Развитие творческого, интеллектуального потенциала детей в условиях дошкольного учреждения
учебно-методический материал на тему

Рыжакова Ольга Сергеевна

— организация системы образовательной деятельности в ДОУ, направленной на развитие творческого и интеллектуального потенциала детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon metod.soveshch.zip16.82 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческого, интеллектуального потенциала детей в условиях дошкольного учреждения

С вступлением в силу Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования, целью которого является обеспечение условий и образовательных ресурсов для формирования базовой культуры детей, гармоничного сочетания позитивной социализации и личностного роста, полноценной реализации потенциала развития.

В нашем дошкольном учреждении воспитатели уделяют большое внимание развитию у дошкольников творческого и интеллектуального потенциала.

Целью работы является — организация системы образовательной деятельности в ДОУ, направленной на развитие творческого и интеллектуального потенциала детей дошкольного возраста.


Для реализации поставленной цели были определены следующие 
задачи:


1. Выявить уровень деятельности педагогов ДОУ по развитию творческого и интеллектуального потенциала детей.

2. Организовать повышение профессионального уровня и творческого потенциала педагогов.
3. Создать условия, способствующие развитию творческого и интеллектуального потенциала воспитанников во всех видах детской деятельности.
4. Обеспечить целостный интегрированный подход в развитии творческого и интеллектуального потенциала детей дошкольного возраста.
5. Способствовать повышению компетентности родителей по вопросам развития творческого и интеллектуального потенциала детей дошкольного возраста.

Возраст от 3 до 7 лет - старт для каждого ребенка, который определяет всю его жизнь. И важно не научить его читать и писать, а раскрыть его таланты и возможности для дальнейшего развития, следовательно, от педагога требуется, прежде всего, формирование у воспитанников способностей к самопознанию, самообразованию, самосовершенствованию.

Работа по развитию творческого, интеллектуального потенциала дошкольников в нашем ДОУ  ведется по трем приоритетным направлениям:

- организация образовательного процесса с детьми;

-организация методической работы с педагогами;

-совместная деятельность с семьями воспитанников и социумом.

Организация образовательного процесса с детьми

С принятием новых федеральных нормативных документов возникла необходимость радикальных изменений в организации образовательного процесса: образовательные задачи решаются не только в ходе непосредственно образовательной деятельности, но и в режимных моментах, в совместной деятельности детей с педагогом, в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьёй. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. (слайд)

Образовательная деятельность с детьми строим на основе дифференцированного подхода, обеспечивающего индивидуальную траекторию развития каждого ребёнка. Дифференцированное обучение позволяет воспитателям помогать «слабому», уделять внимание «сильному», работать более эффективно с детьми, испытывающими трудности в обучении. Такой способ взаимодействия педагога с ребенком ориентирует каждого из них на успех, радость достижения, а значит, и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в силах.( слайд)

Предпочтение в дошкольном учреждении отдается таким образовательным технологиям, в которых ребёнок становится полноправным участником образовательного процесса: игровые технологии, технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, здоровьесберегающие технологии, проектная и исследовательская деятельность, моделирование, проблемное обучение и др.

Мы считаем, что наиболее актуальна и эффективна в развитии интеллектуального и творческого потенциала проектная и исследовательская деятельность дошкольников.( слайд)

Проектирование как деятельность строится на уникальных отношениях «ребенок - взрослый», на соучастии взрослого и ребенка.

Первый этап - подражательско - исполнительский (дети с трех до пяти лет). На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», по прямому предложению взрослого, что не противоречит природе маленького ребенка.

Второй этап - развивающий (для детей пяти-шести лет). На данном этапе дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности.

Третий этап - творческий (для детей шести-семи лет). Третий этап предполагает творческую активность детей, дошкольники выбирают способ работы над проектом и возможности ее организации.

Проектная деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе, что очень важно для дальнейшего школьного обучения.

В детском саду реализованы игровые, творческие, экологические и исследовательские проекты: « Игрушки», «Красная книга», «Животные планеты Земля», «Пасху встречаем, в гости мы всех приглашаем», «Прогулка в лес», «В гости к матрёшке», « Мы - исследователи», « День защитника Отечества» и др.( слайд)

В основе исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста лежит исследовательская поисковая активность, которая порождает исследовательское поведение, создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития. Собственная исследовательская практика дошкольника - один из самых эффективных путей развития интеллектуального и творческого потенциала личности ребёнка.

В дошкольном учреждении большую роль в развитии интеллектуально-творческого потенциала ребёнка играет дополнительное образование, которое даёт возможность выявить и развить творческие способности детей, даёт возможность каждому ребёнку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы: «Зелёная тропинка» ( слайд), «Сударушка»( слайд), «Лего-конструирование» ( слайд), « Мой родной посёлок».

Танцевальный кружок «Сударушка» помогает детям активно войти в мир музыки и танца, развивает творческую активность детей.( слайд)

В экологическом кружке « Зелёная тропинка» дети формируют представления об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нём, что способствует развитию интеллектуального потенциала детей. ( слайд)

В кружке « Лего-конструирование» у дошкольников развивается мелкая моторика рук, речь, память, мышление. Дети учатся творчески подходить к поставленной задаче.( слайд)

Дошкольники детского сада ежегодно участвуют в муниципальных, региональных конкурсах и на уровне детского сада и занимают призовые места .В 2016г Никитина Анастасия заняла 1 место в интеллектуальном конкурсе « Мир спасут дети» ( слайд), Ларюкова Варвара 2 место в этом же конкурсе ( слайд),в 2015г-Сайков Никита занял 1 место в муниципальном конкурсе « Осенние фантазии». В 2016г- Бурносова Вика 3 место в муниципальном конкурсе « Святая пасха» в номинации художественное фото,в 2016г Мухатова Мадина в муниципальном конкурсе « Загадки космоса» заняла 3 место в номинации « Поделки» ( слайд), в 2016г. Милентенкова Виолетта заняла 1 место в муниципальном конкуре « Живые строки», посвящённому 110-летию А.Барто.( слайд).

Важным фактором содействия формированию значимых личностных качеств дошкольника является создание единого образовательного пространства «Семья - дошкольное образовательное учреждение». ( слайд).

 Совместная деятельность с семьями воспитанников позволяет родителям увидеть, в каком направлении возможно более успешное развитие своего ребенка. Работу с родителями строим на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интереса родителей, их опыта воспитания детей.

Взаимодействие с родителями в нашем ДОУ ведется в нескольких направлениях: -информационно-аналитическое;

- познавательное;

- поощрительное.

Разработаны и внедрены в практику разнообразные формы и методы взаимодействия с семьей: анкетирование, мастер-классы, акции, «Родительская почта». Организуются встречи за «круглым столом».( слайд)

С целью установления доверительных отношений между родителями и педагогами, определения задач совместной работы проводятся Дни открытых дверей, в ходе которых родители имеют возможность участвовать в образовательном процессе, видеть достижения своих детей. Родители активно участвуют в праздниках, развлечениях: «Детский марафон»( слайд), «Я и папа - чемпионы» ( слайд), «Папа, мама, я - творческая семья»,принимают участие в выставках совместных творческих работ: «Осенние фантазии» ( слайд), «Кормушка для птиц» (слайд), « Новогодний сувенир» (слайд), « Пасхальный сувенир» ( слайд), конкурс рисунков к « 80-летию Саратовской области», включаются в конкурсное движение.

Дошкольное учреждение в свою очередь пропагандирует положительный семейный опыт воспитания награждают грамотами и благодарственными письмами родителей, принимающих активное участие.( слайд)

Взаимодействие с социумом ведется в двухстороннем направлении: детский сад - социум и социум - детский сад.

Совершенствуется работа в рамках сетевого взаимодействия: осуществление преемственности в работе дошкольного учреждения и школы в вопросах интеллектуально-творческого воспитания .

Работа педагогического коллектива на этом не останавливается… есть желание быть на шаг впереди, всегда находиться в творческом поиске, прогнозировать образовательные потребности общества, осваивать новые педагогические и информационные технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Для проведения целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей, посещающих наш детский сад, силами всех сотрудников и при активном участии родителей была создана программа «Здоровье»...

Инновационный педагогический проект "Влияние и развитие одарённых детей в условиях дошкольного учреждения"

Цель проекта: обеспечение условий для выявления и развития одарённых детей в условиях дошкольного учреждения, как в учебной, так и в нерегламентированной деятельности....

Программа «Выявление и развитие способных детей в условиях дошкольного учреждения»

В   последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на ...

«Оптимизация здоровья и физического развития детей в условиях дошкольного учреждения»

Жизнь – это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Детский возраст – это время интенсивного формирования и развития функций всех систем организма и псих...

Консультация для педагогов. «Оптимизация здоровья и физического развития детей в условиях дошкольного учреждения»

Жизнь – это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Детский возраст – это время интенсивного формирования и развития функций всех систем организма и псих...