Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Цель проекта: способствовать развитию речи детей через игровую деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью игровой деятельности»
Актуальность проекта:
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.
Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.
Цель проекта: способствовать развитию речи детей через игровую деятельность.
Задачи проекта:
- активизировать и расширять словарный запас детей;
- развивать разговорную и связную речь;
- развивать коммуникативные и познавательные интересы;
- создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу.
Участники проекта:
- Дети старшего дошкольного возраста;
- воспитатели группы;
- родители;
- музыкальный руководитель.
Тип проекта: обучающий, игровой.
Продолжительность: среднесрочный (сентябрь 2016 – апрель 2017 г.)
Интеграция образовательных областей в данном проекте:
- физическая культура;
- здоровье;
- познание;
- коммуникация;
- чтение художественной литературы;
- труд;
- безопасность;
- социализация;
- музыка;
- художественное творчество.
Виды игр:
- Дидактические: настольно-печатные, словесные, игры с предметами.
- Сюжетно-ролевые;
- игры-драматизации, игры инсценировки;
- режиссёрские игры;
- подвижные;
- хороводные;
- музыкальные.
Этапы:
I. Подготовительный.
- определение целей и задач проекта;
- изучение необходимой литературы;
- подбор методического материала;
- разработка тематического плана для реализации проекта.
- приготовление необходимого инвентаря.
II. Практический.
- Дидактические игры: «Весёлые буковки», «Полслова за вами», «Опиши предмет», «Я знаю», «Сочини сказку о предмете», «Подружи букву» и т. д.
- Инсценировка – «Рождественская ёлочка».
Инсценирование песен: «Патока с имбирём», «Скок, скок, поскок.», «Где был Иванушка».
- Режиссёрские игры: «Инопланетный гость», «Волшебный огород».
Русские народные игры: «Ваня-простота», «Селезень и утка», «Репка».
Игры под инструментальную музыку: «Птички и ворона» муз. А. Кравцович, «Козочки и волк» муз. из кинофильма «Звуки музыки», «Разноцветная игра» муз. Б. Савельева.
- Сюжетно-ролевые игры: «парикмахерская», «шоферы», «школа», «день рождения», «буфет» и т. д.
- Художественное творчество «Рисование»: «Как мы играем». Изготовление героев и атрибутов для режиссёрских и сюжетно-ролевых игр.
- Лепка: «герои сказки «теремок»», для разыгрывания сказки. Изготовление героев и атрибутов для режиссёрских и сюжетно-ролевых игр.
- Физическая культура: игра «Путешествие на лесную полянку» (с элементами развития речи)
III. Заключительный
Подготовка и проведение викторины «Вопрос на засыпку»
Цель: активизировать познавательную деятельность детей дошкольного возраста, способствовать развитию интереса к интеллектуальным играм.
Задачи:
• Развивать умение логично излагать материал, отвечать на вопросы точно, кратко, понятно.
• Формировать способность к ассоциациям (быстрое и свободное переключение мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации) .
• Развивать смекалку, зрительную память и воображение, внимание и сообразительность.
• Формировать умения делать выводы и умозаключения.
• Воспитывать умение работать в коллективе, формировать умение выстраивать конструктивное взаимодействие.
• Прививать дружеские отношения к партнерам по игре, уважение друг к другу.
Результаты работы:
- у детей увеличился словарный запас;
- улучшилась разговорная и связная речь;
- дети научились работать в коллективе, действовать слаженно, соблюдать правила.
Вывод проекта:
Интегрировав все образовательные области, в процессе планомерной, целенаправленной, последовательной игровой деятельности детей и воспитателя происходит постоянное и непрерывное формирование грамматического строя речи у детей, в результате чего познаётся целостная картина мира.
Проектная деятельность по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста «Учимся говорить красиво».
Актуальность:
В настоящее время в связи с вступлением ФГОС ДО, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Связная речь выполняет важнейшую социальную функцию: помогает ребенку установить связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Это показатель общей речевой культуры человека.
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно.
Одна из самых главных задач речевого развития – научить детей связно, грамотно и последовательно излагать свои мысли. Учить умению рассказывать о происходящем вокруг, используя многообразие речевых средств.
Проводя диагностику развития речи детей, убеждаюсь в том, что с каждым годом количество детей, не умеющих связно и последовательно излагать свои мысли, составлять рассказы по картине, по серии сюжетных картин, а тем более рассказы из личного опыта, не уменьшается, а даже увеличивается. Дети не могут составить рассказ даже с помощью логопеда. Предложения простые, нет развернутых ответов, в основном односложные, а бывает и просто набор слов. При составлении рассказа наблюдается нарушение последовательности, скудность изложения, ограниченность лексических средств языка. Таким образом, выявилась проблема: развитие связной речи детей не соответствует возрасту.
Проблема: уровень развития связной речи детей не соответствует возрасту.
Возникла необходимость поиска новых дополнительных форм работы в этом направлении. Такой формой мною был выбрана проектная деятельность «Учимся говорить красиво».
Цели и задачи проектной деятельности:
Цель: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа).
Задачи:
1.Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразным дидактическим материалом.
2.Разработать перспективный план работы кружка.
3.Осуществить взаимодействие с родителями и воспитателями с целью обогащения речевой активности детей.
4.Развивать речь детей. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Активизировать словарь.
5. Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинам ;
- развивать умение составлять описательные рассказы.
Вид проекта: познавательный.
Срок реализации проектной деятельности: долгосрочный с октября 2015 по май 2016 г.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет (10 человек).
Форма работы: совместная деятельность детей с учителем-логопедом.
Время проведения: один раз в неделю, продолжительностью - 30 мин.
Ожидаемые результаты:
-дети знают алгоритм составления рассказов по картине, по серии сюжетных картин, умеют дополнять их описаниями и диалогами;
-значительно увеличился словарный запас;
- - повысился уровень речевого развития детей;
-умеют использовать монологическую и диалогическую формы речи;
-активизировалась познавательная деятельность детей;
-повысился интерес к занятиям.
План проектной деятельности «Учимся говорить красиво»
Срок | Тема | Содержание работы | Работа с родителями и воспитателями |
Октябрь | Работа над пересказами с использованием опорных схем | Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий; Обучение детей приемам планирования собственного пересказа; Активизация и обогащение словарного запаса детей | |
Ноябрь | Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии («Зайка – зазнайка», «Непослушный Ваня»). | Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы. | Круглый стол для родителей «Развиваем речь, играя» Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи». |
Декабрь | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. | Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. | |
Январь | Чтение и обсуждение, пересказ сказок В. Сутеева («Мешок яблок», | Обучение связному пересказу с последовательным изложением событий. Беседа по вопросам. Составление мнемодорожек к рассказу. | |
Февраль | Составление рассказов по картине «Ежи». Составление рассказов по картине «Кошка с котятами». | Формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием. Формировать умение составлять коллективный рассказ по картине, придерживаясь определённого пункта плана. Упражнять в подборе слов, близких по значению; в отгадывании описательных загадок на заданную тему. Воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его; оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор. Развивать внимание, память | Проведение семинара-практикума для педагогов |
Март | Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как Миша варежку потерял». Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Девочка и ёж». | Формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу). Упражнять в подборе прилагательных к существительному; в подборе слов, обозначающих действие. Упражнять в выделении слов зимней тематики из текста. Развивать память, внимание | Проведение открытого занятия для педагогов по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. |
Апрель | Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказки: «Теремок на новый лад». | Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. Показ сказки детям младших групп.. | |
Май | Конкурс чтецов. С участием родителей | Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/08/picture-206297-1507486371.jpg)
Творческий проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «По дороге в сказку»
Творческий проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «По дороге в сказку» В. а. сухомлинский:«Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/16/picture-629976-1500186618.jpg)
Педагогический проект по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста «Театральные ступеньки»
Почему театрализованная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей? Потому, что театрализованная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артику...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/14/picture-992547-1515949795.jpg)
Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам».
Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажей сказок, пересказывать содержание и выражать своё отношение к героям сказки.Содействие развитию познавательной сферы дете...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/07/picture-845944-1478527260.jpg)
Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности".
Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности"....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/24/picture-1208725-1674575169.jpg)
Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на тему "Моя семья"
Цель проекта - формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников на материале «Моя семья»....
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/03/picture-1172133-1696309540.jpg)
Краткосрочный проект По развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Говори правильно»
Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описывать его, рассказать о каком-либо событии или явлении. Такой рассказ должен состоять из р...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/03/picture-1172133-1696309540.jpg)
Краткосрочный проект По развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Учимся красиво говорить»
Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описывать его, рассказать о каком-либо событии или явлении. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать ...
- Мне нравится (1)