Инновационный педагогический проект "Влияние и развитие одарённых детей в условиях дошкольного учреждения"
проект

Жуланова Вера Алексеевна

Цель проекта: обеспечение условий для выявления и развития одарённых детей в условиях дошкольного учреждения, как в учебной, так и в нерегламентированной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический проект.

Выявление и развитие одаренных детей в условиях дошкольного учреждения.

 Главный признак таланта —

это когда человек знает, чего хочет.

П. Капица

Введение

Проект «Выявление и развитие одаренных детей в условиях дошкольного учреждения» разработан в рамках Программы развития МБДОУ детский сад №7 «Рябинушка».

Предметом инновационной деятельности МБДОУ детский сад №7 «Рябинушка» является выявление и развитие одарённых детей - комплексная работа педагогов, направленная на работу с одарёнными детьми.

Одним из ключевых направлений Программы развития детского сада является расширение потенциала инновационных практик, основанных на компетентностно - ориентированных средствах обучения (внедрение рекомендованных и авторских инновационных программ для разных ступеней дошкольного образования). В данном проекте, как одном из инновационных практик, заложена идея создания условий для выявления и развития одарённых детей старшего дошкольного возраста средствами деятельности, включающие:

  • создание развивающего пространства дошкольного учреждения;
  • подготовку педагогов в соответствии с целями и задачам по работе с одарёнными детьми;
  • применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие одарённости;
  • взаимодействие педагогов и родителей детей в развитии одарённости;
  • разработку и внедрение в педагогическую практику дошкольного учреждения специальной программы по выявлению и развитию одарённых детей старшего дошкольного возраста.

Программа «Выявление и развитие одаренных детей в условиях дошкольного учреждения» базируется на общепедагогических и частных принципах воспитания:

  • целенаправленности;
  • индивидуальных и возрастных особенностей;
  • культуросообразности;
  • единства социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта;
  • уважительного отношения к личности;
  • положительных черт ребенка;
  • единства знания и поведения;
  • диалогичности и сотрудничества;
  • рефлексии.

Программа по выявлению и развитию одарённых детей старшего дошкольного возраста призвана, на наш взгляд, осуществить ряд задач в рамках Программы развития МБДОУ детский сад №7:

  • во-первых, способствовать развитию разных видов одарённости воспитанников через интерактивные формы образовательного процесса;
  • во-вторых, аккумулировать творческий потенциал педагогов для расширения базы инновационных практик в детском саду;
  • в-третьих, обеспечить вариативность и качество дополнительных образовательных услуг.

Постановка проблемы.

Анализ работы детского сада показывает, что воспитание и развитие одарённых детей сегодня отстаёт от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества. Изучение опыта работы воспитателей позволяет сделать вывод о том, что вопросы одарённости дошкольников вызывают затруднения, как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем. Отмечается недостаточная развивающая и обучающая среда в группах по данной проблеме. По результатам диагностики, опроса родителей, сотрудников МБДОУ выявлено низкое самосознание взрослых к осознанному отношению и проявлению одарённости.

В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. В эту работу должны быть включены семья, воспитатели групп, узкие специалисты, дети.

Однако деятельность по выявлению и развитию детской одаренности в масштабе дошкольного учреждения невозможна без научно-обоснованного управления этим процессом. Теоретический анализ проблемы и реальная практика дошкольных учреждений убеждают нас в том, что отсутствие системы развития детской одаренности внутри детского сада отрицательно сказывается на эффективности деятельности с одаренными дошкольниками. Другая проблема - педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методик. Кроме того, выделим кадровую проблему, связанную с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми.

Опираясь на труды С.Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова в области психологии, в которых классифицированы понятия: «способности», «одаренность», «талант» по единому основанию – успешности деятельности, принимая принцип подлинного гуманизма, заключающегося не в лозунге «всеобщей одаренности каждого ребенка», а в уважении к уникальности каждой личности, к ее неповторимости. Мы принимаем за основу тот факт, что у некоторых детей уровень способностей (либо общих, либо специальных) значительно отличается от среднего.

Степень изученности проблемы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста

С одной стороны, многие исследования, направленные на изучение проблемы одарённости, связаны с разработкой содержания, средств, методов и форм работы с подрастающим поколением. С другой стороны, анализ проведенных исследований свидетельствует о том, что одарённость детей старшего дошкольного возраста еще не получил должного научного обоснования. Несмотря на социальный заказ общества, доказанную сенситивность дошкольного возраста к усвоению ценностей, потребность педагогической практики в освоении технологий выявления и развития одарённости старших дошкольников, теоретических исследований по данной проблеме явно недостаточно. Отсутствуют исследования, в которых представлена целостная концепция выявления и развития одарённости старших дошкольников в условиях работы образовательного учреждения.

Несмотря на разнообразие научных мнений, относительно проблемы одарённости остаются неразрешёнными. Остаются неразрешёнными противоречия:

  • между потребностью современного общества в одарённой личности, и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в выявлении и развитии одарённости детей старшего дошкольного возраста;
  • необходимостью интенсифицировать процесс выявления и развития одарённости в системе дошкольного воспитания и отсутствием научных разработок, педагогических технологий, опыта проектирования и моделирования развивающей среды, а также опыта практической работы по данной проблеме;
  • потребностью педагогов-практиков в получении качественных программ выявления и развития одарённости и отсутствием разработанных и готовых к использованию целостных систем для использования в работе с одарёнными детьми дошкольного возраста;
  • потенциальной возможностью различных видов деятельности в выявлении и развитии одарённости детей старшего дошкольного возраста и недостаточным целевым использованием этой возможности в практике дошкольных учреждений;
  • потребностью семьи в доступной технологии и методиках воспитания одарённых детей ориентированной на потребности и интересы современного ребёнка.

Необходимость разрешения выявленных противоречий и современной тенденции развития системы дошкольного образования обусловили выбор темы проекта: «Выявление и развитие одаренных детей в условиях дошкольного учреждения».

Объект проектной деятельности: процесс выявления и развития одарённых детей в условиях дошкольного учреждения.

Предмет проектной деятельности: организационно-педагогические условия выявления и развития одарённых детей в условиях ДОУ. 

Цель проекта: обеспечение условий для выявления и развития одарённых детей в условиях дошкольного учреждения, как в учебной, так и в нерегламентированной деятельности.

Задачи проекта:

  • разработать и апробировать программу по процесс выявлению и развитию одарённых детей в условиях дошкольного учреждения;
  • апробировать и реализовать технологию индивидуального подхода к детям как субъектам собственной жизни, позволяющих достигнуть планируемых результатов воспитательно-образовательной работы;
  • разработать систему мониторинга и критериев эффективности реализации и своевременной коррекции сконструированной системы;
  • формировать информационный, научно-методический фонд, обеспечивающий реализацию проекта;
  • формировать мотивационную, теоретическую и технологическую готовность родителей, воспитателей, администрации ДОУ и всех заинтересованных субъектов образовательного процесса к реализации системы выявления и развития одарённых детей в условиях дошкольного учреждения;
  • обеспечить единое социопсихопедагогическое пространство для выявления и развития одарённых детей в условиях дошкольного учреждения, которое базируется на интеграции процесса взаимодействия трёх субъектов образовательного процесса: воспитатель – ребёнок – родитель;
  • создать благоприятную предметно-развивающую среду и дополнительное образовательное пространство для насыщенного и безопасного существования ребёнка в детском саду и в семье на основе социально-педагогического подхода.

Рабочая гипотеза основана на предположении о том, что процесс выявления и развития одарённых детей в условиях дошкольного учреждения может быть эффективным при реализации следующих организационно-педагогических условий:

  • определены концептуальные положения, на основе которых разработана система процесс выявления и развития одарённых детей в условиях дошкольного учреждения;
  • культуросообразные технологии по выявлению и развитию одарённых детей в условиях дошкольного учреждения (диалог, игра, проблемные ситуации, продуктивная творческая деятельность) формируют опыт работы с детьми;
  • предметно-пространственная среда содержит элементы, создающие предпосылки для выявления и развития одарённых детей в условиях дошкольного учреждения.

Общие показатели и критерии оценки реализации проекта.

Целевой показатель

        Показатели

             Сроки

Доля воспитанников с высоким и средним уровнем выявления литературных дарований.

Позитивная динамика

Сентябрь 2014

Январь 2015

Май 2015

Доля воспитанников с высоким и средним уровнем выявления интеллектуальной одарённости

Позитивная динамика

Сентябрь 2014

Январь 2015

Май 2015

Доля воспитанников с высоким и средним уровнем выявления креативно одарённости

Позитивная динамика

Сентябрь 2014

Январь 2015

Май 2015

Доля воспитанников с высоким и средним уровнем выявления художественной одарённости

Позитивная динамика

Сентябрь 2014

Январь 2015

Май 2015

Доля воспитанников с высоким и средним уровнем выявления артистических способностей

Позитивная динамика

Сентябрь 2014

Январь 2015

Май 2015

Доля воспитанников с высоким и средним уровнем выявления  музыкально одарённых детей

Позитивная динамика

Сентябрь 2014

Январь 2015

Май 2015

Доля воспитанников с высоким и средним уровнем выявления  спортивно одарённых детей

Позитивная динамика

Сентябрь 2014

Январь 2015

Май 2015

Удельный вес детей, обучающихся по программам дополнительного образования социальной и художественно-эстетической направленности

Позитивная динамика численности детей по годам

Май 2016

Май 2017

Создание материальной базы

Функциональная среда для развития одарённости детей

Май 2014

Количество методических разработок, дидактических материалов, обеспечивающих выявление и развитие одарённости у детей среднего, старшего возраста и детей подготовительной группы

Позитивная динамика количества методических разработок, дидактических материалов

Октябрь 2014

Май 2015

Количество нормативно – правовых и нормативно-методических материалов, разработанных и реализуемых по выявлению и развитию одарённых детей.

Доля от требуемого

Май 2015

Доля семей принимающих участие в выявлении и развитии одарённых детей  в условиях дома и ДОУ.

Позитивная динамика численности родителей погодам

Май 2016

Май 2017

Доля воспитателей, активно использующих технологии по выявлению и развитию одарённых детей в группах ДОУ

Позитивная динамика численности воспитателей по годам

Май 2016

Май 2017

Диагностический инструментарий:

  • для выявления литературных  дарований ребенка используется методика экспертных оценок Лосева. А.А. Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком;
  • для выявления интеллектуальной одаренности ребенка  используется методика экспертных оценок Лосева. А.А.  Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком;
  • выявление креативно одаренных детей (построено на основе методики Савенкова А.И. «Интеллектуальный портрет»);
  • для выявления художественно одаренных детей используется тест Торранса; краткий тест; фигурная форма;
  • выявления артистических способностей у детей строится на основе экспертных оценок Лосева А.А;
  • выявление музыкально одарённых детей: развитие звук высотного, ладового, метроритмического, тембрового, гармонического слуха;

  • выявление спортивно одарённых детей: выявление трёх групп активности у детей, путём наблюдения за активным и пассивным состоянием в определённый отрезок времени.

Сроки и этапы реализации проекта: сентябрь 2014 – май 2017 гг.

1 этап –  диагностико-аналитическая деятельность (сентябрь 2014 – январь 2015 г.):

  • определение исходного состояния работы по выявлению одарённых детей 5-7 лет;
  • построение программы действий по реализации проекта.

2 этап – организационная, организационно-методическая, техническая деятельность (2015-2016 учебный год):

  • организация обучения педагогов в работе с одарёнными детьми;
  • организация самообразования педагогов, работающих с одарёнными детьми;
  • продолжить работу творческой группы;
  • разработка программы по выявлению и развитию одарённых детей «Одарённый ребёнок»;
  • организация работы родительского клуба с целью совместной работы над развитием одарённых детей   в МДОУ и дома;
  • разработка системы диагностики и мониторинга выявления и развития основ одарённости у детей.

3 этап – практическая деятельность (2015-2017 гг.):

  • организация консультативно-просветительской помощи родителям (консультации, тренинги, круглые столы);
  • обеспечение индивидуальной траектории комплексного развития каждого ребёнка, с учётом имеющегося у него определённого вида одарённости;
  • внедрение системы диагностики и мониторинга развития одарённости детей, стилей взаимодействия взрослых и детей в МДОУ и семье;
  • вовлечение родителей и детей МДОУ в единую деятельность по выявлению и развитию одарённых детей;
  • создание пакета научно-методических документов;
  • создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие одарённости у детей;
  • организация системы дополнительного образования.

4 этап – изучение результатов деятельности (январь – май 2017 г.):

  • анализ выявления и развития одарённых детей 5-7 лет;
  • диагностика одарённости у детей 5-7 лет;
  • анкетирование родителей и воспитателей;
  • своевременная коррекция и регуляция экспериментов на основе полученных данных.

5 этап – оформление результатов (июнь – сентябрь 2017 г.):

  • обобщение опыта и результатов осуществлённой деятельности;
  • подготовка управленческого решения о ходе реализации проекта, рецензирование, создание методических рекомендаций педагогам, работающим с одарёнными детьми, рекомендаций по распространению опыта.

Баланс задач и условий реализации проекта в образовательном учреждении.

1 этап – информационно-аналитическая деятельность

(сентябрь 2014 г. – январь 2015 г.).

Условия

Задачи

Организационные условия

Создать ТИГ по определению исходного состояния работы по выявлению одарённости у детей 4-5, 5-6, 6-7 лет.

Создать ТИГ по разработке проекта.

Информационные условия

Определить  профессиональную компетентность  воспитателей, выявить положительные достижения и возможные затруднения воспитателей в вопросах выявления одарённости у детей  4-5, 5-6, 6-7 лет.

Выявить типы одарённости у детей.

Выявить степень вовлечённости семей в образовательный процесс. Определить их приоритеты в развитии детей.

Изучить социальный статус семей воспитанников.

Мотивационные условия

Заинтересовать воспитателей в разработке  педагогических условий выявления одарённости у детей  4-5, 5-6, 6-7 лет.

Программно –

    методические условия

Разработать тесты, анкеты, вопросники; подобрать методики для выявления одарённости детей.

Разработать систему мониторинга и критерии оценки эффективности реализации  своевременной коррекции  сконструированной системы.

            Материально-

    технические условия

Обеспечить воспитателей  материалами для выявления одарённости у детей.

   Нормативно – правовые

            условия

Разработать положения о ТИГ по определению исходного состояния работы по выявлению одарённости у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Разработать положения о ТИГ,  разрабатывающей программу действий по реализации проекта.

Разработать положение о временной рабочей группе разрабатывающей модифицированную программу « Одарённые дети в ДОУ»

Утвердить диагностический инструментарий для изучения уровня компетентности  детей, воспитателей и родителей по проблеме одарённости.

        Кадровые условия

Привлечь воспитателей средних, старших, подготовительных групп, узких специалистов к разработке программы выявления одарённости у детей средних, старших и подготовительных групп.

Баланс задач и условий реализации проекта в образовательном учреждении.

2 этап – организационная, организационно - методическая, техническая деятельность (2015-2016 учебный год).

Организационные условия

Открыть кружки для выявления типов одарённости у детей.

Организовать смотр ППРС. Обеспечивающей выявление одарённости у детей.

Организовать выпуск тематических общесадовских  газет, отражающих проблемы выявления одарённости у детей.

Организовать работу родительского клуба в помощь родителям одарённых детей.

Скорректировать систему дополнительного образования.

Информационные условия

Ознакомить воспитателей с задачами выявления одарённости у детей средних, старших и подготовительных групп.

Ознакомить воспитателей и родителей с возможностями одарённых детей при определённых условиях их развития.

Обучить воспитателей новым технологиям  и методам  выявления одарённости у детей в условиях МБДОУ

  Кадровые условия

Утвердить руководителей кружков и секций.

 Мотивационные условия

Заинтересовать детей содержанием кружков разной направленности по развитию одарённости.

Программно-

методические условия

Разработать программу развития одарённых детей среднего, старшего и подготовительного возраста

Разработать план  повышения профессиональной компетентности   воспитателей по проблеме выявления одарённости у детей среднего и старшего, подготовительного возраста

Разработать программы кружков  по развитию разных типов одарённости у детей.

Создать единую систему работы детского сада и родителей по выявлению и развитию одарённости у детей среднего старшего дошкольного, повышению уровня педагогической культуры.

Разработать планы индивидуальной работы с  одарёнными детьми.

Создать единую систему работы детского сада и школы по развитию одарённых детей

Разработать план работы с соцокультурными учреждениями города по проблеме  одарённости детей.

Нормативно – правовые

                  условия

Утвердить программы и планы, обеспечивающие организацию учебно-воспитательного процесса по развитию одарённых детей.

Утвердить скорректированную систему дополнительного образования.

Материально –

технические условия

Приобрести оргтехнику, расходные  и канцелярские принадлежности.

Приобрести дидактические игры, игрушки, наглядные демонстрационные  материалы.

Баланс задач и условий реализации проекта в образовательном учреждении.

3 этап – практическая деятельность (2015 - 2017 гг.).

Организационные условия

Распределить обязанности между участниками реализации проекта.

Организовать работу  психолого-педагогического лектория для родителей.

Организовать проведение тренингов с родителями: способы решения нестандартных ситуаций с целью повышения компетентности в вопросах развития одарённости у детей.

Организовать систематическое проведение занятий по модифицированной программе «Одарённые дети в ДОУ»

Организовать работу  с детьми разных  типов одарённости.

Организовать совместные с родителями мероприятия по благоустройству групповых комнат и оборудованию и оснащением необходимыми материалами ППРС

( педагогическая предметно развивающая среда)

Организовать работу по обучению воспитателей технологии  работы с одарёнными детьми

Организовать коррекционно-развивающую работу с детьми по преодолению по преодолению застенчивости, замкнутости, нерешительности.

Реализовать мероприятия плана работы с семьями «одарённых детей»

Информационные условия

Ознакомить  педагогический коллектив  с новинками методической литературы, освещающей вопросы развития у детей одарённости.

Кадровые условия

Назначить ответственных за проведение выставок, турниров, конкурсов, викторин, акций, мероприятий, посвящённых знаменательным событиям, датам международного значения

Мотивационные условия

Мотивировать воспитателей на участие в исследовательской деятельности.

Мотивировать воспитателей на  проведение открытых мероприятий по развитию одарённости у дошкольников среднего  старшего возраста.

            Программно –

   методические условия

Сформировать комплект учебно-методических материалов  по проблеме развития одарённости у детей

Создать картотеку диагностического инструментария для выявления и развития  и работы с одарёнными детьми

Разработать методические рекомендации по совершенствованию системы развития с одарёнными детьми среднего старшего и подготовительного возраста.

Материально –

технические условия

Оснащение ППРС  всем необходимым для работы с одарёнными детьми

Нормативно – правовые условия

Разработать положения о смотрах, конкурсах, турнирах, акциях.

Баланс задач и условий реализации проекта в образовательном учреждении.

4 этап – изучение результатов деятельности (январь – май 2017 г.).

Организационные условия

Организовать смотр материально–технического обеспечения программы «Одарённые дети в ДОУ» в средних, старших и подготовительных к школе группах.

Информационные условия

Провести диагностическое обследование знаний и умений детей по программе «Одарённые дети в ДОУ».

Изучить  детско-родительские отношения совместно с педагогом-психологом с целью оказания помощи одарённым детям.

Подготовить аналитический материал по итогам диагностики.

Выявить уровень освоения новшеств  воспитателями.

Проанализировать результаты деятельности коллектива  по реализации проекта.

Кадровые условия

Обучить учителя – логопеда, инструктора по физической культуре  технологии развития одарённости у детей среднего, старшего дошкольного возраста и детей подготовительной к школе группы.

Мотивационные условия

Мотивировать к совместным действиям ДОУ и семью  по развитию у детей одарённости.

Программно –

методические условия

Разработать методические рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса по итогам мониторинга.

Материально –

технические условия

Обновить

Нормативно – правовые условия

Разработать Положения о конкурсах, выставках с участием одарённых детей.

Баланс задач и условий реализации проекта в образовательном учреждении.

5 этап - оформление результатов (июнь – сентябрь 2017 г.).

Организационные условия

Организовать работу ТИГ по обобщению опыта работы  над проектом.

Информационные условия

Проинформировать педагогический коллектив, родителей о результатах  реализации проекта

Кадровые условия

Привлечь воспитателей средних, старших и подготовительных к школе групп к обобщению опыта работы по развитию одарённости у детей седьмого года жизни.

Мотивационные условия

Поощрить воспитателей, достигших высоких показателей в освоении программы «Одарённые дети в ДОУ».

Программно –

методические условия

Составить методическое пособие по выявлению и развитию одарённых детей средних, старших и подготовительных к школе группы.

Издать методическое пособие?

Материально –

технические условия

Приобрести методическую литературу по заявленной проблеме

Нормативно – правовые условия

Издать приказ о поощрении сотрудников, участвующих в реализации проекта.

Перспективные план работы по проекту.

Задачи

Исполнители

Оформление

результатов

Сроки

              1этап – информационно – аналитическая деятельность

                                (сентябрь 2014г. – январь 2015г)            

1.

Создать ТИГ, определяющая исходное состояние работы по выявлению одарённых детей в ДОУ

Заведующий МДОУ

Приказ

май.

2.

Создать ТИГ по разработке  проекта.

Заведующий МДОУ

Приказ

май

3

Разработать анкеты, тесты, вопросники; подобрать методики  для изучения уровня компетентности детей, воспитателей, родителей по выявлению одарённых детей  в ДОУ

Педагог - психолог

Анкеты, тесты, вопросники; методики  для изучения уровня компетентности детей, воспитателей, родителей по выявлению одарённых детей в ДОУ

май

4.

Приобрести оргтехнику, расходные  и канцелярские принадлежности, дидактические игры, игрушки, наглядные демонстрационные  материалы

Начальник хозяйственного отдела

Приобретение

июнь.

5.

Разработать положение о ТИГ по определению исходного состояния работы по выявлению одарённых детей среднего, старшего возраста и подготовительной к школе группы

Заместитель заведующего по учебно-воспитатель-

ной работе

Положение

май

6.

Разработать положение о ТИГ, разрабатывающую программу действий по реализации проекта.

Заместитель заведующего по учебно-воспитатель-

ной работе

Положение

май

7.

Утвердить диагностический инструментарий для изучения уровня компетентности детей, воспитателей, родителей по выявлению одарённых детей среднего, старшего возраста и подготовительной к школе группы.

Заведующий МДОУ

Приказ

май

8.

Заключить договора о взаимодействии с социокультурными учреждениями города.

Заведующий МДОУ

Договор

июнь

9.

Привлечь воспитателей средних, старших и подготовительных групп, узких специалистов  к разработке программы выявления и развития одарённых детей  в ДОУ

Заведующий МДОУ

Приказ об утверждении списка воспитателей и узких специалистов, участвующих в разработке программы  выявления и развития одарённых детей  в ДОУ.

май

2 этап – организационная, организационно - методическая, техническая деятельность (2015-2016 учебный год).

задачи

исполнители

Оформление результатов

сроки

1

Организовать работу кружков с детьми разных  типов одарённости.

Заведующий МДОУ

 Приказ об утверждении работы кружков

(планов, сетки проведения занятий кружков, руководителей).

сентябрь.

2

Организовать работу родительского клуба в помощь родителям одарённых детей.

.

Заведующий МДОУ

Приказ об утверждении работы родительского клуба (положение, план работы,  место и время проведения)

сентябрь

3

Провести семинар с воспитателями по ознакомлению с Федеральным законом об образовании в Российской Федерации № 273 –Ф3

Вступившим в силу с 1. 09.2013(с учётом изменений, внесённых федеральным законом от 3.02.2014г. №11 – Ф3, 15 Ф3)

Заместитель заведующего по учебно-воспитатель-

ной работе

Ознакомление

сентябрь.

5

Провести общее родительское собрание по ознакомлению с Федеральным законом об образовании в Российской Федерации № 273 –Ф3

Вступившим в силу с 1. 09.2013(с учётом изменений, внесённых федеральным законом от 3.02.2014г. №11 – Ф3, 15 Ф3

Заведующий МДОУ

Решение общего родительского собрания

сентябрь 2010г.

6

Провести педсовет  на тему: «Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития детской одаренности»

Заведующий МДОУ

Решение педсовета

сентябрь .

7

Провести консультацию для воспитателей  «Предпосылки одаренности детей дошкольного возраста».

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

Сформировано представление о

новых технологиях  и методах выявления и развития детской одарённости

сентябрь.

9

Ознакомить детей с  рекламным роликом, отражающим  содержание кружков социальной и художественно - эстетической  направленности.

ТИГ

Ознакомление

сентябрь.

Разработать план  повышения профессиональной компетентности   воспитателей по проблеме выявления и развития детской одарённости

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

План  повышения профессиональной компетентности   воспитателей по проблеме выявления и развития детской одарённости

август 2010г.

Разработать программу «Одарённые дети в ДОУ» для среднего, старшего и подготовительного возраста

ТИГ

Программа «Одарённые дети в ДОУ»

июль

Разработать программы кружков социальной  и художественно – эстетической направленности.

Руководители кружков

Программы кружков

июль

Создать единую систему работы детского сада и родителей по выявлению и развитию одарённости у детей.

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

Система работы

август

Разработать планы индивидуальной работы с детьми, нуждающимися в сопровождении педагога-психолога.

Педагог-психолог

Индивидуальные планы работы

сентябрь

Создать единую систему работы детского сада и школы по выявлению и развитию одарённых детей

Заместитель заведующего по учебно-воспитатель-

ной работе

Система работы

сентябрь

Разработать план работы с соцокультурными учреждениями города.

Воспитатели групп

План

август.

Утвердить программы и планы, обеспечивающие организацию учебно-воспитательного процесса по развитию одарённости у детей средней, старшей возраста и подготовительной к школе группы

Заведующий ДОУ

Приказ об утверждении планов

август

Приобрести дидактические игры, игрушки, наглядные демонстрационные  материалы

Начальник хозяйственно-

го отдела

Приобретение

июль

3 этап – практическая деятельность (2015 - 2017 гг.).

задачи

исполнители

Оформление результатов

сроки

1.

Распределить обязанности между участниками реализации проекта.

Заведующий МДОУ

Приказ о распределении обязанностей

сентябрь.

2.

Определить уровень знаний, умений и навыков воспитателей, выявить положительные достижения и возможные затруднения  воспитателей в вопросах выявления и развития одарённых детей среднего, старшего возраста и подготовительной к школе группы

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

Аналитическая справка

октябрь.

4.

Выявить степень вовлечённости семей в образовательный процесс, определить  их приоритеты в воспитании одарённых  детей.

Педагог - психолог

Аналитическая справка

ноябрь

5

Изучить социальный статус семей одарённых воспитанников.

Воспитатели  средних, старших подготовительных к школе групп

Социальный паспорт группы

октябрь

6.

Разработать систему мониторинга и критерии оценки эффективности  реализации и своевременной коррекции сконструированной системы.

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

Система мониторинга и критерии оценки эффективности  реализации и своевременной коррекции проекта.

Ноябрь.

7.

Повысить уровень психолого-педагогичской компетентности родителей

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

 Цикл занятий психолого-педагогического лектория для родителей.

Провести цикл занятий психолого-педагогического лектория для родителей.

8.

Провести смотр предметно - развивающей среды, обеспечивающей  выявления и развития одарённости у детей средних, старших и подготовительных к школе групп.

Временная рабочая группа

Приказ  о поощрении воспитателей, занявших призовые места в смотре.

февраль

9.

Организовать выпуск тематических общесадовских газет, отражающих развитие одарённых  детей.

Редактор общесадовской газеты

Общесадовские газеты

В течение года

10.

Повысить  уровень компетентности семей  в развитии одарённости у детей.

Педагог-психолог

Цикл тренинговых занятий

в течение года

11.

Оказать воспитателям практическую помощь  в освоении  методов  и приёмов выявления и развития одарённости у детей среднего, старшего и подготовительной к школе групп.

 Показ открытого  занятия по модифицированной программе «Одарённые дети в ДОУ»

февраль, май

12.

Провести  совместные с родителями мероприятия по благоустройству групповых комнат.

Родительский комитет

Благоустроенные групповые комнаты  

В течение года

13.

Провести теоретический семинар для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ  в вопросах развития детской одарённости»

Заместитель заведующего по учебно-воспитатель-

ной работе

Проекты на тему

 «Одарённые дети в условиях ДОУ»

Январь

15.

Ознакомить  педагогический коллектив  с новинками методической литературы, освещающей вопросы одарённости у детей.

Старший воспитатель

Выставка новинок

методической литературы, освещающей вопросы одарённости у детей.

март

16.

Назначить ответственных за проведение выставок, турниров, конкурсов,

викторин, акций, мероприятий, посвящённых знаменательным событиям, датам международного значения.

Заведующий МДОУ

Приказ о назначении ответственных за проведение выставок, турниров,

конкурсов,

викторин, акций,

мероприятий, посвящённых знаменательным событиям, датам международного значения.  

Октябрь .

17.

Реализовать план проведения выставок, турниров, конкурсов.

Члены ТИГ

Приказы о поощрении победителей конкурсов, выставок, турниров

В течение года

19.

Сформировать комплект учебно-методических материалов  по проблеме  выявления и развития одарённых детей средней, старшей и подготовительной к школе группы.

Старший воспитатель

Комплект учебно-методических материалов  по проблеме выявления и развития одарённых детей средней, старшей и подготовительной к школе группы.

апрель

20.

Создать картотеку диагностических карт по выявлению одарённых детей

Воспитатели средних, старших и подготовительных к школе групп

Картотека

декабрь

21.

Разработать методические рекомендации по совершенствованию системы выявления одарённости у детей среднего, старшего возраста и подготовительной к школе группы.

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

Методические рекомендации

апрель

22.

Обучить учителя–логопеда, инструктора по физической культуре  технологии  выявления и развития одарённости у детей среднего и  старшего дошкольного возраста в рамках детского сада.

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

Проект по развитию одарённых  детей - логопатов;

формирование толерантности у детей средствами

физической культуры

февраль 2011г.

24.

Разработать положения о смотрах, конкурсах, турнирах, акциях.

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

Приказ об утверждении положений

октябрь.

26.

Реализовать план работы с социокультурными учреждениями города.

Воспитатели средних, старших и подготовительных к школе групп

Рисунки детей, отражающие впечатления  от увиденного на экскурсии

В течение года

28.

Провести мероприятия, отражающие  совместное творчество детей, родителей и педагогов

ТИГ

Приказы о поощрении победителей конкурсов, выставок

В течение года

4 этап – изучение результатов деятельности (январь – май 2017 г.).

задачи

исполнители

Оформление результатов

сроки

1.

Провести диагностическое обследование знаний и умений одарённых детей по программе «Одарённые дети в ДОУ»

Воспитатели средних, старших и  подготовительных к школе групп

Аналитические справки

январь, май

4.

Выявить уровень освоения новшеств  воспитателями по выявлению и развитию одарённости у детей средних, старших и подготовительных групп.

Старший воспитатель

Выступление с докладом на педсовете

май

5.

Проанализировать результаты деятельности коллектива  по реализации проекта.

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

Выступление с докладом на педсовете

май

6.

Разработать методические рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса по итогам мониторинга.

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

Методические рекомендации

март

.

8.

Провести  педсовет «Итоги реализации проекта «Выявление и развитие одарённости у детей»

5 этап -  оформление результатов (июнь – сентябрь 2017 г.).

задачи

исполнители

Оформление результатов

сроки

1.

Организовать работу  по обобщению опыта работы  над проектом.

ТИГ

научно-методическая статья

октябрь

2.

Распространить опыт.

ТИГ

участие в областном конкурсе проектов

сентябрь

3.

Поместить опыт на   педагогическом сайте.

Размещение опыта в сети Интернета

сентябрь

4.

Принять участие во Всероссийском  фестивале педагогических идей «Открытый урок- 2010 – 2011».

Жуланов В.А.

Размещение   опыта на сайте

Всероссийского  фестиваля педагогических идей «Открытый урок- 2010 – 2011».

август 2017

2.

Проинформировать педагогический коллектив, родителей о результатах  реализации проекта.

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

Статья в общесадовскую газету

июнь

3.

Поощрить воспитателей, достигших высоких показателей в освоении программы «Одарённые дети в ДОУ»

Заведующий МДОУ

Приказ о поощрении

сентябрь

4.

Составить методическое пособие по выявлению  развитию одарённости у детей среднего, старшего и подготовительной к школе группы

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

Методическое пособие

август

5.

Издать методическое пособие.

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

Методическое пособие

октябрь

6.

Спонсировать издание методического пособия по выявлению и развитию одарённости у детей в ДОУ

Заведующий МДОУ

финансирование

октябрь

7.

Поощрить  сотрудников, участвующих в реализации проекта.

Заведующий МДОУ

Приказ о поощрении

сентябрь

Ресурсы (бюджет) проекта.

Необходимые материально-технические ресурсы для реализации проекта

Наличие материально-технических ресурсов

Потребность в материально-технических ресурсах

Сумма

1. Методическая литература по работе с одаренными детьми.

2. Детская познавательная литература, энциклопедии

3. Развивающие игры, дидактические материалы

4. Пакет диагностических материалов для работы с детьми

Недостаточно

Есть в наличии

Регулярно пополняются

недостаточно

Необходимо значительное обновление

Постоянное обновление, дополнение

Потребность есть

Приобретение современных апробированных диагностических материалов для качественной диагностики уровня развития ребенка

1500-2000 руб.

5000 руб.

20000 руб.

40000 руб.

Итого:

67000 руб.

Список литературы:

  • Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005.
  • Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.
  • Лейтес Н.С. Возрастной подход к феноменам детской одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности. / Под ред. Д.Б.Богоявленской. М., 1997.
  • Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / Под ред. А.М. Матюшкина. М.; Воронеж, 2004.
  • Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М., 1996.
  • Панов В.И. Одарённые дети: выявление, обучение, развитие // Педагогика, 2001. №4.
  • Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. перераб. М., 2003.
  • Савенков А.И. Психология детской одаренности. М., 2010.
  • Теплов Б.М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1982.
  • Учителю об одаренных детях (пособие для учителя) / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. М., 1997.
  • Хеллер К.А. Лонгитюдное исследование одаренности / К.А. Хеллер, К. Перлет, В, Сиервальд // Вопросы психологии. 1991. №2. С. 120-127.
  • Шадриков В.Д. Способности, одарённость, талант // Развитие и диагностика способностей / Под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова. М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология психолого-педагогического сопровождения процесса социализации детей в условиях дошкольного учреждения

      Данный опыт посвящен  проблеме социализации ребенка. Актуальность темы обусловлена тем, что важнейшей функцией современного образования является формирование у детей г...

Выступление на педагогическом совете "Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения"

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, ...

Игровой метод «терренкур» - педагогическая технология оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения.

Терренкур –  это система дозированной ходьбы, прыжков, бега, подвижных и спортивных игр. Проводится в естественных природных условиях, на свежем воздухе, что способствует закаливанию, повыш...

Программа «Выявление и развитие способных детей в условиях дошкольного учреждения»

В   последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на ...

Педагогическая поддержка игровой деятельности у детей в условиях дошкольных образовательных учреждений Игры для развития сенсорных способностей у детей от 2-3 лет.

Данного методическая разработка направлена на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт....