«РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ И РАЗВИВАЮЩИХ ИГР»
учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа)
Здравствуйте уважаемые коллеги! Позвольте представить вам мое выступление на тему: «Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством организации игровых упражнений и развивающих игр»
Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Через речь совершается развитие отчетливого мышления, чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей деятельности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1 города Кропоткин
муниципального образования Кавказский район.
Выступление на РМО
по теме «РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ И РАЗВИВАЮЩИХ ИГР»
Подготовил воспитатель :
Андросова Зинаида
Александровна
г.Кропоткин
2024г.
Здравствуйте уважаемые коллеги! Позвольте представить вам мое выступление на тему: «Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством организации игровых упражнений и развивающих игр»
Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Через речь совершается развитие отчетливого мышления, чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей деятельности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми.
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Ее не обходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте основной вид деятельности игра, тот значимый опыт накапливается именно в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которое он связывает со словами. Ведущую роль в обогащении и развитии словаря играют речевые игры. Важность речевых игр для развития детей трудно переоценить. Во время проведения таких игр решаются важные задачи:
• воспитание звуковой культуры речи;
• формирование грамматического строя речи;
• обогащение словарного запаса;
• развитие связной речи.
Давайте рассмотрим виды игр для развития речи:
1)Игры для развития мелкой моторики. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие ручек ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. К таким играм относятся: работа с мозаикой, игры со шнурками, макароны, горох, фасоль и тд.
2)Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы по развитию речи младших дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их еятельность, явления природы. Уже доказано, что даже такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие не просто развлечения для малышей.
3)Звуко-подражающие игры – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В развитии ребенка подражание-это одно из путей усвоения общественного опыта. Подражая малыш развивается.
4)Строительно-конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их. В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Под его руководством школьники овладевают точным словарём, выражающим название геометрических тел, пространственных отношений: высоко низко, направо налево, вверх-вниз, длинный короткий, широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т. п.
5)Дидактические игры "Звуковые дорожки"
Такая игра совершенствует мелкую моторику и координацию движений кистей и пальцев рук, целенаправленность действий под контролем зрительных анализаторов, формирует тактильные ощущения пальцев рук, упражняет в четком, многократном произнесении «трудных» звуков развивает усидчивость и концентрацию внимания. Проводя указательным пальцем по дорожке, малышу следует длительно произносить звук, а взрослому – следить за правильностью его артикуляции и качеством звучания. Вести пальчиком надо точно по дорожке. Начинать работу следует с самых простых звуков и звукоподражаний, постепенно переходя к небольшим фразам.
Дидактическая игра дополни рассказ.
Цель:умение замещать картинки словами.
6)Игры на развитие речевого дыхания: Аэрофутбол
Развитие речевого дыхания является важным аспектом развития речи. Правильное речевое дыхание помогает улучшить артикуляцию, дикцию и интонацию, а также улучшает качество речи в целом. Игры на развитие речевого дыхания могут быть полезны для детей и взрослых. Одна из таких игр - "Аэрофутбол". Игра развивает навыки правильного речевого дыхания и координационных движений.
7) Су – Джок направлен на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, поскольку стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию. Можно рассказывать детям короткие стихотворения выполняя под них несложные упражнения с помощью шарика или массажного кольца.
«Моя семья»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я.
(поочередно надевать массажное кольцо на каждый палец)
Вот и вся семья!
(кольцо в центре ладони, сжатие в кулаке и разжатие всех пальцев одновременно)
8) Деревянные сказки на магнитах - развивает интерес малышей к сказкам, желание слушать сказки, понимать смысл сказок, оценивать поступки героев сказок.
9)Тактильный мешочек
Повышает тонус коры головного мозга.
• Развивает речевые центры коры головного мозга.
• Стимулирует развитие речи ребенка.
• Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
• Способствует улучшению артикуляционной моторики.
• Развивает чувство ритма и координацию движений.
• Подготавливает руку к письму.
Слово является для ребенка частью действительности, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык. Таким образом, использование развивающих и речевых игр для речевого развития младших дошкольников – это целенаправленный и систематический процесс, который включает руководство играми, что требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. При проведении развивающих игр на развитие речи младших дошкольников воспитателю рекомендуется задавать вопросы по ходу игры: о правилах игры, об игровых действиях, материалах, исправлять ошибки в речи детей, давать образцы правильного произношения слов и предложений.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста, через организацию игровой деятельности.
Цель:Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста, через организацию игровой деятельности. Задачи: Закрепить понятие формы,велечины,цвета.Материал: Большая и маленькая кукла,маленькая и...

"Развитие игрового опыта воспитанников младшего дошкольного возраста посредством организации сюжетно - ролевых игр"
Дошкольный возраст - самое начало жизни ребенка, когда он только - только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями и открывает для себя окружающий мир....

Консультация для педагогов: "Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр"
Всё чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью, с нежеланием и неумением общаться. В современном мире овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценн...

Консультация для педагогов: "Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр"
laquo;Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр» Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и...
"Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр"
Значение пальчиковых игр в развитие речи детей дошкольного возраста....

Образовательный проект "Развитие речи младшего дошкольного возраста посредствам ознакомления с устным народным творчеством".
В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные э...
Самообразование на тему "Развитие речи младшего дошкольного возраста посредствам пальчиковых игр и упражнений"
Самообразование на тему "Развитие речи младшего дошкольного возраста посредствам пальчиковых игр и упражнений"...
