Проект "Развитие режиссерской игры"
учебно-методический материал на тему

Арсенова Зинаида Павловна

Педагогический проект направлен на развитие режиссерской игры в условиях ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

Бюджетное учреждение

высшего образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Сургутский государственный педагогический университет»

Отдел дополнительного образования

ТЕМА АТТЕСТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Организация игровой деятельности в ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Проект «Развитие режиссерской игры».

Исполнитель: Фамилия, имя, отчество

слушатель группы  

Арсёнова Зинаида Павловна        

(подпись)

Руководитель программы: Фамилия, инициалы,

ученая степень, звание / должность

Зырянова С.М., к.п.н./ доцент

        

(подпись)

Начальник отдела дополнительного образования: С.А. Терехова

____________________________________________

(подпись)

Дата допуска к защите «____» _________ 20___г.

Оценка         

Протокол № ___ от «____» ____________ 20___г.

Председатель АК     Фамилия, инициалы,

ученая степень, звание ________________________

                                           (подпись)

Нижневартовск,  2017 г.

     Актуальность. Игра занимает важное место в жизни дошкольника, являясь ведущим видом его самостоятельной деятельности. Классически дошкольный возраст определяется как период сюжетно-ролевой игры. В ней находят реализацию основные потребности ребёнка: стремление к самореализации, познанию, активному участию в жизни взрослых и др. Освоение ребёнком позиции субъекта в творческой игровой деятельности заключается в самостоятельности и творчестве в построении сюжета, поиске способов реализации игровых замыслов, создании выразительных игровых образов, общении по поводу построения и развёртывания сюжета. В современных концепциях игровой деятельности (Л.А. Венгер, Е.М. Гаспарова, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко) доказано, что на 6-7 году жизни у детей начинается интенсивное развитие режиссёрской  игры, которая превращается в развёрнутую форму коллективной деятельности. Это разновидность сюжетных игр, специфика которой заключается в том, что организует деятельность как бы извне, как режиссёр, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их. Особая внутренняя позиция ребёнка в режиссёрской игре позволяет ему управлять предметной ситуацией, видеть ситуацию в целом и в тоже время быть отдалённым от неё. Это значит, что развитие режиссёрской игры вносит неоценимый вклад в развитие личности ребёнка, способствуя переходу на новый уровень воображения (Е.Е.Кравцова). В отличие от сюжетно-ролевой игры, режиссёрские игры опираются на более широкий социальный опыт – впечатления, полученные из сказок, мультфильмов, телефильмов. В усложнённых сюжетах участвуют множество взаимосвязанных реальных и фантастических персонажей.

    Проблема. В настоящее время существует много проблем, связанных с организацией творческой игровой деятельности дошкольников:

- Руководство играми в детском саду несёт в себе излишнего дидактизма.  Зачастую игра проводится по типу организованной деятельности, где воспитатель руководит, регламентирует, предписывает правила.

- Недостаточен уровень владения педагогами современными технологиями становления творческой игры.

- Содержание творческих игр устарело, тогда, как массовая культура активно воздействует на детей, изменяет тематику игровых интересов воспитанников. Современные дошкольники проявляют интерес к компьютерным играм, рекламе, телесериалам, событиям общественной жизни. Это требует от воспитателя внимательного изучения актуальных детских игровых интересов, готовности направить их в нужное русло.

- Условия предметно-пространственной развивающей среды не всегда способствуют развитию активной, самостоятельной деятельности дошкольников.

- Результаты проведённой диагностики развития творческой игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста показывают, что субъективная позиция детей в игре характеризуется слабой выраженностью, неустойчивостью, о чём свидетельствует низкая эффективность игрового общения. Не все дети могут согласовывать игровые замыслы со сверстниками, испытывают трудности в построении сюжета и обозначении своей игровой позиции.

    Таким образом, существует противоречие между признанием самоценности сюжетной режиссерской игры, пониманием её развивающего потенциала и реальным уровнем развития активной, разнообразной, самостоятельной творческой игры дошкольников. Имеющиеся проблемы определяют актуальность внедрения  современных технологий развития творческой игровой деятельности. Особый интерес представляет поэтапная педагогическая технология, направленная на освоение детьми 6-7 лет позиции субъекта сюжетной режиссёрской игры.

    Цель: Способствовать освоению старшими дошкольниками позиции субъекта творческой игровой деятельности через реализацию поэтапной педагогической технологии развития режиссёрской игры.

    Задачи:

-  Обогащать игровой опыт детей новым содержанием на основе художественного восприятия сказки.

-   Способствовать актуализации игрового опыта в выдвижении игрового замысла, в использовании сюжетосложения как способа построения игры, в создании выразительных игровых образов, эмоциональных состояний персонажей.

-  Выстраивать партнёрские взаимоотношения с семьёй в процессе изменения игровой среды (изготовление элементов макетов).

    Вид проекта: Социально – личностный, творческий, краткосрочный.

    Участники: Дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

    Сроки реализации: 2недели

    Этапы реализации:

1этап:

Цель: Актуализация игрового опыта в совместной сюжетной игре.

Задачи: Развивать у детей умения определять тему будущей игры и планировать игровые действия. Развивать умение совместно придумывать сюжет по ходу игры. Развивать умения соединять игровые действия в общую последовательную цепочку.

2 этап:

Цель: Накопление содержания игровой деятельности для освоения умения сюжетосложения и создания новых образов игровых персонажей.

3 этап: 

Цель: Создание условий для дальнейшего развития игр на основе самостоятельно придуманных сюжетов, оптимизация игрового общения детей.

    Результат: Новый сюжет сказки.

                                   Технологическая карта

               Тема:  Проект «Развитие режиссёрской игры».

Образовательная область

Виды деятельности

Содержание деятельности

Формы организации

Социально-коммуникативное развитие

Игровая

Игр. упр. «Вместе обсудим сюжет игры»

Решение проблемных ситуаций: «Дети гуляют в лесу», «Мама делает мальчикам замечание, «Папа гуляет с детьми в зоопарке», совместное обсуждение и обыгрывание в игре.

Игра «Весёлое путешествие».

Игр. упр. «Придуманная игра».

Самостоятельные игры с мелкими игрушками из киндеров.

Совместная игра воспитателя с детьми, оказание педагогической поддержки через игровое взаимодействие.

Режиссерские игры по эпизодам сказки, придумывание сюжетов – аналогий и их разыгрывание.

Решение проблемной ситуации «Придумывание новой страны , где можно найти Синюю птицу, которая поможет больной дочке Феи Берилюны».

Совместная

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская

Коммуникативная

Выставка «Моя любимая игрушка».

Дидактическая игра «Из чего сделана игрушка».

Игр. упр. «Реклама игрушки».

Вечер «Встреча с интересными людьми». (рассказ родителя  «Как я играл в друзьями в детстве»).

Создание модели «Игровые правила».

Выдвижение «игровых гипотез» в процессе бесед и рассматривания иллюстраций.

Создание «банка идей» для придумывания новой страны в ходе «мозгового штурма».

Совместная

Речевое развитие

Коммуникативная

Восприятие художественной литературы

Беседа «Наши  игрушки».

Игр.упр. « Письмо друзьям».

Чтение сказки М. Метерлинка «Синяя птица».

Игр.упр. «Словесный портрет».

Игра «Придумки».

Игра «Перевирание сказки»

Совместная

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная

Музыкальная

Конструктивная

Лепка «Персонаж сказки «Синяя птица».

Конструирование «Дом детей».

Изготовление «оживших» в сказке предметов (хлеб, вода, огонь, колодцы с «живой» и «мёртвой» водой, птицы)  из подручного и бросового материала.

Использование шумовых музыкальных инструментов (образы моря, птиц)

Изготовление макетов «Остров на море», «Рыцарская крепость», «Сказочное королевство».

Совместная

Физическое развитие

Двигательная

Игры – этюды по фрагментам сказки: «Покажи лицо у девочки и мальчика при появлении феи Берилюны», «Как выглядела кошка Тилетта, когда герои попали в царство Ночи». «Покажи лица детей, когда исчезли все синие птицы».

Совместная

                      Технологическая карта на каждый день (без времени)

1неделя

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Беседа «Наши  игрушки».

Выставка «Наши любимые игрушки».

Дидактическая игра «Из чего сделана игрушка».

Игр. упр. «Реклама игрушки» (в какие игры можно играть с этими игрушками)

Игр.упр. « Письмо друзьям».

Игр. упр. «Вместе обсудим сюжет игры».

Самостоятельные игры с мелкими игрушками из киндеров.

Вечер «Встреча с интересными людьми». (рассказ родителя  «Как я играл в друзьями в детстве»).

Решение проблемных ситуаций: «Дети гуляют в лесу», «Мама делает мальчикам замечание, «Папа гуляет с детьми в зоопарке», совместное обсуждение, что было до этого события, и что произойдёт потом, и обыгрывание в игре.

Совместная игра воспитателя с детьми, оказание педагогической поддержки через игровое взаимодействие (развитие сюжетной линии, организация диалогов с партнёрами, договорённость в распределении игровых персонажей и развитии сюжета)

Игр. упр. «Придуманная игра».

Игра «Весёлое путешествие» (2 команды – одинаковые задания -придумать темы игры, рассказать, как будут играть, распределить роли, подобрать игрушки, материал,  развернуть придуманную игру, показать её другой команде).

Создание модели «Игровые правила».

Чтение сказки М. Метерлинка «Синяя птица».

Игр.упр. «Словесный портрет».

Лепка «Персонаж сказки «Синяя птица».

Игры – этюды по фрагментам сказки: «Покажи лицо у девочки и мальчика при появлении феи Берилюны», «Покажи лица детей, когда они попали в страну Воспоминаний», «Как выглядела кошка Тилетта, когда герои попали в царство Ночи». «Покажи лица детей, когда исчезли все синие птицы».

2 неделя

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Выдвижение «игровых гипотез» в процессе бесед и рассматривания иллюстраций.

Конструирование «Дом детей».

Изготовление «оживших» в сказке предметов   из подручного и бросового материала.

Самостоятельные игры с изготовленными фигурками на игровых полях.

Игра «Придумки» (изменение элементов знакомого сюжета).

Изготовление макета  «Остров на море».

Режиссерские игры по эпизодам сказки, придумывание сюжетов – аналогий и их разыгрывание.

Игра «Перевирание сказки» (сочинение целостных сюжетов, новые приключения героев).

Создание «банка идей» для придумывания новой страны в ходе «мозгового штурма».

Изготовление макетов «Рыцарская крепость».

Решение проблемной ситуации «Придумывание новой страны, где можно найти Синюю птицу, которая поможет больной дочке Феи Берилюны».

Изготовление макета «Сказочное королевство».

Разыгрывание нового сюжета сказки «Желания Феи Счастья»

    Вывод:

   Реализация данного проекта по внедрение педагогической технологии поэтапного развития режиссёрской игры  в работе с детьми старшего дошкольного возраста способствует развитию у воспитанников таких базовых личностных качеств, как активность, инициативность, самостоятельность, творчество на основе социально ценностных способов общения; становлению детского игрового сообщества, в котором каждый ребёнок может найти своё место.

                       

                                   Обеспечение проекта.

  1. О.В.Акулова, О.В.Солнцева «Социализация. Игра», методический комплект программы «Детство», «Детство-пресс», 2012г.
  2. Р.С. Буре «Социально-нравственное воспитание дошкольников», Методическое пособие, М. 2011г.
  3. Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова «Организация сюжетно – ролевой игры в детском саду», М., 2000г.
  4. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников», Методическое пособие, М. 2008г.
  5. И.В.Новикова «Конструирование из бумаги в детском саду», М., 2008г.
  6. Е.А. Короткова «Рисование, аппликация, конструирование в детском саду», М., 2009г.
  7. Н.В. Шайдурова «Учимся делать открытки», «Детство – Пресс», 2012г.
  8. Литературная сказка М.Метерлинка «Синяя птица».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Режиссерская игра как средство воспитания гуманного отношения к сверстникам у старших дошкольников

В статье рассказывается о роли игровой деятельности в социолизации дошкольника...

Режиссерская игра как средство развития навыков речевого общения дошкольников с ОНР.

Театрализованная игра, как разновидность сюжетно-ролевых игр, оказывает существенное влияние на ход психофизического развития ребенка. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание литер...

Творческие игры: режиссерская игра.

Старший дошкольный возраст - период расцвета игры - фантазирования. Отмечается ее ценность как особой творческой деятельности, в ходе которой ребенок созидает новый сюжет в идеальном плане (в виде пре...

Мастер-класс Режиссерская игра - сотрудничество взрослого и ребенка в игре

Данная разработка раскрывает потенциал режиссерской игры, потенциал сотрудничества взрослого и ребенка в игре...

Режиссерская игра - первый вид игры детей дошкольного возраста

Игра – это основной вид деятельности ребенка, который ведет за собой развитие. Развитие игровой деятельности идет постепенно и для каждого возраста характерен определенный вид игры. Первый...

Технология поддержки и развития игровой деятельности детей 6-7 лет. Игра с правилами и режиссерская игра высокого уровня по Е.Е.Кравцовой.

В свои дошкольные годы ребенок проходит достаточно большой путь развития. К семи годам дошкольнику предстоит многое узнать и многому научиться. От того, чему научится ребенок в дошкольном возраст...