Проект "Семейные традиции"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Москвина Елена Алексеевна

Цель моего проекта- выявить традиции семей 1 младшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-_semeynye_traditsii.docx33.39 КБ

Предварительный просмотр:

              Проект  "Семейные традиции".

                Тип проекта: Познавательный.

 Продолжительность: сентябрь2016г.- май2017г.

       Цель проекта:

Выявление традиций семей группы.

 Задачи:

1.Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях.

2.Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека.

3.Обогащать детско-родительские отношения в процессе совместной деятельности.

4.Формирование партнёрских отношений «родители – дети – детский сад».

Участники проекта: дети Ι младшей группы, воспитатель, родители.

Актуальность темы:

Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. Устройство их семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом они творят уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к ним от родителей, какие-то они создают сами. Они прекрасно понимают, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи.

В последнее время о традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других стран, и реклама, где все всегда традиционно. Традиции – это народные песни, и шумная Масленица с душистыми блинами, пушистая верба на Вербное воскресенье и демонстрация в День Победы. А еще традиции – это мама, каждый вечер рассказывающая детям сказку на ночь, это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и которые остаются с вами сладкими воспоминаниями о детстве.

Но именно о таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, мы почему-то забываем. Традиции представляются нам чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Может, поэтому на наш вопрос: «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» большинство лишь пожимали плечами и уверенно отвечали, что таковых просто нет. Между тем психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста. В конце концов, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи.

Объект: семейные традиции.

Гипотеза:

если будут созданы необходимые условия для ознакомления малышей с семейными традициями, на основе взаимодействия детей и родителей, то это не только объединит семью, но и окажет позитивное влияние на развитие духовно - нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста.

  Проблема:

с одной стороны признанное психологами значение семейных традиций в воспитании детей, а с другой стороны, в наше время многие семьи и родственники утратили между собой связь, отсутствуют семейные традиции, следовательно, современные родители не видят важности влияния семейных традиций на развитие ребенка.

         Гипотеза:

если будут созданы необходимые условия для ознакомления малышей с семейными традициями, на основе взаимодействия детей и родителей, то это не только объединит семью, но и окажет позитивное влияние на развитие духовно - нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста.

   Предполагаемый результат:

Дети:

-запомнят имена дедушек, бабушек, профессии своих родителей;

-познакомятся с народными играми, колыбельными песнями;

-научатся составлять простой рассказ о членах своей семьи (3-4 предложения);

-научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям.

Пути реализации проекта:

Организованно - образовательная деятельность;

совместная деятельность педагога с детьми;

элементы самостоятельной деятельности;

взаимодействие с родителями.

Этапы реализации проекта:

Ι. Подготовительный:

*подбор литературы по теме, материала.

ΙΙ. Реализация проекта:

*Определение проблемы, цели, задачей;

* планирование различных форм работы с детьми

ΙΙΙ. Практический (реализация проекта).

ΙV. Заключительный:

*обобщение (отчёт).

Методы и технологии:

- знакомство с семейными традициями;

- анкетирование;

- наглядный;

- практический.

Необходимые условия реализации проекта:

 -интерес детей;

 - материальное обеспечение проекта;

 - методические разработки.

Механизмы реализации проекта:

Непосредственно - образовательная деятельность.

1.«Речевое развитие»

Тема:

 «Моя семья».

«Наши имена».

Заучивание стихотворений «Моя любимая мама».

«Мама ёлку украшала» (Петрова) –

через заучивание стихотворения, познакомить детей с семейной традицией «Встреча Нового года».

     «Кем я могу гордиться в моей семье».

«Семейные праздники и традиции».

 Формировать интерес у детей быть активными участниками семейных традиций.

«Художественно - эстетическое развитие»

 Изготовление подарков для мам ко  Дню Матери.

 Изготовление подарков для пап и

дедушек ко Дню защитника Отечества - способствовать сближению членов семьи.

Изготовление подарков для мам и бабушек ко Дню восьмого марта.

- продолжать  привлекать детей делать подарки своим родным и близким с любовью.

              2.Совместная деятельность с детьми.

Групповая работа.

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов.

Рассматривание фотоальбомов, картинок с изображением детей, взрослых, семей.

Фотовыставка «Я и моя семья».

Чтение рассказов и стихов, подобранных по теме проекта.   «Берегите друг друга

Берегите друг друга,

Добротой согревайте.

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг друга,

Ссоры все позабудьте

И в свободную минуту

Рядом друг с другом побудьте»

(О. Высотская)

Вопросы:

Что такое семья?

Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку?

Празднование дней рождений детей -

закрепить понятие «традиция», научить общаться со сверстниками.

Наблюдение на прогулке за проходящими мимо мамами с детьми.

Ежедневное чтение «Вечерние сказки» -

создать атмосферу духовного единения, развивать фантазию, воображение.

Пальчиковые игры: «Сорока-сорока», «Дружная семейка», «Кто в домике живёт?», «Этот пальчик мама, этот пальчик папа…»

3. Самостоятельная деятельность детей.

Познавательная.

Рассматривание иллюстраций с изображением взрослых и детей.

Рассматривание фотоальбомов.

Игровая деятельность.

      Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Игровые ситуации:

«Собираемся на прогулку».

«Готовим ужин».

«День рождения дочки».

«Едем за покупками».

Цель: учить детей передавать в игре свой опыт общения в семье, брать на себя роли членов семьи, использовать в игре свой опыт и знания.

Сюжетно-ролевая игра «Больница».

Игровые ситуации:

«У дочки болит горло».

«Делаем прививки».

«К доктору на прием».

«Заполняем карточку пациента».

Цель: познакомить детей с женскими профессиями, способствовать отображению сюжета игры

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

Игровые ситуации:

«День Рождение у ребёнка».

«Праздник «Новый год».

«Читаем сказки детям».

«Прогулка в детском саду».

Цель: закрепить знания о традициях группы, способствовать отображению традиции в сюжете игры.

Самостоятельная деятельность детей в уголке ИЗО.

Самостоятельная деятельность детей в книжном уголке.

4.Взаимодействие с родителями.

Формы работы: индивидуальные беседы, анкетирование, консультации.

Тема консультаций:

«Семейные традиции в воспитании дошкольников».

«Роль бабушки в воспитании ребёнка».

«Сказки, рассказанные на ночь».

«Колыбельная для малышей».

«День рождения – только раз в году».

«Новогодние семейные традиции».

Участие родителей в новогоднем оформлении группы

- обогатить детско-родительские отношения опытом диалогического, эмоционально-насыщенного общения.

Анкетирование

«Семейные традиции».


                          Отчёт по проекту.

                                             Девиз проекта:

                                                                 Что может быть семьи дороже?

                                                                 Теплом встречает отчий дом,

                                                                 Здесь ждут тебя всегда с любовью,

                                                                 И провожают в путь с добром!

     Семья - это где тебя любят, понимают и поддерживают. Для ребёнка нет ничего важнее, чем любовь его родителей, забота сестёр и братьев, ласка и одобрение бабушки и дедушки.

    Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.

Условия возникновения проекта

Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание работы в ДОУ не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере, а родители не видят важности влияния семейных традиций на развитие ребенка.

    Этапы реализации проекта:

 

                             1. Первый этап подготовительный.

Здесь была проведена опрос-беседа с родителями о том, что такое семейные традиции и существуют ли они в их семьях-с целью: довести до участников значимость проекта важность данной темы.

2. Была подобрана методическая, художественная литература, иллюстративный материал.

3. Разработан перспективный план работы с детьми и родителями по теме проекта.

4. Составлена схема реализации проекта через разные виды деятельности.

                              2. Второй этап практический.

      На этом этапе в рамках проекта  мной  была проведена следующая работа.

Это Речевые игры «Моя семья» «Как я помогаю дома»«День рождения», они проводились с целью формирования интереса к семейным традициям, быть их активными участниками. Дети составляли рассказы  (3-4 предложения) с помощью воспитателя. Говорили о роли взрослых и детей в семье, о том, что в семье все заботятся и любят друг друга.

     Были проведены пальчиковые игры «Семья»«Сорока-сорока»

     Были организованы сюжетно-ролевые игры «Семья»«День рождения дочки».

     Игровые ситуации «Готовим ужин»«Едем за покупками», где учила детей передавать в игре свой опыт общения в семье, брать на себя роли членов семьи, использовать в игре свой опыт и знания.

         Провела  подвижные игры:  «Курочка-хохлатка»«Гуси-лебеди».

         Строительные игры «Стройка» .

         С помощью дидактических игр « Кому что для работы»«Кем быть» знакомила детей с женскими профессиями. Провели дидактическую игру «Родство » -дети называли своих родственников: кто кому кем приходится.

         По продуктивной деятельности : с детьми были изготовлены подарки для мам к Дню Матери, для мам и бабушек ко дню восьмого марта, для пап и дедушек к Дню защитника Отечества.

        Провела  следующие беседы:

«Мои близкие».

 «На кого я похож».

«Как я помогаю дома».

«Выходной день в моей семье».

          Дети с удовольствием рассказывали о своей семье: как зовут бабушек, дедушек ,тетю, дядю; где работают мамы, папы, чем занимаются в выходные дни, где они побывали, с кем, что видели, что запомнилось.

     По чтению художественной литературы провели следующую работу.

Заучивали колыбельные песенки.

Прослушивали сказки

 «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

По иллюстрациям рассказали русскую народную сказку «Гуси-лебеди».

Читали стихотворение Я. Акима «Моя родня», стихотворение Е. Благининой «Научу обуваться и братца».

Заучивали стихотворение Петровой «Мама ёлку наряжала».

 

Была проведена игра - драматизация по сказке «Репка».

Показала кукольный спектакль «Волк и семеро козлят».

Для родителей были организованы:

Беседа «Семейные традиции»

Консультация «Сказки, рассказанные на ночь»

Родители принимали участие в оформлении альбомов, в конкурсах, выставках.

С помощью родителей была оформлена фото - выставка «Мама - главное слово на свете», информационный стенд с поздравлениями для мам.

.

                 3. этап Заключительный.

    Подводя итог своей  работы, можно сказать, что такая работа способствовала накоплению словаря детей. Они стали лучше знать имена дедушек, бабушек, профессии своих родителей.

    Стали играть в народные игры, подпевать колыбельные песни;

могут составить рассказ о членах своей семьи.

         Проект способствовал формированию представлений об общечеловеческих ценностях;

Научились проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, развито чувство гордости за свою семью.

У Родителей повысился уровень знаний по теме проекта.

       В завершении хотелось бы вспомнить стихотворение Е. Ворониной «Что такое семья» из цикла «Сердце отдаю детям».

Что такое семья?

Вы спросите меня.

Я отвечу вам с удовольствием,

Что семья - это дом,

Садик мой за окном,

И семья - это малая Родина!

Под пургой и дождём

Нас согреют теплом

И помогут в любых ситуациях

Мамы милой глаза,

И улыбка отца,

И ватрушки, и булочки бабушки!

В мир идём из семьи,

Там и корни твои,

Твоя долгая жизнь начинается.

И основа основ - наш родительский дом,

И семьёй в мире жизнь продолжается

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ. «ГОСТЕПРИИМСТВО В ДЕТСКОМ САДУ»

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:   Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей. Обогащать ...

досуг с родителями "Традиции семьи - традиции детского сада"

Совместное с родителями празднование дней рождения детей старшей группы...

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ. «ГОСТЕПРИИМСТВО В ДЕТСКОМ САДУ»

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:   Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей. Обогащать ...

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»

Муниципальное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик»    Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям...

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 3 города Лебедянь Секция: «Системная поддержка традиций и инноваций в ДОО». Тема доклада: «Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность». Подготовила воспитатель МБДОУ д/

Содержание Введение…………………………………………………3 1. Взаимодействие детских дошкольных учреждений с родителями согласно действующим требованиям ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт дошко...