Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Наука вежливости».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Горбачева Ольга Васильевна

Данное занятие позволяет углубить представление детей о вежливости как о черте характера, которая характеризует личность хорошими манерами, добрыми делами и образованностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы

на тему: «Наука вежливости».

Образовательная область: познание.

                                     Разработал и подготовил: воспитатель  

                                                                                         Горбачёва О.В.

Цели:

  1. Сформировать чёткое представление о хороших и плохих поступках;
  2. Довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы, из рассказов личного опыта, используя художественные слова), что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям;
  3. Приучать детей к мысли, что без вежливых слов трудно обходиться в любом обществе;
  4. Формировать умение налаживать контакт с окружающими;
  5. Воспитывать желание усваивать правила культурного поведения.

Ход занятия.

Воспитатель:

Сегодня про вежливость будет рассказ,

Скажите-ка, вежливый есть среди вас?

Гражданка- Грубиянка:

Ой, да я Вас умоляю, тут таких я и не знаю.

Я уверена, сейчас нет культурных среди  нас!

Воспитатель:

Вас, Гражданка- Грубиянка,

Попрошу я не встревать,

А про вежливость детишек

Мне, поверьте, лучше знать.

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о вежливости, о хороших и плохих поступках. А кто из вас сможет объяснить, что значит быть вежливым?

(Ответы детей: это значит быть внимательным к людям, заботиться о близких тебе людях, уступать дорогу, когда идёшь навстречу, уступать место девочкам и взрослым людям, благодарить за помощь, не грубить, стараться сделать приятное, говорить вежливые слова).

Гражданка-Грубиянка:

Фи, какая бескультурщина

Эта вся ваша «культурщина».

Ухожу я в первый класс,

Чихать хотела я на вас.

Воспитатель:

Она, наверное, и вежливых слов то никогда не слыхала,

Мы уже говорили, что для того чтобы быть вежливыми, мы должны пользоваться вежливыми словами, от которых становится теплее, радостнее.

Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, рассеять плохое настроение.

Воспитатель:

Ребята, как вы приветствуете друг друга, когда приходите в детский сад, мы узнаем в игре «Приветствие».

(Дети становятся в круг и угадывают по голосу кто тебя приветствует, и отвечают на приветствие, называя имя).

«Слова прощания» (До свидания, до встречи, счастливого пути, до скорой встречи, желаю доброго здоровья, счастливой дороги, удачи и т.д.)

Когда благодарим (Вы так добры, вы так любезны, благодарю и т.д.)

Воспитатель:

Ребята, как часто приходится извиняться. Давайте вспомним, как правильно извиниться?

Ответы: (Извините, прошу прощения, виноват, прошу простить, я не хотел обидеть, я виноват перед вами, извините, я не хотел.)

Воспитатель:

Давайте с вами поможем двум подружкам выйти из непростой ситуации.

(Имитация ссоры двух подружек)

1 девочка:

Мы поссорились с подружкой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга,

Помириться нужно нам.

2 девочка:

Я её не обижала-

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!»

Воспитатель:

Из-за чего поссорились девочки? Что они чувствуют? Какое у них настроение? Как они могут помириться?

Ответы детей.

Один из вариантов:

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай!

И скажу: «Играть давай!»

(Девочки, взявшись за руки, танцуют).

Воспитатель:

Дети, подумайте, какие пословицы можно назвать к этой ситуации.

(Глупые ссорятся, а умные договариваются. Ссора до добра не доводит.)

Воспитатель:

Сила волшебных слов зависит от того, как ты скажешь: вежливо, приветливо или резким тоном, отвернувшись в сторону.

Давайте расскажем стихи про вежливые слова.

  1. –Здравствуйте,- ты скажешь человеку.

- Здравствуй,- улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

  1. Доброе утро! Птицы запели,

Добрые люди встали с постели.

Прячется вся темнота по углам.

Солнце взошло и идет по делам.

  1. Доброй ночи! – молвит тишина.

Каждому сейчас она слышна.

Говорит бесшумными словами:

- Спите, я всю ночь останусь с вами.

  1. За что мы говорим «Спасибо».

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы

Кому сказали сколько раз.

  1. Нам желают – Доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже  к доброму чему-нибудь.

  1. Добрым быть совсем не просто.

Не зависит доброта от роста.

Доброте все люди рады,

И взамен она не требует награды.

Воспитатель:

Доброта живет на свете

Только в добром сердце, дети!

Воспитатель:

От вежливых слов становится теплее, радостнее. А вы знаете, откуда пошла традиция приветствовать друг друга?

Охотники на мамонтов уже вежливо поднимали копьё или каменный топор, показывая своё почтение и, здороваясь. Позже, здороваясь, люди протягивали друг другу руки. Почему? Давно люди ходили всегда вооруженными. Встречаясь, они опасались друг друга, потому при дружеском расположении протягивали правую руку, показывая, что в ней нет оружия. С той поры это стало традицией – дружеское рукопожатие. А когда научились говорить, они при встрече стали произносить разные слова приветствия.

Воспитатель:

Как ещё можно поприветствовать друг друга?

Дети: (Кивком головы, поклоном; военные руку поднимают к фуражке; Мужчины, приветствуя друг друга, иногда приподнимаю шляпу)

Воспитатель:

По-разному можно приветствовать друг друга. Но отклониться от приветствия, не ответить на него, всегда считалось верхом невоспитанности и неуважения к людям. В поклоне, в коротких словах приветствия заключено очень важное содержание: «Я к тебе хорошо отношусь и хочу, чтобы ты так же относился ко мне.»

Воспитатель:

Давайте поздороваемся со своими товарищами не словами, а всем телом.

Игра «Давайте поздороваемся».

(Дети по сигналу ведущего начинают хаотично передвигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определенным способом: здороваться за руку, плечами, носами, спиной, поклон, как военные. Разговаривать во время игры нельзя.)

Игра- превращение «Медвежата» (Ребенок превращается в маленького медвежонка. Он лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замерз. Он сжался в маленький клубочек – греется и мечтает, чтобы быстрее наступило лето. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал. Он вылез из берлоги и увидел, как ласковое солнышко улыбается ему, и он тоже улыбнулся и сказал… Что? Здравствуй!)

Воспитатель:

Быть вежливым – это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям.

Воспитатель:

Как вы думаете, где мы должны использовать вежливые слова?

Ответы детей: ( В магазине, в автобусе и т.д., т.е. всегда и везде).

Воспитатель:

Ребята, мне бы очень хотелось, чтобы вы поведали Гражданке-Грубиянке рассказы о том, как вы сами стараетесь делать приятное окружающим вас людям.

(Рассказы детей из личного опыта. 2-3 рассказа)

Воспитатель:

Молодцы, ребята! А сейчас давайте вспомним литературные произведения, которые мы с вами прочитали, и их которых узнали о плохих или хороших поступках героев.

Мне бы хотелось, чтобы вы проанализировали поведение этих детей, их поступки и выразили своё отношение к ним, как бы вы поступили на их месте.

Ответы детей: Рассказ Л.Н.Толстого «Косточка», рассказ Л.Н.Толстого «Котенок», рассказ В.Осеевой «Просто старушка», рассказ В.Осеевой «Волшебное слово».

Воспитатель:

Скажите, в рассказе «Волшебное слово» какое волшебное слово подсказал дедушка Павлику?

- «Пожалуйста!»

Воспитатель:

Как изменило Павлика это слово? Каким он был до встречи с дедушкой, и каким стал?

Ответы детей.

Воспитатель:

Как изменилось отношение окружающих людей к Павлику после того, как он узнал «Волшебное» слово?

Дети:

Все стали к нему относиться по-доброму и т.д.

Воспитатель предлагает игру:

Я долго за вами, друзья, наблюдала,

Разных поступков было не мало.

Порой вы, не думая их совершали,

Где плох, где хорош не всегда различали.

Я зачитаю несколько поступков из вашей жизни. Кто-то себя, конечно же, узнает, но имен мы не будем называть. Если поступок плох, я думаю, вы сделаете правильные выводы и исправитесь.

Плохие поступки мы будем бросать в мусорную корзину, а хорошие – складывать в копилку. Качество поступка определяем по фразе, выделенной голосом, и рисуем рядом с корзиной или копилкой «+» или «- ». Затем посчитаем «+» и «-», отметим цифрой, и узнаем, кто победитель.

***

Мы за завтраком сидели,

Кашу манную мы ели.

Кто-то кашей наслаждался,

А кто-то кашею кидался.

***

Лужи грязные видали.

Обошли их, сделав круг,

А кто-то в лужу прыгнул вдруг.

***

Мы поделку мастерили,

В группе очень насорили,

Кто гулять засобирался,

А кто-то в группе убирался.

***

В спальне кто-то пошутил,

Подушку тихо утащил.

И кто-то громко крикнул: «Ой!»

Ушибся сильно головой.

***

Книжки детям дома дали,

Они их в драке разорвали,

Закружившись, как в метели,

Листочки по ветру летели.

Дети считают «+» и «-», подводим итог.

Воспитатель:

Да, ребята, вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой. Правило вежливости запрещает нам шуметь, тревожить, раздражать окружающих. Я думаю, что волшебные слова вам очень пригодятся в вашей жизни.

Воспитатель: Вспомним пословицы.

Дети говорят:

  1. Человек без друзей, что дерево без корней.
  2. Ссора до добра не доводит.
  3. Друзья познаются в беде.
  4. Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
  5. Делу – время, потехе – час.
  6. Легко сломать, да трудно сделать.
  7. Добро творить – себя веселить.
  8. Доброе слово дороже богатства.
  9. Слово лечит, и слово калечит.

Воспитатель:

Послушайте стихотворение «Странные вещи».

Странные вещи со мной случаются:

Я огорчаюсь – все огорчаются,

И огорченные люди встречаются,

И огорченно деревья качаются.

Я улыбаюсь – горе кончается.

Всюду веселые лица встречаются.

Всюду деревья от смеха качаются!

Но почему же так получается?

Ответы детей:

  1. Надо настраивать себя на добро, по - доброму относиться к окружающим, и они ответят тебе тем же.
  2. Мы должны понять, что без хороших и добрых друзей прожить нельзя.
  3. Добрые слова не лень нам говорить целый день.
  4. Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.

Воспитатель: В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце- доброта. Добрый человек – это тот, который любит людей и поможет им. А любовь и помощь согревают, как солнце.

Дарите всем по солнышку – частичку света, доброты.

Слова любви и нежности дарите людям, как цветы.

Солнышко услышало нас и решило заглянуть к нам, и согреть своим теплом (достать игрушку- солнышко).

Диалог с Гражданкой-Грубиянкой  о том, что дети у нас вежливые, воспитанные.

Занятие окончено.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстети

Конспектобразовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции»Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развит...

Непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы на тему: «Школа вежливых наук» с использованием ИКТ

Цель: формировать у детей навыки культуры общения и поведения. Задачи:Образовательные:продолжать расширять представление о вежливых поступках, словах и их значении. закреплять знания де...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «А» Тема: «Путешествие в космос » (образовательная область «Познание »)

Технологическая картамероприятия непосредственно-образовательной деятельностис детьми  подготовительной  группы  «А» Тема: «Путешествие в космос »(образоват...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Ветка рябины» Образовательная область: художественно-эстети; познавательное развитие; ; физическое развитие;

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 73 «Искорка» г. Минеральные Воды Минераловодского городского округаСтавропольского края...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Б» Тема: «В поисках секретного инструмента» (образовательная область «Познавательное развитие» ФЭМП)

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Б» Тема: «В поисках секретного инструмента» (образовательная...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Юные знатоки леса» Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,физическое развитие.

Цель:  Создание условий для закрепления и расширения представлений детей о лесе и его обитателях , представления о  взаимосвязи человека и природы.Задачи:Образовательные :- Уточнять и р...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Б" Тема: " В поисках секретного инструмента " (образовательная область " Позновательное развити" ФЭМП

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Б" Тема: " В поисках секретного инструмента " (образовательная обла...