Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста
статья на тему

Горева Елизавета Евгеньевна

Процесс развития экологической культуры очень долог.  Именно поэтому экологическое воспитание необходимо начинать с раннего детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekol.docx16.84 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Процесс развития экологической культуры очень долог.  Именно поэтому экологическое воспитание необходимо начинать с раннего детства.

Дети постоянно   соприкасаются с природой. Их взгляд притягивают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, порхающие над ними, жуки, птицы, звери, а также падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Разнообразный мир природы будит в детях живой интерес к окружающему, любознательность, побуждает их к игре, художественно - речевой деятельности. Впечатления, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь, и часто влияют на отношение человека ко всему живому. Наблюдая за маленьким жучком, ползущим по веточке дерева или травинке, за каплями дождя, стучащими по окну, можно научить ребенка замечать явления живой и неживой природы, устанавливать простейшие связи между ними. У детей формируются конкретные представления о жизни растений и животных, о необходимости создания благоприятных условий для их роста и развития, воспитывается интерес к природе и способность любоваться ею в разное время года, в любую погоду.

Профессор М. Камшилов  писал «Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т. е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения будущее человечества окажется в серьезных руках». Восприятие природы помогает развивать нравственные качества ребенка - жизнерадостность,
эмоциональность, чуткое, внимательное отношение к животным и растениям. Малыш, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять птичьи гнезда и муравейники, обижать животных.

Необходимо проводить с детьми прогулки в природу, где дети тренируются в моральном поведении. Одно из важных заданий – не только научить ребенка заботиться о живых существах, но и  создавать условия для их жизни в естественном окружении, своевременно заметить животного или растение, которое нуждается в помощи.

Поэтому мы, взрослые, должны следить, чтобы ребенок с раннего возраста сочувственно и гуманно относился к любой форме жизни, чтобы дети привыкали и приучались заботиться обо всём, что видят вокруг себя, беречь не только свою красивую игрушку, но и всё, что их окружает – в природе всё красивое и интересное. Природа помогает нам жить и радует нас, поэтому в детях необходимо воспитывать экологическую культуру, умение вести себя в природе – в окружающей среде, учить детей осознавать себя частичкой природы.

Дети судят о ценности природных объектов по степени их внешней привлекательности, возможности организации с ними интересной совместной деятельности, их полезности. Непонимание ценности жизни приводит к тому, что непривлекательные живые объекты не включаются в сферу действия гуманного отношения. Недостаточно рассказывать детям почему «непривлекательные» животные выглядят именно так, необходимо показать им и разъяснить, что особенности их строения, а так же их поведения – это в первую очередь приспособление живого существа к среде обитания. Довольно часто дети экспериментируют над живыми существами, нередко доводя их до гибели. При этом опытам (отрывание лапок, отрезание усов) подвергаются, как правило, непривлекательные животные, которые не могут «ответить» на подобное отношение детей. Причины совершения детьми таких поступков кроются, в недостатке представлений о функциях органов живого существа, взаимосвязях в организме, в несформированности эмоционально-ценностного опыта отношения к живому.

Для воспитания ценностного отношения к животным и растениям, к природе в целом, необходимо показывать детям их неповторимость, учить видеть их своеобразие, отличие от других. Только в этом случае дети смогут осознать, что бережно относиться нужно к каждому живому существу.

Многие взрослые считают, что все в природе существует для удовлетворения нужд человека, животные и растения имеют практическую значимость, благодаря такому взгляду может сформироваться негативное отношение детей  к природе в целом. Очень важен пример отношения к природе взрослых, в первую очередь родителей. Дети часто объясняют свои неправильные поступки, ссылаясь на соответствующее поведение родителей.

Для формирования гуманного отношения к природе, нам необходимо сделать так чтобы ребенок понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, о его будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред и самому человеку.

Взаимодействие ребенка с миром природы имеет большое значение: 1.Взаимодействие с животными и растениями помогает нормализировать работу нервной системы, психики в целом.

2. Контакты с животными и растениями являются тем дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, который способствует социально-нравственному развитию ребенка.

3. Общение с природой способствует развитию эстетических чувств.

4. Удовлетворяет познавательные потребности личности, способствует ее интеллектуальному развитию.

5. Позволяет удовлетворять потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других.

6. Одна из важнейших функций, которую могут осуществлять животные и даже растения в процессе взаимодействия человека с ними – это общение. В конкретном случае у детей проявился познавательный интерес к объектам окружающей природы, условиям жизни растений, животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста.   В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников –важный, интересный и актуальный.Я глубоко убеждена в ...

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста.

 В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников –важный, интересный и актуальный.Я глубоко убеждена в том, что ребенку необходимо с ранних лет внушать, чтолюбить при...

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста

Правительство города МосквыДепартамент образования города МосквыПедагогический колледж № 15     Жукова Татьяна Николаевнастудентка группы З-402  Воспитание экологиче...

ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ д/с-к/в № 7 г. КРОПОТКИН ЖУЧКОВОЙ В.С. ПО ТЕМЕ "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ д/с-к/в № 7 г. КРОПОТКИН ЖУЧКОВОЙ В.С. ПО ТЕМЕ "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...