ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНЖЕНЕРНЫХ ПРОФЕССИЯХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка на тему

Светлана Залазнюк

С 2015 года в Свердловской области стартовала программа, разработанная и одобренная всем профессиональным сообществом, Советом главных конструктов, Союзом промышленников и предпринимателей. Это программа "Уральская инженерная школа". Вопрос необходимости возрождения уральской инженерной школы поднял губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев в программной статье «Сохраним опорный край Державы».

По его словам, начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в школьном и даже дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.

Дошкольное образование ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНЖЕНЕРНЫХ ПРОФЕССИЯХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Залазнюк С.И.,

МБДОУ – ДЕТСКИЙ САД №497

г. Екатеринбург

С 2015 года в Свердловской области стартовала программа, разработанная и одобренная всем профессиональным сообществом, Советом главных конструктов, Союзом промышленников и предпринимателей. Это программа "Уральская инженерная школа". Вопрос необходимости возрождения уральской инженерной школы поднял губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев в программной статье «Сохраним опорный край Державы».

По его словам, начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в школьном и даже дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.

Дошкольное образование ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы.

 Инженерное мышление – активная форма творческого мышления. Формированию инженерного мышления способствуют постановки и решение практических профессиональных задач. Задачи, которые ставит перед собой инженерия, должны основываться на общечеловеческих интересах и признавать высшей ценностью человеческую жизнь.                        А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы, необходимо развить ряд основных качеств, необходимых будущему успешному инженеру:  способность комбинировать, рассуждать, устанавливать логические связи; развитость внимания и сосредоточенность; развитость творческого мышления; способность к самостоятельным видам работы; гуманизм.

Осуществляя знакомство детей с инженерными профессиями в дошкольной организации, необходимо рассказывать о труде представителей этих профессий и том, что их результаты труда зависят от труда людей других профессий. Так инженер-строитель разрабатывает проекты, используя современные технические средства, которые в свою очередь создают и усовершенствуют радиоинженеры, а результат работы инженера-строителя воплощают в жизнь представители строительных специальностей.

Углубляя и систематизируя представления детей, следует подводить их к осознанию общественной значимости труда. Например, провести беседу на тему, почему профессия инженера-механика, радиоинженера и др. такая важная, чем она интересна? В конце беседы можно использовать дидактическую игру, такую, как «Угадай, где я работаю?» (Ребенок выбирает для себя картинку с изображением представителя инженерной профессии, а другие дети с помощью наводящих вопросов должны угадать, какая это профессия).

Необходимо подчеркивать творческий характер любого труда. Дети уже способны оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими. Это позволяет формировать у них осознанный интерес к творчеству взрослого и результатам труда, а также представления о своих возможностях. При отборе содержания деятельности взрослого учитывается: преобразующий характер деятельности; возможные способы переноса содержания творческого опыта взрослых в деятельность детей; возможность показать детям творческое отношение к любому делу: заинтересованность, профессионализм, выдумку, самостоятельность; наличие продуктов творчества взрослого, отражающих инициативную сторону его личности. Для того чтобы дети усвоили знания об инженерных профессиях, можно предложить им творческие задания. Будущие механики смогут собрать свои модели машин из металлического конструктора, а маленькие строители – разработать чертеж и построить здание из конструктора Лего.

При знакомстве с инженерными профессиями можно рассказать историю какого-то отдельного предмета: здание выстроили строители по разработанным чертежам инженера-строителя из дерева (камня, металла).

При формировании у дошкольников представлений о социальной значимости труда взрослых, на примере инженерного, работа, осуществляемая ДОО, должна строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Для того, чтобы грамотно и продуктивно донести до детей знания об инженерных профессиях, воспитателю необходимо помнить о важнейших дидактических принципах построения работы.

          Принцип доступности – дети должны понимать, о чем идет речь.

Принцип систематичности и последовательности – объем знаний нужно давать в соответствии с возрастными возможностями детей, но в то же время полученная информация должна развивать их мыслительные способности.

Принцип обучения в зоне ближайшего развития требует так выстроить деятельность детей, чтобы они получали информацию от простой и понятной к более сложной.

Принцип наглядности связан с особенностями психического развития детей дошкольного возраста, детям проще воспринимать информацию наглядно, чем на слух.

Принцип деятельности - реализация разнообразных видов деятельности для закрепления полученных знаний.

Выбор методов определяется конкретной ситуацией, дидактическими задачами. Так как основной вид детской деятельности – это игра, то при ознакомлении детей с инженерными профессиями и закреплении знаний о них необходимо использовать игры и игровые организации обучения. Но предварительно нужно провести беседу, во время которой донести новую информацию с помощью небольшого рассказа о профессии, используя иллюстрации и видеоматериалы, так же хорошо использовать художественную литературу, стихи, пословицы, загадки.

Для развития познавательного интереса детей необходимо стимулировать занимательным содержанием, например, создать проблемную ситуацию или ситуацию творческого поиска, выстроить игровой приключенческий сюжет. Для развития творческих способностей и личностных качеств детей необходимо предлагать детям творческие задания, например, построить, смастерить, слепить и т.д.

          Такой подход к организации деятельности детей делает их развитие более легким, быстрым и позволяющим достичь больших высот. В нашем случае такой «высотой» является последующее формирование и развитие инженерного мышления у подросшего ребенка, направляя его по пути научно-технического творчества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аромштам М.С. Детский сад – пространство инноваций/ М., Эврика, Детский сад – открытое пространство.
  2. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. — 52 с.
  3. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир: Программа и методические рекомендации. М. : Мозайка-Синтез, 2006.
  4. Концепция комплексной государственной программы «Инженерная школа Урала» на 2015–2020 годы [Электронный ресурс]/ проект Совета главных конструкторов Свердловской области Министерства общего и профессионального образования Свердловской области Высшей инженерной школы Уральского федерального университета от 2014 г. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn-- p1ai/проекты/развитие (дата обращения: 06.05.2015).  
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. –  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html