Коррекционные занятия.
консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Пастухова Светлана Сергеевна

Статья "Использование аудиовизуального курса в обучении детей с нарушением слуха."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avk_statya_v_gazetu.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

СООБЩЕНИЕ

 Аудиовизуальный курс как средство реабилитации  дошкольников с нарушением слуха.

Подготовила

 Педагог-психолог

Пастухова С.С.

10.11.2016 год

Основное назначение устной речи - коммуникация. Все родители  детей с нарушением слуха мечтают о том, чтобы их ребёнок мог общаться с ними и окружающими людьми. Они с нетерпением ждут, когда ребёнок скажет первое слово, и искренне радуются каждому новому слову и предложению. Научить ребёнка с нарушением слуха слушать и говорить очень непростая задача. Крайне много зависит от окружающих его людей. Семья изначально является речевой средой для маленького ребёнка, в которой его любят и  постоянно поощряют к речевому общению.

   Вот уже несколько лет я работаю с детьми с нарушением слуха и достаточно успешно использую в качестве  реабилитации этих детей аудиовизуальный метод, который является  интегральной частью верботонального метода, автором которого является хорватский ученый, академик Петар Губерина. Данная система используется, прежде всего, для диагностики и реабилитации слуха и речи у глухих и слабослышащих, а также для диагностики и реабилитации  нарушений голоса и речи у слышащих людей.

Целью всего аудиовизуального курса является перенос аудиовизуального речевого материала в самостоятельную речь. При соблюдении физиологических и  биологических законов усвоения речи, и активном сотрудничестве ребенка с педагогом, можно добиться значительных результатов.

В занятия по изучению аудиовизуального курса может быть включено и восприятие на слух неречевых звуков (музыка, голоса животных, звонок в дверь).

   Дети не заучивают наизусть отдельные слова, предложения и грамматические правила. Они сначала усваивают готовые языковые структуры, которые воспринимаются глобально, а затем анализируются.

   

   Аудиовизуальный курс содержит в себе все теоретические положения лингвистики речи, понимания языка и коммуникации, и является составной частью верботонального метода.

«Аудиовизуальный» —  название указывает на наличие слухового и зрительного восприятия. Речь воспринимается с помощью слуха, зрения и движения.

Слуховое восприятие играет важную роль в становлении и развитии речи. Слуховой и звуковой образ связывается со значением — картинкой. Картинка соотносится с ситуацией — реальностью. Когда ребёнок изучает родной язык, он воспринимает реальность вокруг себя, акустическая часть дополняет, объясняет понимание. На картинке изображаются не только предметы, люди, но и конкретные ситуации из повседневной жизни.

     Разговорная речь включает, прежде всего, акустическую и артикуляционную сторону языка, т.е. все просодические (интонация, ритм, пауза, темп, интенсивность, ударение) и фонематические элементы языка. Речевая ситуация является основной формой, через которую передаётся язык. Своим содержанием, эмоциональностью и жизненностью она даёт возможность обучаться языку без непосредственного изучения грамматических правил. Необходимо соблюдать дидактические принципы постепенности подачи языкового материала. Роль речевой ситуации особенно важна на начальных этапах обучения, когда вербальные возможности ребёнка небольшие, но зато он может полнее выражаться невербально, т.е. при помощи интонации, ритма, эмоциональности выражения и природного жеста, так как речевая ситуация является контекстом, в котором эти элементы приобретают полный вес. На этом этапе ситуация является главным носителем значения. Речевые ситуации должны быть жизненными, близкими возрасту ребёнка

   Основной языковой формой речевой ситуации является диалог. Поэтому весь лексический и грамматический материал ребёнок получает в форме диалогов, на которых построен весь курс.

Ребёнок, имеющий нарушение слуха, не всегда хорошо  концентрируется и запоминает, в связи с этим важно постепенно включать его в работу и добиваться усвоения данного материала до конца. Детям, имеющим сложную структуру дефекта, материал занятий даётся очень конкретно, через многократное повторение одних и тех же фонетических форм, соответствующих названиям предметов, движениям, ритмам, определённым аффективным ситуациям, выражению лица или жесту.

Занятия с детьми, имеющими нарушение слуха, всегда проводятся с использованием наглядности:

  • постепенно заменяем игрушку или предмет картинкой, показываем её при усвоении определённой фонетической структуры.
  • соотносим её с конкретной игрушкой, действием или ритмическим движением;
  • используем картинку при аффективной ситуации и учим реагировать на неё;
  • заменяем картинкой некоторые игрушки, предметы и людей.

Таким образом, каждый раз активизируя восприятие,  у нас есть возможность постепенно продвигаться  дальше, опираясь на слуховую и кинестетическую память, учим говорить и слушать, используя все виды восприятия: зрительное, тактильное, основанное на определённой догадке, слухозрительное, слуховое.

   Основная задача АВК – приближение устной и письменной речи детей с нарушением слуха к уровню слышащих, расширению речевого словаря, более свободному общению со слышащими сверстниками и взрослыми по средствам устной речи.

   По моим наблюдениям и наблюдениям моих коллег 85 процентов речевого материала изученных  курсов переносится детьми в повседневную речь.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект интегрированного подгруппового коррекционного занятия (математика, элементы пескотерапии).

Тема: «Путешествие в страну Цифр».Педагог: Черанёва Лариса Юрьевна.Время: 15.15 – 15.45Цель: Развитие у детей тактильно – кинестетической чувствительности и...

Методическая разработка коррекционного занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста 1г-2г. Тема занятия: « Дом для медведей».

Учить подбирать предметы  по величине большой, маленький.Учить различать предметы (стол, стул, тарелка, ложка). Обогащать пассивный словарь детей прилагательными (большой, маленький, красивый).Ак...

Использование ИКТ на коррекционных занятиях как средство оптимизации коррекционно-педагогического процесса

Анализируя ситуацию, которая сложилась сегодня в системе воспитания и обучения детей, стал заметным рост количества детей, имеющих задержку психического развития. Это обусловлено тем, что увеличиваетс...

Конспект коррекционного занятия «Зимующие птицы», для занятия с детьми с ЗПР

Задачи:Коррекционно-образовательные:- Познакомить детей с названиями зимующих птиц, рассказать об их строении;- Уточнить и расширить знания детей о рационе питания птиц;- Учить называть обоб...

Конспект занятия по физическому развитию Коррекционное занятие (профилактика плоскостопия) «О здоровье всерьез»

Цель. Формирование правильной стопы.Задачи. Создание положительного эмоционального настроя, формирование интереса и желания выполнять коррекционные упражнения. Укрепление мышечно связочного аппарата с...

Основные (классические) методы работы коррекционного педагога с детьми дошкольного возраста. Структура коррекционного занятия.

Консультация для педагогов: "Основные (классические) методы работы коррекционного педагога с детьми дошкольного возраста. Структура коррекционного занятия."...

Музыкально-коррекционные занятия как инновационная форма дополнительных музыкальных занятий с детьми с нарушением ОДА

У дошкольников с нарушением ОДА наблюдается отставание в двигательной сфере, снижение внимания и высокая степень утомляемости. Поэтому на дополнительных занятиях с такими детьми так необходи...