"Развитие игрового опыта воспитанников младшего дошкольного возраста посредством организации сюжетно - ролевых игр"
материал (младшая группа) на тему

Васильева Светлана Михайловна

Дошкольный возраст - самое начало жизни ребенка, когда он только - только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями и открывает для себя окружающий мир. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasileva_s.m.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие  игрового опыта воспитанников  младшего дошкольного возраста посредством организации  сюжетно-ролевых игр».

Воспитатель детского сада № 37 «Звездочка»

 - филиала АН ДОО «Алмазик»

Васильева Светлана Михайловна.

Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка, когда он только – только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями и открывает для себя окружающий мир. Этот период считается классическим возрастом игры, и в частности одной из самых развитых ее форм, который в педагогике и психологии получил название сюжетно – ролевой (или творческой).

Личностные качества ребенка дошкольного возраста формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимодействия с окружающими людьми. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра.

Сюжетно-ролевая игра, как и любая другая человеческая деятельность, не возникает у ребенка спонтанно, а передается ему от сверстников или старших детей (братьев, сестер), уже овладевших игровыми навыками, или от взрослых (воспитателей, родителей).

Актуальность моего опыта определена проблемой недостаточного уровня развития игрового опыта у воспитанников младшего дошкольного возраста. Опыт актуален, так как он позволит разрешить противоречия между стремлением ребенка включиться во взрослую жизнь и неумением моделировать взаимоотношения.

Игровая культура детей, как основное условие развития личности ребенка в современном обществе, искажается,  поэтому очень важно создавать и сохранять условия, в которых ребенок играет со сверстниками, фантазирует, учится общаться в коллективе.

        Началом работы по теме опыта стало проведение мониторинга возможных достижений воспитанников группы раннего возраста «Солнышко» в 2015-2016 уч.г. в сюжетно - отобразительной игре.

Данные показали, что на стадии поддержки взрослого находилось - 12  воспитанников, что составило (60 %), на стадии самостоятельности -  6 воспитанников (30 %), на стадии инициативности и творчества - 2    воспитанников ( 10%). Из  результатов  мониторинга последовал  вывод, что у воспитанников недостаточно развита способность принимать на себя игровую роль и способность к игровому общению. Я наметила цель: обогащение игрового опыта у младших дошкольников посредством сюжетно – ролевой игры. Определила задачи: развивать игровой опыт каждого ребенка; формировать интерес к творческим проявлениям в игре и игровом общении со сверстниками; воспитывать дружеские отношения между воспитанниками.

Для успешной реализации поставленных задач, применяю современные педагогические технологии. Среди авторов современных педагогических технологий в младшем возрасте: Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, В.Я. Воронцова, С.И. Щербакова,  использую игровую технологию Н.Ф. Тарловской, для которой характерна следующая позиция: игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут, использую  такой путь организации игры, при котором ребенок не подражает взрослому, а общается с ним.

Первый  шаг на этом пути – совершаю  игровое действие относительно самого ребенка, а не игрушки (воспитанники часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом: например, Катя усадила своих дочек за стол, пошла готовить обед, увлеклась действиями с посудой, а дочки остались ненакормленными).

Вторым шагом на этом пути является смена ролей. Я  предлагаю  детям самим осуществлять те же самые игровые действия относительно взрослого (воспитатель, родитель).

Основная задача в этих играх состоит в том, чтобы игровые действия, которые осуществляют воспитанники относительно педагога   доставляли  им максимум удовольствия, позволяли пережить чувство успеха, что способствует раз за разом идти на контакт, общаться, играть и развиваться

В своей деятельности  я использую следующие  методы и приемы:

- игра  воспитателя с ребенком, где ведущую роль выполняет воспитатель;

- ребенок в позиции «взрослого», где   ведущую роль выполняет ребенок.

Авторским приемом, разработанным мною в практической деятельности по реализации опыта работы по теме «Развитие  игрового опыта воспитанников младшего дошкольного», на 1 этапе  является создание   логической  «цепочки вхождения в роль» (на примере какого – либо животного или птицы), так как принять на себя роль – это значит суметь вообразить и отобразить себя кем то другим. Данная ситуация для ребенка младшего дошкольного возраста является немного сложной. Что бы ребенок овладел сюжетно – ролевой игрой, он должен быть готов к принятию той или иной роли.

Игра  в «Белочек».  Первая часть игры начинается с того, что я показываю детям, как входить в  образ,  затем  раскрываю образ: описываем внешний облик персонажа, подчеркивая только самые характерные черты его внешнего вида,  рассказываем где живет персонаж, чем питается животное, что персонаж любит делать. Когда  ребенок уже имеет  представление о персонаже , «вовлекаю» его в образ,  чтоб  ребенок захотел вслед за мной  стать «другим».  Для этого, закончив рассказывать про свой персонаж, коротко, в двух-трех словах сообщаю  воспитанникам, что у меня «белочки» нет детенышей,   задаю вопрос: «Кто хочет стать моим детенышем?» Рассказом и этим вопросом я  подключаю  начатую игру к самым главным для ребенка отношениям – «я и мама», и предлагаю  реализовать их в игровой форме. Я  побуждаю принять детей игровые роли, используя атрибуты, которые позволяют воспитанникам войти в образ.

На этом первая часть игры заканчивается. Переходим ко второй части. Здесь наша задача состоит в том, чтобы  продлить пребывание воспитанников  в принятой ими роли. Разыгрываем  с воспитанниками ряд  незатейливых и интересных для них действий, таких, которые позволят удержать в игре большую часть воспитанников. Например, попрыгали как белочки; давайте соберем грибы или орешки и.т.д.

На 2 этапе, после игры «Вхождения в образ  животных или птиц», мы переходим  к играм, которые предполагают «вхождение в образ предметов». Например, игра «Самолеты», рассказывая об увиденном предмете, его функциональных действиях, что нужно «самолету», чтобы он полетел, предлагаю ребенку «стать» самолетом и совершить определенные действия.  

          В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится носителем определенной общественной функции. Через сюжетно – ролевую игру приобщаем   воспитанников к принятию  роли взрослого. Данная работа ведется мною двумя способами: организованные наблюдения за профессиональными действиями взрослых, работающих в детском саду; эпизодические целевые воздействия на самостоятельную игру воспитанников.

        Для решения своих задач, привлекаю родителей.  Например, в изготовлению атрибутов.

Прием «параллельная игра » - это специально организованное игровое общение, где взрослый принимает на себя ту же роль, которую в данный момент разыгрывает ребенок, влияет на игру ребенка скрыто, обогащает новыми игровыми навыками и целями. Воспитатель может выступить перед детьми с новой ролью, ненавязчиво побуждать воспитанников  вступить в параллельную игру.

Наряду с  вышеуказанными методами и приемами, немаловажную роль в развитии игрового опыта у воспитанников играет организация развивающей предметно- пространственной  среды группы и детского сада в целом, при которой процесс освоения игрового опыта  протекает наиболее эффективно. Осуществляя развитие игровых умений своих воспитанников  акцентируя внимание на объектах, непосредственно окружающих ребенка, тех, которые содержатся в группе, на участке детского сада, дома, в ближайшем окружении. С этой целью в группе были организованы и постоянно пополняются:

-книжный центр, где воспитанники  знакомятся с художественной и познавательной  литературой, рассматривают иллюстрации в книгах;

-игровой центр,  где  для игр - драматизаций подбираю сказки, в содержании которых имеются диалоги между персонажами; познавательные настольные  игры «Профессии» и др.; мебель для кухни, дети играют в сюжетно-ролевые игры, такие как «Семья», «Кафе», «Салон красоты»,и др.;

-центр «В мире театра», где воспитанники  проникают в образ персонажа, используя костюмы и различные атрибуты.

-строительный центр»;

-«центр экспериментирования»;

-подобраны дидактические и настольные игры;

-созданы картотеки песенок, потешек, пословиц, загадок;

-созданы картотека сюжетно-ролевых игр;

- «центр музыки» - имеется подбор музыкальных произведений (звуки природы, русские народные сказки, детские песни);

В перспективе создание центра «В мире кино», который будет содержать домашнее видео о профессиях родителей воспитанников.

Вывод:

На этапе подготовительной к школе группы  успешное освоение воспитанниками дошкольного возраста различных социальных ролей  во многом может облегчит им адаптацию к новым условиям проживания в начальном звене школы. От эффективного педагогического руководства игровой деятельностью во многом зависит,  сможет ли дошкольник достичь того уровня развития игровой деятельности, который доступен ему по возрасту. Сюжетно-ролевая игра для ребенка — это особый мир, где есть возможность реализации своих интересов, желаний, предпочтений, фантазий, обретения опыта взаимодействия с представителями обоего пола, свободы выбора, инициативности, самостоятельности, творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи младшего дошкольного возраста через формирование сюжетно – ролевой игры

Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Кроме того, повышение речев...

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...

Игровой мини- проект «Социализация детей старшего дошкольного возраста через организацию сюжетно – ролевой игры «Магазин»

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремиться человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направ...