись в и.п.
  5. Стоим, руки вперед, мяч в левой руке. Приседаем опуская руки вниз, переложили мяч под бедрами в правую руку, вернулись в и.п.
  6. Прыжки. Перепрыгиваем мяч, лежащий на полу.

7.        Ходьба на месте.
Игра «Запрещенное движение».

Содержание: во время ходьбы в колонне по одному учитель (он идет первым) меняет положения рук: в стороны, на пояс, вверх, за голову, за спину. Дети выполняют за ним все движения, кроме одного — руки на пояс. Это движение — запрещенное. Тот, кто ошибается, выходит из строя, становится в конец колонны и продолжает игру. Через некоторое время запрещенным движением объявляется другое.

Игра «У ребят порядок строгий»

Содержание: все ученики выстраиваются в одну или две колон-j ны и вытягивают руки вперед, слегка касаясь ими плеч впереди стоящих.

По команде учителя «Убежали!» все разбегаются в разные стороны.

По второй команде «быстро по местам!» все должны построиться в исходное положение, положив руки на плечи впередистоящим.

Выбывает из игры тот, кто занял место последним.

Если играют две колонны, то выигрывает та команда, которая построилась раньше другой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс утренней гимнастики в старшей группе. Самоанализ утренней гимнастики.

Комплекс утренней гимнатики в старшей группе.Самоанализ утренней гимнастики....

Комплекс утренней гимнастики воспитателям ДОУ "Утренняя гимнастика -залог здоровья"

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, она способствует поднятию натроения у детей, эмоционального и мышечного тонуса, помогает закреплять двигательные навык...

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики...

Картотека по здоровье сберегающим технологиям: комплекс утренней гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и картотека по сюжетно-ролевым играм для детей.

Закаливающие мероприятия   Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий.   Закаливание - это активный процесс, предста...

Утренняя гимнастика для дошкольников 5-7 лет. (комплексы утренней гимнастики тематического характера)

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физическ...

Утренняя гимнастика проводиться под музыку «Спортивные зверята.» Комплекс утренней гимнастики.

Комплекс утренней гимнастики.1.Ходьба на месте, ходьба  на месте на носках, руки на поясе. 2. «Хлопки»И.П. стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища-руки в стороны -рук...

Комплексы утренней гимнастики в средней группе (Л. И. Пензулаева ФГОС Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики)

Комплексы утренней гимнастики в средней группе(Л. И. Пензулаева ФГОСОздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики)...