Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей с ОВЗ дошкольного возраста
консультация (старшая группа) по теме

Людмила Григорьевна Максимова

В наши дни к сожалению растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Воспитание и образование таких детей требует особого подхода со стороны педагогов, врачей, дефектологов, логопедов.

В своей работе с детьми с ОВЗ большое значение имеет ее практическая направленность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-детский сад комбинированного вида 3 ст. Старовеличковской

«Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей с ОВЗ  дошкольного возраста»

Воспитатель: Максимова Людмила Григорьевна

2017 г.

Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей с ОВЗ

 дошкольного возраста

        1,2 слайд. В наши дни к сожалению растет число детей  с ограниченными возможностями здоровья. Воспитание и образование таких детей требует особого подхода со стороны педагогов, врачей, дефектологов, логопедов.

    В своей работе с детьми с ОВЗ большое значение имеет ее практическая направленность.

      3 слайд. Основной формой воздействия на ребенка  является организованная образовательная деятельность, в которой ведущая роль принадлежит нам педагогам

     4 слайд. Дети с ОВЗ мало эмоциональны, поэтому нам взрослым необходимо создавать положительное эмоциональное отношение к образовательной деятельности. Огромная роль отводится игре. Она является основным видом деятельности  детей с ОВЗ. Игровая деятельность  имеет огромное значение для формирования  отношений в детском коллективе, формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, формирования стереотипов поведения. Игра оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка, на становление его личности.

     Так как у  детей с ОВЗ слабо  развиты наглядные формы мышления, для их развития я использую дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, упражнения и практические проблемные ситуации.

        5 слайд Развитие игры происходит в 3 этапа:

-первый этап заключается в совместной игре со взрослым;

-на втором этапе дети учатся действовать самостоятельно и могут переносить полученные знания на другие предметы;

-на третьем этапе появляется изобразительная игра, ребенок копирует действия с предметами, которые он видит в обычной жизни.

Мы педагоги играем важную роль в развитии таких детей. При обучении детей с ОВЗ я  применяю личностный, диференцированный подход к каждому ребенку.

    Большое значение для развития таких детей  имеет формирование четкого представления о предметах ближайшего окружения, их значении в жизни человека. Для того  чтобы научить ребенка пользоваться предметами и закрепить его значение о них, очень хорошо использовать сюжетно-ролевые игры, в процессе которых у ребенка формируется практический опыт.

     5 слайд Сюжетно-ролевая игра - это наиболее важный инструмент, помогающий ребенку адаптироваться в этом мире, научиться вести себя в различных местах и ситуациях.

      Обучить ребенка с ОВЗ сюжетно-ролевой игре можно, но это сложный кропотливый процесс.

     6 слайд Взяв на себя роль в игре, я могу  управлять игрой, направляя действия ребенка в нужном направлении. Для начала я беру не сложные, короткие игровые моменты.  Постоянно комментирую все действия, показываю их наглядно, но при этом не сильно нагружая разнообразием действий единовременно. Любая игровая деятельность предусматривает наличие трех компонентов: действие, знание, общение. Действия ребенка с предметами в игре носят преобразующий характер. Ребенок в игре узнает свойства и качества реальных предметов, способы действия с ними, и в зависимости от замысла игры с помощью педагога заменяет одни предметы другими. Приобретение знаний об окружающем мире, способов действия с предметами осуществляется  в образовательной деятельности. Игра же это показатель того, как ребенок усвоил эти знания.

       7 слайд Существует огромное количество и разнообразие сюжетно-ролевых игр, но иногда мы с детьми  можем придумать новую, интересную и актуальную в данный момент игру.

В сюжетно-ролевой игре ребенок может играть с ребятами или один, но при этом я помогаю,  задать тематику игры, продемонстрировать нужные действия, показываю, что нужно делать.

Взрослый должен направлять действия детей речью, показать, как правильно, исправлять ошибки, а иногда и совершать действия вместе с ребенком (управляю его руками).

     8 Слайд Очень важно, чтобы во время проведения игры у ребенка возникали положительные эмоции (восторг, интерес, удивление). Нужно чаще хвалить, когда он делает успехи. При положительных эмоциях об игровых ситуациях, дети будут все чаще возвращаться к ним, тем самым закрепляя новые знания, умения, навыки.

Отрицательные эмоции могут отбить желание играть в дальнейшем. Эти эмоции возникают чаще тогда, когда дети не могут организовать игру. Вот тут как раз и должна последовать помощь взрослого.

            Выполнение определенной роли в сюжетно-ролевой игре ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Ребенок встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. В пределах одного сюжета ребенок «смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей.

      9 Слайд Сегодня девочка выполняет роль мамы, а завтра дочки. Она понимает, как важно, чтобы мама заботилась о своих детях, и как необходимо, чтобы дочка была послушной. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Осознается необходимость соблюдать правила, то есть формируется сознательное подчинение им.

    10 Слайд Сюжетно-ролевая игра помогает ребенку понять мотивы трудовой деятельности взрослых. Если первоначально в выборе роли главное место занимает ее внешняя привлекательность: одежда, предметы, то в процессе игры раскрывается его социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит.

     Игра всегда предполагает создание воображаемой ситуации, которую составляет ее сюжет и содержание. Сюжет-та сфера деятельности, которая моделируется детьми в игре, а следовательно, выбор сюжета всегда опирается на определенные знания. Именно поэтому на протяжении всего дошкольного возраста игры в «семью» являются любимыми для детей, так как они сами ежедневно включены в подобные отношения, а значит, имеют о них наиболее полное представление.

     11 Слайд Постепенно дети начинают вводить в свои игры сюжеты из любимых сказок и кинофильмов. В играх переплетаются реальные и сказочные сюжеты. К бытовым сюжетам присоединяются профессиональные, а затем и социальные. Богатство и  их разнообразие сюжета связано с богатством детского воображения.

      Игра, являясь отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка.

         При непосредственном руководстве педагога в играх формируются навыки коллективной жизни: умение действовать сообща, оказывать помощь друг другу.

   Если ребенок увлечен своим замыслом, своей ролью, игровые взаимоотношения побеждают. Если же он равнодушен к игре, наблюдается другая картина: роль мало влияет на его поведение, его взаимоотношения с товарищами.

         Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения, но она их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи образовательной деятельности.

       12 слайд Анализируя все выше сказанное, можно сделать вывод о том, что

-в сюжетно-ролевой игре активно обогащается и развивается словарь детей с ОВЗ;

-формируется правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира;

-систематизируются и углубляются знания о людях разных профессий и национальностей, представления о трудовой деятельности;

-игра помогает детям приспособиться к окружающему миру, формировать потребность ребенка воздействовать на мир, стать «хозяином» своей деятельности;

-сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс переживаний, связанный с игровыми действиями;

-только та игра, которая захватывает ребенка с ОВЗ, развивает его мыслительные операции и волевые качества, пробуждает сильные чувства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Роль русской народной игры в воспитании детей в народных традициях».

Опыт работы раскрывает актуальность становления нравственных качеств дошкольника, воспитывая у него гуманное отношение к окружающим, через народную игру....

Роль сюжетно-ролевых игр в трудовом воспитании детей

В дошкольном возрасте сюжетно - ролевая игра является основным видом самостоятельной деятельности ребёнка, имеет решающее значение для физического нравственного и трудового воспитания, для познания ок...

Роль дворовой подвижной игры в воспитании детей дошкольного возраста.

Игры для детей на улице, во дворе или как с ностальгией называют их нынешние взрослые «игры нашего двора» — пожалуй, самая многочисленная и самая интересная группа детских игр.Игры с...

Роль игры в воспитании детей старшего дошкольного возраста

Современное поколение педагогов отдает предпочтение, приимущественно, игровой форме ведения своей профессиональной деятельности...

Выступление по теме: «Роль сюжетно ролевой игры в воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Игра – в значительной степени основа всей человеческой культуры.А.В. Луначарский...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей среднего дошкольного возраста»

в сюжетно-ролевой игре активно обогащается и развивается словарь детей;-формируется правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира;-систематизируются и углубля...

Родительское собрание «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей среднего дошкольного возраста»

Отношения с окружающими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. И этот опыт первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и определяет особенности самосо...