«Фольклор как средство воспитания детей раннего возраста»
учебно-методический материал (младшая группа) на тему
Фольклор как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_folkloru.doc | 203.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»
Кафедра педагогических технологий дошкольного и начального образования
Выпускная работа
на тему:
«Фольклор как средство воспитания детей раннего возраста»
Выполнила: слушатель гр. Д-21-15
воспитатель МБДОУ № 179
г. Ульяновска
Ф.И.О. Алексеева Татьяна Николаевна
Научный руководитель:
Ульяновск 2015
Содержание
Введение__________________________________________________стр.3-4
1. Теоретическая часть______________________________________стр.5-17
1.1. Результаты анализа изученной литературы по теме__________стр.5-7
1.2. Фольклор как средство патриотического воспитания детей раннего дошкольного возраста______________________________________стр.8-9
1.3. Фольклор как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры________________стр.10-12
1.4. Значение фольклора в нравственном воспитании детей раннего дошкольного возраста______________________________________стр.13-17
2. Практическая часть______________________________________стр.18-22
Заключение_______________________________________________стр.23-25
Список литературы________________________________________стр.26-28
Приложение
Введение
Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно, а ведь семья,- дом - гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства.
Обращение к народным истокам, фольклорному искусству русского народа в воспитании и развитии детей, начиная с раннего возраста, традиционны для практики дошкольного образования. Произведения фольклора всегда близки природе ребенка: простота этих произведений, легкость запоминания, возможность обыгрывания привлекают детей. Отражение в играх, песнях, сказках, жизни и деятельности людей многих поколений позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.
Народные песенки, частушки, потешки, прибаутки представляют собой ценный материал для воспитания детей раннего возраста: формируется восприимчивость к звучащей ритмической, музыкальной речи, песенки, потешки помогают им учиться говорить, побуждая к подражанию словам и звукам. Дети принимают их живо, кроме того, создают предпосылки для воспитания интереса к явлениям жизни, доступные их пониманию. Фольклор вызывает положительные эмоции у детей, формируется внутренняя готовность к восприятию русской народной культуры.
Главной задачей является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Необходимо пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, а так же веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. В соответствии с п.5ст.14 закона РФ "Об образовании", каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ.
ДОУ «Алиса» №179, педагогическим работником которого я являюсь, руководствуется в своей деятельности Программой "Детство", авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. Основная цель программы: обеспечение развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного.
Исходя из цели и задач программы, одним из приоритетных направлений в работе с детьми младшего дошкольного возраста я выбрала изучение русского народного творчества и фольклора.
Русское народное творчество помогает воспитывать у детей внимательное бережное отношение к окружающей среде. Фольклор помогает понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка. Русское народное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой.
Яркий радостный мир детства всегда находил неиссякаемый источник для творчества дошколят. Моя задача – приобщение ребенка к истокам народного искусства, фольклора, воспитание через русское народное творчество нравственных и эстетических качеств у ребенка.
1.Теоретическая часть
- Результаты анализа изученной литературы
Чтобы словом воздействовать на душу ребенка, заставить его внимательно слушать, нужно знать секреты выразительной речи и свободно использовать возможности родного языка, нельзя говорить с детьми серым, бесцветным языком, нельзя подменять живую речь официальным, канцелярским языком. Я начала подбирать литературу по своей теме. Мною было найдено и перечитано много статей, очерков, программ, методических пособий, книг по психологии и педагогике для детей раннего возраста и т.д.
Анализируя прочитанную литературу можно сделать вывод, что по мнению ученых-педагогов ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью, т.к. у ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении детей с окружающим миром через народные произведения.
Психологи и педагоги (А. М. Фонарев, С.Л. Новоселова, А. Н. Леонтьев, Н. м. Аксарина, В. В. Гербова, Л.Н. Павлова) отмечают, что знание законов развития эмоциональной и технической жизни ребенка позволяет грамотно строить свое взаимодействие с малышом. Интересно и исследование Л. Н. Павловой, где в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего детства. Отмечается, что фольклор - действенный метод гуманизация воспитания с первых лет жизни ребенка, т.к. содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей. Особенно мне хотелось бы остановиться на некоторых методических пособиях, которые очень помогли мне в работе по данной теме.
Программа О. Л. Князевой и М. Д. Маханевой « Приобщение детей к истокам русской народной культуры» побудила меня к мысли использовать самобытную русскую культуру, устное народное творчество для обучения детей правильной яркой речи. Эта программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры, также освещает приемы и способы деятельности педагогов. При отборе фольклорного материала педагог должен максимально учитывать возрастные возможности детей. Эта программа содержит тематический годовой план работы, некоторые занятия я использовала в своей практике.
В методическом пособии В. Е. Лампана и И. А. Желтиковой « Родитель - ребенок - педагог», рассмотрены различные модели развития взаимодействия ребенка с родителями при участии специалиста (педагога, психолога). Творческие гостиные, встречи в семейном клубе, консультации, направленные на формирование у родителей потребности в непрерывном общении с детьми, стремления к повышению педагогических знаний. Увлекательные совместные мероприятия способствуют эмоциональному развитию дошкольников, формированию их самостоятельности, уверенности в себе, доброжелательному отношению к людям.
Когда я искала литературу по своей теме, то нашла редчайшую старую книгу В. П. Аникнина «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор» 1957 г. выпуска. Старые сборники пословиц, поговорок, загадок, книги детских песенок, прибауток и считалок давно стали библиографической редкостью. В этой книге даны расширенные характеристики «малых» жанров фольклора. Здесь представлены также произведения старого фольклора, которые ярко характеризуют народный быт и сознание народа прошлых эпох. В этой книге написана история возникновения пословиц и поговорок, вопрос о происхождении загадок, определения и классификации «детского фольклора», а также происхождение его отдельных жанров: считалок, игровых припевов и приговоров. Также в книге написано то, что в истории изучения и собирания детского фольклора многое было сделано народными сельскими и городскими учителями. Эта книга оказалась для меня очень интересной и полезной.
Также в своей работе я пользовалась научными достижениями А. П. Усовой « Русское народное творчество в детском саду», Е. А. Флериной «Эстетическое воспитание дошкольников», мне помогли исследования Н. А. Ветлугиной «Самостоятельная художественная деятельность дошкольников», В. М. Федяевская описала целую группу игр с детьми раннего возраста, описанных на русском народном творчестве.
- Фольклор как средство патриотического воспитания детей раннего дошкольного возраста
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.
Согласно положению Концепции дошкольного воспитания (1989) о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного, эстетического и патриотического развития человека (И.А. Ильин, Д.С. Лихачев и др.) необходимо вести работу по патриотическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста.
Также важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы», утвержденной Правительством РФ в феврале 2001 года; ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы её реализации.
Если обратиться к понятию «патриотизм», в контексте – «воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения», то необходимо ясное понимание того, какой патриотизм мы стремимся воспитать в наших детях. Патриотизм – это чувство любви к Родине. «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С. Лихачев).
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
Россия – родина для многих, но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Именно поэтому духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.
Таким образом, суть патриотического воспитания вижу в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому, считаю, и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
1.3. Фольклор как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых – привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам.
Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. Можно предположить, что это происходило потому, что в «Программе…» задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обобщённо. Например: «Воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу»; «Познакомить с некоторыми изделиями народного искусства» и т.п. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у педагога чаще всего не было соответствующих материалов и пособий. Окружающая действительность также не давала возможности реально приобщать детей к народной культуре.
Давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, достаточно редко (от случая к случаю) используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Поэтому многие педагоги, опрометчиво считая, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или сами не понимая и не умея их объяснить, упускали в них очень важные смысловые оттенки или пересказывали русские народные сказки на современном языке. Воспитатели зачастую недооценивали присказки, заклички, потешки, поговорки, народные игры, плохо их знали наизусть и поэтому не всегда могли использовать к месту. Музыкальные руководители, воспринимая народные песенки как попевки-распевки, почти не включали их в игры и праздники, увлекаясь современным материалом.
Русский фольклор представлен широкой палитрой жанров – прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники: ярмарки, театрализованные сказки. На мой взгляд, каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.
Так, прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.
Небылицы – это необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные, и зачастую все поставлено «с ног на голову». Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, а также логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.
Скороговорки. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами. Целый ряд скороговорок музыкально интонируется. Музыкальные скороговорки можно использовать в работе по совершенствованию вокальных навыков, четкого произношения слов, правильной дикции.
Игровые и плясовые песни – образно яркие, напевные, поэтичные. Исполняя с детьми эти песни, можно устраивать импровизированные хороводы и пляски, выделяя, прежде всего, ярко выраженное игровое начало. Стремление к игре, к актерству присуще детям. Игра доставляет им радость. Поэтому элементы игры в той или иной мере могут быть внесены почти в любую песню.
Загадки. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Загадки можно вставлять в сценарии театрализованных представлений и праздников.
Хоровод – это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Отличает их высокая художественность напевов и поэтических текстов, красота и сценичность хороводных гуляний.
Современная дошкольная педагогика широко использует все богатство накопленного опыта.
Фольклор – как средство воспитания детей младшего дошкольного и школьного возраста очень приветствуется на Западе, ведь там в первую очередь заботятся о внутренней гармонии каждого маленького человечка, которому в будущем предстоит совершать огромные дела и важные поступки. Однако сегодня и в нашей стране стали уделять данному методу воспитания детей огромное значение, так как в нем есть то рациональное начало, которое невозможно почерпнуть из современных развлечений.
Все дело в том, что под фольклором следует понимать культурное наследие нескольких поколений, в которое вошло все самое лучшее. Народные мудрости, скороговорки и прибаутки, забавные и удивительно добрые песни – все это воздействует словно бальзам на детское сознание, отчего любой ребенок становится чуточку отзывчивее и милосерднее.
Также следует отметить, что прививать любовь к фольклору должны не только воспитатели дошкольного учреждения, но и родители. Ведь именно они отвечают за правильное воспитание и своевременное развитие собственного сына или дочери, закладывают самые главные жизненные принципы, которыми собственно и будет руководствоваться их ребенок уже во взрослой жизни.
Помогите своему ребенку открыть многогранный мир и удивительное величие фольклора, ведь это окажет благоприятное развитие и на его устную речь, умственное развитие, а мышление сделает креативным. Такой ребенок не будет чувствовать душевную пустоту, ведь он всегда найдет для себя хорошее увлечение, поскольку фольклор привнесет в его жизнь много доброты и позитива.
1.4. Значение фольклора в нравственном воспитании детей раннего дошкольного возраста
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закреплённый в произведениях народного искусства.
Ещё К.Д.Ушинский, выдвигая принцип народности, говорил о том, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое» (статья «Родное слово»). Развивая идеи К.Д.Ушинского, видный педагог B.Н. Сорока-Росинский указывал на то, что человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто гак не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности, устному, поскольку, находясь в её естественной речевой обстановке, коей является для ребёнка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его. Подтверждением тому служат слова Г.Н. Волкова: «Многогранное развитие способностей на основе активного освоения целостной культуры - вот единственный путь к творческим свершениям».
Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, частушки, колыбельные песни и т.д., - это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и. осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Оно концентрирует в себе весь опыт человечества, несёт в себе все " формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Это, по мнению В.П.Силина, делает народное искусство «универсальным средством социализации, средством усвоения социальных ценностей». Поэтому многие педагоги обращались к проблеме использования устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста (Е.Н.Водовозова, Н.С.Карпинская, О.И.Соловьёва, Е.И.Тихеева, А.П.Усова, Е.А.Флсрина и другие).
Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты.
Фольклор – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Он развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.
Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребёнка в детском саду, во все виды деятельности, насколько это возможно. Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребенок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребенка появляется собственное мировоззрение.
Рассмотрим значение лишь некоторых жанров произведений устного народного творчества в отдельности.
Огромной любовью пользуется у детей СКАЗКА. С ней ребёнок встречается, начиная с раннего возраста, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства, переживания. Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются. Сказка как средство воздействия на ребёнка часто обладает преимуществами над другими воспитательными приёмами.
В фантастике сказок отражается реальная человеческая жизнь. Каждая конкретная сказка отражает труд и быт той социальной среды, в которой она распространяется. Отсюда её познавательное значение.
Сказка преображает действительность. Сказки пропитаны оптимизмом, имеют счастливые концовки, выражают веру народа во всемогущество человека, его мечты о будущем. В этом заключено воспитательное значение сказок.
Отрываясь от мифологии и религии, но сохраняя связь с народом, сказка дошла до нас как высоко художественное произведение народного творчества. В этом её эстетическое значение.
Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Она является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
В русской народной сказке заключено богатое содержание - и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами
выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и др.), и в отношении нравственно-эстетических аспектов раскрываемых тем и идей. В.П.Аникин указывал, что «сказки - своего рода нравственный кодекс народа, их героика - это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Выдумка сказочника вышла из помыслов о торжестве сил жизни, труда и честности над бездельем, низостью»
Сказка вводит ребёнка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь.
В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания просьбы, уважительного отношения к старшим («поклонился в пояс», «ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выкупала», «Здравствуй, кумушка, хлеб да соль»).
Сказка, являясь произведением народного искусства, несёт в себе богатый духовный заряд.
При правильном подборе сказок с учётом возрастных особенностей детей, идейно-художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребёнка.
Значительный нравственный, эстетический потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках.
Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений русского народа. В них, как и в других формах народного творчества, заключён практический опыт народа, его миропонимание и всевозможные знания в красочной и лаконичной форме. В пословицах и поговорках содержатся взгляды на мир, природу, общественное устройство, а главное, отношение народа к окружающей действительности и представление о своём месте на земле, его ценностные ориентации.
Большое значение пословицы и поговорки имеют для трудового воспитания. Многие из них посвящены труду: «Делу - время, потехе - час», «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Труд человека кормит, а лень портит»... Через пословицы и поговорки, посвящённые труду и трудовому человеку, у детей старшего дошкольного возраста формируется положительное отношение к трудовой деятельности, понимание важности труда в жизни человека и через его нравственно-эстетическую оценку понимание необходимости в труде и почтительное отношение к его результатам.
Колоссальное влияние пословицы и поговорки оказывают на формирование любви к родному краю, бережного отношения к тому, что человека окружает и близко ему с момента рождения, потому что большое их количество с чувством глубочайшей любви говорит о Родине: «Родимая сторона - мать, чужая - мачеха», «С родной земли - умри не сходи».
Пословицы и поговорки обращают внимание на важность физического воспитания детей, прежде всего, формирования активного, здорового образа жизни детей через тот нравственно-эстетический потенциал, который в них заложен, так как многие пропагандируют здоровый образ жизни: «Береги платье снову, а здоровье смолоду», «Здоровье всему голова, всего дороже», «Живи с разумом, так и лекарок не надо» и т.п.
Пословицы и поговорки могут оказать огромное влияние на развитие ума. Образность пословиц и поговорок, умение народа образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, умение творчески использовать слово является весьма важным в формировании воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Разнообразие фольклорного материала, интегрирование его в различных видах доступной детям деятельности позволяет с успехом решать задачи нравственного воспитания детей.
3. Практическая часть
Актуальность
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.
Мои наблюдения за детьми убедили меня в том, что именно взрослым очень важно найти пути воспитания у детей миролюбия и доброжелательного поведения, сформировать у них гуманное отношение к сверстникам, взрослым людям, а также природе и животным. Зная тот факт, что именно русское народное творчество активно воздействует на чувства и разум ребенка – дошкольника, развивает его восприимчивость, эмоциональность, я считаю работу с различными жанрами фольклора, как наиболее доступным средством нравственного воспитания. Ведь содержание потешек, прибауток, песенок, сказок показывает примеры дружбы и честности, трудолюбия и товарищества. Характерно для фольклорных форм торжество справедливости, победа добра над злом, счастливый конец для доброго героя. Поэтому, на мой взгляд помогают ребенку выработать то или иное отношение к окружающей действительности, к поступкам людей, вызывают стремление подражать хорошему и противиться плохому.
Проблема: работая с детьми, я увидела, что детей недостаточно знакомят с русскими народными сказками, в основном дети смотрят зарубежные мультфильмы. Дети стали проявлять агрессию, не терпимость друг к другу, поэтому я и решила приобщить детей к миру русской народной сказки.
Теоретическая значимость: заключается в разработке содержания и форм работы с детьми 1-ой младшей группы по изучению нравственных сторон русских народных сказок, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, участие педагога, детей и их родителей в решении проблемы.
Практическая значимость: заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.
Аудитория: Дети и родители 1 младшей группы «Теремок».
Цель: воспитание у дошкольников добрых чувств через знакомство с русскими народными сказками.
Задачи:
1.Подобрать и изучить научную и методическую литературу по теме, составить перечень русских народных сказок по возрастам.
2.Воспитать у детей доброжелательные отношения к окружающим людям и друг другу, доброе чувство ко всему живому, любовь к своему краю.
3. Привлечь родителей к воспитанию у детей любви и интереса к русской народной сказки в условиях семьи.
4. Создавать единую систему взаимодействия воспитателей, родителей и специалистов.
Гипотеза исследования: я предполагаю, что использование русских народных сказок оказывает позитивное влияние на развитие нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, если будут созданы необходимые условия для ознакомления детей с русскими народными сказками, разработаны диагностические методики и тесты, составлены методические рекомендации.
Объект исследования: Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
1.Улучшение состояния воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, отслеживание динамики роста нравственных показателей.
2.Разработка методических рекомендаций.
Методы исследования:
Теоретические:
1.Знакомство с историческими справками по данной проблеме.
2.Моделирование.
3.Обобщение справочного материала по данной проблеме.
Практические:
1.Изучение методической, педагогической, психологической литературы по теме.
2.Изучение и анализ нормативных документов о дошкольном образовании.
3.Педагогические наблюдения (тестирование, анкетирование).
4.Обобщение передового опыта на педсовете.
Работа с родителями
В своей работе по ознакомлению детей с малыми жанрами фольклора и их использовании в разных видах деятельности я работаю в тесном сотрудничестве с родителями. В начале года не все родители моих воспитанников понимали необходимость приобщения детей к малым жанрам фольклора именно с ранних лет жизни. Для достижения цели я использовала разнообразные формы работы с родителями.
1. Выпуск буклета для родителей.
2. Родительское собрание: «Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей».
3. Анкетирование родителей.
4. Демонстрационный материал для родителей (папка - передвижка "Как сшить костюм?").
5. Мастер-класс для родителей "Как сделать сказку интересной?"
6. Консультация для родителей «Воспитание сказкой – просто!»
7. Консультация на тему «Значение книги в жизни малыша.
8. Оформление постоянно действующего стенда, который систематически обновляется, например: «Родители - книга - ребенок».
9. Список, рекомендованный родителям по ознакомлению детей 2-3 лет с произведениями художественной литературы», «Колыбельные песенки для детей», «Русские народные песенки, потешки в жизни малышей», «Баю - баюшки - баю...».
10. Индивидуальные беседы с родителями, например, «Как выбрать полезную сказку для малыша», др.
Работа с детьми
1. Знакомство детей со сказкой. (Чтение, рассказывание, беседы и вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций, видеозаписей).
2. Пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок.
3. Лепка, рисование, конструирование по мотивам сказок.
4. Разыгрывание сюжетов из сказок, игры драматизации театрализованные, творческие игры.
Формы организации работы с детьми
1.Чтение сказок, пальчиковый, теневой, настольный театр, просмотр альбома по русским народным сказкам, знакомство со сказочным персонажем, имитационные движения, элементам драматизации.
2.Непосредственно образовательная деятельность.
3.Специально организованные занятия по фольклору.
4.Совместная деятельность с детьми (режимные моменты, наблюдения, игра, индивидуальная работа).
5.Досуговая деятельность.
6.Использование фольклора на занятиях:
Это чей, это чей,
Домик, чей из кирпичей?
Это дети строят дом,
Чтобы куклы жили в нем!
Или в режимных моментах:
Водичка, водичка, Умой, мое личико...
Чистая водичка, Моет Саше личико,
Анечке - ладошки, А пальчики - Антошке.
Аи, лады, лады, лады, Не боимся мы воды,
Чисто умываемся, Деткам улыбаемся.
В адаптационный период использую такие потешки, как, например:
Кто у нас хороший? Наша деточка в дому
Кто у нас пригожий? Что оладышек в меду,
Ванечка хороший, Красно яблоко в саду.
Ванечка пригожий.
7.Организация в группе уголка национального быта.
8.Знакомство с православными праздниками, обычаями и обрядами, связанными с ними.
9.Постоянное использование русских народных игр и сказок в воспитательно-образовательном процессе.
10.Прослушивание музыкальных произведений.
Таким образом, выбранные формы работы позволяют мне осуществить живое общение, учитывая особенности возрастного восприятия, и индивидуального реагирования. Занятия на фольклорном материале очень интересны детям, малыши активно, эмоционально включаются в работу.
Заключение
Подводя итог проделанной работе, можно с уверенностью сказать, что дети, как губка впитывают все, что им преподносят, все то, чему их учат и, самое главное, чтобы эти знания были положительными. Чтобы ребёнок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. И именно сейчас, в наше время, нужно возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И этому способствует литература, фольклор, русское народное творчество для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости.
Чтобы нравственное воспитание было более эффективно, я считаю необходимым проводить и пропаганду таких знаний среди родителей, поэтому я провожу для них консультации, например: «Все ли сказки хороши», «Воспитание сказкой», «Через сказку, фантазию, игру – верная дорога к сердцу ребенка»; родительские собрания, выпускаю буклеты: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок!», «Народная мудрость в пословицах и поговорках и многое другое.
Формирование дружеских взаимоотношений возможно через все виды русских народных сказок, ибо нравственность и дружелюбность изначально заложена в их сюжетах.
Фольклор входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. С потешки, колыбельной, сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Русское народное творчество преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Восприятие фольклора оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена русское народное творчество способствовало развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют внутренний мир ребенка.
Фольклор является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.
Ученые утверждают, что детские впечатления сопровождают человека всю жизнь. Те впечатления, которые получают наши дети при знакомстве с традициями народной культуры, останутся в их памяти навсегда. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Фольклор помогает возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. Если дети будут знать и любить культуру своего народа, землю, на которой они живут, то и Россия будет жить, развиваться и процветать.
Считаю, что предложенный материал в настоящей квалификационной работе имеет практическую значимость и может заслуживать внимания педагогов-специалистов в качестве теоретической консультации (теория вопроса) и методического пособия (Приложение) для работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры и развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.
Список литературы:
1.Алексеева М.М. «Методика развития и обучения родному языку дошкольников». - Академия, 1999.
2.Аникин В.П. «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор», 1957.
3.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999
4.Аникин В.П., Гусев В.Е., Толстой Н.И. «Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре», Вып. 1 «Младенчество. Детство.» - Москва, Художественная литература. 1991.
5.Веселая ярмарка. Сценарии нетрадиционных праздников для дошкольного возраста. – Смоленск, 1998
6.Ветлугина Н.А. «Самостоятельная художественная деятельность дошкольников»
7.Зуева Т.В. «Русский фольклор». - Флинта: Наука, 2000.
8.Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3–4 лет., М., 2004
9.Князева О.Л. Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры» - Акцент, 1997.
10.Князева О.К., Маханёва Л.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». - Санкт - Петербург.-Детство -Пресс. 2000.
11.Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина…/Практическое пособие для работников ДОУ., М., 2004.
12.Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М., 2004
13.Лампман В.Е., Жёлтикова И.А. «Родитель - ребенок - педагог»: модели развития взаимоотношений.- Волгоград: Учитель, 2011. 9.
14.Мартынова А.Н. «Детский поэтический фольклор».- СПб., 1997.
15.Мельников М.Н. Русский детский фольклор».- М.: Просвещение. 1987.
16.Мой родной дом / Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. М., 2004
17.Музыкальная палитра // журнал., 2003 г., №2, стр. 14
18.Музыкальный фольклор и дети: Методическое пособие / Сост. Шамина Л.В. – М., 1992
19.Науменко Г.М. Детский музыкальный фольклор. – М., 1999
20.Науменко Г.М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское музыкальное творчество. – М., 1998
21.Науменко Г.М. Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах. Часть 1 – зима, весна. Часть – 2 – лето, осень. – М., 1999
22.Науменко Г.М. От зимы до осени. – М., 1979
23.Науменко Г.М. Фольклорный праздник. М., 2000
24.Новицкая М. «Фольклорная школа», «Дошкольное воспитание». 1993.-№9.
25.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду., М., 2003
26.Павлова Л.Н. «Знакомим малыша с окружающим миром», М.: Просвещение, 1987.
27.Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности / Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001–2005 года»., М., 2003
28.Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. – Спб., 1998
29.Программа эстетического воспитания. /авторы Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. – М., 2002
30.Разина Т.М. Русское народное творчество. М., 1999.
31.Ревина И. «Дни, прожитые с детьми: фольклор и авторская песня в жизни детей». - Дошкольное воспитание, 2000.-№4.
32.Романюта В.Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться. М., 2002.
33.Селиванов Ф.М. «Хрестоматия по фольклору» - М.: Просвещение, 1972.
34.Скворцова Л. «Формирования у детей интереса к русскому фольклору». -Дошкольное воспитание, 2004.
35.Тихонова М.В., Смирнова Н.С. «Красная изба...». - СПб.: Детство - Пресс, 2000.
36.Усова А.П. «Русское народное творчество в детском саду». - М.: Просвещение, 1999.
37.Флерина Е.А. «Эстетическое воспитание дошкольников». - М., 2004.
38.Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1996.
Интернет-ресурсы:
- http://www.bestreferat.ru/referat-135830.html
- http://fullref.ru/job_b0f1a601ec8c4bd5dcac5aba192ec3ae.html
Приложение 1.
Конспект занятия Игра-инсценировка по сказке «Репка» в 1-ой младшей группе
Цели и задачи:
Вызвать интерес к сказке «Репка». Учить играть роль персонажа сказки с помощью взрослого. Закрепить знания о желтом и зеленом цветах.
Продолжать учить детей рисовать мелками. Формировать у детей умение внимательно слушать. Развивать внимание, речь, чувство ритма, мелкую моторику, координацию движений. Продолжать развивать звукопроизношение гласных звуков через звукоподражания («мяу-мяу», «гав-гав»). Воспитывать дружеские отношения со сверстниками.
Материал и оборудование: Декорации для театра. Атрибуты для инсценировки сказки: шапка, платок, передник, шапочки «Собака», «Кошка», «Мышка», цветные карандаши (восковые мелки) зеленые и желты. Заготовки картинки-раскраски «Репка».
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Репка», рассматривание иллюстраций к сказке.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте мои хорошие ребятки. Сегодня мы с вами отправимся в сказку и называется она "Репка". Это русская народная сказка.
Воспитатель демонстрирует детям картину по сказке «Репка».
Воспитатель: Есть в деревне поворот, рядом частный огород, Двор и домик небольшой – здесь живет старик с семьей. Были там и ты, и я – что же это за семья? (ответы детей) Чтобы нам не маяться, расскажем, кто- чем занимается.
Инсценировка сказки «Репка»
Детям надевают атрибуты (шапка, платок, передник, шапочки «Собака», «Кошка», «Мышка». Далее дети исполняют свою роль под слова сказки, которую рассказывает воспитатель.
Воспитатель: Посадил Дед репку.
Выходит Никита (дед), сажает и поливает репку.
Воспитатель: Выросла репка большая- пребольшая. Стал Дед репку из земли тащить: тянет - потянет- вытянуть не может. Позвал Дед на помощь Бабку.
Выходит Даша (бабка), помогает деду.
Воспитатель: Бабка за Дедку, Дедка за репку: тянут- потянут- вытянуть не могут. Позвала Бабка Внучку.
Выходит София (внучка), помогает деду и бабе.
Воспитатель: Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку : тянут – потянут- вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку.
Выходит Дима (жучка) и помогает остальным.
Воспитатель: Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку: тянут- потянут – вытянуть не могут. Позвала Жучка Кошку.
Выходит Варвара (кошка) и помогает остальным.
Воспитатель: Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку , Бабка за Дедку, Дедка за репку: тянут- потянут- вытянуть не могут. Позвала Кошка Мышку. Выходит Костя (мышка) и все начинают тянуть.
Воспитатель: Мышка за Кошку, Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку: тянут- потянут- вытянули репку.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы помогли сказке ожить, выразительно ее рассказали, показывали.
Рисование мелками «Репка»
Воспитатель: А теперь давайте раскрасим репку на картинке.
Какого цвета мелок мы возьмем для того, чтобы разукрасить репку? Желтый мелок. А каким цветом закрасим листья - ботву? Зеленым.
Воспитатель: В правой руке мы держим карандаш, левой придерживаем листочек. Карандаш держим тремя пальчиками, зажимаем его большим и указательным пальцами и придерживаем средним. Разрисовываем репку, не выходя за контуры, большими и маленькими штрихами.
После окончания, воспитатель собирает все рисунки вместе.
Подведение итога (заключение)
Воспитатель: Смотрите какие у нас получились репки: красивые, сочные.
А еще какие? (ответы детей: желтые, круглые.)
Воспитатель: Молодцы.
Приложение 2
Конспект занятия по сказке «Теремок»
Оборудование: сказочный домик с большим окном, куклы для кукольного театра, Д/и «Разложи по возрастанию». Аудиозапись «Моцарт для малышей».
Цель: Продолжить знакомство с обитателями животного мира.
Задачи:
- Образовательная: продолжить знакомство детей с обитателями леса, закрепить знания детей о месте проживания.
- Развивающая: развивать связную речь, внимание, память, логическое мышление. Развивать умение обосновывать свои действия с картинками.
- Воспитательная: воспитывать доброжелательное отношение к обитателям леса.
Ход занятия
1. Орг. момент. Появление сказочника. | |
– Здравствуйте, дорогие ребята! |
|
2. Показ сказки. | |
Воспитатель показывает театрализацию сказки. | Просмотр сказки детьми. |
3. Физ. минутка. | |
«Строим дом». | Руки сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх. Правым большим пальцем ударяем по большому пальцу левой руки. |
Молоточки стучат, | Стучать кулачок о кулачок. |
Пусть мой домик кос и крив, | Сложить ладони, образовав «крышу». Посмотреть на домик со всех сторон. |
Ветер воет: «У-у-у! | Сильно подуть на домик. |
Но он крепкий домик мой, | Сблизить ладони, покачать соединёнными ладонями влево-вправо. |
Пусть неделю ветер воет – | Поднять «крышу» над головой. |
4. Беседа по сказке. | |
– Кто первый увидел теремок? | – Мышка. |
| |
Каждому из детей предлагается набор картинок – зверей жителей теремка. Звери изображены одной величины. Нужно разложить картинки по увеличению размера животных. | Дети раскладывают картинки, обосновывают их расположение. |
6. Логическое упражнение. | |
– Ребята, в сказке все звери жили дружно. А на самом деле могли в одном месте встретиться все герои этой сказки? Обоснуйте свой ответ. |
|
7. Словесная игра «Кто, где живёт?» | |
– Скажите, какой домик у мышки? | – Норка. |
8. Итог занятия. | |
Прощание со сказочником. |
|
Приложение 3.
Конспект занятия в 1-ой младшей группе
«Путешествие по русским народным сказкам»
Тема занятия: «Путешествие по русским народным сказкам»
Вид занятия: познавательное (итоговое)
Тип занятия: комбинированное
Задачи
- Учить детей узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т. е. по характерным признакам и действиям героев).
- Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.
- Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к народному творчеству.
Предварительная работа
- Изготовление панно по сказке «Колобок»
- Чтение русских народных сказок
- Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам
- Рисование по мотивам русской народной сказки «Репка»
- Обыгрывание сказки «Колобок», «Репка» с помощью настольного театра
- Разгадывание загадок
- Настольная игра «Сложи сказку», пазлы по сказкам, словесно – дидактическая игра «Кто тянул репку?», дидактическая игра по сказкам «Выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности»
Демонстрационный материал
- Волшебный клубочек
- Мольберт
- Панно по сказке «Колобок»
- Выставка рисунков по сказке «Репка»
- Дом старика и старухи по сказке «Репка»
- Маски – шапочки для детей
Индивидуальная работа
- Учить Никиту отвечать на поставленные педагогом вопросы:
- Учить Милену эмоционально выражать образ сказочного героя
- Учить Даниила, Кирилла, Алину преодолевать барьеры общения через вовлечение в драматизацию сказки
Активизация словаря: тянем – потянем, ощипал
Обогащение словаря: русские народные сказки, волшебный клубочек
Ход занятия
Вводная часть
Ведущий:
Рано – рано поутру,
Когда все крепко спали
Прямо под моим окном
Две синички щебетали
И они нам рассказали,
Чтобы все ребята знали,
Что сегодня в гости к нам,
Спешит сама Бабушка,
Бабушка - Забавушка.
Входит Бабушка – Забавушка:
Слышу, слышу про меня
Разговор ведёте.
Здравствуйте, детишки!
Здравствуйте, гости дорогие!
Как давно мы не видались
Осень кончилась, зима
И теперь я собралась
В гости к вам прийти сама.
Игра «Давайте познакомимся»
Бабушка – Забавушка: Ребята, я хочу с вами познакомиться. У меня есть волшебный клубочек. Он сегодня будет нам помогать.
(звучит спокойная музыка, дети стоят в кругу. Бабушка-Забавушка передаёт волшебный клубочек и называет своё имя, затем ребёнок передаёт дальше волшебный клубочек и называет своё имя и т. д. пока волшебный клубочек не вернётся к Бабушке-Забавушке.)
Бабушка – Забавушка: Вот мы с вами и познакомились. Кто помог нам познакомиться? (волшебный клубочек)
Основная часть
Бабушка – Забавушка: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие, волшебный клубочек нам покажет дорогу к русским народным сказкам. Эти сказки сочинил русский народ.
Бабушка – Забавушка: Волшебный клубочек привел нас в гости к первой сказке. Отгадайте сказку.
Отгадывание сказок разными способами
- Узнай сказку по загадке
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Отгадайте без подсказки,
Из какой ушёл, я сказки? ( Колобок)
Бабушка – Забавушка: Давайте споем песенку колобка и вспомним, с какими героями он встретился в лесу?
(Звучит музыка, дети с Бабушкой поют песенку и выкладывают на панно героев сказки)
- Узнай сказку по иллюстрации
Бабушка – Забавушка: А сейчас мы пришли в гости, здесь живет много русских народных сказок. Давайте отгадаем, какие это сказки.
(На столе оформлена выставка иллюстраций по сказкам «Репка», «Теремок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят».)
- Узнай сказку по отрывку
Бабушка – Забавушка: Теперь послушайте отрывок из знакомой вам русской народной сказки.
(Бабушка – Забавушка читает отрывок по сказке «Гуси – лебеди». Дети отгадывают.)
Физкультминутка
Пальчиковая игра «Гусь»
- Где ладошки? Тут? | Спрятать руки за спину. |
- Тут! - На ладошках пруд? - Пруд! | Протянуть руки вперёд ладонями вверх |
- Палец большой – это молодой гусь Указательный поймал, Средний гуся ощипал, Этот палец печь топил, Этот палец суп варил. | Поочерёдно загибать пальцы обеих рук. |
Полетел гусь в рот,
| Разжать кулаки, Поднять руки Вверх, |
А оттуда – в живот! | Встряхнуть кистями |
Вот! | Хлопнуть в ладоши. |
Заключительная часть
Бабушка – Забавушка: Поиграли, отдохнули и снова в путь. Интересно, какая сказка здесь живет?
(подходят к домику)
Входит Дед с Бабкой (ссорятся)
Б. Дед, а, Дед, помоги посадить репку.
Д. Да некогда мне Бабка, дрова надо колоть.
Бабушка – Забавушка: Ребята, давайте поможем Бабке и Деду! Как мы можем им помочь? Дорогие гости отдохните, а мы с ребятами покажем вам русскую народную сказку «Репка»
Драматизация сказки «Репка»
(Дети одевают маски – шапочки)
Б. и Д.(вместе): Спасибо, ребята. Вы нам очень помогли.
Вы ребята, просто чудо
Никогда вас не забудем.
Отличились вы на славу
А за это вам награда. (Книга сказок)
Бабушка – Забавушка: Волшебный клубочек не прощается, он будет жить с вами в группе и знакомить вас с новыми сказками.
Приложение 4
Конспект фольклорного занятия для детей младшего дошкольного возраста «В гости к бабушке Варварушке»
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы.
Задачи: продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, закреплять знания о домашних животных и птицах, обогащать активный запас детей, развивать связную и фразовую речь, развивать речевой слух, артикуляционный аппарат, создавать эмоциональное, радостное настроение, воспитывать интерес к устному, народному фольклору.
Ход занятия:
В грамзаписи звучит русская народная музыка. Воспитатель встречает детей.
Воспитатель: Здравствуйте, мои дорогие ребятишки, девчонки и мальчишки. Какая веселая музыка вас встречает! Так и хочется плясать!
Да здесь и платочки есть. Хотите с ними попляшем?
Дети: Хотим! (Исполняется танец с платочками) .
Воспитатель: Вот как славно все плясали!
Вы, ребятки, не устали?
Дети: Нет!
Воспитатель: А платочки устали, спать хотят. Давайте их укачаем.
(Исполняется песня "Ходит сон по хате. Дети кладут платочки на предплечья и качают, как куклу)
Дети поют: Ходит сон по хате
В сереньком халате,
А Сониха под окном-
В сарафане голубом.
Ты, платочек мой, усни,
Баю-бай, баю-бай.
Спи, платочек, засыпай.
Воспитатель: Уснули, пусть отдыхают. Положите их в корзиночку.
Звучит веселая музыка.
Воспитатель: Откуда это музыка звучит?
Дети: Из домика.
Воспитатель: Верно, из домика. Кто же там живет? (Дети подходят к домику)
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет? (в окошке появляется бабушка)
Бабушка: Здравствуйте, детушки-малолетушки,
Я бабушка-забавушка, люблю песни петь, плясать,
Играть и детишек забавлять.
Воспитатель: Ладушки, ладушки, выходи к нам, бабушка!
Ладушки, ладушки, попляши нам, бабушка!
Бабушка: Ладушки мои пришли. Много у меня внуков и для каждого найдется ласковое слово (обращается к детям)
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Димочка хороший,
Димочка пригожий!
Наша Сашенька в дому
Что оладушек в меду,
Красно солнышко в саду.
Не плачь, Егорушка, не плачь.
Куплю тебе калач.
Не плачь, не кричи.
Куплю тебе три.
У Андрюшки руки в бок,
Глазки в потолок.
Пошел за порог,
Упал поперек.
Котик в избушке
Печет ватрушки,
Тому, сему продает,
А Софочке так дает.
Бабушка: Кого приласкала, кого рассмешила. А теперь вы садитесь рядком, да поговорим ладком (дети садятся на лавочки).
Бабушка: Золотое яблочко по небу катается,
Всем, всем улыбается.
А улыбка-то- лучи,
Очень-очень горячи. Что это?
Дети: Солнышко!
Бабушка: Правильно. С ним поздороваться нужно. Вы умеете здороваться?
Дети: Здравствуй, солнышко-колоколнышко!
Дети поют: Смотрит солнышко в окошко (или другую)
Бабушка: Ребятушки, а какое солнышко? (теплое, ласковое, чистое, лучистое)
А кто хочет рассказать про солнышко?
1-й ребенок: Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко,
Солнышко, нарядись.
Красное, покажись.
2-й ребенок: Вот твои детки сидят на запечке.
Лепешки валяют, тебя поджидают.
Бабушка: Кто вместе с солнышком встает,
Громко песенки поет,
Деткам спать не дает?
Дети: Петушок!
Бабушка: Петушок. петушок,
Золотой гребешок,
Через лес за реку
Покричи: ку-ка-ре-ку!
Входит петушок.
Петушок: Идет, идет петушок
На бок гребешок,
Красная бородка,
Костяная головка.
3-й ребенок: Петушок рано встает,
И другим спать не дает.
На заборе сидит,
Больше всех кричит.
Петушок: Рано утром я встаю-
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку!
Громко песенку пою-
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку!
Шпоры есть и гребешок-
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку!
Вот какой я петушок!
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-реку!
Бабушка: Как у наших у ворот
Петух зернышки клюет,
К себе курочек зовет!
Вы хотите курочку позвать?
Дети: Да!
Бабушка: А как мы курочку ласково называем?
Дети: Рябушечка, тараторочка, пеструшечка.
Бабушка: А кто ее детки? (цыплятки)
А какие они? (маленькие, желтенькие)
А как она их зовет! (ко-ко-ко)
А как цыплята пищат? (пи-пи-пи)
А вы хотите быть цыплятами?
Дети:Хотим!
Бабушка: А Оленька у нас будет мама-курочка.
Курочка по сенечкам похаживала,
Деток-цыпляток уговаривала:
Курочка:Вы не бегайте, цыплятки, по дворику,
Не ищите вы зерна у заборика!
К забору гусак подбирается,
Цыпляток щипать собирается!
(Можно провести игру-потешку "Курочка-рябушечка")
Дети садятся на лавки. Бабушка загадывает загадку:
Мягкие лапки, а на лапках цап-царапки,
Молоко пьет, мяу-мяу поет.
Кто это?
Дети: Котик!
Бабушка: Правильно! У меня живет кот Васька. Ночью он мышей ловит, а днем на завалинке лежит, на солнышке греется и мурлычет. (Вносит кота).
Бабушка: Ребятушки, оказывается котик сегодня на мельнице был, давайте спросим, что он там делал.
Дети: Котик-коток, где ты был? -на мельнице!
Котик-коток, что ты там делал? -муку молол!
Котик-коток, что из муки пек? -прянички!
Котик-коток, с кем прянички ел? -один!
Не ешь один, не ешь один!
Бабушка: А нам кот Васька всем прянички принес (раздает угощение) .
Бабушка: Жил кот-колоброд,
Он развел огород,
Уродился огурец,
Потешкам, песенкам-конец (Под русскую народную музыку дети уходят) .
Приложение 5.
Конспект занятия в 1-й младшей группе "Курочка - рябушка"
Цель: Систематизировать представление детей о птицах ближайшего окружения.
Задачи: Формировать представления об особенностях частей тела, их характерных признаках. Обогащать сенсорный опыт детей, познакомить с новым материалом (пшено); развивать исследовательские умения, мелкую моторику пальцев. Учить соотносить цвет и форму предмета (круглые и желтые цыплята), отображать в продуктивной деятельности знакомые предметы. Формировать умение воспроизводить действия по показу взрослого.
Материал: Картинки с изображением петушка, курочки и цыплят; эмблемы к песенке "Вышла курочка гулять"; пшено, клейстер, на каждого ребенка лист с контуром цыпленка.
Ход занятия
Дети свободно стоят вокруг воспитателя.
- Дети, давайте поприветствуем наступивший новый день.
Пальчиковая игра "Утро настало".
Утро настало, солнышко встало (руки поднимаем вверх и растопыриваем пальцы)
Эй, братец, Федя, буди соседей! (руки перед собой, пальцы сжаты в кулак, первый палец смотрит вверх)
Вставай, Указка.
Вставай, Середка.
Вставай, Сиротка
Вставай, Малышка. (поочередное выполнение "колечек" с каждым пальчиком)
Привет, ладошки! (хлопок в ладошки)
- А кто вместе с солнышком встает и голосисто поет? (Петушок).
- Какой песенкой нас будит? (Дети звукоподражают)
- Расскажите, что у петушка есть. (Голова, ноги, крылья, гребешок, длинный хвост)
- А какая семья у петушка? (Курица и цыплята)
Показываю картинку "Семья Петушка".
- А чем кормят курочку и цыплят? (ответы детей)
Подвожу детей к столу, где стоят тарелочки с пшеном. Проводится массаж биологически активных точек: Покажем, как будем кормить курочку с цыплятами.
(Берем в щепотку крупу и высыпаем обратно в тарелочку, перетирая крупу между пальцами).
- Слышу, курочка закудахтала! О чем-то она сильно волнуется?
- Как курочка кудахчет? (звукоподражание детей).
- Ребята, знаете, она потеряла свих цыпляток.
- Как же ей помочь? (Ответы детей)
- Давайте сделаем своих цыпляток.
Аппликация "Цыпленок".
Воспитатель намазывает клеем приготовленные формы, дети посыпают пшеном. Воспитатель следит, чтобы форма была полностью закрыта зерном.
- Ну вот и курочка перестала волноваться, она обрадовалась!
- Каких мы ей сделали цыплят - кругленьких, пушистеньких, желтеньких!
- Из чего мы сделали цыплят? (Из пшена)
- Какого они цвета? (Желтого).
- А давайте мы еще курочке песенку споем,
Игра "Вышла курочка гулять" - инсценировка.
- Можно, я буду курочкой, а вы мои цыплятки? (Одеваем атрибуты к игре).
Вышла курочка гулять.
Свежей травки пощипать. (Дети ходят за воспитателем по комнате)
А за ней ребятки желтые цыплятки.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко! (Грозят пальцем)
Лапками гребите (Топают ногой)
Зернышки ищите!
Съели толстого жука
Земляного червяка. (Стучат пальцем об пол)
Выпили водицы
Полное корытце. (Дети наклоняются)
Игра продолжается по желанию детей. Роль курочки можно предложить ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклор, как средство воспитания детей раннего возраста
Презентация опыта работы....
Татарский фольклор как средство воспитания детей дошкольного возраста
Фольклор является величайшим достижением национальной культуры каждого народа. Народное творчество является важнейшим средством формирования личности ребенка и имеет многообразные воспитательные функц...
Татарский фольклор как средство воспитания детей раннего возраста
Материал представлен в виде презентации. В презентации представлен материал, который я использую в работе с детьми раннего возраста. Целью использования татарского фольклора в раннем возрасте является...
Фольклор как средство воспитания детей раннего возраста.
Фольклор как средство воспитания детей раннего возраста. Произведение фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развитию ребенка, они незаметно вводят м...
ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
В данной работе рассказывается о адаптации детей раннего возроста по средствам потешек, приговорок, попевок....
"Фольклор как средство воспитания детей раннего возраста"
Детский фольклор -это уникальное явление. Он очень разнообразен, обширен. Область устного народного поэтического творчества-это мир ярких, радостных, наполненный жизненной силой и красотой. Фольклор д...
Фольклор как средство адаптации детей раннего возраста
Адаптация — процесс привыкания организма на новые для него условия. В период адаптации к условиям детского сада очень часто отмечается регресс во всем развитии ребенка: в его речи, навыках, умения...