Главные вкладки

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по познавательно-речевому развитию с использованием технологии мнемотехника
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

    Тарасенко Наталия Валерьевна
    Образовательная область: «Коммуникация».
    Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Познание».
    Цель. Развитие монологической речи дошкольников.
     
    Задачи:
    Образовательные: учить поддерживать непринужденную беседу,  учить детей  грамматически правильно отвечать на вопросы, уметь коротко рассказывать о своих наблюдениях.
    Развивающие:  уточнить и систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; учить устанавливать связи между изменениями в неживой и живой природе, активизировать  словарь по данной теме.
    Воспитательные: воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Воспитывать любовь к родной природе, развивать наблюдательность.
     
    Предварительная работа: Ведение с детьми календаря погоды и природы. Наблюдение за осенней природой во время прогулок, разучивание стихотворений, загадок. Пальчиковых игр, пословиц об осени, беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы. Игра «Подбери признаки к предметам», «Подбери действия к предметам»
     
    Оборудование: сюжетные картинки по теме «Осень»,  корзина с листьями, мнемосхемы, мяч.
     
     
    Содержание непосредственно-организованной деятельности:
     
    1. Организационный момент.
    Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень».
    Стало вдруг светлее вдвое,
    Двор как в солнечных лучах —
    Это платье золотое
    У березы на плечах.
    Утром мы во двор идем —
    Листья сыплются дождем,
    Под ногами шелестят
    И летят, летят, летят...
    Пролетают паутинки
    С паучками в серединке,
    И высоко от земли
    Пролетают журавли.
    Все летит! Должно быть, это
    Пролетает наше лето.
    - О каком времени года говорилось в стихотворении?
    - Назовите осенние месяцы.
    - Осень в сентябре и октябре какая? (Ранняя, золотая, разноцветная.)
    - Осень в ноябре какая? (Поздняя, холодная, сырая, морозная.)
    - Что такое листопад?
    - Назовите приметы осени.
     
     
    2. Объявление темы.
    - Сегодня мы поговорим об осенней поре, будем учиться составлять рассказ об осени.
     
    3. Игра «Подбери действие».
    - Листья осенью (что делают?) — желтеют, опадают, летят, кружатся, ложатся, вянут.
    - Дождь осенью — моросит, идет, стучит, капает, льёт.
    - Ветер осенью – дует, задувает, срывает.
    - Урожай осенью — убирают.
    - Птицы осенью — улетают.
    - Деревья осенью — роняют листья.
    - Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.
     
    4. Игра «Подбери признак».
    - Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые.
    Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)
    - Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий, грибной, мелкий.
    - Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, солнечная.  морозная (поздней осенью).
    - Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.
    - День осенью (какой?) – пасмурный, дождливый, холодный, солнечный, ветреный, хмурый.
    - Ветер осенью (какой?) – сильный, порывистый, ураганный.
     
    5. Физкультминутка
    Осень в гости к нам пришла        (дети идут по кругу, взявшись за руки)
    Дождь и ветер принесла.
    Ветер дует, задувает                     (руки  над головой, движения из стороны 
    С веточек листву сдувает               в сторону)
    Листья по ветру кружатся            (дети изображают движения)
    И под ноги к нам ложатся:
    Листья березы, клена, осины        (загибают пальчики на обеих руках, 
    Листики ивы и тополиные              начиная с большого пальца)
    Кружат под ноги летят                 (руки перед собой снизу, движения из 
    Знают, все дети в лесу листопад   стороны в сторону).
     
    6. Составление рассказа об осени.
    Дети, посмотрите,  сколько под деревом лежит листочков, но они какие-то не простые, на каждом листочке свой символ.
    -Какое наступило время года? 
    -Как греет солнце осенью?                      (символ «солнце»)
    - Какой дует ветер?                                  (символ «ветер»)
    - Что появляется на небе?                        (символ «тучи, дождь»)                   
    -Какой осенью идёт дождь?
    - Какие листья на деревьях?                    (символ «листья»)
    -Какими становятся деревья и кусты?     (символ «деревья, кусты»)
    - Куда улетают птицы?                             (символ «птицы»)
    -Куда прячутся насекомые?                     (символ «насекомые»)
    - Что происходит с дикими животными? (символ «животные»)
    - Какие дары собирают осенью люди?     (символ «дары»)
    -Как одеваются люди осенью?                  (символ «люди»)
     
    Вот  и получился у нас рассказ об осени
     
    Рассказ «Осень»
    Осенью у солнца короткие лучи и поэтому оно греет слабо.
    Осенью дует (холодный, сильный) ветер.
    Осенью на небе много туч и часто идет (моросящий) дождь.
    Листья желтеют, краснеют и опадают.
    Деревья и кустарники стоят голые.
    Осенью птицы улетают на юг.
    Насекомые прячутся под кору деревьев.
    Животные  делают запасы на зиму, меняют шубку, залегают в спячку.
    Люди собирают урожай: овощи, фрукты. В лесу грибы, ягоды.
    Люди одевают теплую одежду и обувь.
    Рассказывание рассказа детьми.
     
    7. Итог: О чем мы с вами говорили сегодня? Что вам понравилось?
    С каким настроением заканчивается для вас наше занятие? 
    Вы сегодня все были молодцы!
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий совместной деятельности с детьми старшего возраста «Прогулка в весенний лес» с использованием технологий: мнемотехника, развивающие игры.

    1. Коллаж «Пробуждение природы».2. Карточки – модели «Признаки весны».3. Шапочки диких животных.4. Настольная ширма.5. Развивающие игры «Танграм», «Волшебный круг», «Монгольская игра».6. Блоки Дьенеша...

    Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы в образовательной области «Коммуникация» с использованием приемов мнемотехники

    Составление рассказа «Весна идет» Обучающие задачи:•                    закрепить и расширить словар...

    План-конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: "Малыши оказались в беде".

    Прошлогодние новости о том, что кольчатая нерпа, занесенная в Красную книгу, гибнет из-за повторяющихся, слишком теплых зим.  Мы с детьми решили разобраться. Сходили в библиотеку на презента...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы по художественно – эстетическому развитию с использованием здоровьесберегающей технологии Тема: «Дымковская игрушка»

    Программное содержание:Закрепить знания о дымковских игрушках;закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги);закрепить умение детей с...

    Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней группы по познавательно-речевому развитию на тему: «Волшебные картинки, или Новые приключения колобка»

    Цель: Закрепить знания детей о геометрических фигурах ( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), умение объединять их по разным признакам.Задачи:Образовательные:1. Развитие диалогической ...

    Конспект непосредственной образовательной художественной деятельности с детьми средней группы. Тема: «Ветка рябины»

    Конспект непосредственной образовательной художественной  деятельности с детьми средней группы....