Организация работы с детьми и родителями в летний оздоровительный период.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Сухорутченко Ольга Федоровна

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

"Досуг с ребенком на природе"

 

Я нашел себе любимое дело:

Искать и открывать в природе

Прекрасные стороны души человеческой.

                                                                       М. Пришвин

Досуг ребенка, каким содержанием мы его наполним, зависит целиком от нас, родителей. Впоследствии, став взрослым, ребенок уже самостоятельно будет заполнять свое свободное время, опираясь на уже имеющийся опыт. Досуг помогает человеку интересно жить и хорошо учиться. Но может и стать бременем, если человек не знает, что делать со свободным временем, чем занять себя. В таком случае, например, подростки начинают не просто слоняться без дела, мешая окружающим, они, предпринимая попытки чем-то себя занять, нередко совершают дурные проступки просто так, от безделья. Анализ проступков позволяет сделать вывод, что одной из причин чаще всего выступает неумение человека организовать свое свободное время. А это, как и многое другое в человеке, начинается с детства.

Какую же роль в организации досуга детей может сыграть окружающая нас природа?

В.А. Сухомлинский говорил: "Глубоко ошибаются считающие, что если детей окружает природа, то уже в самом этом факте кроется могучий стимул умственного развития. В природе нет никакой магической силы, влияющей на разум, чувства и волю. Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи".

Так пусть же природа будет нашей союзницей в воспитании детей. Нам лишь надо научиться заполнять прогулки определенным содержанием, добиваясь, чтобы каждая из них стала праздником для ребенка и наполняла его душу радостью.

Важно, чтобы прогулки на природе были постоянными и желанными для ребенка. Ведь можно вечером, удобно расположившись в кресле, смотреть телевизор. А можно, отбросив на время все свои дела и заботы, взять за руку своего малыша и пойти с ним на природу. Задумайтесь, сколько всего интересного можно показать на высоком темном небе с огромным количеством звезд и созвездий. И здесь будет присутствовать все: и задушевная беседа, и откровенный разговор. А сколько положительных эмоций получит ребенок во время такой вечерней прогулки, во время общения с близким ему человеком. А как полезны для здоровья такие прогулки перед сном.

Интересное в природе происходит каждый день. Нам лишь надо это уметь видеть самим и показывать ребенку. Каждое время года по-своему прекрасно и очаровательно и имеет большой запас разнообразных природных явлений, которые интересны для наблюдения с детьми.

Совершая прогулки, следует помнить, что в природе нет полезного и вредного. Все в природе взаимосвязано. Уничтожение одного вида влечет за собой гибель другого. Об этом мы должны помнить всегда, совершая прогулки с ребенком, и правильно относится ко всем живым объектам.

Например, часто бытуют разговоры о том, что лягушки отвратительные, холодные, мокрые, лупоглазые. И было бы, наверное, значительно легче выбирать себе друзей, опираясь лишь на внешность. Каждый живой организм самобытен, интересен. Каждый вправе рассчитывать на доброе отношение к себе человека - человека разумного. Будь то тритон или лягушка.

С наступлением теплых дней нас часто тянет за город, на природу. И очень хорошо, когда там с нами рядом наши дети. И как замечательно, когда организуются загородные поездки всей семьей. Заготавливаются продукты, собирается рюкзак, берутся мячи, ракетки и т.д.

Поход в природу желательно начинать с приветствия не только друзей, с которыми там встречаешься, но при этом важно поздороваться и с деревьями, кустами, птицами, насекомыми: "Здравствуй, природа родная, мы пришли к тебе в гости!". Да, мы гости природы, поэтому и вести себя должны соответствующим образом: как доброжелательные люди, не забывая при этом, что наше поведение - эталон поведения для ребенка.

Обычно, приехав на пикник, родители капитально обосновываются на месте, с которого их не сдвинешь. А маленьких исследователей всегда манит даль. Здесь ребенок видит перед собой новое и доселе ему не известное. Он изумляется открывшимся ему тайнам природы, которые впоследствии могут стать могучим толчком для его развития.

Да, дети неутомимые исследователи. Поняв закономерность, они сразу же начинают искать новые подтверждения своих выводов. И здесь они не всегда могут обойтись без помощи взрослого. Вопрос: а как ее оказать? По возможности так, чтобы маленький исследователь большую часть поиска сделал сам. Часто бывает достаточно показать ребенку место поиска, например лужу, и понаблюдать там осторожно за водомерками.

Многие дети любят рисовать с натуры. Это хорошо делать непосредственно на природе, приспособив для этого фанерку и присев на пеньке. Карандаши при этом можно разместить в кармане курточки. Рисовать можно и по памяти дома, отражая в рисунке свои впечатления о проведенной прогулке.

Очень хорошо на природе прочитать подходящие к месту стихотворные строки, а также вспомнить ранее прочитанные сказки о жизни животных, насекомых, растений, птиц, поискать их тут же на полянке и понаблюдать за ними.

Уместно загадать детям загадки о природных явлениях. Подумайте, сколько положительных эмоций получит ребенок, найдя живую отгадку.

Можно также вспомнить пословицы, поговорки, приметы, которые ранее учили с ребенком и которые оказывают большое влияние на развитие личности дошкольника.

А сколько замечательных песен о природе имеем мы в своем репертуаре! И как хорошо, собравшись вместе, негромко их спеть. Такие минуты общения необходимы как взрослым, так и детям, и надолго остаются в памяти.

С ребенком можно организовать дидактическую игру, в ходе которой закрепить имеющиеся у ребенка знания, например, "Найди дерево по описанию", "С какого дерева лист", "Что где растет" и т.д.

Бережное отношение к родной природе надо воспитывать с раннего детства, и на это не надо жалеть своего труда. Только в том случае, если сами родители бережно относятся к природе, можно требовать и от детей того же, терпеливо обучая их азбуке поведения на природе с детства.

Некоторые взрослые не понимают, как развращают и ранят души детей сцены и следы варварского поведения на лоне природы, которые превращают полные тайн и чудес лесные поляны в полумертвый пейзаж.

Помните, что для понимания природы недостаточно только одних знаний. Здесь требуется еще одно особое чувство - чувство природы. Только вкладывая свою душу, можно научить детей уважать ее и заботиться о ней.

Природа вас ждет, она вам рада!



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«В музей вместе с ребенком»

Лето – это самое благоприятное время для общения с природой. Нужно знакомить детей с тайнами природы, воспитывать у них познавательный интерес к ней, учить ориентироваться в разнообразном мире природы, развивать мышление, обогащать словарный запас, пробуждает эстетические чувства, развивает его творчество, хорошо готовит ребенка к школе.

Одним из средств развития у дошкольника интереса к природе является посещение природоведческих музеев. В Москве имеются отличные природоведческие музеи – Дарвиновский музей, Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева, которые рассчитаны на посещение родителей с детьми любого возраста, в т. ч. и дошкольного.

Каждый из родителей хочет видеть своего ребенка образованным и культурным, хорошо разбирающимся в литературе, искусстве и живописи. Опираясь на опыт впечатлений, которые дети получают в музее, они начинают лучше ориентироваться в мире красоты и добра, что является гарантом повышения их общего культурного уровня.

Посещение музея – событие в жизни ребенка и семьи, которое доставляет удовольствие всем: взрослым и детям, оказывает эмоциональное воздействие на них. Важно, чтобы этот поход в музей оставил след в душе ребенка, поэтому к посещению следует подготовиться.

Ребенку нужно рассказать о том, что его поведут не в простой музей, а музей природы, в котором собран интересный и разнообразный материал из жизни растений и животных.

При этом хорошо захватить с собой фотоаппарат, чтобы запечатлеть интересные моменты экскурсии: на фоне экспонатов музея и путешествия по его залам.

Купив входной билет в музей, отдайте его ребенку, чтобы он предъявил его на входе.

Во время рассматривания экспонатов желательно разговаривать спокойно, не мешая другим людям. Не следует бегать по залам музея (напомните ребенку, что бегают на улице или в спортивном зале) и трогать экспонаты руками.

В музее работают экскурсоводы, они проводят экскурсии и знакомят посетителей с экспонатами и экспозициями. Если не использовать их услуги, следует иметь в виду, что в музеях большие залы и довольно много интересного, поэтому целесообразно заранее подумать или сориентироваться на месте, что и в каком объеме показать ребенку. Дети быстро устают, они не могут получать сразу большой объем информации. С детьми 3-5 лет желательно проводить осмотр продолжительностью до 30 мин, со старшими дошкольниками можно путешествовать по залам музея до 1 ч в том случае, если они заинтересованы и не проявляют усталости. Поскольку в музее собраны богатые и разнообразные экспозиции, которые невозможно осмотреть сразу, то целесообразно и желательно организовывать посещение музея неоднократно.

Процесс вхождения ребенка в мир искусства индивидуален. Первые посещения - самые сильные и глубокие, поэтому очень важно тщательно подготовиться к первой экскурсии. От нас, взрослых, зависит, захочет ли ребенок еще раз пойти в музей.

Первое посещение не должно быть длительным и утомительным для ребенка. Оно должно оставить у него впечатление праздника и чувство приобщения к прекрасному. Нельзя торопить ребенка, пусть он повнимательнее посмотрит те экспонаты, которые больше заинтересовали его. Эмоциональный контакт-пауза и раздумье малыша важнее слов. В развитие культуры художественного видения важна, прежде всего, пауза всматривания, созерцания, сопереживания, а затем уже увлекательный краткий рассказ об экспонате. При рассматривании необходимо вовлекать ребенка в диалог, побуждать его к общению и пробуждать устойчивый интерес, потребность поделиться своими чувствами и знаниями с друзьями и взрослыми.

Так, например, в Дарвиновском музее для первого раза достаточно посмотреть экспозицию первого зала и кинофильм о природе, который демонстрируется тут же. В музее ребенок может поиграть и отдохнуть. Для этого на втором этаже на коврике имеются большие кубики (игровые модули). Можно (захватив с собой носки) предложить ребенку поиграть с ними.

Для закрепления впечатлений от посещения музея и дальнейшего поддержания интереса хорошо бы купить ребенку фигурки животных, которые продаются в киоске музея.

В дальнейшем путешествовать по залам музея желательно по буклетам, которые можно приобрести при входе в музей, находя экспонаты в зале и отвечая на вопросы буклетов.

Приобщать детей к музею можно начиная с трехлетнего возраста. Ребенок 4-5 лет уже осознает себя в мире окружающих его людей и явлений, у него развиты эмоционально-познавательная активность, способность к сопереживанию и жажда деятельности. Рассматривая картины, иллюстрации, пособия, дети уже способны непосредственно выражать к ним свое отношение. В 5-7 лет у ребенка совершенствуются процессы узнавания, сравнения (анализа и синтеза). Специалисты называют этот период «золотым веком» детского самовыражения. Старшие дошкольники способны воспринимать и оценивать реальное и воображаемое. Свои впечатления дети высказывают, опираясь на собственные чувства и личный опыт. Спешат поделиться открытиями со сверстниками и взрослыми. Пытаются создать свой мир красоты, участвуют в выставке своего творчества, в сборе коллекций.

После посещения музея, для развития ребенка, желательно с ним вспомнить и «прожить» впечатления, полученные от экскурсии, так как в это время как бы усваивается то, что ребенка впечатлило, то, что он запомнил. Помочь ему закрепить свои впечатления можно в игре, в рассказе, в просмотре фотографий, сделанных в музее, в рассматривании буклетов, книг, рисовании и т.д. Все дети с удовольствием рисуют и лепят, выполняют аппликацию. Они живо откликаются на красоту, стремятся к прекрасному, их увлекает творчество. Поэтому ребенку целесообразно предложить изобразить в рисунке то, что ему запомнилось больше всего в залах музея, при этом записав его рассказ об увиденном. Рисунок хорошо показать воспитателю и детям в детском саду, а также поделиться своими впечатлениями с друзьями.

Дома вместе с ребенком хорошо бы начать собирать какую-нибудь коллекцию, например, камней, марок о животных или растениях, организовать игру в зоопарк и т.д.

Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы же, взрослые, должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты и природы. Посещение музея должно стать праздником для всей семьи!



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

"Игры с детьми на отдыхе в летний период"

Игры с родителями - это неотъемлемая часть развития детей. Это и укрепление здоровья, и хорошее настроение. Совместные игры сближают родителей и детей. Ваш ребенок придет в восторг, когда увидит серьезного папу, весело играющего в мяч. Для дошкольника "игра - единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком". Для взрослого - "единственный способ стать снова ребенком, оставаясь взрослым".

Отправляясь на отдых с детьми за город, с компанией, на забывайте взять с собой необходимые атрибуты для игры, это могут быть мячи, ракетки, а также многое другое, на что хватит выдумки.

Во что же можно поиграть с ребенком, чтобы это доставило радость вам и вашим детям? Выбирайте те игры, которые доступны вашему ребенку. Учитывайте, что у детей быстро пропадет увлечение, если они не испытывают радость победы. Вспомните игры, в которые вы играли в детстве, научите этим играм своего ребенка. Это доставит огромное удовольствие и ему, и вам, воспоминания детства очень приятны! Попросите ребенка познакомить вас с играми, в которые он играет в детском саду со своими сверстниками. Будьте внимательным слушателем, ведь это самые ценные минуты вашего общения. Кроме отличного настроения игры способствуют улучшению взаимоотношений в семье, сближают детей и родителей. Предлагаем вам некоторый перечень игр, которые вы можете использовать с детьми во время летнего отдыха.

Игры с мячом

"Съедобное - несъедобное"

Это одна из древних игр. Ее правила довольно просты. Игроки стоят в ряд, ведущий кидает мяч по очереди каждому из игроков, при этом произносит какое-нибудь слово. Если слово "съедобное", игрок должен поймать мяч, если "несъедобное" - оттолкнуть. Если игрок ошибается, то он меняется местами с ведущим.

"Назови животное"

Можно использовать разную классификацию предметов (города, имена, фрукты, овощи и т. д.). Игроки встают по кругу и начинают передавать мяч друг другу, называя слово. Игрок, который не может быстро назвать слово, выбывает из игры. Играя в такую игру, вы расширяете кругозор и словарный запас своего ребенка.

"Догони мяч"

Если у вас на отдыхе оказалось два мяча, можно поиграть в эту игру. Правила очень просты. Игроки передают по команде мяч друг другу, стараясь, чтобы один мяч не догнал другой.

"Проскачи с мячом" (игра-эстафета)

Игроки делятся на две команды. У каждой команды по мячу. Поставьте первыми в команде детей. Определите место, до которого необходимо "доскакать". По команде игроки начинают прыгать с мячом, который зажат между коленями. Выигрывает команда, которая быстрее справилась с заданием, не уронив мяч.

"Вышибалы"

Игроки делятся на две команды. Одна команда встает посередине, другая команда с мячом встает с двух сторон. Команда с мячом старается попасть мячом, "вышибить" игроков из центра. Потом команды меняются местами.

Это совсем небольшой перечень игр с мячом, которые вы можете провести с детьми на отдыхе. Фантазируйте, придумывайте свои игры, и вам обеспечено хорошее настроение.

Также можно использовать и многое другое для совместных игр. Если вы отдыхаете в лесу, посмотрите вокруг, наверняка вы найдете там шишки. Устройте соревнование. "Кто больше соберет шишек". Проведите игру "Самый ловкий". Найдите пенек и поставьте на него пластиковую бутылку. А теперь постарайтесь сбить ее шишкой на расстоянии. Используйте для игр желуди, камешки, веточки, фантазируйте вместе с детьми.

Познакомьте детей с русскими народными играми: "Горелки", "Чехарда". Вспомните игры в которые играли сами в детстве: "Садовник", "Краски", "Бабушка, нитки запутались", "Жмурки". Ваш ребенок будет в восторге, а вы снова окажитесь в детстве. Отличное настроение обеспечено и вам, и вашему ребенку.

Желаем вам хорошего семейного отдыха!



Предварительный просмотр:

 Отдых с ребенком летом

Лето прекрасное время года. Долгожданный отдых - это заслуженная награда за долгие дни работы, быта, заботы. Семейный отдых – это максимально возможное количество времени, которое вы можете уделить своему ребенку. Для ребенка – это долгожданное событие, которое он тоже ждал весь год.

Чтобы отдых принес только удовольствие вам и вашему ребенку постарайтесь соблюдать некоторые правила:

  •  Если вы решили заниматься со своим ребенком, помните, что эти занятия должны быть короткими и проводить их лучше в утренние часы. Ваша задача расширять кругозор детей, соединяя имеющиеся знания и жизненный опыт ребенка.

  •  Следует помнить, что выезжая за город, или путешествую по миру, следует обсуждать с ребенком полученные впечатления.

  •  Всеми силами отвлекайте ребенка от телевизора и компьютера, проводите все свободное время на свежем воздухе, катайтесь на велосипеде, самокате, роликах, играйте в футбол. Лето – это укрепление здоровья ребенка и от того как он отдохнет во многом зависит его здоровье весь следующий учебный год.

  •  Старайтесь соблюдать режим дня, иначе очень трудно к нему возвращаться в сентябре. Не забывайте, что недосыпание развивает неврозы, возрастает утомление. Ребенок должен спать не менее 10 часов.

  •  Следите за питанием ребенка. Мороженое, газировка, фаст-фуд не принесет здоровья вашему ребенку.
  •  Выбирайте только те виды отдыха, которые устроят вас и вашего ребенка.

  •  Планируя экскурсию на отдыхе, обсудите с ребенком заранее, как он к этому относится, если реакция негативна, попробуйте найти компромисс. Попробуйте найти другую экскурсию, которая интересна и вашему ребенку. Советуйтесь с ребенком, будьте внимательным слушателем, ценность общения не в количестве времени, а в качестве общения (внимание, уважение, понимание).

  •  Собираясь на отдых с компанией, старайтесь брать людей своего круга, которые разделяют ваши интересы, со схожими материальными уровнями. Оптимально ехать на отдых со схожим составом семьи. Одинаковые заботы, одинаковые проблемы, взаимопомощь, уход за детьми.

  Помните:

Отдых – это хорошо. Неорганизованный отдых – плохо!

Солнце – это прекрасно. Отсутствие тени – плохо!

Морской воздух, купание – это хорошо. Многочасовое купание – плохо!

Экзотика – это хорошо. Заморские инфекции – опасно!

Впереди у вас три месяца летнего отдыха. Желаем вам интересного лета, хорошего настроения, здоровья!

                                                    



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Работа в группах

(летний оздоровительный период)

  • План работы;
  • Сведения о родителях;
  • Наличие информации для родителей (рекомендации: режим  дома  и в детском саду, закаливание, организация активного отдыха в выходные дни, использование спортивного двигательного инвентаря в физическом развитии детей);
  • План досугов;

   В групповом помещении наличие книжного уголка ( рассказы, стихи, приметы о лете, растениях, животных),уголка природы(иллюстрации, открытки, альбомы о лете, природе), игрового оборудования.

Работа на улице

1.Оформление веранды.

2.Выносной материал:

  • игрушки для игр с песком и водой (формочки, катера, лодки и т.д.)
  • интеллектуальные игры (на усвоение понятий величины, формы, цвета);
  • настольные игры (мозаика, шашки, шахматы, кубики);
  • логические игры (ребусы, кроссворды, головоломки);
  • конструктивные игры (строительный материал, лото);
  • оборудование для спортивных игр (скакалки, мячи, городки, кегли);
  • материал для изобразительного творчества (мелки, гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры, картон, раскраски, трафареты, кисточки. баночки для воды);
  • материал для ручного труда (шишки, желуди, ветки, кора деревьев и т.д.) и бросовый материал;
  • оборудования для трудовой деятельности (лопатки, ведерки, лейки, грабли, совки, щетки);
  • материал для экологического развития (оборудование для опытов в неживой природе, экологические игры, календари природы);
  • художественная литература о лете.

3.Аптечка для улицы (в недоступном для детей месте);

4.Оборудование для питьевого  режима (столик, бутылка с водой, одноразовые стаканчики, салфетки, полотенце для накрывания стаканчиков);

5.Оборудование для мытья игрушек (корзина, щетка, хозяйственное мыло);

6. Ведро для мусора;

7. Оборудование для мытья веранды (подписанное ведро, щетка, совок);

8.Умывальник, одноразовые полотенца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми старшего возраста в летний оздоровительный период

Задачи по основным направлениям развития:1.    Познавательно-речевое развитие:- продолжать развивать речь и речевое общение дошкольников;- стимулировать интерес детей к познанию окружаю...

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Развернутое планирование летней работы с детьми старшей группы на 2015 год в соотвнтствии с ФГОС...

Организация работы с детьми старшего возраста в летний оздоровительный сезон (план работы на июль)

План работы с детьми старшего возраста в летний оздоровительный сезон (июль)...

Перспективный план работы с детьми средней группы в летний оздоровительный период.

Перспективный план работы с детьми средней группы в летний оздоровительный период....

План работы с детьми старшей группы на летний оздоровительный период

Планирование работы с детьми в летний период носит тематический характер. Используется общая тематика  проводимых видов организованной и совместной деятельности в течение дня.  Содержание их...

Календарно-тематическое планирование работы с детьми старшей группы в летний оздоровительный период

Задачи по основным направлениям развития: Познавательное- продолжать развивать речь и речевое общение со взрослыми, потребность в деловом и интеллектуальном общении со взрослым.- развивать у дете...