План самообразования педагога
методическая разработка по теме

Каждый человек получает два воспитания: одно дают ему родители, передавая свой жизненный опыт, другое, более важное, он получает сам. Тел​ьман Э.

В деле воспитания процессу саморазвития должно быть отведено самое широкое место. Человечество всего успешнее развивалось только путём самообразования. Спенсер Г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_pedagoga.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования педагога

 ...Я чувствую себя вправе сказать:

Да здравствует самообразование во всех областях!..

Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами,

побуждаемые собственной страстью.

Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами.

К.И. Чуковский

Главная задача самообразования – это самостоятельное развитие и совершенствование личности.

Личность проявляется в единстве духовности и реальных отношений к миру. Культурно-образовательная характеристика идеального человека состоит в том, что он непрерывно обогащает себя знанием духовных богатств, умениями и навыками самосовершенствования. Всем этим и достигается гармония истины, добра и красоты, реализуется идеал развитого подготовленного к реальной жизни человека.

Достигается это в результате постоянной самостоятельной работы человека над литературой, в которой он находит примеры для подражания и саморазвития. Важно – умение ориентироваться в потоке информации: находить нужную информацию, быстро и правильно её оценивать, оперативно определять пути и условия использования полученных данных в теоретической или практической деятельности.

На основании выбранной темы педагог разрабатывает индивидуальный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

  • Титульный лист: название образовательного учреждения, адрес, рабочий телефон.
  • Творческая визитка педагога:

- фамилия, имя, отчество педагога;

- образование, специальность;

- стаж работы по специальности, категория;

- курсы повышения квалификации по специальности;

- профессионально-педагогическое кредо.

  • Научно-методическая и профессионально-педагогическая деятельность:

- название темы по самообразованию;

- цель, задачи;

- предполагаемый результат (подготовка доклада, выступление на заседании МО, планирование, описание опыта работы, оформление результатов в виде творческого отчёта и т.д.);

- этапы работы;

- сроки выполнения каждого этапа;

- действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой.

  • Оценка профессиональной деятельности:

- способ демонстрации результата проделанной работы;

- форма отчёта по проделанной работе.

По окончании работы над темой педагог пишет отчёт с анализом, выводами и рекомендациями.

При оформлении работы педагог учитывает:

 - творческий подход;

- степень обоснованности содержащегося материала;

-  глубину и практическую значимость материала;

- наличие выраженной авторской позиции при разработке материала;

- способ подачи материала.

 

Алгоритм

работы педагога над индивидуальной темой (проблемой)

1. Выбор темы (проблемы):

-   ознакомление с литературой;

-   ознакомление с нормативно-правовыми документами;

-   изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования.

2. Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников:

-   составление картотеки литературных источников;

-   выписки из литературных источников.

3. Уточнение темы и разработка проекта плана индивидуальной работы педагога:

-   обоснование выбора темы;

-   актуальность и новизна;

-   выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;

-   формулирование цели и задач работы;

-   разработка календарного плана индивидуальной работы.

4. Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности.

5. Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.

6. Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.

7. Литературное оформление работы, отчёт о полученных результатах перед коллегами.

Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулируемую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования. 

Тема самообразования определяется, исходя из:

-  методической темы, задач дошкольного учреждения;

-  затруднений педагогов;

- специфики их индивидуальных интересов.

Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 2-х до  4-х лет.

Целями самообразования могут быть:

- повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;

- изучение и внедрение новых педагогических технологий;

- изучение и внедрение новых форм, методов и приёмов обучения;

- совершенствование своих знаний в области педагогической психологии.

При этом цель должна звучать ёмко, отражать и уточнять тему самообразования.

Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.

 Самообразование включает в себя несколько этапов:

  • выбор направления и темы самообразования;
  • формулирование цели и задач самообразования;
  • определение круга источников информации;
  • выбор формы самообразования;
  • составление плана самообразования;
  • определение результата самообразования;
  • анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета;
  • отчёт.

Результаты  самообразования могут быть:

  • разработанные, изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии;
  • разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
  • разработка дидактических материалов, пособий, наглядности;
  • выработка методических рекомендаций по применению эффективных методов, приёмов, технологий обучения; 
  • создание комплектов методических разработок;
  • обобщение опыта по проблеме (теме).

Основными критериями оценки эффективности самообразования педагога являются:

  • эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательной деятельности, воспитанности и обученности дошкольников);
  • творческий рост педагога;
  • внедрение новых педагогических технологий в образовательную деятельность.

Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего качество образовательной деятельности и профессионально-квалификационный рост педагога.

Памятка по самообразованию в помощь педагогу

Возможная проблема

Пути решения

Не могу определиться с темой самообразования

Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов педагогической диагностики, наблюдений за детьми, анализа работы и др. Выделите ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать  устойчивые положительные результаты.

Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения  образовательной деятельности. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы.

При подборе литературы теряюсь в её изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

 

Подбор литературы:

- просмотр и обзор оглавления, введения, резюме даёт общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным;

- ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения конкретной выбранной литературы:

- начните с изучения традиционных методик по данной проблеме;

- включите современные взгляды на проблему;

- используйте опыт работы других педагогов 

При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.

Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд,  в собственной формулировке, используя  различные приёмы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.

Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.

Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается

Составьте план или схему полученных при изучении материалов.

Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации

Ответьте на вопросы:

Какие основные идеи изложены в пособии?

Что мне известно по данной теме?

Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми?

 

Всякое настоящее образование добывается только путём самообразования.

Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов.                                                                                                              Рубакин Н. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная форма индивидуального плана самообразования педагога ДОУ

Формами  самообразования педагогов являются индивидуальная и коллективная. Индивидуальная форма предполагает  самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня....

Индивидуальный план самообразования педагога Купцовой Елены Александровны.

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника.                                      ...

План самообразования педагога средней группы Маргун Ольги Анатольевны Тема: «Использование развивающих игр и игр- экспериментов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»

Тема: «Использование развивающих игр и игр- экспериментов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста» Цель: 1.     Изучен...

План самообразования педагога дополнительного образования

Примераная структура плана самообразования...

план самообразования педагога

план самообразования педагога...

План самообразования педагога-психолога

План саморазвития педагога-психолога МБДОУ ДС № 7 "Жар-птица"...

План самообразования педагога-психолога на тему: Профилактика профессионального выгорания педагогов

Цель: повысить уровень собственной компетентности в работе с педагогами по профилактике эмоционального выгорания. Задачи: 1. Проанализировать психологическую, методическую литературу по данной теме. И...