Консультация для родителей "Развитие творчества у детей"
консультация (средняя группа) на тему

Красникова Лидия Викторовна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_8.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Развитие творчества у детей

           Сегодня во всех сферах крайне востребована творческая личность – жизнь настоятельно требует от человека качеств, позволяющих нестандартно и продуктивно подходить к любому делу. Чтобы выжить в ситуации постоянных преобразований и адекватно на них реагировать, чтобы быть востребованным и успешным, личность должна активизировать свой творческий потенциал.
Соответственно, для родителей становится важно понять, что такое креативность ребенка, являются ли врожденными или благоприобретенными ее показатели, можно ли стимулировать развитие этой способности?

В детском характере изначально присутствуют важные составляющие креативности: оригинальнальность мышления и любознательность. Поэтому необходимо формировать в ребёнке качества, обогащающие его творческий потенциал, заложенный природой.

Американский психолог Э. Фромм предложил такое определение понятия креативности: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

Являются показатели креативности врожденными или они могут поддаваться влиянию среды? Один из создателей системы измерения творческих способностей, Э. Торренс, считает, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте. Сам Торренс считал, что творческое мышление обнаруживается после 5 лет, по данным других психологов, ориентирующихся на разные критерии и оценки, эти сроки колеблются от 1,5 до 6 лет.

Творчество – всегда воплощение индивидуальности и форма самореализации личности, а еще – возможность выразить свое неповторимое отношение к миру. Некоторые взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями. Нужно лишь не мешать ему, и они (рано или поздно) непременно проявятся. Увы, далеко не все дети сами могут найти верную дорогу, и таланты, действительно заложенные природой, иногда не раскрываются. Только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить личности высокий уровень развития врожденных творческих способностей. И активное формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях развития ребенка.

Детская креативность – это воображение ребенка плюс творческий порыв взрослого. Все зависит от того, с какими типами задач ребенок будет встречаться в процессе обучения в детском саду или школе: задачами «закрытого» типа с единственно правильным ответом, или «открытого», которые предполагают полную самостоятельность в выборе способа решения и большое число ответов. Именно «открытые» задачи формируют оригинальность и самостоятельность мысли. Понятно, что речь не только о математических задачах, а о заданиях в любом разделе знаний и виде творчества.

Нельзя научить тому, чем сам не владеешь. Пробуйте вместе с ребенком «проигрывать» предложенные вами сюжеты и убедитесь в том, что вы сами – человек творческий, нестандартный, увлекающийся (как нет детей без воображения, так и нет взрослых без творческих порывов). В самых разных ситуациях спрашивайте: «А что, если...?» Предлагайте на рассмотрение темы типа: «Что случится, если в детском саду не будет воспитателей?» или «Представь, что ты пишешь сказку «Колобок». Какие изменения ты бы внес в сюжет?». Принимайте и высоко оценивайте любые ответы – от простых и реальных до самых фантастических и завиральных.

Одним из главных условий организации дома творческих занятий является атмосфера доброжелательности и доверия, пробуждающая у ребенка потребность в творческом самовыражении. Он должен быть уверен, что его нестандартные находки будут замечены, приняты и оценены.

  • Учите малыша отказываться от обыденного взгляда на жизнь, доверять догадке и интуиции, рассматривать объект с нескольких точек зрения – создавайте условия для «умственной разминки». Чаще предлагайте ребенку для обсуждения парадоксы; учите замечать противоречия; помогайте видеть аналогии.
  • Тренируйте умение предлагать большое количество идей в рамках заданной темы, давать их оценку, детализировать более удачные и выбирать оригинальное решение.
  • Учите ребенка менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных условий. Пусть он подбирает новые свойства предмету, представляет и объясняет их практическое назначение.
  • Формируйте способность делать фантастические преобразования самого объекта, его свойств, места его нахождения или обитания с помощью приемов, заданных вами или выбранных самим «фантастом».
  • Постарайтесь убедить ребенка, что многому можно научиться, извлекая опыт из своих ошибок, а воспринимая новшества и изменения,
  • не стоит противиться им. Всеми возможными способами развивайте в нем потребность в учении и самообразовании, приучайте быть настойчивым в добывании необходимой информации.

Многие дети, демонстрируя родителям свои достижения (придуманные истории, стихи, поделки, рисунки, аппликации и т.п.), смущаются, начинают со слов: «У меня плохо получилось», «У меня, наверное, все неправильно». Иногда такие оценки соответствуют истине, но часто за ними скрывается совсем другое. Ребенок уверен, что работа сделана хорошо, но сам снижает впечатление от нее, надеясь, что взрослый все отметит и, возможно, приятно удивится тому, как удачно выполнено задание.

С раннего детства необходимо объяснить ребенку, что к своему труду нужно относиться с уважением. Известно, что у всех людей есть «фильтры», через которые проходит любое творение, собственное и чужое. Эти фильтры могут снижать ценность получаемых результатов: «Мне не удалось хорошо нарисовать ежика», «Я придумал плохую загадку», «Моя сказка никому не понравится». Говорите ребенку, что нельзя занижать ценность своей работы, говоря о ней как о неудавшейся еще до того, как ее «отфильтруют» окружающие. С вашей помощью малыш должен отказаться от подобных формулировок. Можно ввести систему шутливых штрафов: за каждую фразу «ой, у меня не так...» назначается штрафное очко. Штрафы не только останавливают забывчивого, но и служат своего рода предупреждением: люби то, что ты делаешь.
Отношение взрослого к результатам детского творчества – вопрос щекотливый: всегда должно превалировать бережное внимание к тому, что создает ребенок.

Игра должна быть… Какой? Нескончаемой! Для ребенка основной деятельностью, в которой проявляется его креативность, всегда была и остается игра. В самой природе детских игр заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления, способности конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы, так и предложения других детей. И взрослым остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. При этом важно иметь в виду, что при развитии творческих способностей у детей огромное значение имеет сам процесс, эксперимент, а не стремление достичь какого-нибудь конкретного результата игры.

Творческое начало проявляется и в выборе темы игры, и в поиске способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а искренне и непосредственно, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства – используют безграничные ресурсы фантазии.
Воображение помогает творчески преобразовывать действительность, его образы гибки и подвижны, а их комбинации позволяют получать новые и неожиданные результаты. Особенность воображения состоит в том, что оно позволяет принимать решение и находить выход в проблемной ситуации даже при отсутствии знаний, которые в таких случаях требуются мышлению.
Фантазия позволяет смело «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и представить себе конечный результат. Полноценное развитие этой важной психической функции является основой для совершенствования творческих способностей ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ "Развитие способностей изобразительного творчества у детей дошкольного возраста. Графические и живописные изобразительные техники."

Консультация для воспитателей ДОУ. Описание техник и материалов для работы в графических и живописных техниках рисования....

Консультация для родителей по развитию художественного творчества у детей

Консультация для родителей "Игры с рисунками. Арт- терапия"....

Консультация "Предпосылки изобразительного творчества у детей раннего возраста в домашних условиях"

Консультация для родителей "Как  играть с детьми раннего возраста"...

НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ Изучение уровня развития творчества у детей подготовительной к школе группы

НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ  Изучение уровня развития творчества у детей подготовительной к школе группыВВ...

Родительское собрание в средней группе «Развитие творчества у детей» «Развитие творчества у детей»

Родительское собрание в средней группе «Развитие творчества у детей»...

ПРОЕКТ «Развитие творчества детей посредством приобщения к народному творчеству» (Взаимодействие детей, педагогов и родителей по знакомству с народным творчеством.) младшая группа «Солнышко»

Цель проекта: Формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление с народными промыслами, организация художественно-продуктивной и творческой деятельности.Задачи проек...