НОД по речевому развитию с использованием технологии
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Милентенкова Галина Николаевна

Развитие речи детей с применением лего технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по речевому развитию с использованием технологии Лего-конструирования в подготовительной к школе группе

на тему: «Мы – строители»

МДОУ детский сад «Тополек» р.п.Дергачи

Воспитатель: Милентенкова Галина Николаевна

2016год

  1. Непосредственная образовательная деятельность с детьми
  2. Подготовительная к школе группа
  3. Образовательная область: речевое развитие.
  4. Интеграция с образовательными областями: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
  5. Тема НОД: «Мы-строители»
  6. Тип деятельности: подгрупповое, по закреплению знаний
  7. Вид: тематическое.
  8. Форма проведения: телепередача
  9. Цель: развитие речи детей с применением Лего - технологий.

Задачи:

  1. Обучающие:

- Активизировать речь детей по средствам вовлечения их в разговор на определенную тему;

- Пополнять активный словарь детей;

- Формировать грамматический строй речи: отрабатывать навык согласования прилагательных с существительными; упражнять в подборе глаголов к существительным;

- Способствовать развитию связной речи: составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами;

- Формировать умения осуществлять звуковой анализ слова;

- Содействовать совершенствованию умений конструктивной деятельности, закрепление навыков построения моделей.

 

2. Развивающие:

-  Развивать внимание, воображение, фантазию, мелкою моторику рук.

-  Развивать зрительное восприятие, коммуникативные умения.

3. Воспитывающие:

- воспитывать умения детей работать как в коллективе, так и в паре;

- воспитывать интерес к профессии строителя.

4. Здоровьесберегающие:

- обеспечивать эмоциональное благополучие детей.

10. Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, экспериментально-исследовательская, познавательная, речевая, двигательная, коммуникативная.

11.Методы: наглядный, словесный, игровые, практические.

12. Формы организации детей: индивидуальная, коллективная работа детей, работа в паре.

13.Предшествующая работа.

  1. Чтение художественной литературы (Е. Пермяк. «Мамина работа»; Г. Люшнин. «Строители»; С. Баруздин. «Строим дом»; И. Соколов-Микитов. «Заячьи слезы»; С. Михалков. «Три поросенка»; В. Маяковский. «Кем быть»).
  2. Рассматривание картинок, связанных со строительными профессиями, составление описательных рассказов по ним.
  3. Проведение сюжетно-ролевых («Строим дом», «Строители») и дидактических игр («Кому что?», «Что лишнее?», «Угадай по описанию»).
  4. Конструктивная деятельность с Лего-конструктором.

14.Средство обучения детей: Лего-конструктор, материал для проведения опытов, картинки для дидактической игры.

15.Средство обучения для педагога: мультимедиа – золотая рыбка, иллюстрации с домами трёх поросят, изображения домов из различного строительного материала, загадки, ответы загадок;  Лего-конструктор.

     16. Индивидуальная работа – совет, напоминание, наводящий вопрос,                                                                                  

           поощрение.

                                                   

                                                    Ход НОД

Организационный момент – психологический настрой на организацию и проведение НОД.

Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Iч. Вводная

Воспитатель: Давайте представим, что нас пригласили в телестудию на детскую передачу «Будущие строители». Вы согласны быть участниками передачи? (ответы детей) А я кем буду?

Дети: Телеведущей.

Воспитатель: Участники передачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготовились? Начали! Добрый день, уважаемые телезрители! Дорогие друзья (обращается к детям), к нам на передачу пришло видео письмо, в котором спрятана загадка. Мы должны отгадать загадку, и тогда узнаем, кто прислал это видео письмо.

Сети в море ты закинь,

Раза три, а не один,

Может, ты меня поймаешь,

А кого скажи, коль знаешь?

Ответ: Золотая рыбка

Дети: Золотая рыбка.

Воспитатель: Правильно, это золотая рыбка (появляется на мультимедиа золотая рыбка).

Золотая рыбка: Здравствуйте, ребята! Мне нужна ваша помощь.

Воспитатель: Какая беда с тобой произошла золотая рыбка?

Золотая рыбка:

Пришел к синему морю старик;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать меня,
Приплыла к нему я и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Мне с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новый современный дом;
Наш-то совсем старый стал.
Отвечаю я старику:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новый современный дом».

Воспитатель: Из какой же сказки к нам приплыла золотая рыбка?

Дети: Из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина

Золотая рыбка: Только вот в чем беда, я строить современные дома не умею.

Воспитатель: Золотая рыбка, ты правильно сделала, что к нам на передачу обратилась. Мы тебе обязательно поможем. Правда, ребята?

Дети: Правда!

Золотая рыбка: Я слышала, что у нас в сказочном мире три поросенка живут. Говорят, они красивые дома строят из различных материалов.

IIч. Основная

Воспитатель: Да, действительно, есть такая замечательная сказка про трех поросят. Я ее с собой на передачу захватила. Мы сейчас с вами посмотрим, какие поросята строители. Ребята, скажите золотой рыбке, какими должны быть дома.

Дети: Крепкими, прочными, надежными.

Воспитатель: Правильно! Молодцы! Давайте совершим небольшое путешествие по сказке «Три поросенка». Взгляните, вот первый домик, который построил себе Ниф-Ниф. Из чего он построен? (воспитатель показывает на мультимедиа детям по очереди иллюстрации с домами: соломенный, из веточек и кирпичный)

Дети: Из соломы.

Воспитатель: Как вы думаете, солома подойдет для строительства домика для старухи? Почему?

Дети: Нет, не подойдет! Потому что солома ломкая и непрочная.

Воспитатель: Верно, солома - непрочный материал, и в этом мы сейчас убедимся (предлагает одному ребенку подойти к столу, взять солому и разломать ее пополам). Видите, как легко она ломается. (Другой ребенок дует на нее.) Поэтому, когда волк дунул на домик Ниф-Нифа, он разлетелся в разные стороны.

А вот этот домик построил себе второй поросенок - Нуф-Нуф (выставляется следующая картинка).

А из какого материала он построен?

Дети: Из прутиков, веточек и листьев.

Воспитатель: Веточки и прутики прочный материал?

Дети: Нет.

Воспитатель: Давайте в этом убедимся (один ребенок ломает, гнет веточки, другой дует на них). Можно использовать этот материал для строительства? Почему?

Дети: Нет, нельзя! Это не прочный материал.

Воспитатель: Ребята, может, вы мне подскажете: чей это домик? (картинка на мультимедиа с изображением домика Наф-Нафа.)

Дети: Это домик Наф-Нафа.

Воспитатель: Что можно рассказать про него золотой рыбке? Из чего он построен?

Дети: Этот домик построен из кирпича.

Воспитатель: Какой же домик получился у Наф-Нафа?

Дети: Прочный и надежный.

Воспитатель: Правильно. Наф-Наф оказался самым сообразительным, поэтому его домик получился надежным и крепким. Вот какая увлекательная и познавательная сказка «Три поросенка»!

 А можно узнать из какого материала люди строят дома?

Воспитатель: Люди давно научились возводить самые разнообразные дома из различных материалов.  На мультимедиа выводятся изображения домов из различного строительного материала.

Д/игра «Из какого материала построен дом»

Ваша задача - сказать, из чего построен каждый дом, и подобрать картинку с изображением этого строительного материала.

Дети: Этот - из дерева (подбирают картинку с изображением бревен);

 этот - из кирпича (подбирают картинку с изображением кирпичей)

Воспитатель: А это панельный дом, его строят из бетонных плит. Для вас это новые слова. Давайте вместе проговорим: бетон, бетонный (дети повторяют). А какие дома получаются из этих строительных материалов?

Дети: Крепкие, надежные.

Воспитатель: А теперь давайте отдохнем (проводиться физкультминутка)

 

Раз, два, три, четыре, пять

Хлопаем руками.

За дровами мы идем

И пилу с собой несём

(ходьба).

Вместе пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить.

(делают движения,

 повторяющие движения пильщиков)

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки.

(«колют дрова»)

А теперь их соберём

И в сарайчик отнесём.

(наклоны)

После тяжкого труда

Надо посидеть всегда.

(садятся на стульчики)

 

Воспитатель: Чтобы настоящий дом построить, много мастеров должно потрудиться. А каких - мы сейчас с вами вспомним (воспитатель читает загадку, дети отгадывают, а правильные ответы выводятся на мультимедиа)

 

Растет этаж за этажом,

И с каждым часом,

С каждым днем

Все выше, выше новый дом. (Каменщик.)

 

Топором, рубанком

Выстругивает планки,

Сделал подоконники

Без сучка-задоринки. (Плотник.)

 

Брызжет краска по стене,

Солнце светится в окне.

Стали стены голубыми,

Словно небо в вышине. (Маляр.)

 

Воспитатель: Молодцы ребята все загадки отгадали.

Дидактическое упражнение «Кто что делает?»

Каменщик – строит.

Маляр – красит.

Плотник – пилит (выстругивает).

Появляется Золотая рыбка на мультимедиа

Золотая рыбка, наверное, впервые в нашем посёлке? Ребята, скажите, как называется наш посёлок? (ответы детей) Верно. Наш посёлок с каждым годом становится все краше: появляется много прочных и красивых зданий. А чьим трудом все это создано? Кого мы должны благодарить за эту красоту?

Дети: Строителей.

Воспитатель: Теперь мы все знаем, какая это нужная и важная профессия - строитель.  Какие же дома должны они строить?

Дети: Крепкие, надежные, прочные, красивые, теплые, высокие.

Воспитатель: Правильно.

Ребята, а вы не забыли про просьбу золотой рыбки?  

А из какого материала мы построим современный дом для старухи?

Дети: Из Лего-конструктора

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Пальчиковая гимнастика «Дом».
Исходное положение: руки сжаты в кулачки, оставляя круглые отверстия внутри. Ставим кулачок на кулачок, меняя положение рук несколько раз – получается длинная «труба».
Дом стоит с большой трубой.
В нем мы будем жить с тобой.
Смотрит ввысь труба на крыше, 
И дымит, как будто дышит.
Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы положить один на другой. Указательный палец одной руки выпрямить – это «труба».
Посмотри на дом с трубой.
В нем мы будем жить с тобой.
Руки поднять над головой, пальцы соединить под углом.
Вот стоит огромный дом, 
Да ужасно важный.
Сто окошек в доме том!
Он многоэтажный.
 

Воспитатель: У меня в руках кирпичик из конструктора Лего и у вас на столах кирпичики, назовите его свойства (твердый, прочный, качественный, надежный, крепкий).

Воспитатель:  Я предлагаю вам построить из кирпичиков слово ДОМ

Что обозначает первый кирпичик? (первый кирпичик синего цвета, обозначает согласный твёрдый звук Д)

Что обозначает второй кирпичик? (второй кирпичик красного цвета, обозначает гласный звук О)

Что обозначает третий кирпичик? (третий кирпичик синего цвета, обозначает согласный твёрдый звук М)

Воспитатель: Молодцы,  все готово к строительству нового дома.

Воспитатель: Ребята, начинаем работу.

  Дети конструируют из конструктора Лего - дом. Педагог руководит процессом стройки.

IIIч.Заключительная 

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Все дома у вас получились разные. Вы помогли золотой рыбке?

(Дети рассказывают о своих построенных домах)

Ребенок: Вырос дом большой и светлый,

Люди жить придут сюда.

И строитель так ответит: -

Счастье - строить нам дома!

Наша телепередача подошла к концу.

 Вам понравилась наша телепередача? Чем она вам понравилась? Золотая рыбка благодарит  за помощь и дарит  Лего-конструктор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по познавательно-речевому развитию с использованием технологии мнемотехника

Образовательная область: «Коммуникация».Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Познание».Цель. Развитие монологической речи дошкольников....

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» с использованием технологии дидактических игр. Подготовительная к школе группа. Викторина «Что? Где? Когда?»

1.     Закрепить и систематизировать в игровой форме знания детей о сезонных изменениях в природе, о характерных признаках зимнего периода и последовательности происходящих в приро...

Открытое занятие по образовательной области «Речевое развитие» с использованием технологии Т.А. Ткаченко. Подготовительная к школе группа. Тема: «Моё любимое время года».

Цели:§  Развить умение правильно составлять описательные рассказы о временах года, опираясь на схему Т.А. Ткаченко.§  Закрепить представления детей о характерных особенностях разных времён г...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по реализации образовательной области "Речевое развитие" (с использованием технологии сказкотерапии, игротренинга, здоровьесберегающей технологии) «По произведениям В.В.Бианки»

ЦЕЛЬ: закрепить и обобщить знания по творчеству В.В. Бианки. Задачи: - в игровой форме обобщить знания, полученные при знакомстве с творчеством В.В. Бианки;- способствовать формированию первых по...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с использованием технологии ТРИЗ и ИКТ на тему «Помощь Незнайке».

Продолжить знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Носова.Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту.Продолжать учить выражать эмоциональный настрой героев ...