"Фольклор как средство воспитания детей раннего возраста"
методическая разработка

Замира Гасанага кызы Ахмедова

Детский фольклор -это уникальное явление. Он очень разнообразен, обширен. Область устного народного поэтического творчества-это мир ярких, радостных, наполненный жизненной силой и красотой. Фольклор для детей раннего возраста включает в себя песенки, потешки, пестушки, прибаутки, сказки, колыбельные.Ранний возраст - это период развития ребенка, формирования разнообразных знаний, умений, навыков и поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_kak_sredstvo_vospitaniya_detey_rannego_vozrasta.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                             «Фольклор как средство воспитания детей раннего возраста»

Фольклор - народное творчество, чаще всего именно устное; художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (придания, песни, частушки, анекдоты, сказки, поэзии, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно - прикладное искусство.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал потешки, песни, сказки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.

 Особую значимость приобретает фольклор в первые дни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими людьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку - воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.

Потешки — короткие игровые присловья, часть первых детских игр, в процессе которых ребенок осваивает простейшие движения и жесты. Слово в потешке ведет за собой жест, организует всю игру. Кроме того, потешки выводят ребенка за рамки его маленького привычного мира, воспитывают его в шутливой форме. Слушая, повторяя и запоминая рифмованные строки, он учится говорить, думать, общаться с окружающими, выражать свои эмоции.

Киска, киска, киска брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет

Через киску упадет!

Встань, малыш еще разок,

Сделай маленький шажок.

Топ - топ! Ходит мальчик наш с трудом,

Первый раз обходит дом!

Топ - топ.

Скачет зайка маленький

Около завалинки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка.

Большие ноги шли по дороге:

Топ - топ - топ. Топ - топ - топ.

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ - топ- топ. Топ - топ - топ.

Маша, Маша маленька,

Машенька удаленька.

Пройди, Маша, горенкой,

Топни, Маша, ноженькой.

Пестушки (от «пестовать» — нянчить, растить, воспитывать) — это короткие ритмичные приговоры, сопровождающие всевозможные занятия с младенцем в первые месяцы его жизни: пробуждение, умывание, одевание, обучение ходьбе. Для пестушек одинаково важны и содержание, и ритм. Они способствуют эмоциональному и физическому развитию ребенка, помогают ему двигаться и создают особое настроение.

Цыпа-цыпа-цыпочка,

Встанем мы на цыпочки!

Ручки вверх потянем,

Бо олыпе, вы-ыше станем!

Тянем, тянем ушки

Прямо до макушки —

По-тя-гуш-ки, по-тя-гуш-ки

* * *

Ква-ква-ква-квакушки,

В камышах лягушки!

Мы открыли глазки,

Мы потерли ушки —

По-тя-гуш-ки...

По-тя-гуш-ки...

По-тя-гуш-ки...

* * *

Котя моет глазки,

Котя моет ушки,

Котя выгнул спинку,

Котя — по-тя-гушки

* * *

Глазки смотрят,

Носик дышит,

Ушки милые

Всё слышат,

Ротик улыбается,

Ручки просыпаются.

И готовы ножки

Топать по дорожке!

С добрым у гром!!!

* * *

Чок-чок, на бочок,

Глазки, ротик — на крючок,

Коленочки к стеночке,

Мальчики и девочки,

Спать...

Спать...

Спать...

* * *

Спать, спать, почивать

Позовем к себе в кровать

Маленькую свинку —

На чистую простынку,

Квакалку-лягушку —

На чистую подушку,

А под одеялко

Кого позвать не жалко?

Кого позовем?

* * *

Ой, лады-лады-лады!

Принес заинька воды,

Дай нам, серенький, водицы,

Нашей деточке умыться!

Вот как умываемся!

Вот как улыбаемся!

* * *

Коровушка-буренушка,

Встает она до солнышка,

В гости к деточке идет,

Молочка с собой несет!

Скажет: «Пей веселей,

Подрастай поскорей!»

А мы пьем, пьем!

Да еще нальем!

* * *

Кушай, кушай, котик!

Открывай свой ротик:

Кашку и оладушки,

Да сыграй нам «Ладушки»

Ладушки, ладушки,

Вкусные оладушки!

* * *

Ходит котик с веничком,

Подметает семечки,

Подметает крошки

Да кладет в лукошко!

Угостит он птичек —

Голубей, синичек!

А ты крошки собери,

Тоже птичек покорми!

Колыбельные песни

Колыбельные песни появились давным-давно. Многие учёные предполагают, что подобие колыбельных было ещё у первобытных людей. Раньше такие песни выполняли защитную функцию, были чем-то наподобие оберегов для детей. Считалось, что мама должна была создать для ребёнка его собственную колыбельную, которая оберегала бы дитя на протяжении всей его жизни.

В древности предполагали, что произошедшее с ребёнком во сне не сбудется в жизни, именно поэтому по сей день в колыбельных часто встречаются пугающие персонажи. Но со временем эти песни утратили свой магический смысл.

Колыбельная призвана убаюкивать детей, поэтому в ней важно соблюдение определённого такта. Наши предки когда-то поняли, что при монотонном покачивании малыш лучше засыпает, так появились колыбельки и песни, которые стали напевать, чтобы ребёнок быстрее уснул.

Ночь на землю опустилась,

Ходит-бродит тишина,

Всех баюкает она:

«Баю-баю-баю-бай,

Спи, мой милый, засыпай!»

* * *

Баю-баю-баюшки,

Глазки спят у заюшки,

Глазки спят у кошечки

И у мышки-крошечки.

Добрый сон всех укачает,

Наша детка засыпает.

Баю-баюшки-баю,

Дочке песенку пою.

Как по лесенке с утра

Солнышко шагало,

День прошел, и за горой

Солнышко пропало,

Ночь взошла на лесенку,

Будет петь нам песенку.

Баю-баю-баю-бай,

Спи, дочурка, засыпай!

* * *

Ай, люшеньки, люшеньки,

Спать пора Андрюшеньке!

Ждет Андрюшеньку кроватка,

Чтобы спал сыночек сладко!

Баю-баю-баю-бай,

Спи спокойно, засыпай!

* * *

Баю-баюшки-баю,

Баю крошечку мою,

Баю ручки, баю ножки —

Отдохнут пускай немножко!

Натрудились, утомились,

А теперь легли в кровать.

Надо, надо засыпать!

* * *

Ай, люли, люли, люли!

Прилетели журавли

Из далеких дивных стран

Через море-океан!

Крылышками помахали,

Сказку детке рассказали,

Собрались в обратный путь,

А тебе пора уснуть!

* * *

Люли-люли-люли!

Прилетели гули,

На кроватку сели,

Детке песню спели,

Крылышками помахали,

Сказку рассказали.

Деточку качали,

«Спи, спи» ворковали!

* * *

Тише-тише-тишина!

Смотрит месяц из окна,

Звездочки мерцают,

Деточку качают:

«Баю-баю-баю-бай...

Наша детка, засыпай!»

* * *

Баю-баю-баю-бай,

Спи, мой милый, засыпай!

Я окошечко закрыла,

В гости сон я пригласила.

Сон пришел к нам и сидит,

А сыночек крепко спит!

* * *

Спи, мой маленький звоночек!

Пчелка спит, и спит цветочек,

Белка спит, и спят ежата,

Спят послушные ребята!

Всем, всем, всем спокойной ночи!

Спи, мой маленький звоночек

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эспериментирование с обьектами неживой природы как средство умственного воспитания детей раннего возраста.

«Эспериментирование с обьектами неживой природы как средство умственного воспитания детей раннего возраста». Природа мозга ребенка требует,Чтобы его ум воспитывалсяУ источника мысли – сред...

Дидактические игры как одно из средств сенсорного воспитания детей раннего возраста

Каждый вид дидактических материалов располагает разными образовательными и воспитательными возможностями и используется преимущественно для детей определенного возраста. Обучающая задача, поставленная...

Игра как средство нравственного воспитания детей раннего возраста

В сообщении рассказывается о создании условий для предметной игровой среды, санитарно – гигиенических требованиях к игрушкам, методах и приёмах при воспитании у детей бережного отношения к ним, о разн...

Татарский фольклор как средство воспитания детей раннего возраста

Материал представлен в виде презентации. В презентации представлен материал, который я использую в работе с детьми раннего возраста. Целью использования татарского фольклора в раннем возрасте является...

«Фольклор как средство воспитания детей раннего возраста»

Фольклор как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры...

Фольклор как средство воспитания детей раннего возраста.

Фольклор как средство воспитания детей раннего возраста. Произведение фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развитию ребенка, они незаметно вводят м...